Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ".
ТЕХНИКА ОПРОСА ПАССАЖИРОВ Существует четыре типа вопросов, которые следует задавать в ходе опроса в определенном, методичном порядке (в отличие от неупорядоченных вопросов): 1. Уместный вопрос. (Уместный вопрос - это прямой вопрос, задаваемый с целью выявить психологическую реакцию и сопровождающие ее физические проявления.) Примеры: - "Везете ли Вы незадекларированные предметы?"; - "Везете ли Вы сумму, превышающую 10000 долларов?"; - "Есть ли у Вас какие-нибудь предметы, запрещенные к провозу?"; - "Есть ли у Вас наркотики?". Несколько партий наркотиков удалось захватить только потому, что при произнесении сотрудником таможни слова "наркотики" субъект тут же выдавал себя. Такое случается, безусловно, не каждый раз, но наблюдение за физической реакцией позволяет выявить многое. 2. Контрольный вопрос. (Контрольный вопрос преследует цель получения лживого ответа с тем, чтобы затем сравнить сходства и различия в реакции.) Примеры: - "Вам приходилось когда-нибудь лгать в беседе с официальными лицами?"; - "Вам случалось когда-нибудь давать ложные сведения в налоговой декларации?"; - "Совершали ли Вы когда-либо кражу?". Большинство в такой ситуации даст отрицательный ответ, что будет ложью, и их реакция даст вам точку для сравнения с ответами на уместные вопросы. 3. Симптоматичный вопрос. (Симптоматичный вопрос используется, чтобы установить, вызывает ли стрессовую реакцию у лица разговор на постороннюю тему.) Примеры: - "У вас все в порядке?"; - "Вы плохо/хорошо себя чувствуете?"; - "Вы боитесь, что я Вас о чем-то спрошу?". Сравнение ответов на уместные вопросы, относящиеся к потенциальному нарушению правил провоза товаров, может привести к раскрытию нелегального провоза валюты или наркотиков, если окажется, что пассажир реагирует слишком сильно. 4. Нейтральный вопрос: нейтральный вопрос должен быть действительно совершенно нейтральным. Такие вопросы должны задаваться в ходе всего опроса и призваны затенить уместные вопросы с тем, чтобы они не так выделялись. Это позволяет организму вернуться к норме (гомеостазу) и дает возможность получить ряд проверяемых результатов. Если при упоминании "наркотики" у опрашиваемого побежали по телу мурашки, рекомендуется задать пару нейтральных вопросов, прежде чем вернуться к уместным вопросам. Примеры: - "Поездка была приятной?"; - "Вам понравился Хельсинки (Выборг)?". Естественно, взволнованный ответ на этот вопрос может оказаться симптоматичным; в этом случае Вы должны прощупать другие области или нейтрализовать ситуацию, проявив понимание. Вопросы типа: - "Где Вы покупали билет?"; - "Когда Вы получали паспорт?"; - "Назовите дату Вашего рождения" - являются нейтральными в случае, когда подозревается нарушение правил провоза товаров, и уместными, когда речь идет о возможном провозе наркотиков, поскольку контрабандист может не знать правильных ответов, если документы подделанные. Вопросы должны задаваться по определенной системе для получения сравнительных физических и поведенческих реакций. Повторите один и тот же вопрос в разные моменты опроса для сравнения положительной реакции. Никогда не ищите какой-то один ключевой элемент, всегда ищите комплекс признаков обмана. Двумя важнейшими органами восприятия являются зрение и слух. Смотрите на человека. Слушайте его. Во время опроса доверяйте своим ощущениям и интуиции, будьте наблюдательным. Слушайте не только, что человек говорит, но и как он говорит. Если на вопрос: "Есть ли у Вас гашиш?" - человек отвечает: "Нет", но при этом не может унять дрожь головы, Вы рискуете пропустить ключевой элемент, если в это время роетесь у него в чемодане. Используйте восприятие запахов (некоторые утверждают, что способны "унюхать" страх). Относитесь с осторожностью к "маскировке" - преувеличенным, не относящимся к делу ответам, излишней улыбчивости, проявлениям фамильярности, готовности к непрошеному сотрудничеству. Помните: лжецы, как правило, прирожденные "артисты", обманщики, умеющие "заговаривать зубы". Они постараются спрятаться за "дымовой завесой" отвлекающих маневров, в числе которых возмущение, уверения, заигрывание или юмор. Они попытаются расположить Вас в свою пользу замечаниями типа: - "Надеюсь, вы не думаете, что я контрабандист?"; - "Это ведь все не серьезно, да?"; На Вас также будут пытаться влиять путем использования следующих слов и выражений: - "честное слово!"; - "чистосердечно"; - "поверьте мне!"; - "по правде говоря, я..."; - "откровенно говоря, я..."; - "клянусь!"; - "чтоб мне не сойти с этого места!"; - "зачем я вам буду врать?"; - "насколько я знаю..." и т.д. Все это - попытки оказать воздействие на Вашу оценку. Не позволяйте завладеть инициативой в опросе или увести его в сторону. Вы - сотрудник таможни. Вам надлежит контролировать положение, а не пускать его на самотек. Правильное распознавание сигналов жестикуляции и мимики Обычно люди непроизвольно реагируют на стрессовые или напряженные ситуации, однако часто профессиональные контрабандисты умеют быстро замаскировать или скрыть такие реакции. Если за ними нет пристального наблюдения, можно упустить из вида эти реакции, и тогда может остаться несформированным первоначальное, часто критическое подозрение в том, что пассажир - контрабандист. Распознание этих признаков стресса у многих должностных лиц происходит интуитивно, но их можно определить, изучить и использовать как средство в работе всех сотрудников правоохранительных органов. Успешное использование признаков обусловлено тремя важными взаимосвязанными факторами: знание признаков, наблюдательность и умение затем распознавать замеченные признаки. Во многих случаях разоблачение контрабандистов было результатом разоблачения таких "поведенческих" признаков. Это подтверждает важность наблюдения за пассажиром на всех стадиях досмотра и умения распознавать замеченные признаки. Пассажир должен быть под постоянным наблюдением, когда задают вопросы и когда он на них отвечает. Также во время досмотра багажа или других личных вещей частое обращение взгляда на него может подловить реакции или поведение, подсказывающие, что человек находится под стрессом. Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся исходные и углубленные признаки, на которые стоит обращать внимание на всех стадиях досмотра. Исходные признаки 1. Общее. Есть ли у субъекта явные осложнения со зрением, слухом, координацией или рефлексами? (Это может указывать на то, что субъект находится под влиянием наркотических средств или на наличие утечки во внутреннем или внешнем тайнике.) 2. Внешность. Неуместность костюма субъекта, например, слишком тяжелая одежда большого размера, выпирающие части, длинные рукава при теплой погоде. Солнцезащитные очки, которые субъект не снимает в помещении (и не снимает во время опроса). Заметная неопрятность и нечистоплотность субъекта. Видимая неестественность походки субъекта (возможно, из-за нательного или внутреннего тайника). 3. Поведение. Неопределенность, уклончивость, видимый дискомфорт субъекта при ответах на прямые вопросы, например, о заявленном роде деятельности. Проявление со стороны субъекта экстремального поведения, как то: - чрезмерная улыбчивость/дружелюбие; - чрезмерное непрошеное содействие; - чрезмерное негодование; - чрезмерное заострение внимания на пустяках. Попытки субъекта оказать влияние на мнение должностного лица употреблением таких удобоприятных слов и фраз, как: - "честное слово"; - "по правде говоря"; - "я бы не стал Вам врать"; - "насколько мне известно" и т.д. Субъект кивает, когда говорит "нет" и наоборот (это может быть почти неуловимым). Субъект декларирует товар, не подлежащий декларации (попытка избежать отбора для более тщательного досмотра). Субъект проявляет медлительность в приближении к контролю. Углубленные признаки 1. Общее поведение. Субъект жалуется на плохое самочувствие, просит об оказании медицинской помощи (возможная уловка, чтобы отвлечь или ускорить досмотр; может также указывать на утечку в тайнике). Поведение субъекта меняется во время досмотра, например: - от спокойного к нервному; - от проявления ответной реакции к отсутствию таковой; - от конкретного к неопределенному; - от безмятежного к разгневанному и т.д. Попытка субъекта каким-то образом отвлечь сотрудника, производящего досмотр, например: - болтая без умолку; - задавая слишком много вопросов; - роняя предметы и т.д. Субъект демонстрирует "избирательную" потерю памяти. Субъект пытается изменить декларацию или свою историю во время досмотра. Субъект пытается преувеличить важность своей заявленной профессии, положения, рода деятельности или ложно причислить себя к респектабельной профессии. Субъект пытается приуменьшить значимость досмотра, употребляя такие слова и фразы, как: - "смотрите где угодно"; - "мне нечего скрывать"; - "Вы меня долго не задержите?"; - "Вы что это, серьезно?"; - "Зачем мне обманывать Вас?"; - "Вы что, в самом деле думаете, я попытаюсь провести контрабанду?". 2. Визуальные подсказки. Внимательно наблюдайте за субъектом на предмет наличия следующих признаков: В области головы/лица: - причесывает/приглаживает волосы (самоуспокаивающий жест); - краснеет/заливается румянцем; - белеет/бледнеет (более многозначительно); - поднимает брови; - хмурит брови/испуг; - отводит глаза, избегает смотреть в глаза (особенно во время вопросов по существу); - взгляд бегает, не останавливается на месте; - уклончивый взгляд, направленный в пол; - чрезмерное моргание; - расширение зрачков (если оно происходит во время опроса, то указывает на стресс, а если наблюдается вообще, может свидетельствовать о злоупотреблении наркотиками); - закрывает глаза или щурится; - вытаращенные глаза; - укрывает глаза; - трет/трогает нос (убедительный признак лжи, если это действие производится во время разговора); - поглаживание, подкручивание, причесывание усов/бороды; - дергает/закрывает уши (не нравится то, что говорят); - похлопывает себе по щеке (самоуспокаивающий жест); - зевает (чрезмерное или повторное зевание - убедительный признак лжи); - облизывает, кусает, жует губы; - напрягает губы; - кривит рот; - улыбается не вовремя, слишком часто, слишком долго; - прикрывает рот руками, держит руки близко ко рту, особенно во время разговора (показатель того, что боится сказать правду); - закрывает руками область горла (реакция страха); - часто или чрезмерно сглатывает (следите за резкими движениями кадыка - это реакция на напряженную ситуацию); - пульсация сонной артерии на шее; - опущенная голова со втянутым подбородком (уход от угрожающей ситуации). Кисти рук/руки: - гусиная кожа; - волосы стоят (руки и загривок особо показательные зоны); - занимается ногтями; - беспокойные руки; - сжатые руки; - теребит украшения или одежду (указывает на напряжение); - потирает руки или пальцы; - вытирает руки (Леди Макбет); - похлопывает/разглаживает/поглаживает/массирует какую-то часть тела (самоуспокаивающий жест); - повторно почесывается; - подергивает какую-то часть одежды или тела; - прячет руки, указывает в сторону (попытка отвлечь внимание от себя); - постоянно снимает пылинки; - руки не остаются в покое; - скрещивает руки на груди (возведение барьера); - фиксируется на каком-либо предмете, облокачивается, хватает, держит портфель, стул, стойку досмотра, тележку, дверь автомобиля и т.д. Тело: - общая оцепенелость или неподвижность тела (может быть вызвана страхом или пакетом на теле); - преувеличенные движения; - общая беспокойность; - постукивает ногой/шаркает; - нетерпеливо переминается с ноги на ногу; - сгибает/разгибает колени; - постоянно закидывает ногу за ногу; - держит руки в области паха (защитный/успокаивающий жест); - тело повернуто в сторону (желание прекратить контакт); - неконтролируемый метеоризм. 3. Слуховые подсказки. Внимательно слушайте субъекта, обращая внимание на следующее: - неспособность отвечать; - нежелание отвечать; - делает паузу перед тем, как ответить; - отвечает вопросом на вопрос; - повторяет вопрос или просит, чтобы вопрос повторили; - постоянно просит пояснить вопрос; - отвечает слишком медленно или слишком запутанно; - маскирует суть лишней, не относящейся к делу информацией и/или преувеличенными заявлениями; - дрожащий голос, заикание; - голос прерывается; - нерешительность речи; - пощелкивание языком; - глубокие вздохи; - повторное откашливание; - зевота (очень важный признак); - скрипит зубами; - меняется тон или тембр голоса: более высокий тембр указывает на стресс/напряжение, более резкий тон указывает на страх, более мягкий тон может быть попыткой усыпить бдительность и обмануть изменение громкости: а) более громкий голос указывает на стресс/напряжение; б) более тихий указывает на страх; - меняется скорость речи: а) быстрая речь означает желание прекратить контакт; б) медленная речь может указать на то, что субъект лжет, приукрашивание ранее данных ответов. |
Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ".