Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА)".
Основные направления научных исследований в области железнодорожного транспорта Направлениями научных исследований в области железнодорожного транспорта, реализация которых помимо прочих источников предусматривает финансирование за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги", являются: разработка комплекса технических регламентов, содержащих требования по обеспечению безопасности и охране окружающей среды к объектам технического регулирования на железнодорожном транспорте; разработка нормативно-методологической базы для расчетов параметров эксплуатационной готовности, прочности, безопасности и ресурса подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта; разработка новых технических требований на серийно поставляемую продукцию и нормативной базы для взаимодействия с поставщиками на основе принципов менеджмента качества. Для обеспечения развития инфраструктуры железнодорожного транспорта предусмотрены: разработка математической модели развития инфраструктуры железнодорожного транспорта; создание нормативной базы содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; разработка комплексных решений реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта для пропуска поездов с осевыми нагрузками до 30 тонно-сил на полигонах обращения тяжеловесных поездов; применение малообслуживаемых конструкций инфраструктуры железнодорожного транспорта, оборудования железнодорожной автоматики, связи и системы электроснабжения; сокращение удельных затрат на обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта на 25 - 30 процентов; увеличение наработки систем инфраструктуры железнодорожного транспорта на 30 - 40 процентов. Целевые параметры системы управления движением поездов и обеспечения безопасности предусматривают: управление движением на основе спутниковых технологий и автоматической идентификации подвижного состава; создание автоматизированных центров управления и расширение функций диспетчерской централизации (линии скоростного и высокоскоростного движения); внедрение компьютерных систем управления на станциях в увязке с цифровым радиоканалом; внедрение систем интервального регулирования движения поездов без светофоров с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала; внедрение комплексных компьютерных систем на сортировочных станциях, включая автоматическое управление локомотивами; внедрение комплексных устройств диагностики на границах маршрутов; создание специальных центров приема и обработки информации со спутников о состоянии инфраструктуры для основных направлений (контроль основных направлений на участках с пассажирским движением); обеспечение соответствия систем управления и систем обеспечения безопасности международным стандартам. Для обеспечения высокоскоростного движения предусмотрено создание системы технического обслуживания скоростной и высокоскоростной инфраструктуры и подвижного состава. Целевые параметры внедрения транспортной логистики предусматривают: переход от информационных к информационно-управляющим технологиям работы на всех участках основных направлений; внедрение на пограничных переходах и в морских портах новых технологий обработки перевозочных документов; внедрение системы автоматического учета эксплуатационной работы; внедрение оптимизирующих автоматизированных систем управления перевозками на основе процессной производственно-экономической модели эксплуатационной деятельности. В период до 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Для этого предусмотрены: разработка технических требований на новые типы подвижного состава с минимизацией затрат за жизненный цикл эксплуатации; формирование нормативно-методической и статистической базы для управления жизненным циклом технических средств; увеличение скоростей движения; улучшение взаимодействия в системе "колесо-рельс". Направлениями, реализация которых предусматривает финансирование преимущественно за счет средств инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (приобретение), являются: использование контактной подвески КС-160 для тяжеловесного движения; внедрение стандарта связи GSM-R; применение на узловых станциях системы широкополосной цифровой связи; использование конструкций из композитных материалов и конечных продуктов нанотехнологий. Целевые параметры системы управления движением поездов и обеспечения безопасности предусматривают: использование системы мониторинга и телеуправления напольными устройствами железнодорожной автоматики; внедрение рельсовых цепей тональной частоты с цифровой обработкой информации; внедрение специальных подвижных средств для автоматизации контроля инфраструктуры; внедрение цифровых систем связи на линиях первой и второй категории, а также спутниковых систем на малодеятельных линиях. Для обеспечения высокоскоростного движения предусмотрен ввод в эксплуатацию высокоскоростных электропоездов и инфраструктуры для скоростей движения до 250 км/ч и до 350 км/ч. Целевые параметры внедрения транспортной логистики предусматривают: создание сети логистических центров и модернизацию терминальной инфраструктуры, организацию на их базе эффективного взаимодействия с другими видами транспорта; внедрение технологий дистанционного автоматического контроля несъемных устройств микроэлектронного пломбирования вагонов и контейнеров; консолидацию вычислительных ресурсов; внедрение технологий взаимодействия с клиентами через сеть Интернет; реализацию логистических схем доставки груза с доведением своевременных доставок до 97 процентов; повышение доли транзитных перевозок грузов за счет качества транспортного обслуживания; использование современных материалов и конструкций; модернизацию подвижного состава с продлением эксплуатационного ресурса и улучшением технико-экономических характеристик. Направлениями, реализация которых предусматривает финансирование преимущественно за счет средств производителей железнодорожной техники (стадия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), являются: разработка новых типов и образцов подвижного состава и элементов инфраструктуры, обеспечивающих повышение надежности и безопасности эксплуатации и соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация (правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций и другие); разработка принципиально новых комплексных систем диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры и подвижного состава, использование высокоточных систем моделирования элементов инфраструктуры и подвижного состава. Для обеспечения развития инфраструктуры железнодорожного транспорта предусмотрены: разработка рельсовых скреплений для организации высокоскоростного и тяжеловесного движения; разработка щебнеочистительных машин повышенной производительности; создание систем комплексной диагностики инфраструктуры на скоростях до 200 км/час; создание систем автоматизированной диагностики тяговых подстанций; создание необслуживаемых технических комплексов с автоматической оценкой предотказного состояния; применение бейнитных сталей в производстве рельсов с ресурсом до 2 млрд. тонно-км брутто; применение аморфных сталей в конструкции тяговых подстанций и тяговых электродвигателей. Целевые параметры системы управления движением поездов и обеспечения безопасности предусматривают создание "интеллектуального" поезда со встроенной системой автоведения и самодиагностики. Целевые параметры внедрения транспортной логистики предусматривают внедрение системы позиционирования и автоматизированного контроля сохранности грузов в пути следования. В период до 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Для этого предусмотрены: увеличение нагрузки на ось; снижение веса тары грузового вагона; применение асинхронного тягового привода. В конструкцию новых локомотивов закладываются следующие целевые параметры: осевые нагрузки 27 - 30 тонно-сил; сокращение удельного расхода топлива и электроэнергии на тягу поездов на 10 - 15 процентов; увеличение наработки локомотива на отказ на 30 - 40 процентов; система управления распределенной тягой по радиоканалу; единая блочная система управления и бортовой диагностики; ресурс бандажей не менее 1 млн. км; применение асинхронного тягового привода в мультисистемных пассажирских электровозах; мощность магистральных газотепловозов и газотурбинных локомотивов до 10000 кВт; применение тяговых электродвигателей на постоянных магнитах; возможность применения на локомотиве нескольких источников энергии. Целевые параметры грузовых вагонов включают: осевые нагрузки 27 - 30 тонно-сил; скорости до 140 км/час; применение платформ с раздвижными колесными парами для контрейлерных перевозок; снижение тары грузового вагона на 25 процентов; создание специализированных вагонов для маршрутных поездов с нагрузками 27 - 30 тонно-сил/ось и 8,5 - 9,5 т/м; увеличение наработки грузового вагона на отказ на 30 - 40 процентов; создание платформы для скоростной перевозки контейнеров; ресурс бандажей не менее 600 тыс. км; использование вагонов с кузовом из алюминиевых сплавов. Целевые параметры пассажирского подвижного состава включают: строительство двухэтажных вагонов; производство кузовов вагонов с использованием композитных материалов; создание межрегионального электропоезда, рассчитанного на скорость до 160 км/час, с асинхронным тяговым приводом; применение тележек с раздвижными колесными парами; производство скоростных и высокоскоростных поездов; производство транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для пассажиров-инвалидов. Направлениями, реализация которых предусматривает финансирование преимущественно за счет средств федерального бюджета, являются: создание системы формирования и контроля нормативных требований к транспортным средствам и оборудованию, которые разрабатываются, производятся или импортируются в Российскую Федерацию, а также применение метрической системы мер; разработка и введение в действие комплекса специальных стандартов (нормативная база систем добровольной сертификации) для объектов транспортной отрасли, не подпадающих под действие основных технических регламентов. В период до 2030 года будет организовано производство подвижного состава нового поколения. Для этого предусмотрены: применение альтернативных источников энергии для локомотивов и специального самоходного подвижного состава, стационарной энергетики; прикладные и фундаментальные исследования в области железнодорожного транспорта. При внедрении инноваций будут учитываться национальные интересы и необходимость недопущения научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников. Направления, реализация которых предусматривает смешанное финансирование за счет средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги", производителей железнодорожной техники и средств федерального бюджета, включают в себя организацию высокоскоростного движения на выделенных направлениях со скоростью 300 - 350 км/ч и освоение отечественного производства основных элементов инфраструктуры и подвижного состава. Целевые параметры внедрения транспортной логистики предусматривают организацию смешанных пригородно-городских пассажирских перевозок в крупных транспортных узлах. С учетом ограничений основной деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" работы по созданию нового подвижного состава и инфраструктуры, а также прикладные и фундаментальные исследования в области железнодорожного транспорта должны выполняться преимущественно за счет средств производителей новой техники и средств федерального бюджета. В долгосрочной перспективе финансирование инновационных разработок для российского железнодорожного транспорта должно осуществляться производителями железнодорожной техники по техническим заданиям и под гарантию долгосрочного заказа со стороны транспортных компаний. При этом затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны пропорционально распределяться на серийно выпускаемую продукцию. |
Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА)".