Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 05.08.2008)".
6. Оценка внешних факторов, влияющих на достижение целей Программы Основными внешними факторами, влияющими на развитие малого предпринимательства, при разработке Комплексной программы приняты: 1. Общее состояние социально-экономического развития Российской Федерации и субъекта РФ - города Москвы, тенденции его изменения. 2. Макроэкономические факторы, определяющие состояние экономики РФ и города Москвы: уровень инфляции, состояние государственных финансов, курс национальной валюты, валовой региональный продукт и его структура, объемы производства, потребления и накопления, инвестиционный потенциал, научно-технический и инновационный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, состояние отраслевой и функциональной инфраструктуры. 3. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования экономики: - потенциал государственного управления; - действующее законодательство и тенденции его изменения; - налоговая политика; - бюджетная политика; - промышленная политика; - миграционная политика; - направления, способы и объем реализации мер государственной поддержки и содействия развитию малого предпринимательства на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации - города Москвы; - государственный заказ и участие малого бизнеса в его выполнении; - наличие, степень и тенденции изменения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. 4. Внешнеполитические факторы: - присоединение России к ВТО; - международное разделение труда; - состояние и тенденции изменения мирового рынка ресурсов. 5. Уровень и динамика изменения цен на основные фонды, производственно-технологические ресурсы. 6. Состояние финансовых рынков и степень их соответствия потребностям и возможностям малого бизнеса. В зависимости от интегральной совокупности воздействия вышеперечисленных факторов на малый бизнес Москвы и систему поддержки и развития малого предпринимательства реализация Программы оценивается по трем вариантам: базовому (реалистическому), оптимистическому, пессимистическому. В таблице представлены три варианта прогнозируемых реакций на воздействие ряда внешних факторов (в агрегированной форме): ----------------------------------------------------------------------------------------- |N |Фактор |Прогноз действия | |п/п | |---------------------------------------------------------------| | | |пессимистический |реалистический |оптимистический | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |1. |Интенсивность |Снижение темпов и |Сохранение |Принятие Пятого | -| | |и направления |объемов поддержки |действующих |национального | | |государственной |малого бизнеса в |тенденций |проекта "Развитие | | |поддержки малого |Москве и на |государственной |малого | | |бизнеса на |федеральном уровне, |политики, |предпринимательства | | |федеральном |отказ от отдельных |направленной на |в России" | | |и городском |мер поддержки |развитие малого | | | |уровнях | |бизнеса | | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |2. |Состояние |Недостижение |Достижение |Превышение | | |и тенденции |утвержденных |утвержденных |утвержденных | | |социально- |стратегических |стратегических |стратегических | | |экономического |показателей состояния|показателей |показателей | -| | |развития России |экономики на |состояния экономики |состояния экономики | | |и Москвы |федеральном и |на федеральном и |на федеральном и | | | |городском уровне |городском уровне |городском уровне | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |3. |Экономические |Существенное снижение|На уровне официально|Стабилизация | | |факторы |либо превышение |прогнозируемых |инфляции в | | | |прогнозируемого |показателей |оптимальных | | | |уровня инфляции, | |пределах, | | | |неустойчивый курс | |стабилизация курса | | | |рубля, падение роста | |рубля, прирост | -| | | |производства, | |темпов производства,| | | |снижение темпов роста| |увеличение доходов | | | |доходов населения | |населения выше | | | | | |прогнозных | | | | | |показателей | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |4. |Внешнеполитические|Происходит |Не происходит |Не происходит | | |факторы (вопрос |присоединение России |присоединение России|присоединение России| | |присоединения |к ВТО |к ВТО |к ВТО | | |России к ВТО) | | | | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |5. |Действующее |Происходят изменения |Изменений |Принимается пакет | | |законодательство |законодательства, |законодательства по |федеральных законов | -| | |и его изменения |ухудшающие положение |вопросам |и нормативных | | | |СМП по сравнению с |предпринимательского|подзаконных актов, | | | |действующим |права не происходит |обеспечивающий | | | |законодательством, | |условия ускоренного | | | |затрудняющие | |развития малого | | | |регистрацию и | |бизнеса | | | |деятельность | | | -| | | |коммерческих | | | | | |организаций | | | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |6. |Уровень налогов |Возрастание |Не изменяется |Налоговая нагрузка | | |и налоговая |налогового давления | |снижается в | | |политика |на малое | |соответствии с | | | |предпринимательство | |прогнозными | | | | | |показателями | | | | | |среднесрочной | | | | | |программы | | | | | |Правительства РФ | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |7. |Уровень и динамика|Рост цен на |Стабилен на уровне |Обеспечение льготных| | |изменения цен на |производственно- |общей прогнозируемой|условий приобретения| | |производственно- |технологические |инфляции |ресурсов на | | |технологические |ресурсы выше | |развитие малого | -| | |ресурсы |темпов роста | |бизнеса | | | |доходности субъектов | | | | | |малого | | | | | |предпринимательства | | | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |8. |Уровень и динамика|Рост цен на |Стабильны на уровне |Рост цен на | | |изменения цен на |недвижимость выше |общей прогнозируемой|недвижимость ниже | | |недвижимость |темпов роста |инфляции |темпов роста | | | |доходности субъектов | |доходности субъектов| | | |малого | |малого | -| | | |предпринимательства | |предпринимательства | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| |9. |Состояние |Отсутствие изменений |Сохранение |Развитие финансового| | |финансового рынка |на финансовом рынке в|обеспеченности |рынка происходит до | | |(кредитного и |интересах малого |финансовыми |уровня | | |инвестиционного) |предпринимательства. |ресурсами на |удовлетворения | | |и степень его |Форс-мажор - кризис |имеющемся уровне |основных | | |ориентации на |финансового рынка | |потребностей малого | | |потребности малого| | |бизнеса в данной | | |бизнеса | | |сфере | |----|------------------|---------------------|--------------------|--------------------| -| |10. |Государственный |Невыполнение |Выделяемая доля |Выделяемая доля | | |заказ и степень |законодательной нормы|госзаказа |госзаказа превышает | | |участия малого |размещения 15% |соответствует уровню|установленную норму | | |бизнеса в его |госзаказа у субъектов|в 15% | | | |исполнении |малого | | | | | |предпринимательства | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------- Расчет реалистического варианта Программы основан на следующих исходных данных: - утвержденные основные прогнозные показатели социально - экономического развития Москвы на 2006 год и на период до 2008 года, рассчитанные на основании анализа исходных условий социально - экономического развития и их динамики, сценарных условий социально - экономического развития Российской Федерации на предстоящие три года, а также основные макроэкономические показатели прогноза социально - экономического развития Москвы на 2007-2009 годы, рассчитанные ДЭПиР г. Москвы; - анализ темпов роста показателей развития МБМ за 10 лет по данным государственной статистики; - анализ динамики развития малого бизнеса Москвы по данным бухгалтерской отчетности малых предприятий за период 1996-2004 годов (проанализировано около миллиона бухгалтерских отчетностей форм 1 и 2 малых предприятий Москвы); - учет положительной оценки результатов социально-экономического развития г. Москвы за 11 месяцев 2005 года; - результаты мониторинга состояния малого бизнеса Москвы на ноябрь 2005 года; - анализ результатов выполнения предыдущих комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве. Полученные результаты позволили получить прогнозные значения индикативных показателей развития малого бизнеса Москвы, в том числе и как результат воздействия комплекса программных мероприятий, имеющих свои расчетные показатели по каждому из разделов. Эти показатели соответствуют выполнению условий удвоения в 2009 году валовой добавленной стоимости, производимой малым бизнесом Москвы, относительно показателей 2002 года. Расчет показателей по пессимистическому варианту реализации Программы предполагает деструктивное воздействие внешних факторов, приводящее к срыву устойчивых тенденций развития и серьезным снижениям темпов роста целого ряда показателей (суммарной выручки, валовой добавленной стоимости, производимой субъектами малого предпринимательства, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и др.). При этом возможно создание напряженности на рынке труда - увеличение безработицы с соответствующими негативными последствиями, включая рост криминогенной обстановки. Такое изменение тенденций может вызвать целый ряд внешних воздействий, в том числе: - присоединение к ВТО с непредсказуемыми последствиями и, по мнению ряда экспертов, приводящими к свертыванию целого ряда производств и услуг, усилению давления импорта и т.д.; - налоговая политика, не снижающая тяжести налогового бремени; - рост стоимости аренды нежилых помещений; - удорожание ресурсов (людских, финансовых, энергетических, технологических, информационных и т.д.). Расчет показателей оптимистического варианта реализации Программы основан на прогнозе положительных тенденций изменения внешних факторов, обеспечивающих ускоренное развитие малого бизнеса Москвы: - четкие ориентиры государственной политики на развитие малого предпринимательства на долгосрочную перспективу, закрепленные законодательно (наиболее сильным решением могло бы стать принятие Пятого национального проекта "Развитие малого бизнеса России"); - снижение налоговой нагрузки; - реализация мер по сдерживанию роста стоимости ресурсов; - реализация программ обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями. В таблице приведены значения основных индикативных показателей: -------------------------------------------------------------------------------------- |Показатель |Ед. изм. |Варианты реализации | | | |-----------------------------------------------| | | |Пессимистический|Реалистический|Оптимистический| |--------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| |Рост количества субъектов |% в год | 1-2 | 4-5 | 6-8 | |малого предпринимательства| | | | | |--------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| |Прирост числа рабочих мест|тыс. ед. | 10-20 | 50-60 | 120-150 | | |в год | | | | |--------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| |Абсолютный прирост |% в год | 3-4 | 9-12 |Не менее 20 | |суммарной выручки в | | | | | |сопоставимых ценах | | | | | |--------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| |Валовая добавленная |% | -1 | 8,5-11 | 15-20 | |стоимость | | | | | |(к предыдущему году) | | | | | |--------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| |(на душу населения) |тыс. руб.| 53,6 | 57,9-59,0 | 62,9-65,6 | | | | <1> | | | |--------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| |Динамика налоговых |% |Не ниже -3 | 4-5 |Не менее 15 | |поступлений в бюджет к | | | | | |предыдущему году | | | | | |--------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| |Инвестиции МБМ в расчете |тыс. руб.| 2,0 | 3,36 |Не менее 6,0 | |на одного занятого | | <2> | <3> |<4> | -------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Из расчета, что в 2006 году ВДС на душу населения сохранится на уровне 2004 года при тенденции падения 3% в год. Значение рассчитано по данным бухгалтерской отчетности (выборка за 2003 год - 160 тысяч бухгалтерских отчетностей МП по основной системе налогообложения, за 2004 год - 170 тысяч). За расчетное количество жителей принято значение 10,4 миллиона человек. <2> На уровне прогноза 2005 года в фактических ценах при сохранении темпов снижения по данным МГС. <3> Из расчета темпов роста инвестиций в основной капитал в 2005 году на общегородском уровне (103,5) в сопоставимых ценах. <4> При выходе на уровень темпов роста 2003 года в сопоставимых ценах. |
Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 05.08.2008)".