СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.06.08 877-Р

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Развитие международных транспортных коридоров.
               Реализация железнодорожного транзитного
                   потенциала Российской Федерации

     Одним   из   приоритетных   направлений   транспортной   политики
Российской  Федерации  является  создание  эффективных,  безопасных  и
надежных наземных международных транспортных коридоров, обеспечивающих
устойчивый  экономический  рост  и  потребности  общества  в перевозке
пассажиров,  движении товаров и услуг, повышение конкурентоспособности
транспортной системы страны.
     Эффективность  развития  международных  транспортных коридоров, в
том  числе  окупаемость  капиталовложений,  обеспечивается соблюдением
следующих принципов:
     сбалансированное   развитие   отдельных   участков  международных
транспортных  коридоров, включая совместимость технических стандартов,
отсутствие   "узких   мест"   по  пропускным  способностям  (с  учетом
обеспечения местной перевозочной работы);
     проведение   согласованной   тарифной   политики  и  обоснованное
снижение транспортных затрат;
     концентрация  ресурсов  на  наиболее  эффективных  направлениях с
устранением  по возможности деструктивной конкуренции между отдельными
международными транспортными коридорами за одинаковую грузовую базу;
     приоритетное      использование     существующей     транспортной
инфраструктуры;
     повышение уровня  транспортного  обслуживания  за  счет  развития
транспортно - логистической и информационной инфраструктуры  перевозок
вдоль трассы международных транспортных коридоров.
     Для  повышения  конкурентоспособности российских железных дорог в
системе  международных  транспортных  коридоров  необходимо  развивать
следующие направления:
     внедрение   современных   технологий  организации  интермодальных
перевозок, в частности контейнерных блок-поездов;
     совершенствование режима транзитных перевозок грузов и пассажиров
на основе международных договоров;
     внедрение  систем и устройств для повышения безопасности движения
транспортных   средств,   совершенствование  технологий  перевозочного
процесса  с  целью  сокращения сроков доставки грузов и обеспечения их
сохранности;
     увеличение  пропускных  и  провозных  способностей  магистральных
линий российских железных дорог, соответствующих основным направлениям
международных перевозок;
     устранение   "узких   мест"   на   существующей   железнодорожной
инфраструктуре   и   внедрение  автоматизированных  систем  управления
перевозочным  процессом,  позволяющих  повысить  скорость  и  качество
перевозки;
     увеличение  мощностей  и совершенствование технического оснащения
таможенных пропускных пунктов;
     приведение   российских  нормативных  правовых  актов  в  области
транспорта в соответствие с международными законами и актами;
     совершенствование     технологии     и    процедур    таможенного
декларирования,  а  также  создание специальных таможенных режимов для
транзитных грузов;
     разработка    и    внедрение    в    железнодорожных   перевозках
унифицированных    форм    товаросопроводительной    документации   по
международным стандартам;
     информатизация перевозок по международным транспортным коридорам,
включая    информационную   поддержку   грузоотправителей,   внедрение
электронного документооборота и электронной подписи;
     активизация маркетинговой деятельности и развитие агентской сети;
     создание  сети  информационно-логистических  центров  и  развитие
инфраструктуры интермодальных перевозок;
     совершенствование  тарифной  политики  в  области  внешнеторговых
перевозок в направлении повышения ее гибкости и формирования "сквозных
тарифных ставок";
     разработка   и   внедрение  на  сети  российских  железных  дорог
современного  высокопроизводительного  подвижного состава, в частности
фитинговых платформ повышенной вместимости;
     активное   сотрудничество  с  зарубежными  железными  дорогами  и
транспортными   компаниями   по  развитию  перевозок  на  направлениях
отдельных  международных  транспортных  коридоров,  в  том числе путем
создания совместных предприятий;
     участие  в  работе  Организации  сотрудничества  железных  дорог,
Комитета  по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии
ООН, Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана,
Международного  союза  железных дорог, Совета по транспортной политике
при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества;
     развитие партнерства со странами пространства 1520.
     Учитывая  ключевую роль железнодорожного транспорта для перевозки
грузов   по   международным   транспортным   коридорам,  целесообразно
расширить   возможности   интеграции   и  обеспечить  сбалансированное
развитие  отдельных  звеньев  цепи  международной  перевозки. Наиболее
эффективным  решением  данных  задач  является  вхождение  организаций
железнодорожного транспорта в управление крупнейшими морскими портами,
паромами,   сухопутными   терминалами   и  объектами  железнодорожного
транспорта  на  территории  других  государств, позволяющее обеспечить
эффективность   и   сбалансированность   ценовой   политики,  а  также
согласованное планирование и диспетчеризацию процесса перевозки.
     Для  реализации преимуществ международных транспортных коридоров,
проходящих по территории Российской Федерации, будет создана логистико
-   провайдерская   сеть,   обеспечивающая   "сквозной"   сервис    по
транспортировке  грузов  на рынке евро-азиатских перевозок,  что будет
способствовать:
     ускорению  товародвижения  между Европой, Россией, странами СНГ и
Азиатско-Тихоокеанского   региона  в  результате  применения  сквозных
логистических технологий;
     повышению    привлекательности    евро-азиатских   перевозок   по
международным   транспортным   коридорам,   проходящим  по  территории
Российской Федерации;
     динамичному  развитию  интермодальных  перевозок и освоению новых
географических сегментов рынка;
     увеличению   рабочих   мест   в  регионах,  прилегающих  к  новым
маршрутам,  в  частности  за  счет  строительства  новых  терминальных
мощностей.
     Борьба  за  привлечение  транзитных  грузов  становится важнейшим
фактором  международного позиционирования государств, так как транзит,
по  своей сути, является экспортом транспортных услуг, предоставляемых
национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику.
     Объемы    транзитных    железнодорожных   перевозок   во   многом
определяются    масштабами   евро-азиатской,   а   в   перспективе   -
межконтинентальной торговли. Применительно к современной международной
торговле  ключевыми  факторами в выборе схемы доставки товара являются
следующие:
     суммарная величина расходов на транспортировку;
     продолжительность времени перевозки груза;
     гарантированность сроков доставки;
     надежность и безопасность транспортировки товара;
     сезонность и зависимость от погодных условий.
     Транссибирская  железнодорожная  магистраль  становится  ключевым
звеном  системы  российских  железных дорог в обеспечении транспортных
связей   между   Европой   и   Азией,  имеющим  большие  потенциальные
возможности.
     Продолжится  работа  по  развитию  Транссибирской железнодорожной
магистрали.  В  последние годы на этой магистрали значительно повышены
качество  транспортного обслуживания и сохранность перевозимых грузов.
Упрощены  процедуры  таможенного  оформления  грузов,  осуществлен ряд
других  мероприятий, облегчающих процедуру пересечения границы. Введен
упрощенный  порядок  декларирования  перевозимых грузов в контейнерах,
что  позволило  сократить простой контейнеров на границе с 3 - 5 суток
до  нескольких  часов. Применяемые информационные технологии позволяют
осуществлять  полный  контроль за продвижением вагонов и контейнеров в
реальном времени.
     Ускоренные  контейнерные  поезда  позволяют доставлять груз через
всю  Россию от Тихого океана до западных границ за 11 дней, то есть со
скоростью  свыше  1000 километров в сутки. Данная технология позволяет
не   только   существенно   сократить  время  доставки  грузов,  но  и
осуществлять  доставку  фиксированными  партиями регулярно и строго по
расписанию.
     Возможный  объем  контейнерных  грузов  евро-азиатской  торговли,
который   можно   привлечь   с   морского   маршрута  на  транспортные
коммуникации  России,  в частности по коридору "Запад - Восток", можно
оценить на сегодняшний день в размере 250 - 450 тыс. ДФЭ <*>.
--------------------------------
     <*>  Единица  измерения,  равная  объему, занимаемому стандартным
20-футовым контейнером.

     Наиболее  перспективными для привлечения к перевозкам по коридору
"Запад  - Восток" являются объемы торговли Республики Корея, Японии, а
также северных и северо-восточных районов Китая со странами Европы.
     Плодотворным   может   стать  сотрудничество  с  Казахстаном  для
привлечения   объемов  торговли  между  западными  регионами  Китая  и
европейскими странами, используя ответвление коридора "Восток - Запад"
через Карталы - Астана - Достык.
     Развитие  транзитных  перевозок  по  коридору "Восток - Запад" во
многом  зависит  от  реализации  проекта восстановления Транскорейской
магистрали  с  выходом  на  Транссибирскую железнодорожную магистраль.
Данный  проект  позволит  обеспечить  прямое железнодорожное сообщение
между  странами  Европы  с  Республикой  Корея  и значительно повысить
привлекательность железнодорожной перевозки южнокорейских контейнерных
грузов за счет исключения "морского плеча" (Пусан - Владивосток).
     Несмотря  на  увеличение  объемов транзита остается ряд системных
проблем, требующих скорейшего решения. К ним относятся:
     неготовность   большинства   транспортных  компаний  предоставить
"сквозную" услугу высокого качества и со "сквозным" тарифом;
     технологические  и  таможенные проблемы, связанные с организацией
транзитного контейнеропотока;
     неготовность  грузоотправителей  к  изменению  хорошо  отлаженных
логистических схем перевозки с участием морского транспорта;
     отсутствие эффективной системы государственной поддержки развития
транзита;
     формирование    альтернативных    интермодальных    маршрутов   с
применением  железнодорожного  транспорта  других стран, которые могут
создать активную конкуренцию российским транзитным маршрутам.
     Развитие   транзитных   перевозок   напрямую  зависит  от  уровня
внедрения    логистических    технологий.   Логистическое   управление
международными   перевозками  грузов  и  их  экспедирование  позволяет
получить  комплексный эффект, обеспечивая взаимодействие пользователей
транспортных услуг, перевозчиков и государственных органов.
     Естественным    продолжением    Транссибирской    железнодорожной
магистрали  является  Международный  транспортный коридор N 2, который
связывает  Россию  со странами Европы. В целях расширения транспортных
связей  с  этими  странами, создания более привлекательных условий для
пассажиров,   повышения   комфортности   и  безопасности  пассажирских
перевозок  и  сокращения времени в пути предусматривается создание (по
максимальному варианту) в рамках международного транспортного коридора
N  2  высокоскоростной  железнодорожной магистрали Москва - Смоленск -
Красное.  Реализация  проекта  возможна  путем создания международного
консорциума.
     Не    менее   важным   представляется   развитие   международного
транспортного   коридора   "Север  -  Юг",  являющегося  альтернативой
морскому  маршруту,  соединяющему Европу и страны Персидского залива и
Индийского океана.
     Конкурентоспособность   международного   транспортного   коридора
"Север  -  Юг"  снижается из-за двойной перевалки грузов на Каспийском
море.  В  связи с этим актуальным вопросом становится создание прямого
железнодорожного сообщения по западной ветви коридора.
     Реализация   преимуществ  международного  транспортного  коридора
"Север    -    Юг"    требует    осуществления   мер   экономического,
организационного    и   технического   характера,   создания   крупных
международных  операторских  компаний, способных составить конкуренцию
морским     перевозчикам,     использующим     традиционный    маршрут
транспортировки грузов евро-азиатского обмена через Суэцкий канал.
     Развитие   западной   ветви  коридора  требует  создания  прямого
железнодорожного  маршрута  в  Иран.  Железными  дорогами  трех  стран
(России, Азербайджана и Ирана) в мае 2005 г. было подписано Соглашение
о    реализации    проекта    строительства   и   эксплуатации   новой
железнодорожной  линии  Казвин  -  Решт  -  Астара (иранская) - Астара
(азербайджанская).   Со   строительством  этой  линии  западная  ветвь
международного  транспортного  коридора "Север - Юг" станет кратчайшим
железнодорожным маршрутом между портами Балтийского моря и Персидского
залива,   а  в  перспективе  обеспечит  также  прямое  железнодорожное
сообщение с Пакистаном и Индией.
     Работа  над  проектом  создания  Северного транспортного коридора
"Восток  -  Запад"  ведется  Международным союзом железных дорог. Этот
транспортный коридор должен обеспечить грузовое транспортное сообщение
в направлении северо-восток США и Канады (Бостон, Галифакс) - Норвегия
(Нарвик)  -  Швеция  -  Финляндия  -  Россия  -  Казахстан  -  Китай с
ответвлением   по   Транссибирской   железнодорожной   магистрали   до
российских портов Приморья.
     В  интересах  Российской Федерации реализовывать указанный проект
предпочтительнее   через   российские   порты  Мурманск  и  Усть-Луга.
Привлекательность  этого  транспортного  коридора  для грузовладельцев
связана  с уменьшением сроков доставки грузов из внутриконтинентальных
районов  Западного  и Центрального Китая в высокоразвитые промышленные
районы  северо-востока  США  и Канады за счет более короткого маршрута
перевозки  и  преимущества  по скорости железнодорожного транспорта по
сравнению  с морским сообщением ("морское плечо" сократится до участка
Мурманск - Галифакс/Бостон). Это также позволит организовать перевозки
в   коридоре   без   дополнительного   пересечения   границ   и  смены
железнодорожной  колеи  на шведско-финской границе, что сократит сроки
доставки  контейнеров.  По данным Международного союза железных дорог,
объемы перевозок могут составить 190 - 240 тыс. ДФЭ в обе стороны.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа