ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 22.07.08 112

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. Требования, предъявляемые к морским лоцманам

     4. Морской лоцман должен иметь:
     1) гражданство Российской Федерации;
     2)   действующее  лоцманское  удостоверение,  выданное  капитаном
морского  порта  и  подтверждающее  квалификацию морского лоцмана, его
право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров
и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов;
     3)   диплом   государственного   образца  о  высшем  или  среднем
профессиональном   образовании  по  специальности  "Судовождение"  или
"Морское судовождение";
     4)  диплом  о  присвоении квалификации не ниже старшего помощника
капитана;
     5)  справку  о  плавании  сроком  не  менее  трех лет в должности
капитана  или  старшего  помощника  капитана  на морских судах валовой
вместимостью 500 и более;
     6)   свидетельство   о   прохождении  тренажерной  подготовки  по
программам:
     "Радиолокационное наблюдение и прокладка";
     "Использование  средств автоматической радиолокационной прокладки
(САРП)";
     "Маневрирование и управление судном";
     "Использование электронных карт на морских судах";
     "Оператор глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)";
     7)   начальную   подготовку   в   соответствии  с  правилом  VI/1
Международной  конвенции  о  подготовке  и  дипломировании  моряков  и
несения вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95) (решение о
вступлении  СССР  в  Конвенцию принято Постановлением Совета Министров
СССР от 14 сентября 1979 г. N 891 <*>);
--------------------------------
     <*> Постановления Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, с. 64.

     8)  свидетельство  о  прохождении профессиональной подготовки или
повышении квалификации морских лоцманов;
     9)  справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее
7  дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов
(СУДС),  в  зоне действия которой находится район лоцманской проводки,
обслуживаемый  лоцманской  организацией,  работником  которой является
морской лоцман или кандидат в морские лоцманы;
     10)  заключение  медицинской  комиссии  о  соответствии состояния
здоровья  требованиям,  предъявляемым  при  дипломировании капитанов и
вахтенных   помощников   капитана   в   соответствии  с  Международной
конвенцией  о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978
г. с поправками 1995 года (ПДНВ 78/95);
     11)  трудовой  договор  с  лоцманской  организацией на выполнение
обязанностей морского лоцмана.
     5. Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с
помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку.
     6. Морской лоцман должен знать:
     1)  нормы  международного  права  и  законодательство  Российской
Федерации    об    обеспечении   безопасности   мореплавания,   охране
человеческой  жизни  на  море  и предотвращении загрязнения окружающей
среды применительно к лоцманской деятельности;
     2)  требования по организации штурманской службы на судах, методы
и способы решения задач судовождения;
     3) границы и лоцийное описание района лоцманской проводки;
     4) правила плавания и обязательные постановления в морском порту,
действующие в районе лоцманской проводки судов;
     5)   климатические,   гидрометеорологические,  гидрологические  и
навигационно-гидрографические  факторы, влияющие на судно при плавании
в  районе  лоцманской проводки судов, и способы учета воздействия этих
факторов  при  управлении  судном,  в том числе направления и скорости
течений,  высоту  и  продолжительность приливов, объявленные проходные
осадки,   глубины   в   районе  лоцманской  проводки  судов  с  учетом
приливно-отливных  явлений, названия и характеристики каналов, мелей и
мысов района лоцманской проводки судов;
     6)  любые  иные  особенности  района  лоцманской  проводки судов,
оказывающие влияние на безопасность плавания судов;
     7)   системы  разделения  движения,  схемы  судоходства,  системы
управления  судами, характеристики и особенности навигационных путей в
районе  лоцманской  проводки  судов, в том числе рекомендуемые курсы и
расстояния района лоцманской проводки судов;
     8)  виды и характеристики применяемых в районе систем плавучего и
стационарного навигационных ограждений;
     9) оборудование мостика и средства судовождения;
     10)  характеристику  огней  и  их  секторы  видимости  и туманные
сигналы,  радиолокационные отражатели и радиомаяки, другие электронные
средства, используемые в районе лоцманской проводки судов;
     11)  названия,  местоположение  и характеристики плавучих маяков,
буев,   знаков,  построек  и  других  приметных  ориентиров  в  районе
лоцманской проводки судов;
     12)  названия,  места  расположения, характеристики и особенности
средств   навигационного  оборудования  и  естественных  навигационных
ориентиров, имеющихся в районе лоцманской проводки судов;
     13)  порядок  использования  информации,  предоставляемой  СУДС в
целях  обеспечения  безопасности  движения  судов  в районе лоцманской
проводки судов;
     14)  характеристики  и порядок использования действующих в районе
лоцманской проводки судов технических систем навигации, идентификации,
сигнализации,  связи,  контроля  и управления судоходством (глобальная
навигационная   спутниковая   система  (ГЛОНАСС),  глобальная  система
навигации   и   определения   местоположения   (GPS),   автоматические
идентификационные системы (АИС), ГМССБ и др.);
     15) названия, позывные служб морского порта, СУДС, судов и других
участников  обеспечения  плавания  судов  в районе лоцманской проводки
судов и способы осуществления связи с ними;
     16)  порядок использования навигационных карт и пособий по району
лоцманской проводки судов;
     17)  способы  аналитического,  графического,  инструментального и
глазомерного  ориентирования при осуществлении контроля местоположения
судна применительно к району лоцманской проводки судов;
     18)   отличительные   глубины   над   подводными   навигационными
опасностями и мелями в районе лоцманской проводки судов;
     19) имеющиеся в районе лоцманской проводки судов системы передачи
навигационных    предупреждений   мореплавателям,   объемы   и   сроки
передаваемой ими информации;
     20)   порядок  получения  и  использования  в  районе  лоцманской
проводки судов навигационной и гидрометеорологической информации;
     21)   порядок   использования   и  ограничения  на  использование
радиолокатора и систем автоматической и радиолокационной прокладки;
     22)   имеющиеся   в   районе   системы   передачи   навигационных
предупреждений, объемы и сроки передаваемой информации;
     23)  особенности  лоцманской  проводки судов, перевозящих опасные
грузы;
     24)  технические  и  эксплуатационные  характеристики имеющихся в
районе   лоцманской   проводки   ледоколов,   буксиров  и  способы  их
использования   во   время  плавания,  маневрирования  и  производства
швартовных операций;
     25) факторы, влияющие на управляемость судна;
     26)  особенности,  недостатки  и  ограничения, присущие различным
системам судовых движителей, подруливающих и рулевых устройств;
     27)  расположение  портовых  сооружений,  якорных  стоянок,  мест
расхождения при движении судов в узкостях и места убежища для них;
     28)  характеристики  и  особенности имеющихся в районе лоцманской
проводки  судов  гидротехнических  сооружений  (причалы,  пирсы, молы,
дамбы,   мосты,   эстакады,   судоходные   шлюзы,   каналы,   выносные
перегрузочные устройства и др.), способы и приемы безопасного прохода,
маневрирования  и производства швартовных операций в районе лоцманской
проводки  судов  этих  сооружений  в  разное  время  суток  и с учетом
воздействия на судно гидрометеорологических факторов;
     29) планы действий в чрезвычайных ситуациях на море;
     30)  расположение  и характеристики имеющихся в районе лоцманской
проводки судов аварийно-спасательных формирований и средств ликвидации
аварийных разливов нефти;
     31)  способы  производства швартовных операций и постановки судна
на якорь в различных гидрометеорологических условиях;
     32)  управление  судном при швартовке, постановке/снятии с якоря,
швартовке  и  отшвартовке,  маневрировании с буксирами и без них и при
чрезвычайных ситуациях;
     33)  характерные обстоятельства и причины происшествий с судами в
районе лоцманской проводки судов;
     34) использование и ограничения различных типов буксиров;
     35) безопасные процедуры посадки и высадки морского лоцмана;
     36)  английский  язык  в  объеме,  необходимом  для осуществления
лоцманской  деятельности,  не  ниже  знания  "Стандартных фраз ИМО для
общения на море" <*>.
--------------------------------
     <*>   См.:  Резолюция  ИМО  A.960  (23)  от  5  декабря  2003  г.
"Рекомендации  по  подготовке  и дипломированию морских лоцманов, иных
чем  лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских
лоцманов".

     7. Морской лоцман должен уметь:
     1)   применять   свои   профессиональные   знания   и   опыт  при
осуществлении  лоцманской  проводки судна на практике (давать советы и
рекомендации   в   процессе   управления   судном  при  его  движении,
маневрировании  и производстве швартовных операций в целях обеспечения
безопасности  плавания  судов,  предотвращения происшествий с судами и
защиты морской среды);
     2)  свободно  ориентироваться  на  местности  и  в  навигационной
обстановке по пути следования судна в районе лоцманской проводки судов
в различное время суток и при различных погодных условиях;
     3)   использовать   искусственные  и  естественные  навигационные
ориентиры при определении и контроле за местоположением судна;
     4)   применять  аналитические,  графические,  инструментальные  и
глазомерные методы определения и контроля за местоположением судна;
     5)  определять  элементы движения встречных судов и решать задачи
по безопасному расхождению с ними;
     6)  учитывать  влияние гидрометеорологических и гидродинамических
факторов, влияющих на судно при его движении и стоянке;
     7)   пользоваться   судовыми   и   индивидуальными   техническими
средствами навигации, сигнализации и связи;
     8)   взаимодействовать   с   оператором  СУДС  при  осуществлении
лоцманской проводки судов;
     9)  давать рекомендации капитану обслуживаемого судна по работе с
буксирами  при  осуществлении  всех  видов  буксировочных и швартовных
операций, применяемых в районе лоцманской проводки судов;
     10)  использовать  русский  и  (или)  английский  язык в процессе
общения  с капитаном судна, лоцманскую проводку которого осуществляет,
и  другими  участниками обеспечения плавания судов в районе лоцманской
проводки  судов,  а в случае разногласий или непонимания - Стандартные
фразы ИМО для общения на море <*>;
--------------------------------
     <*>   См.:  Резолюция  ИМО  A.960  (23)  от  5  декабря  2003  г.
"Рекомендации  по  подготовке  и дипломированию морских лоцманов, иных
чем  лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских
лоцманов".

     11)  оказывать  первую  медицинскую помощь и использовать способы
личного   выживания  в  соответствии  с  правилом  VI/1  Международной
конвенции  о  подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978
г. с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95).
     8. Кандидат в морские лоцманы должен:
     1)  удовлетворять  требованиям, указанным в пунктах 4, 5, 6, 7, 8
настоящего  Положения,  за  исключением  требований  о  наличии у него
действующих   лоцманского   удостоверения   и   трудового  договора  с
лоцманской  организацией  на выполнение трудовых обязанностей морского
лоцмана;
     2)  иметь  справку  об успешном прохождении стажировки в качестве
ученика  (стажера)  лоцмана  в  течение не менее 6 месяцев с указанием
района лоцманской проводки судов и типов проводимых судов.
     9. Морской лоцман обязан:
     1)  совершенствовать свои знания и опыт, необходимые для успешной
профессиональной деятельности;
     2) не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации и
аттестацию;
     3)   проходить   медицинские   обследования   для   подтверждения
соответствия  установленным  требованиям состояния здоровья для работы
на судах один раз в год;
     4)   соблюдать   установленный  режим  труда  и  отдыха  в  целях
обеспечения  физической  и  психологической готовности к осуществлению
надлежащей   лоцманской   проводки  судна  на  всем  ее  протяжении  в
соответствии с установленными требованиями;
     5)   при   осуществлении   лоцманской  проводки  иметь  при  себе
лоцманское  удостоверение, лоцманскую квитанцию, а для проводки судов,
совершающих  международные  рейсы,  - паспорт (удостоверение личности)
моряка;
     6)  во  время  посадки  на  судно  и высадки с судна использовать
индивидуальные спасательные средства.
     10. Для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского
лоцмана    должно    находиться    следующее   материально-техническое
обеспечение и оснащение:
     1)   средства  доставки  морского  лоцмана  с  берега  на  судно,
обеспечивающие   безопасную  посадку  и  безопасную  высадку  морского
лоцмана  с  судна,  находящиеся  в  исправном  состоянии  и обладающие
необходимыми  техническими  характеристиками  исходя  из протяженности
района   лоцманской   проводки   судов,  продолжительности  лоцманской
проводки  судов,  интенсивности  судоходства, гидрометеорологических и
других  особенностей  района  лоцманской  проводки  судов  (лоцманский
катер, вертолет и т.п.);
     2)  автомобильный  транспорт,  функционирующий  в  круглосуточном
режиме;
     3)  необходимые средства связи с судами, службами морского порта,
ЦУДС и СУДС;
     4) индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов,
сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб;
     5)    помещения   для   работы   и   отдыха   морских   лоцманов,
соответствующие  санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и
необходимой оргтехникой;
     6)  помещение  и  оборудование  для  проведения технической учебы
морских лоцманов;
     7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;
     8)  морские  навигационные  карты  и  пособия на район лоцманской
проводки    судов,   откорректированные   по   последним   "Извещениям
мореплавателям";
     9)   навигационная,   гидрометеорологическая   и  гидрологическая
информация по району лоцманской проводки судов;
     10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;
     11)  спецодежду  в соответствии с климатическими условиями района
лоцманской проводки судов;
     12)    индивидуальные    спасательные    средства    и   средства
индивидуальной связи одобренного типа;
     13) медицинские средства оказания первой помощи.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа