СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Москвы. --.--.-- МОСМР 2.1.9.004-

Фрагмент документа "СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.1. Безопасные уровни воздействия

     Под референтными  (безопасными)  уровнями  воздействия   понимают
такие дозы или концентрации химических веществ, воздействие которых на
популяцию, включая ее чувствительные подгруппы, не вызовет каких бы то
ни   было   уловимых   вредных   эффектов.   Референтные  концентрации
дифференцированы с учетом продолжительности химического воздействия.
     Применяемые в  нашей  стране предельно допустимые концентрации не
всегда обоснованы по эффектам,  напрямую связанным со  здоровьем:  53%
ПДК в воде водных объектов (ПДК в.в.) обоснованы по органолептическому
признаку вредности и 20%  - по общесанитарному показателю; 30% ПДК для
атмосферного  воздуха  населенных  мест  установлены  по  рефлекторным
реакциям человека.
     В связи с этим использование действующих гигиенических нормативов
в  качестве  критерия  оценки   риска   возможно   только   в   случае
регламентации вещества по санитарно-токсикологическому,  резорбтивному
или   рефлекторно-резорбтивному   критериям   вредности   и    наличия
уверенности  в  их  достаточной  надежности,  так  как  по данным ряда
исследователей (Жолдакова З.И.,  Синицына О.О., Пинигин М.А., Тепикина
Л.А.  и  др.) большое число гигиенических нормативов,  установленных в
предшествующие  годы,  требуют  пересмотра.  Дополнительным  фактором,
затрудняющим  применение  существующей  нормативной  базы  для  оценки
риска,  является период усреднения ПДК.  Как известно,  в нашей стране
регламентируются  среднесуточные  концентрации,  тогда  как для оценки
риска требуются среднегодовые концентрации.  В связи с этим  в  работе
А.М.   Большакова   и   соавт.  предложены  коэффициенты  перехода  от
среднесуточных  ПДК  к  среднегодовым  ПДК  для   некоторых   веществ,
колеблющиеся  в  диапазоне  от  0,1 (акролеин) до 1,0 (аммиак,  оксиды
азота,  озон,  диоксид марганца). При использовании этих коэффициентов
отечественные  среднесуточные ПДК для некоторых веществ приближаются к
зарубежным референтным  концентрациям,  установленным  для  длительных
периодов усреднения экспозиции.
     В настоящее  время  в  зарубежных   странах   (США,   Канада)   и
международных   организациях   (ВОЗ,  ФАО/ВОЗ,  Комиссия  европейского
сообщества,  Организация по экономическому сотрудничеству и развитию и
др.)   разработаны  референтные  уровни  воздействия  для  почти  1000
химических  соединений.  Причем  около  20%  референтных  концентраций
обоснованы  с  использованием клинических и эпидемиологических данных.
Вместе с тем,  как было установлено в работе Новикова С.М., Жолдаковой
З.И., Румянцева Г.И. и др., прямое использование зарубежных данных без
их предварительного углубленного анализа невозможно.
     В связи  с  этим  нами были собраны,  обобщены и проанализированы
практически все  мировые  данные  о  референтных  уровнях  воздействия
химических соединений,  а также большинство первичных материалов по их
обоснованию.  Некоторые из  приоритетных  зарубежных  фактографических
источников приведены в табл. 2.4.
     
                                                           Таблица 2.4

        НЕКОТОРЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
         О РЕФЕРЕНТНЫХ УРОВНЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

------------------------------------------------------
|Краткое     |Характеристика                         |
|наименование|                                       |
|------------|---------------------------------------|
|WHO         |Публикации Всемирной организации       |
|            |здравоохранения                        |
|------------|---------------------------------------|
|EHC         |Гигиенические критерии состояния       |
|            |окружающей среды (Программа ООН по     |
|            |окружающей среде, ВОЗ)                 |
|------------|---------------------------------------|
|IRIS        |Интегрированная информационная система |
|            |о рисках (U.S. EPA)                    |
|------------|---------------------------------------|
|NAAQS       |Национальные стандарты качества        |
|            |атмосферного воздуха США               |
|------------|---------------------------------------|
|DWR         |Нормативы качества питьевой воды США   |
|------------|---------------------------------------|
|HEAST       |Периодически издаваемые сводные таблицы|
|            |оценок эффектов на здоровье (U.S. EPA) |
|------------|---------------------------------------|
|NCEA        |Национальный центр оценки окружающей   |
|            |среды (U.S. EPA)                       |
|------------|---------------------------------------|
|ATSDR       |Агентство США по регистрации           |
|            |токсических соединений и заболеваний   |
|------------|---------------------------------------|
|EPA         |Публикации Агентства США по охране     |
|            |окружающей среды                       |
|------------|---------------------------------------|
|CalEPA      |Калифорнийское агентство по охране     |
|            |окружающей среды                       |
|------------|---------------------------------------|
|Superfund   |Центр технической поддержки оценки     |
|            |риска для здоровья (Суперфонд США)     |
|------------|---------------------------------------|
|SSL         |Публикации Region YI U.S. EPA о        |
|            |величинах скрининговых уровней         |
|            |содержания веществ в объектах          |
|            |окружающей среды, установленных по     |
|            |влиянию на здоровье (региональные      |
|            |нормативы)                             |
|------------|---------------------------------------|
|PRG         |Публикации Region IY U.S. EPA о        |
|            |величинах целевых региональных уровней |
|            |воздействия (региональные нормативы)   |
|------------|---------------------------------------|
|RBC         |Публикации Region III U.S. EPA о       |
|            |величинах концентраций, основанных на  |
|            |риске (региональные нормативы)         |
|------------|---------------------------------------|
|MADEP       |Массачусетский департамент по охране   |
|            |окружающей среды                       |
|------------|---------------------------------------|
|CEPA        |Канадское агентство по охране          |
|            |окружающей среды                       |
|------------|---------------------------------------|
|Health      |Публикации Министерства здравоохранения|
|Canada      |Канады                                 |
|------------|---------------------------------------|
|RAIS        |Информационная система для оценки риска|
|            |(Национальная лаборатория Министерства |
|            |энергетики США)                        |
|------------|---------------------------------------|
|AIHA        |Американская ассоциация промышленных   |
|            |гигиенистов                            |
------------------------------------------------------
     
     Все собранные   зарубежные   данные,   а   также   сведения    об
отечественных   гигиенических   нормативах,   величинах   максимальных
недействующих,  а также пороговых доз (концентраций)  были  сведены  в
компьютерную   базу  данных.  Данная  база  входит  в  созданную  нами
интегрированную    компьютерную    информационную    систему     CISRA
(Компьютерная  информационная  система для оценки риска).  Эта система
позволяет производить быстрый поиск вещества,  находить все  известные
референтные  уровни  и  значения  гигиенических  нормативов,  а  также
обеспечивает прямой доступ к первичным текстовым материалам (например,
файлам IRIS, публикациям CalEPA и др.).
     Углубленный анализ  имеющихся  данных   о   референтных   уровнях
позволил    выбрать    наиболее   обоснованные   значения   безопасных
доз/концентраций приоритетных для  г.  Москвы  химических  соединений,
приведенные в приложениях 1-3.
     

Фрагмент документа "СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ, ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа