Фрагмент документа "ОБ АНАЛИЗЕ РЫНКОВ".
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ БЕНЗИНА АВТОМОБИЛЬНОГО И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1. Настоящие "Методические указания по исследованию состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива" (далее - Методические указания) разработаны на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108 (далее - Порядок), для практического применения территориальными органами ФАС России (далее - ТО ФАС России) с учетом специфики розничных рынков нефтепродуктов. Согласно Методическим указаниям ТО ФАС России проводят исследование розничной реализации нефтепродуктов, приведенных в пункте 2 настоящих Методических указаний. Цели исследования розничной реализации нефтепродуктов: - оценка состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов в субъектах Российской Федерации; - выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон); - использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. ТО ФАС России проводят исследование розничной реализации нефтепродуктов в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют свою деятельность (далее - регионы ответственности ТО ФАС России). По результатам исследования розничной реализации нефтепродуктов ТО ФАС России представляют в ФАС России обзор состояния конкуренции в сфере розничной реализации нефтепродуктов и заполненные отчетные формы, приведенные в Приложении 1 к настоящим Методическим указаниям. Проведение этапов исследования розничной реализации нефтепродуктов осуществляется согласно пункту 3 Порядка с обязательным учетом рекомендаций и замечаний, изложенных в настоящих Методических указаниях. 2. Временной интервал исследования розничной реализации нефтепродуктов - 2007 г. Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничной реализации нефтепродуктов определены следующие товары: --------------------------------------------------------------------------- |Группы товаров| Подгруппа | ОЧ | Товары <*> | | | | | (спецификации) | |--------------|---------------|------------------|-----------------------| |Автомобильные |низкооктановые |не менее 76 по ММ,|1. АИ-76 (АИ-80) | |бензины | |не менее 80 по ИМ | | |(ОКП 025110) |---------------|------------------|-----------------------| | |высокооктановые|82,5 - 88 по ММ, |2. АИ-92 (АИ-91, АИ-93)| | | |91 - 98 по ИМ |-----------------------| | | | |3. АИ-95 (АИ-96) | | | | |-----------------------| | | | |4. АИ-98 | |--------------|---------------|------------------|-----------------------| |Дизтопливо | | |5. ДТ (летнее, зимнее, | |(ОКП 025130) | | |арктическое) | --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Исходя из специфики локальных рынков нефтепродуктов (наличие / отсутствие конкретных марок, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения), мнения потребителей о возможности и готовности заменить автобензины высооктановой подгруппы могут отличаться. Возможно объединение товаров, например, АИ-92 и АИ-95, АИ-95 и АИ-98, а также иных спецификаций, в зависимости от особенностей рынка в конкретных географических границах. При необходимости разделение этой группы на указанные в таблице отдельные товары подтверждается путем опроса потребителей. Товары, приведенные в скобках, а также их модификации, учитываются при исследовании как товар, приведенный без скобок. Дополнительный материал к обоснованию товарных границ рынка приведен в Приложении 2 к настоящим Методическим указаниям. 3. Исследование розничной реализации нефтепродуктов включает в себя: а) исследование розничной реализации нефтепродуктов в географических границах региона ответственности ТО ФАС России (далее - региональная розничная реализация нефтепродуктов); б) исследование розничных рынков нефтепродуктов, географические границы которых определены ТО ФАС России на отдельных территориях, не выходящих за пределы географических границ региона ответственности ТО ФАС России (далее - локальные розничные рынки нефтепродуктов). 4. Обзор состояния конкуренции в сфере розничной реализации нефтепродуктов включает в себя: а) обзор состояния конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов и заполненные отчетные таблицы 1 и 2, приведенные в Приложении 1 к настоящим Методическим указаниям; б) обзор состояния конкуренции на каждом локальном розничном рынке нефтепродуктов и заполненную отчетную таблицу 3, приведенную в Приложении 1 к настоящим Методическим указаниям <**>. -------------------------------- <**> Данные по всем локальным рынкам заносятся в одну отчетную таблицу 3. Если ТО ФАС России осуществляет деятельность более чем в одном регионе ответственности, то по каждому региону ответственности ТО ФАС России представляется отдельный обзор состояния конкуренции в сфере розничной реализации нефтепродуктов и заполненные отчетные формы. 5. В качестве географических границ исследования региональной розничной реализации нефтепродуктов принимаются географические границы региона ответственности ТО ФАС России. При исследовании региональной розничной реализации нефтепродуктов проводятся этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды согласно подпунктам "г", "д", "е", "ж", "з" пункта 3 Порядка. При составлении обзора состояния конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов выполняются подпункты "д", "е", "ж", "з", "и" пункта 55 Порядка. 6. Исследование локальных розничных рынков нефтепродуктов проводится в каждом регионе ответственности ТО ФАС России не менее чем в трех административно-территориальных образованиях (город, район), в которых осуществляется мониторинг цен на нефтепродукты согласно Приказу ФАС России от 19.03.2007 N 73. При исследовании локальных розничных рынков нефтепродуктов проводятся этапы анализа и оценки состояния конкурентной среды согласно подпунктам "в", "г", "д", "е", "ж", "з" пункта 3 Порядка. При составлении обзора состояния конкуренции на локальных розничных рынках нефтепродуктов выполняются подпункты "г", "д", "е", "ж", "з", "и" пункта 55 Порядка. При проведении исследования локальных розничных рынков нефтепродуктов (в частности, при сборе данных для отчетных форм) ТО ФАС России следует обратить особое внимание на то, что результаты исследования, кроме прочего, предназначены для квалификации доминирующего положения хозяйствующих субъектов на локальных розничных рынках нефтепродуктов согласно частям 1 и 3 статьи 5 Закона. Определение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов осуществляется на основе административных границ муниципальных образований, при этом в географические границы могут быть включены (а также исключены) территории, прилегающие к административным границам муниципальных образований. В качестве предварительных географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры определяется территория, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций (за исключением областных, межрегиональных, транзитных). Уточнение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов производится путем оценки экономической возможности приобретения нефтепродуктов потребителем. Исходя из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов потребителем (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителем нефтепродуктов на АЗС. Например, если издержки потребителя (расход топлива в стоимостном выражении) по приобретению нефтепродукта на АЗС N 1, расположенной вне предварительно определенных географических границ, составляют более 10% стоимости среднего объема разовой заправки того же нефтепродукта на АЗС N 2, расположенной в пределах предварительно определенных географических границ, то АЗС N 1 находится вне уточненных географических границ локального розничного рынка нефтепродукта. Предварительное определение и уточнение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов может также производиться с использованием "теста гипотетического монополиста" согласно п. 29 Порядка и иными методами, изложенными в Порядке. 7. При описании состава участников розничной реализации нефтепродуктов (раздел V Порядка) среди прочего необходимо указать следующее: а) в обзоре состояния конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов: - состав автопарка региона на 1 января 2008 г. согласно таблице 1 Приложения 1 к настоящим Методическим указаниям; б) в обзоре состояния конкуренции на локальных розничных рынках нефтепродуктов и в обзоре состояния конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов: - наличие ценового лидера среди продавцов и особенности его сбытовой политики; - присутствие хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на оптовых рынках нефтепродуктов; - особенности стратегии развития крупных и доминирующих хозяйствующих субъектов (активное расширение сети АЗС за счет поглощения мелких игроков, получение земельных участков под строительство и строительство новых АЗС, широкие рекламные кампании и др.). 8. При оценке состояния конкурентной среды (раздел IX Порядка) в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов среди прочего необходимо указать региональные факторы и особенности, влияющие на условия обращения товара и состояние конкурентной среды: - сезонность спроса на нефтепродукты; - наличие в регионе нефтеперерабатывающих заводов, а при их отсутствии - оценка удаленности нефтеперерабатывающих мощностей и особенностей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей доставку топлива в регион; - потенциал и особенности развития региональной розничной реализации нефтепродуктов по оценке ТО ФАС России (например: дефицит/избыток АЗС, степень удовлетворения потребностей покупателей, равномерность и удобство географического расположения АЗС, перспективы роста автопарка региона и др.); - наличие у хозяйствующих субъектов регионального административного ресурса, степень и формы его использования, а также наличие различных письменных соглашений, договоров, заключенных с муниципальными органами власти, исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации; - иные региональные особенности и факторы. 9. При заполнении отчетных таблиц согласно Приложению 1 к настоящим Методическим указаниям необходимо следовать следующим указаниям: - данные и расчетные величины по розничной реализации нефтепродуктов в границах региона ответственности ТО ФАС России приводятся в таблице 2 полностью и с учетом данных таблицы 3, то есть при заполнении таблицы 3 информация о продавцах на локальных розничных рынках нефтепродуктов не исключается из таблицы 2; - для учета требований пункта 33 Порядка при заполнении отчетных таблиц 2 и 3 принадлежность хозяйствующих субъектов к группе лиц указывается в графе 4 согласно перечню, приведенному в примечаниях к таблицам 2 и 3 Приложения 1 к настоящим Методическим указаниям. Если хозяйствующие субъекты принадлежат к определенной ТО ФАС России группе лиц хозяйствующего субъекта, не указанного в перечне, то наименование головного хозяйствующего субъекта группы лиц приводится в примечаниях (графы 73 и 74 таблиц 2 и 3 соответственно). При этом данные и расчетные величины приводятся в таблицах 2 и 3 по каждому хозяйствующему субъекту отдельно независимо от его принадлежности к группе лиц. В связи с необходимостью экспорта данных ТО ФАС России заполнение отчетных таблиц согласно Приложению 1 к настоящим Методическим указаниям необходимо осуществлять в строгом соответствии со следующими требованиями к заполнению данных и форматированию листов файла MS Excel: Не допускается: - объединение ячеек в строках таблицы ниже строки с номерами граф (далее - строки данных) в любой части таблицы; - добавление в таблицу дополнительных строк и столбцов, кроме указанных в таблице, удаление строк и столбцов, указанных в таблице, незаполнение строк данных (пустые строки, столбцы); - введение формул в ячейки строк данных (расчеты необходимо осуществлять на ином листе, либо в ином файле - в строки данных заносятся только значения величин); - введение одного значения с использованием нескольких ячеек (например: "ООО Караган-" - в одной ячейке, "данефтепродукт" - в следующей); - скрытие в таблице строк и столбцов; - внесение в строки данных текстовых значений вместо числовых, а также совмещение форматов значений (например, нельзя совмещать текст с числом: "5000 л", "25 шт." и т.д.); - внесение знаков "-", "пробел", "0", а также текста "нет данных", иных любых знаков и текста при отсутствии данных (ячейка оставляется пустой); - введение данных в иных, кроме указанных в отчетных таблицах, единицах измерения; - незаполнение графы 1 в строках данных (наименование региона заполняется в каждой строке данных, т.е. повторяется); - создание структуры данных листа (меню Данные/Группа и структура); - иное форматирование строк данных, кроме указанных в таблице "Форматирование строк данных" согласно Приложению 1 к настоящим Методическим указаниям. 10. Аспекты и особенности розничной реализации нефтепродуктов, не указанные в пунктах 5 и 6 настоящих Методических указаний, но оказывающие существенное влияние на состояние конкурентной среды, приводятся отдельным приложением к отчету в свободной форме. В случае пропуска этапов исследования, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Методических указаний, а также при незаполнении отчетных форм необходимо указать причину отсутствия информации и/или данных. При составлении обзора состояния конкуренции в сфере розничной реализации нефтепродуктов и заполнении отчетных форм необходимо указать источник получения соответствующей информации. Обзор состояния конкуренции в сфере розничной реализации нефтепродуктов представляется в ФАС России как на бумажном носителе, так и в электронном виде с использованием Microsoft Office версии не ниже Microsoft Office 1997 (текст обзора - в MS Word, заполненные отчетные формы - в MS Excel). В электронном виде предоставляется три файла, содержащие: 1) обзор состояния конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов (файл MS Word); 2) обзор состояния конкуренции на каждом локальном розничном рынке нефтепродуктов (все отчеты в одном файле MS Word); 3) заполненные отчетные формы, приведенные в Приложении к настоящим Методическим указаниям (все таблицы в одном файле MS Excel). Представлять отчетные таблицы на бумажном носителе не требуется (только в электронном виде). Приложение 1 Таблица 1 |
Фрагмент документа "ОБ АНАЛИЗЕ РЫНКОВ".