МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕКАМИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ". Рекомендации. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. 01.08.08

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕКАМИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Общая часть

     В  настоящее  время одним из наиболее проблемных остается вопрос,
связанный    с    обеспечением   лечебно-профилактических   учреждений
лекарственными    средствами,    как   по   доступности   и   качеству
лекарственного  обеспечения, нормативно-правовому регулированию, так и
по реализации контрольно-надзорных функций Росздравнадзора.
     Лицензирование   аптек   ЛПУ   осуществляется  в  соответствии  с
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416
"Об    утверждении   положения   о   лицензировании   фармацевтической
деятельности",     которое     определяет     порядок    осуществления
фармацевтической  деятельности  юридическими  лицами и индивидуальными
предпринимателями  в сфере обращения лекарственных средств, включающей
оптовую,  розничную  торговлю лекарственными средствами и изготовление
лекарственных средств.
     Федеральный   закон   от  22.06.1998  N  86-ФЗ  "О  лекарственных
средствах"  статья  4.  "Основные  понятия,  используемые  в настоящем
Федеральном   законе"  определяет  основные  понятия,  используемые  в
фармации:
     - фармацевтическая  деятельность  -  деятельность, осуществляемая
организациями  оптовой  торговли  и  аптечными  учреждениями  в  сфере
обращения   лекарственных   средств,   включающей  оптовую,  розничную
торговлю   лекарственными   средствами  и  изготовление  лекарственных
средств;
     - обращение    лекарственных   средств   -   обобщенное   понятие
деятельности,   включающей   разработку,  исследование,  производство,
изготовление,    хранение,    упаковку,   перевозку,   государственную
регистрацию,  стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку,
рекламу,  применение  лекарственных средств, уничтожение лекарственных
средств,  пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим
сроком  годности  и  иные  действия  в  сфере  обращения лекарственных
средств.
     Представленные  понятия  емкие  по  содержанию, но применять их к
деятельности   аптек   учреждений   здравоохранения  в  полном  смысле
достаточно  трудно,  так как данная аптека не осуществляет ни оптовую,
ни  розничную торговлю. Из понятия "обращение лекарственных средств" к
ним  применимы  такие  виды  деятельности,  как:  хранение, перевозка,
упаковка,   контроль  качества  лекарств,  изготовление  лекарственных
средств   в  аптечных  условиях,  уничтожение  лекарственных  средств,
пришедших в негодность.
     В  связи с тем, что аптека учреждения здравоохранения не является
юридическим    лицом,    а    является    структурным   подразделением
лечебно-профилактического  учреждения, то среди прочих понятий к ней в
полной  мере  применимо  понятие "применение лекарственных средств", в
противном случае цикл обращения не будет замкнутым.
     Таким образом, мы косвенно подводим деятельность аптек учреждений
здравоохранения    через    обращение    лекарственных    средств    к
фармацевтической  деятельности,  которая  в соответствии с Федеральным
законом  от  08.08.2001  N  128-ФЗ  "О  лицензировании отдельных видов
деятельности", является лицензируемой.
     Приказом  Минздравсоцразвития  России  от  03.05.2005  N  319 "Об
утверждении   видов  аптечных  учреждений"  утверждены  виды  аптечных
учреждений,  среди  которых  следует  выделить  четыре  основных вида:
аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин.
     В  зависимости  от  специфики  работы и выполняемых функций среди
таких  видов  аптечных  учреждений  выделены  следующие  разновидности
аптеки:
     - готовых лекарственных форм;
     - производственная;
     - производственные с правом изготовления асептических препаратов;
     - больничная;
     - межбольничная;
     - учреждения здравоохранения;
     - гомеопатическая;
     - центральная, районная, городская.
     В  то  же  время  критерии  их  отличий  отсутствуют  и  ничем не
регламентированы.
     Из представленного перечня следует выделить три вида аптек:
     - больничная аптека;
     - межбольничная аптека;
     - аптека учреждения здравоохранения.
     В настоящее время единственный приказ - это Приказ Минздрава СССР
от  23.06.1983  N 758 "О положении и штатах хозрасчетных межбольничных
(больничных) аптек", который регламентирует деятельность межбольничных
(больничных) аптек, безвозвратно устарел, поскольку разрабатывался для
аптечных учреждений, действующих в другой экономической системе.
     Отраслевой   стандарт  ОСТ  91500.05.0007-2003  "Правила  отпуска
(реализации)   ЛС   в   аптечных  организациях.  Основные  положения",
утвержденный   Приказом   Минздрава   России   от   04.03.2003  N  80,
регламентирующий деятельность аптечных учреждений, не распространяется
на деятельность аптек ЛПУ (учреждений здравоохранения) и межбольничных
аптек.
     Отсутствие   нормативно-правового  регулирования  в  деятельности
аптек  учреждений  здравоохранения  приводит  к  отсутствию со стороны
руководителей  учреждений здравоохранения должного внимания и контроля
за их деятельностью.

     Основными    проблемами    аптек    учреждений   здравоохранения,
выявленными   в  ходе  контрольно-надзорных  мероприятий,  проведенных
Росздравнадзором, являются:
     - использование   для   организации   аптеки  малоприспособленных
помещений ЛПУ;
     - слабая   материально-техническая   база  аптечного  учреждения,
устаревшее   оборудование,   не   позволяющее  обеспечить  необходимое
качество  изготовленных  в аптечных условиях лекарственных препаратов,
отсутствие   холодильного  оборудования  для  хранения  термолабильных
препаратов;
     - неукомплектованность     аптек    учреждений    здравоохранения
специалистами  с фармацевтическим образованием (особенно это относится
к  специалистам с высшим фармацевтическим образованием) в соответствии
с низкой оплатой труда;
     - недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов;
     - отсутствие  и  слабое  внедрение  автоматизации  в работе аптек
учреждений здравоохранения. Отсутствие доступа специалистов аптек, ЛПУ
к   информационным  ресурсам,  при  наличии  же  последних  отсутствие
интереса  со стороны руководителей аптечных учреждений к ним, неумение
и нежелание работать с информационными базами;
     - слабое   знание  действующего  законодательства  и  нормативных
правовых   актов,   регламентирующих   фармацевтическую  деятельность,
приводит  к нарушению правил хранения, учета лекарственных препаратов,
в т.ч. подлежащих предметно-количественному учету;
     - отсутствие   должного  внутреннего  контроля  за  деятельностью
аптечных  учреждений  как  со стороны администрации юридического лица,
включая   контроль  за  сроками  и  условиями  хранения  лекарственных
препаратов в отделениях.
     Следствием  чего  является низкое качество лекарственной помощи в
стационаре.
     Важной   проблемой  является  недооценка  роли  аптек  учреждений
здравоохранения  в  организации рациональной фармакотерапии и снижения
ресурсоемкости учреждений здравоохранения.
     Возникает  много  вопросов по лицензированию, а также по контролю
за  соблюдением  лицензионных  требований  и условий при осуществлении
фармацевтической  деятельности  в  аптеках учреждений здравоохранения,
невозможности  применения  в  полной  мере Постановления Правительства
Российской  Федерации  от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении положения о
лицензировании фармацевтической деятельности".
     Одной  из  задач  Росздравнадзора  является  организация  единого
подхода  к методам контроля и надзора и этим помочь в решении проблемы
доступности  и  качества  оказания медицинской, в т.ч. и лекарственной
помощи населению при лечении в стационарных условиях.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕКАМИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа