О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2013 ГОДАХ". Постановление. Правительство РФ. 12.08.08 606

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2013 ГОДАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации
             без использования программно-целевого метода

     В  90-х  годах  прошлого  столетия  имело  место  негативное  для
организаций   рыбохозяйственного   комплекса  изменение  экономических
условий его функционирования.
     В  ходе  приватизации  организаций  рыбохозяйственного  комплекса
превалировали  конъюнктурные  мотивы,  что  привело  к  деконцентрации
производства  и формированию множества мелких хозяйствующих субъектов.
Это  негативно сказалось на эффективности управления производственными
ресурсами,     конкурентоспособности     и     финансовом    положении
рыбохозяйственных организаций.
     Определяющими    факторами   стали   сокращение   государственной
бюджетной поддержки и  низкие  темпы  совершенствования  нормативно  -
правовой базы.
     Значительный    урон    развитию   отрасли   нанесло   сокращение
научно-исследовательского     флота,     обеспечивающего    поиск    и
прогнозирование промысловых скоплений водных биологических ресурсов.
     Не претерпела существенных изменений система обслуживания судов в
портах  Российской Федерации, которая предопределяет значительный рост
издержек рыбопромысловых организаций.
     Сокращение   внутреннего  спроса  и  формирование  дополнительных
барьеров  доступа  на  внутренний рынок обусловили вынужденный экспорт
рыбных   товаров.  В  то  же  время  конкурентные  позиции  российских
экспортеров  на  внешних  рынках  оказались  слабыми,  что значительно
снизило эффективность внешнеторговых операций.
     Опережающий  рост  цен  на  горючее  и  другие  ресурсы  в рамках
текущего   производственного   потребления   обусловил  рост  издержек
организаций,  занятых  промыслом  и  переработкой водных биологических
ресурсов.   Монопольное   положение  торговых  посредников  привело  к
снижению доли доходов производителей в цене конечной продукции.
     Вследствие  этого  средний  по  отрасли показатель рентабельности
упал  до  критического  минимума  (в 2000 - 2006 годах средний уровень
рентабельности товарной рыбной продукции составил 1,7 процента).
     Острый  дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит организации
рыбохозяйственного   комплекса  в  неблагоприятные  условия  на  рынке
кредитных  ресурсов,  при которых кредитование с расплатой выловленной
рыбой превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков
на  внешний  рынок,  во-вторых,  в  канал изъятия финансовых ресурсов.
Таким  образом,  по  мере  углубления  финансового  кризиса объективно
снижается  выбор  поставок  продукции  российскими  производителями. О
значимости  возникших  барьеров свидетельствует динамичный рост объема
импорта,  удовлетворяющего  растущий  внутренний спрос даже на те виды
рыбной продукции, которые производит и Российская Федерация.
     Одним  из элементов адаптации рыбопромыслового флота к изменениям
условий его функционирования стала его территориальная передислокация.
Промысел  в  отдаленных  районах связан с дополнительными издержками в
части   материально-технического  снабжения  и  реализации  продукции.
Стремясь  сократить затраты, рыбопромысловые организации сосредоточили
свой   флот   преимущественно   в  исключительной  экономической  зоне
Российской  Федерации,  что  сопровождается переориентацией на объекты
промысла, которые в новых экономических условиях пользуются спросом на
внутреннем  и  внешнем  рынках.  В  связи с этим резко возросла добыча
ценных  водных биологических ресурсов и образовался значительный объем
невостребованных  водных  биологических ресурсов, промысел которых при
сложившихся   условиях   становится   для   российских  производителей
низкорентабельным.
     В  этих  условиях  сформировалась  диспропорция  между  расчетной
мощностью   (производительностью)   отдельных   судов,  участвующих  в
промысле,  и  выделенными  им  квотами  на  вылов водных биологических
ресурсов.  Неполная  загрузка  мощностей  рыбопромысловых судов делает
неэффективной    эксплуатацию   даже   наиболее   современных   судов,
стимулирует  незаконный  промысел,  что  отрицательно  сказывается  на
обновлении    флота    и    береговых    производственных   мощностей,
производительности  труда,  качестве  производимой  продукции,  уровне
издержек   производства  и,  следовательно,  на  конкурентоспособности
рыбной продукции.
     Рыбохозяйственный  комплекс Российской Федерации в своем развитии
практически   исчерпал   внутренние  резервы  экономического  роста  и
возможности     материально-технической     базы.    Институциональные
преобразования   последнего   времени   не   привели   к  формированию
эффективного рыночного механизма его функционирования.
     Развитие    рыбохозяйственного   комплекса   будет   определяться
следующими сдерживающими факторами:
     слабая инвестиционная привлекательность рыбного хозяйства, низкие
темпы  обновления  основного капитала и, следовательно, незначительные
возможности  технологической  адаптации  организаций  к  росту  цен на
ресурсы текущего производственного потребления;
     низкие  темпы  внедрения современных технологий реализации рыбной
продукции,  сохранение многоступенчатой системы торговых посредников и
высокой  доли  предприятий  сферы  обращения  в  розничной цене рыбной
продукции;
     низкие  темпы  концентрации  капитала  как в вертикально, так и в
горизонтально интегрированных компаниях;
     отсутствие        системной       государственной       поддержки
научно-исследовательской  и  рыбопромысловой деятельности, аналогичной
той, которая сложилась в иностранных государствах.
     Государственная  политика  в  области развития рыбохозяйственного
комплекса    в    рамках   инерционного   сценария   будет   сводиться
преимущественно  к  совершенствованию  нормативно-правовых  основ  его
функционирования.   Так,   приведение  объемов  выделяемых  средств  в
соответствие  с  производственными  характеристиками  имеющегося флота
может  обеспечить  рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за
счет  более  полной  загрузки  наиболее производительных и эффективных
судов.  Принятие  нормативных  правовых  актов по вопросам прибрежного
рыболовства   создаст  предпосылки  для  более  полного  использования
имеющихся  водных  биологических ресурсов. Можно также рассчитывать на
постепенное  совершенствование  процедур  обслуживания судов в морских
портах  Российской  Федерации.  Однако  без  внедрения новых принципов
экономической  деятельности  и  механизмов  государственной  поддержки
российского        рыбохозяйственного        комплекса,        включая
частно-государственное  партнерство,  без  государственной поддержки и
стимулирования   инновационной   и   инвестиционной   активности  даже
прогрессивные изменения не смогут изменить негативные тенденции.
     Ожидаемое  увеличение  спроса  на  рыбную продукцию внутри страны
столкнется   с   ограниченным   предложением   продукции   российского
производства, что обусловит дальнейший рост зависимости от импорта.
     Сырьевой характер экспорта неизбежно сохранится при низких темпах
модернизации    перерабатывающих    мощностей,   дефиците   внутренних
финансовых    ресурсов,    предопределяющих   сохранение   сложившейся
зависимости  российских предприятий от иностранных источников кредитов
на  пополнение оборотных средств, а также низкой конкурентоспособности
морских  портов  в  Российской  Федерации  в части режима обслуживания
судов и условий ремонта.
     Имеющаяся  тенденция к ужесточению контроля государств с развитым
рыбохозяйственным комплексом за водными биологическими ресурсами своих
исключительных  экономических  зон,  распространение этого контроля на
открытую  часть  Мирового  океана  и недоосвоение водных биологических
ресурсов   исключительной   экономической  зоны  Российской  Федерации
создадут   ситуацию,   провоцирующую  растущее  внешнеэкономическое  и
внешнеполитическое   давление   на  Российскую  Федерацию  со  стороны
иностранных государств.
     Отсутствие  государственных  мер  в  отношении  полного  освоения
допустимых  уловов  водных  биологических  ресурсов  в  исключительной
экономической   зоне  Российской  Федерации  и  конвенционных  районах
Мирового  океана  российскими рыбохозяйственными организациями создаст
приоритетные условия в этой сфере для иностранных государств.
     Резкое  сокращение количества российских научно-исследовательских
и      научно-промысловых     экспедиций,     дефицит     современного
высокотехнологичного    оборудования    негативно    сказываются    на
достоверности  оценок  общих  допустимых  уловов основных видов водных
биологических ресурсов. Всем российским научно-исследовательским судам
основного  типа  в  2012  году  исполнится  25  лет. В настоящее время
финансируются  лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла.
Отсутствие   программы  строительства  новых  научно-исследовательских
судов  приведет к прекращению к 2013 году российских морских ресурсных
исследований,  в  то  время  как одним из важнейших требований ко всем
методикам  научных  исследований  промысловых  районов Мирового океана
является  необходимость  их  непрерывного проведения. Поэтому снижение
ресурсных  исследований  может  стать  причиной снижения эффективности
промысловой  деятельности  российских  рыбохозяйственных организаций и
дальнейшего  ослабления  позиции  Российской  Федерации в отношениях с
другими мировыми рыболовными державами.
     Недоосвоение   российским  флотом  выделенных  квот,  прекращение
научных  исследований и ведение промысла водных биологических ресурсов
в  ряде  районов  Мирового  океана неминуемо ведут к перераспределению
ресурсов в пользу других стран.
     Одним  из важнейших факторов, влияющих на снижение объемов добычи
водных   биологических  ресурсов,  является  списание  крупнотоннажных
рыбопромысловых   судов,   что   невозможно   компенсировать  за  счет
приобретения  старых  судов  иностранного производства. К 2015 году из
имеющихся   222   крупнотоннажных   добывающих  рыбопромысловых  судов
прогнозируется  списание около 120 судов с соответствующим сокращением
добычи  водных  биологических  ресурсов  как  в  целом  по  Российской
Федерации, так и в отдаленных районах Мирового океана.
     В   полной  мере  негативные  последствия  инерционного  сценария
развития рыбохозяйственного комплекса проявятся в 2009 - 2013 годах.
     Результаты прогнозно-аналитических исследований свидетельствуют о
неприемлемости   принятия   инерционного   сценария   развития   и   о
необходимости комплексного решения задач Программы в целях обеспечения
ускоренного выхода российского рыбохозяйственного комплекса из кризиса
и существенного роста объемов и эффективности производства.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2009 - 2013 ГОДАХ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа