О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 28.07.08 568

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы,
               на решение которой направлена Программа

     В  соответствии  со  Стратегией  развития  науки  и  инноваций  в
Российской  Федерации  на  период до 2015 года основу государственного
сектора  науки и высшего образования в перспективе составят технически
оснащенные  на  мировом  уровне,  укомплектованные  квалифицированными
кадрами,   достаточно   крупные   и  финансово  устойчивые  научные  и
образовательные организации.
     В этот период предусматриваются реформирование системы управления
государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация
государственных    научных    учреждений    и   вузов,   трансформация
организационно-правовой  структуры  государственного  сектора  науки и
высшего образования, совершенствование системы государственных научных
центров.  В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического
развития  Российской  Федерации,  потребностей  экономики, приоритетов
научно-технической  и  инновационной  политики,  а  также  в интересах
обеспечения  эффективного функционирования государственных организаций
науки   и   их   взаимодействия   с   организациями  частного  сектора
государственный   сектор   науки   и   высшего   образования  составит
научно-технологическую   основу  национальной  инновационной  системы,
обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях.
     Указанные преобразования будут осуществлены в течение переходного
периода   и   потребуют   активного   участия  современных  научных  и
научно-педагогических   кадров   высшей   квалификации,  подготовку  и
закрепление   которых   в  государственном  секторе  науки  и  высшего
образования   необходимо  осуществлять  одновременно  со  структурными
преобразованиями.
     В    Программе   социально-экономического   развития   Российской
Федерации   на   среднесрочную   перспективу   (2006   -  2008  годы),
утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 19
января  2006  г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной
направленности  экономического  роста требуется повышение роли научных
исследований  и  разработок, превращение научного потенциала в один из
основных  ресурсов  устойчивого  экономического  роста путем кадрового
обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской
Федерации  от  10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры,
обеспечивающие  сохранение, подготовку и закрепление квалифицированных
кадров в оборонно-промышленном комплексе.
     Отсутствие   программной   поддержки  воспроизводства  научных  и
научно-педагогических  кадров  со  стороны  государства  в создавшихся
условиях   может  привести  к  снижению  инновационной  направленности
экономического  роста Российской Федерации, к неиспользованию научного
потенциала  в  качестве  основного  ресурса устойчивого экономического
роста.
     Одной  из острейших проблем современной российской науки является
сохранение  научных  традиций  и  широкого спектра направлений научных
исследований.   Из-за  хронического  недофинансирования  в  90-е  годы
прошлого  века  оказалась  подорванной система воспроизводства научных
кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в
абсолютном  сокращении  числа  исследователей  во всех государственных
секторах  науки и высшего образования, быстром старении и изменении их
качественного    состава,    нарушении   преемственности   научных   и
педагогических школ.
     Двадцать  первый  век  станет  веком экономики, одним из основных
ресурсов  которой  является  кадровый  потенциал  науки, образования и
высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки
свидетельствует  о  том,  что  потерю  научных традиций, ученых высшей
квалификации  даже  при  благоприятных  экономических  условиях нельзя
восполнить  за  короткий  срок.  Для создания полноценных научных школ
необходимо  2  -  3  поколения.  Типичный  пример  - наука в Китайской
Народной  Республике,  в  которой  прогресс  уже в течение десятилетий
лимитируется  не  финансовыми  ресурсами, а наличием квалифицированных
ученых.
     За  период  с  1990  по  2005  год  общая  численность персонала,
занятого  исследованиями  и  разработками,  в России сократилась на 58
процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.
     Сокращение  кадров  в  науке  происходило  за  счет  интенсивного
перехода  исследовательских  и  обслуживающих  науку  кадров  в другие
отрасли   экономики   и   области   занятости  в  России  ("внутренняя
миграция"),  эмиграции  исследователей  за  рубеж  ("утечка  умов")  и
естественной убыли ученых старших поколений.
     Процесс  перехода  научных  кадров  в  другие  сферы деятельности
определялся  как  развитием  кризисных  процессов в самой науке, так и
изменением  потребностей этих сфер в квалифицированных кадрах. Поэтому
сокращение   научного   персонала  происходило  в  течение  последнего
десятилетия очень неравномерно.
     По   данным  исследований,  резкий  спад  численности  персонала,
занятого  в  секторе исследований и разработок, пришелся на 1992 -1998
годы,  причем  за  период 1992 - 1994 годов численность исследователей
сократилась  на  40  процентов  по  сравнению с уровнем 1991 года. Эти
процессы  были  вызваны резким сокращением государственных расходов на
исследования  и  разработки,  а  также  бурным  развитием  банковского
финансового    бизнеса,   телекоммуникационного   сектора   экономики,
предлагавших    существенно    лучшие   условия   оплаты   труда   для
квалифицированного персонала.
     В   1995  -  1998  годах  значительная  часть  ученых  попыталась
адаптироваться к новым условиям жизни. Возросли масштабы скрытой формы
"внутренней  миграции"  кадров.  Не  только  переход в другие сферы, а
часто  и совместительство, занимающее основную часть рабочего времени,
неизбежно приводят к снижению квалификации ученого или ее утрате.
     Несмотря на то что "утечка умов" имеет по сравнению с "внутренней
миграцией"   кадров   относительно   небольшие  объемы,  этому  каналу
сокращения  кадрового  потенциала  науки  справедливо уделяется особое
внимание. Как отмечают исследователи, специализация российских ученых,
работающих  за рубежом, относится к передовым и наиболее технологичным
областям  -  математике,  физике,  биофизике,  вирусологии, генетике и
биохимии,  от  которых  во многом зависит социальный и технологический
прорыв.
     Начиная  с  2002 года возобновился отток кадров из науки. На этом
фоне  отмечается  незначительный  рост  удельного  веса молодых ученых
(возрастная   категория   до   29   лет)   и  существенное  сокращение
исследователей  среднего  возраста (возрастные категории 30 - 39 лет и
40 - 49 лет).
     Отток  молодежи  из науки происходит прежде всего потому, что она
оказывается  группой,  наиболее  уязвимой с социальной и экономической
точек зрения.
     Через 10 лет ситуация может оказаться катастрофической, поскольку
указанные   процессы  будут  усугублены  очередным  и  очень  глубоким
демографическим кризисом.
     В  настоящее  время  существуют  различные меры поддержки молодых
ученых,   студентов   и   школьников,  реализуемые  на  федеральном  и
региональном  уровнях. Ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500
грантов  Президента  Российской Федерации молодым кандидатам наук и их
научным  руководителям,  а  также  100  грантов  Президента Российской
Федерации - молодым докторам наук.
     В  среднегодовом  исчислении  размер  гранта  для  кандидата наук
составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.
     В  рамках  приоритетного  национального проекта "Образование" и в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006
г.  N  325  "О  мерах  государственной поддержки талантливой молодежи"
осуществляется  государственная  поддержка  талантливой молодежи. Этот
проект  предусматривает  ежегодное  определение  5350 юных талантов во
всех  регионах  России,  из  которых 1250 юношей и девушек (победители
всероссийских  олимпиад, победители и призеры международных олимпиад и
иных  мероприятий,  проводимых на конкурсной основе) получают премии в
размере   60   тыс.   рублей  и  4100  молодых  дарований  (победители
региональных   и   межрегиональных   олимпиад,  призеры  всероссийских
олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают
премии в размере 30 тыс. рублей.
     Осуществляются  программы  по  привлечению к научной деятельности
талантливой  молодежи,  по  поддержке  научно-технического  творчества
школьников   в   г.   г.   Москве  и  Санкт-Петербурге,  в  Самарской,
Белгородской  и  Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых
других  регионах  Российской  Федерации,  а  также грантовые программы
бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.
     В   рамках   ряда  федеральных  целевых  программ  до  2007  года
выполнялись  мероприятия,  направленные на решение вопросов подготовки
кадров.   В   частности,   в   рамках  федеральной  целевой  программы
"Национальная  технологическая  база"  на 2002 - 2006 годы выполнялось
мероприятие  по  подготовке  кадров  для  национальной технологической
базы.   Однако   в   федеральной   целевой   программе   "Национальная
технологическая  база" на 2007 - 2011 годы решение вопросов подготовки
кадров не предусмотрено.
     На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической
программы  "Исследования  и  разработки  по  приоритетным направлениям
развития  науки  и техники" на 2002 - 2006 годы намечались мероприятия
по  проведению  молодыми  учеными научных исследований по приоритетным
направлениям  науки,  образования  и  высоких  технологий, по развитию
системы  научно-исследовательской  и  учебно-исследовательской  работы
аспирантов  и  студентов  в ведущих научных и образовательных центрах,
развитию  системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных
научно-образовательных  центрах, развитию системы ведущих научных школ
как  среды  генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров
высшей  квалификации.  В федеральную целевую программу "Исследования и
разработки       по       приоритетным      направлениям      развития
научно-технологического   комплекса   России  на  2007  -  2012  годы"
указанные  мероприятия не включены, так как ее основной целью является
получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а
мероприятия  по  сохранению  и  развитию  кадрового  потенциала науки,
образования  и  высокотехнологичных  секторов  экономики целесообразно
реализовывать в рамках отдельной программы.
     Сложившаяся   в   Российской   Федерации   ситуация   в   области
воспроизводства   и   изменения   возрастной   структуры   научных   и
научно-педагогических  кадров  показывает,  что  реализуемый  комплекс
государственных  мер  по  привлечению  и  закреплению  кадров является
недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение
ситуации.
     Принципиальным     является    отсутствие    единой    программы,
поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими
жизненного  пути,  в  первую  очередь  сразу после защиты кандидатской
диссертации.   Важнейшим   элементом  является  привлекательность  для
молодежи  карьеры  исследователя.  Необходимо  осуществлять  поддержку
ученых  и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную
роль,  -  во-первых,  демонстрируют  успешность  профессии  ученого  и
преподавателя,  во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых
научных и научно-педагогических кадров.
     В  настоящее  время  невозможно  комплексно  и  эффективно решить
проблемы  привлечения  молодежи  в  сферу  науки, образования, высоких
технологий    и   закрепления   ее   в   этих   сферах,   эффективного
воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих
структурные  преобразования  государственного  сектора науки и высшего
образования   на   федеральном  уровне  в  приемлемые  сроки  за  счет
использования  рыночных  механизмов.  Это  может  быть осуществлено на
основе   программно-целевого   метода,  применение  которого  позволит
обеспечить   системное   решение  проблемы,  рационально  использовать
ресурсы.  Эффективность  программно-целевого  метода  обусловлена  его
системным,  интегрирующим  характером,  что  позволит сконцентрировать
ресурсы на выбранных приоритетных направлениях привлечения талантливой
молодежи  в  сферу науки, образования и высоких технологий, достигнуть
положительной  динамики  обновления  кадрового  состава  этой  сферы в
установленные сроки реализации Программы.
     Вариантами решения проблемы являются:
     реализация в рамках федеральных и ведомственных целевых программ,
а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с
проведением  научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и
привлечением   к   их   исполнению  на  конкурсной  основе  научных  и
научно-педагогических кадров всех возрастных групп;
     создание  единого  программного механизма повышения эффективности
воспроизводства   научных   и   научно-педагогических   кадров   и  их
закрепления  в  сфере  науки,  образования  и  высоких  технологий при
сохранении  существующей  системы  государственной  поддержки  молодых
ученых и ведущих научных школ.
     Основное  преимущество  первого варианта заключается в отсутствии
необходимости    формирования    нового   комплексного   механизма   и
осуществления   связанных   с   этим   дополнительных   финансовых   и
организационных затрат.
     Основные  риски  первого варианта заключаются в том, что подобное
несистемное   выделение  средств  не  обеспечит  решения  поставленной
актуальной   задачи.  Этот  вариант  не  предполагает  исследований  и
выявления   точек   роста,   координации,   систематизации  и  анализа
результативности  всей  совокупности работ, что не позволит эффективно
решить проблему в необходимые сроки.
     Основным   преимуществом  второго  варианта  является  реализация
механизма  государственной поддержки, управления и координации работ в
области  воспроизводства  научных  и  научно-педагогических  кадров  с
возможностью  анализа  результативности  всей  совокупности  работ  по
решению проблемы.
     Основные   риски  второго  варианта  связаны  с  длительностью  и
сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы
и  мониторинга  мероприятий Программы для создания нового комплексного
механизма  государственной поддержки, управления и координации работ в
области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере
науки, высшего образования и высоких технологий.
     Анализ  преимуществ  и  рисков  представленных  вариантов решения
проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта
реализации Программы.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ" НА 2009 - 2013 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа