Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
II. Требования, предъявляемые к морским лоцманам 4. Морской лоцман должен иметь: 1) гражданство Российской Федерации; 2) действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов; 3) диплом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности "Судовождение" или "Морское судовождение"; 4) диплом о присвоении квалификации не ниже старшего помощника капитана; 5) справку о плавании сроком не менее трех лет в должности капитана или старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более; 6) свидетельство о прохождении тренажерной подготовки по программам: "Радиолокационное наблюдение и прокладка"; "Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)"; "Маневрирование и управление судном"; "Использование электронных карт на морских судах"; "Оператор глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ)"; 7) начальную подготовку в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95) (решение о вступлении СССР в Конвенцию принято Постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 891 <*>); -------------------------------- <*> Постановления Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, с. 64. 8) свидетельство о прохождении профессиональной подготовки или повышении квалификации морских лоцманов; 9) справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы; 10) заключение медицинской комиссии о соответствии состояния здоровья требованиям, предъявляемым при дипломировании капитанов и вахтенных помощников капитана в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ 78/95); 11) трудовой договор с лоцманской организацией на выполнение обязанностей морского лоцмана. 5. Морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, должны пройти специальную подготовку. 6. Морской лоцман должен знать: 1) нормы международного права и законодательство Российской Федерации об обеспечении безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и предотвращении загрязнения окружающей среды применительно к лоцманской деятельности; 2) требования по организации штурманской службы на судах, методы и способы решения задач судовождения; 3) границы и лоцийное описание района лоцманской проводки; 4) правила плавания и обязательные постановления в морском порту, действующие в районе лоцманской проводки судов; 5) климатические, гидрометеорологические, гидрологические и навигационно-гидрографические факторы, влияющие на судно при плавании в районе лоцманской проводки судов, и способы учета воздействия этих факторов при управлении судном, в том числе направления и скорости течений, высоту и продолжительность приливов, объявленные проходные осадки, глубины в районе лоцманской проводки судов с учетом приливно-отливных явлений, названия и характеристики каналов, мелей и мысов района лоцманской проводки судов; 6) любые иные особенности района лоцманской проводки судов, оказывающие влияние на безопасность плавания судов; 7) системы разделения движения, схемы судоходства, системы управления судами, характеристики и особенности навигационных путей в районе лоцманской проводки судов, в том числе рекомендуемые курсы и расстояния района лоцманской проводки судов; 8) виды и характеристики применяемых в районе систем плавучего и стационарного навигационных ограждений; 9) оборудование мостика и средства судовождения; 10) характеристику огней и их секторы видимости и туманные сигналы, радиолокационные отражатели и радиомаяки, другие электронные средства, используемые в районе лоцманской проводки судов; 11) названия, местоположение и характеристики плавучих маяков, буев, знаков, построек и других приметных ориентиров в районе лоцманской проводки судов; 12) названия, места расположения, характеристики и особенности средств навигационного оборудования и естественных навигационных ориентиров, имеющихся в районе лоцманской проводки судов; 13) порядок использования информации, предоставляемой СУДС в целях обеспечения безопасности движения судов в районе лоцманской проводки судов; 14) характеристики и порядок использования действующих в районе лоцманской проводки судов технических систем навигации, идентификации, сигнализации, связи, контроля и управления судоходством (глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), глобальная система навигации и определения местоположения (GPS), автоматические идентификационные системы (АИС), ГМССБ и др.); 15) названия, позывные служб морского порта, СУДС, судов и других участников обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов и способы осуществления связи с ними; 16) порядок использования навигационных карт и пособий по району лоцманской проводки судов; 17) способы аналитического, графического, инструментального и глазомерного ориентирования при осуществлении контроля местоположения судна применительно к району лоцманской проводки судов; 18) отличительные глубины над подводными навигационными опасностями и мелями в районе лоцманской проводки судов; 19) имеющиеся в районе лоцманской проводки судов системы передачи навигационных предупреждений мореплавателям, объемы и сроки передаваемой ими информации; 20) порядок получения и использования в районе лоцманской проводки судов навигационной и гидрометеорологической информации; 21) порядок использования и ограничения на использование радиолокатора и систем автоматической и радиолокационной прокладки; 22) имеющиеся в районе системы передачи навигационных предупреждений, объемы и сроки передаваемой информации; 23) особенности лоцманской проводки судов, перевозящих опасные грузы; 24) технические и эксплуатационные характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки ледоколов, буксиров и способы их использования во время плавания, маневрирования и производства швартовных операций; 25) факторы, влияющие на управляемость судна; 26) особенности, недостатки и ограничения, присущие различным системам судовых движителей, подруливающих и рулевых устройств; 27) расположение портовых сооружений, якорных стоянок, мест расхождения при движении судов в узкостях и места убежища для них; 28) характеристики и особенности имеющихся в районе лоцманской проводки судов гидротехнических сооружений (причалы, пирсы, молы, дамбы, мосты, эстакады, судоходные шлюзы, каналы, выносные перегрузочные устройства и др.), способы и приемы безопасного прохода, маневрирования и производства швартовных операций в районе лоцманской проводки судов этих сооружений в разное время суток и с учетом воздействия на судно гидрометеорологических факторов; 29) планы действий в чрезвычайных ситуациях на море; 30) расположение и характеристики имеющихся в районе лоцманской проводки судов аварийно-спасательных формирований и средств ликвидации аварийных разливов нефти; 31) способы производства швартовных операций и постановки судна на якорь в различных гидрометеорологических условиях; 32) управление судном при швартовке, постановке/снятии с якоря, швартовке и отшвартовке, маневрировании с буксирами и без них и при чрезвычайных ситуациях; 33) характерные обстоятельства и причины происшествий с судами в районе лоцманской проводки судов; 34) использование и ограничения различных типов буксиров; 35) безопасные процедуры посадки и высадки морского лоцмана; 36) английский язык в объеме, необходимом для осуществления лоцманской деятельности, не ниже знания "Стандартных фраз ИМО для общения на море" <*>. -------------------------------- <*> См.: Резолюция ИМО A.960 (23) от 5 декабря 2003 г. "Рекомендации по подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских лоцманов". 7. Морской лоцман должен уметь: 1) применять свои профессиональные знания и опыт при осуществлении лоцманской проводки судна на практике (давать советы и рекомендации в процессе управления судном при его движении, маневрировании и производстве швартовных операций в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды); 2) свободно ориентироваться на местности и в навигационной обстановке по пути следования судна в районе лоцманской проводки судов в различное время суток и при различных погодных условиях; 3) использовать искусственные и естественные навигационные ориентиры при определении и контроле за местоположением судна; 4) применять аналитические, графические, инструментальные и глазомерные методы определения и контроля за местоположением судна; 5) определять элементы движения встречных судов и решать задачи по безопасному расхождению с ними; 6) учитывать влияние гидрометеорологических и гидродинамических факторов, влияющих на судно при его движении и стоянке; 7) пользоваться судовыми и индивидуальными техническими средствами навигации, сигнализации и связи; 8) взаимодействовать с оператором СУДС при осуществлении лоцманской проводки судов; 9) давать рекомендации капитану обслуживаемого судна по работе с буксирами при осуществлении всех видов буксировочных и швартовных операций, применяемых в районе лоцманской проводки судов; 10) использовать русский и (или) английский язык в процессе общения с капитаном судна, лоцманскую проводку которого осуществляет, и другими участниками обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов, а в случае разногласий или непонимания - Стандартные фразы ИМО для общения на море <*>; -------------------------------- <*> См.: Резолюция ИМО A.960 (23) от 5 декабря 2003 г. "Рекомендации по подготовке и дипломированию морских лоцманов, иных чем лоцманы открытого моря, и эксплуатационным процедурам для морских лоцманов". 11) оказывать первую медицинскую помощь и использовать способы личного выживания в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95). 8. Кандидат в морские лоцманы должен: 1) удовлетворять требованиям, указанным в пунктах 4, 5, 6, 7, 8 настоящего Положения, за исключением требований о наличии у него действующих лоцманского удостоверения и трудового договора с лоцманской организацией на выполнение трудовых обязанностей морского лоцмана; 2) иметь справку об успешном прохождении стажировки в качестве ученика (стажера) лоцмана в течение не менее 6 месяцев с указанием района лоцманской проводки судов и типов проводимых судов. 9. Морской лоцман обязан: 1) совершенствовать свои знания и опыт, необходимые для успешной профессиональной деятельности; 2) не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации и аттестацию; 3) проходить медицинские обследования для подтверждения соответствия установленным требованиям состояния здоровья для работы на судах один раз в год; 4) соблюдать установленный режим труда и отдыха в целях обеспечения физической и психологической готовности к осуществлению надлежащей лоцманской проводки судна на всем ее протяжении в соответствии с установленными требованиями; 5) при осуществлении лоцманской проводки иметь при себе лоцманское удостоверение, лоцманскую квитанцию, а для проводки судов, совершающих международные рейсы, - паспорт (удостоверение личности) моряка; 6) во время посадки на судно и высадки с судна использовать индивидуальные спасательные средства. 10. Для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение: 1) средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.); 2) автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме; 3) необходимые средства связи с судами, службами морского порта, ЦУДС и СУДС; 4) индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов, сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб; 5) помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой; 6) помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов; 7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи; 8) морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним "Извещениям мореплавателям"; 9) навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов; 10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью; 11) спецодежду в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов; 12) индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа; 13) медицинские средства оказания первой помощи. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОРСКИХ ЛОЦМАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".