О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 АВГУСТА 1998 Г. N 919. Постановление. Правительство РФ. 30.09.08 731

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 АВГУСТА 1998 Г. N 919".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы

     Правительство  Российской  Федерации  14  июня 2001 г. определило
Арктику в качестве самостоятельного объекта государственной политики в
целях  обеспечения  национальной  безопасности  и устойчивого развития
районов арктической зоны.
     Экономическую значимость Арктики определяет ее природно-ресурсный
и морской логистический потенциал.
     Основу  природно-ресурсного  потенциала составляют углеводородные
ресурсы  Арктики,  которые,  по  имеющимся  оценкам,  составляют до 25
процентов    общемировых    запасов.    Так,   начальные   извлекаемые
углеводородные  ресурсы  российского  шельфа  достигают 100 млрд. тонн
условного топлива, из них более 80 процентов сосредоточено в Арктике.
     Однако   проведение   работ   по   поиску,  разведке  и  освоению
месторождений   углеводородов  на  континентальном  шельфе  российских
арктических морей сдерживает:
     отсутствие  технических  средств  и технологических возможностей,
связанных  с  поиском  и  разведкой  морских  месторождений, а также с
освоением  уже разведанных запасов в особо сложных условиях Арктики (в
настоящее   время   Российская  Федерация  и  российские  компании  не
располагают буровыми и современными многоцелевыми судами);
     низкий   объем   инвестиций  Российской  Федерации  и  российских
компаний  в  разведку  и  разработку  морских  месторождений в связи с
высоким    риском   работ   в   Арктике   и   необходимостью   крупных
капиталовложений для их выполнения (инвестиции в разведку и разработку
морских месторождений углеводородов в России в основном ограничиваются
проектами,  которые  реализовывались  в  рамках  соглашений  о разделе
продукции,  большая  часть  которых  была  освоена на производственных
предприятиях зарубежных стран);
     неурегулированность международно-правовых вопросов, в том числе:
     не  определена внешняя граница континентального шельфа Российской
Федерации в Арктике (необходимо представить в Комиссию ООН по границам
континентального   шельфа   дополнительные   геолого-геофизические   и
гидрографические    данные    для    обоснования    внешней    границы
континентального  шельфа Российской Федерации в Арктике в дополнение к
заявке,  представленной  в  эту Комиссию в 2001 году, а также провести
соответствующие    согласительные    процедуры    с    приарктическими
государствами);
     не  разграничены  в  западной  части  российской  Арктики морские
пространства с Норвегией в Баренцевом море;
     не  урегулированы  в  восточной  части российской Арктики вопросы
разграничения  морских  пространств  с США (соглашение СССР и США от 1
июня 1990 г. не ратифицировано Российской Федерацией);
     плохая изученность российского арктического шельфа по сравнению с
шельфом  других  приарктических  государств  (с  начала  70-х  годов в
западной  части  российской  Арктики  и Охотском море была произведена
сейсморазведка  со  средней плотностью 0,24 погонного километра на кв.
километр,  в  то  время  как  плотность сейсморазведки, произведенной,
например,  в  Северном море, составляет более 4 погонных километров на
кв. километр).
     Особое   географическое   положение   определяет  геополитическую
значимость   Арктики.  Например,  через  российскую  Арктику  проходят
кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии,
Китая,  США,  Канады.  В  условиях увеличения транспортной активности,
улучшения  перспектив развития высокорентабельных трансконтинентальных
перевозок,  роста  добычи  нефти  и  газа  на  континентальном шельфе,
повышения  внутренних  и  внешних транспортных потребностей возрастает
значение  арктической  транспортной  системы и ее ключевого элемента -
Северного   морского   пути,   являющегося   исторически   сложившейся
национальной  единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в
Арктике,  соединяющей  транспортные  подсистемы  Европейского  Севера,
Сибири  и  Дальнего Востока. При использовании Северного морского пути
вместо  действующих маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы путь из
порта  Роттердам  заметно  сокращается:  до  порта  Иокогама - на 3860
морских  миль  (34  процента),  до  порта  Шанхая  -  на 2449 миль (23
процента), до порта Ванкувера - на 1932 мили (22 процента).
     Актуальной  задачей  является  развитие  авиационной транспортной
системы  арктической зоны, особенно системы кроссполярных перелетов, а
также   малой  авиации  для  обеспечения  жизнедеятельности  небольших
удаленных населенных пунктов.
     Однако  отсутствие  или  высокая  степень износа инфраструктуры в
настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить:
     безопасность  перевозок по Северному морскому пути, кроссполярных
перелетов   и   полетов  малой  авиации  в  силу  критического  износа
навигационно-гидрографического  и гидрометеорологического оборудования
и   технологических   ограничений   информационного  взаимодействия  с
воздушными  и  морскими  судами, а также полярными станциями (Россия в
настоящее  время  не  располагает  космическими аппаратами, способными
обеспечивать устойчивую связь выше 68град. северной широты);
     контроль   несанкционированных  видов  деятельности  (нелегальные
рыболовство,  строительство  и вырубка леса, нарушение технологических
процессов, регламентов и лицензионных соглашений);
     проведение  ледовой  разведки  в  районах судоходства и оборонной
деятельности   (полная   зависимость   от  информации,  поступающей  с
зарубежных метеорологических спутников, низкая оперативность обработки
и  получения  информации  о ледовой обстановке в связи с неразвитостью
наземного комплекса центров сбора и обработки информации);
     раннее обнаружение природных и техногенных чрезвычайных ситуаций,
прогнозирование   стихийных   бедствий  и  оповещение  о  них  (полная
зависимость от информации, поступающей с зарубежных спутников);
     мониторинг загрязнения окружающей среды;
     получение  долгосрочных  метеопрогнозов  в  условиях увеличения в
последние годы количества погодных и климатических аномалий.
     Кроме   того,   для   обеспечения   жизнедеятельности  в  Арктике
необходимо  ежегодно  в  сжатые  сроки  летней  навигации  завозить  в
арктические  районы  морским  и  речным транспортом большое количество
энергоносителей, что требует значительных финансовых затрат. Уменьшить
эти   затраты  можно  путем  расширения  использования  нетрадиционных
возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.
     Экологическую  значимость  Арктики  определяют наличие уникальных
экосистем  (вклад природного комплекса российской Арктики в сохранение
глобальной  устойчивости биосферы оценивается в 12 процентов), большая
роль   в  обеспечении  устойчивости  климата  планеты,  биологического
разнообразия  и  сохранении  традиционной  системы  природопользования
коренных  народов,  для которых биологические ресурсы являются основой
обеспечения их жизнедеятельности.
     Проблемы  экологической  безопасности Арктики привлекают внимание
как  приарктических  государств,  так  и  государств,  находящихся вне
территории  Арктики.  В условиях чрезвычайно уязвимой окружающей среды
Арктики   (нарушение   ее  состояния  практически  необратимо)  особую
озабоченность    вызывают    усиливающаяся   антропогенная   нагрузка,
накопление  отходов,  поступление  загрязняющих  веществ  в результате
трансграничного    переноса,    угрозы    нефтяного,   химического   и
радиоактивного загрязнения.
     Опасность  хранения  неутилизированных  отходов  увеличивается  в
связи   с  процессами  глобального  потепления  и  разрушением  вечной
мерзлоты,    которая   ранее   частично   препятствовала   дальнейшему
распространению  загрязняющих  веществ  путем  попадания  их  в водную
среду.
     Основными экологическими проблемами являются:
     критическое     состояние    радиоизотопных    термоэлектрических
генераторов;
     загрязнение   морской   среды  в  районах  освоения,  особенно  в
прибрежных  (90  процентов  хозяйственно-бытовых  стоков  сбрасываются
неочищенными);
     неудовлетворительное   состояние   окружающей   среды  в  районах
интенсивной  хозяйственной деятельности, а также на территориях бывших
военных объектов;
     критическое  состояние  водных  объектов,  очистных  сооружений и
источников  питьевого водоснабжения (для 70 процентов административных
территорий  остро  стоят  вопросы  обеспечения санитарно-гигиенических
нормативов питьевого водоснабжения, практически 90 процентов населения
региона пьет некачественную воду);
     угроза биологическому разнообразию животного и растительного мира
(около  20  видов птиц и млекопитающих, населяющих Арктику, занесены в
Красную книгу Российской Федерации);
     неудовлетворительное  состояние атмосферного воздуха в населенных
пунктах,  расположенных  вблизи  промышленных  предприятий  городов  и
населенных  пунктов  (в  районе Кольского полуострова и г. Норильска в
атмосферу  поступает ежегодно около 4 млн. тонн сернистого ангидрида и
сотни тысяч тонн угарного газа и окислов азота);
     отсутствие  эффективной  системы  мониторинга  состояния  опасных
источников  загрязнения  и  быстрого  реагирования  при  возникновении
чрезвычайных экологических ситуаций.
     Прогнозируемый   рост   добычи,   переработки  и  транспортировки
углеводородного  и  минерального сырья будет сопровождаться появлением
новых  мощных  источников  техногенного  загрязнения  окружающей среды
Арктики, особенно опасных при работах на континентальном шельфе.
     Арктика  является  климатоформирующим  регионом  планеты, поэтому
состояние  окружающей  среды  в Арктике является одновременно и важным
индикатором  глобальных  изменений, которые проявляются в этом регионе
наиболее    значимо.    Изменение   климата   приведет   к   серьезным
экономическим,  социальным  и  экологическим  последствиям. В их числе
подъем уровня моря с затоплением обширных пространств суши, разрушение
вечной  мерзлоты,  усиление  штормов  и  в  конечном итоге уничтожение
объектов  инфраструктуры.  Особо  серьезные  экономические последствия
может   вызвать   нарушение   стабильности   транспортной   (газо-   и
нефтепроводы, шоссейные и железные дороги) и социальной инфраструктуры
(жилые дома и другие социальные объекты).
     Вместе  с  тем  одним  из  проявлений  климатических  изменений в
Арктике  является  уменьшение  ледового  покрова  в Северном Ледовитом
океане,  что может облегчить доступ к ресурсам континентального шельфа
и   сделать   реальным   использование  Северного  морского  пути  для
трансконтинентальных  перевозок.  В  условиях расширения хозяйственной
деятельности в арктическом регионе и нестабильности на Ближнем Востоке
актуальность  задачи  укрепления  и  развития  Северного морского пути
существенно  возрастает,  что  требует  скорейшей реализации ряда мер,
направленных  на  повышение  его конкурентоспособности и безопасности,
включая  принятие правил плавания по Северному морскому пути, которыми
должны руководствоваться как отечественные, так и иностранные суда.
     К  числу  других  важных  проблем,  требующих реагирования, можно
отнести    совокупное    негативное    воздействие   климатических   и
экологических факторов на здоровье населения, что во многом определяет
критически высокий уровень заболеваемости и преждевременной смертности
(особенно среди коренных малочисленных народов).
     В  целом  наряду  с необходимостью уточнения прогнозов глобальных
изменений следует предпринимать действенные меры по адаптации объектов
инфраструктуры и населения, проживающего и работающего в Арктике.
     Важное   значение  для  Российской  Федерации  имеет  обеспечение
присутствия    на    архипелаге    Шпицберген    и   поддержания   его
демилитаризованного  статуса,  что определяет необходимость укрепления
российских позиций в этом районе на основе диверсификации деятельности
с  учетом российского и норвежского опыта и в соответствии с решениями
руководства  Российской  Федерации.  Деятельность  на  этом архипелаге
регулируется  Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., к которому
в   настоящее   время   присоединились   40   стран.  Однако  активной
хозяйственной деятельностью на архипелаге занимаются только 2 страны -
Норвегия и Россия.
     В соответствии со статьей 3 указанного Договора на архипелаге и в
его  акватории  российские  организации  могут  существенно  расширить
научные исследования, возобновить геолого-геофизические работы с целью
поиска  углеводородного  сырья, в полной мере использовать возможности
развития  рыболовства  и  добычи  морепродуктов,  предпринять  меры по
развитию туризма.
     Все   указанные   проблемы   имеют   выраженный  межведомственный
характер.   При   внешнем   различии   их   решение  преследует  общую
стратегическую  цель  -  обеспечение  геополитических  и экономических
интересов  России  и  укрепление  российского  присутствия  в Арктике,
сохранение  лидирующих  позиций  России  в  изучении  и освоении этого
региона.
     Для   решения   задач,  связанных  с  освоением,  использованием,
сохранением  и  исследованием  российской  Арктики,  была  разработана
подпрограмма  "Освоение  и  использование Арктики" федеральной целевой
программы "Мировой океан" (далее - подпрограмма).
     Цели I этапа выполнения подпрограммы (1998 - 2002 годы) сводились
к  стабилизации основных показателей деятельности России в арктическом
регионе. Их достижение обеспечивалось за счет использования потенциала
выполненных научно-исследовательских разработок. Цели II этапа (2003 -
2007  годы) заключались в формировании условий для создания потенциала
в  правовой, политической, природоохранной, научной, технологической и
иных  сферах,  позволяющих  удовлетворять текущие нужды и обеспечивать
долгосрочные интересы экономики.
     Анализ  хода  и результатов реализации подпрограммы в 1998 - 2007
годах  показал,  что  основные  цели  подпрограммы на этих этапах были
достигнуты. Полученные результаты были использованы в качестве научной
базы   для   обеспечения   председательства   Российской  Федерации  в
Арктическом  совете  (2004  -  2006  годы),  для  принятия  министрами
приарктических  государств  плана  действий  по  устойчивому  развитию
Арктики   и  механизма  его  реализации,  для  обоснования  разработки
основных  направлений  государственной политики Российской Федерации в
Арктике   и  других  стратегических  документов  в  целях  обеспечения
геополитических и экономических интересов России в этом регионе.
     В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17
мая   2007  г.  N  Пр-810  на  III  этапе  подпрограмма  должна  стать
катализатором  развития  деловой  активности  и обеспечить координацию
деятельности,  осуществляемой  в Арктике. Важным направлением работ по
подпрограмме  должно  стать  также  принятие  комплекса  мер  в  целях
обеспечения  устойчивого  развития  региона с учетом решений Всемирной
встречи  на  высшем  уровне  по устойчивому развитию (г. Йоханнесбург,
2002 год).
     Для  обеспечения  успешной реализации мероприятий подпрограммы на
III этапе приняты во внимание следующие факторы:
     обострение  конкурентной борьбы разных стран за влияние в Арктике
определяет  необходимость принятия скоординированных мер, направленных
на  решение  проблем, имеющих общенациональное значение или вызывающих
озабоченность мирового сообщества;
     в    условиях    устойчивого   экономического   роста   появилась
необходимость   постановки   более   масштабных  задач,  в  том  числе
инвестиционного характера;
     в   ходе   реализации   I   и  II  этапов  подпрограммы  получены
рекомендации,  для  выполнения  которых  на III этапе требуется внести
уточнения в подпрограмму;
     Арктический   совет   и   ряд  других  международных  организаций
определили  новые программы и проекты, в реализации которых Российская
Федерации должна принять участие.
     Мероприятия   подпрограммы  направлены  на  решение  приоритетных
задач,   определенных   следующими   нормативными   правовыми   актами
Российской Федерации:
     Программа  социально-экономического развития Российской Федерации
на   среднесрочную   перспективу  (2006  -  2008  годы),  утвержденная
распоряжением  Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г.
N 38-р, в части необходимости повышения эффективности государственного
регулирования     рационального     использования     и    устойчивого
воспроизводства  природных  ресурсов,  совершенствования системы учета
качества  и  количества  добываемых  природных  ресурсов,  обеспечения
стабильности   и   поддержания  устойчивого  равновесия  экологических
систем;
     Стратегия  развития  топливно-энергетического комплекса на период
2010   -  2015  годов  в  составе  Программы  социально-экономического
развития  Российской  Федерации  на  среднесрочную перспективу (2006 -
2008   годы),   утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской
Федерации  от 19 января 2006 г. N 38-р, в части необходимости развития
сырьевой    базы    нефтегазового    комплекса,   увеличения   объемов
эксплуатационного  и разведочного бурения, стимулирования инвестиций в
разработку месторождений;
     Морская  доктрина  Российской  Федерации на период до 2020 года в
части  необходимости  освоения  минеральных  и энергетических ресурсов
Мирового  океана,  изучения  его  геологического строения, определения
ресурсного  потенциала,  осуществления  интенсивной  разведки  нефти и
природного   газа  на  континентальном  шельфе  Российской  Федерации,
разработки   открытых   месторождений,  новых  технических  средств  и
передовых  технологий  для  изучения  и  освоения минеральных ресурсов
Мирового   океана   и   продолжения   работ   в  области  специального
судостроения,   исследования  и  освоения  Арктики  с  ориентацией  на
развитие   экспортных   услуг,   обеспечения   национальных  интересов
Российской    Федерации   в   отношении   Северного   морского   пути,
централизованного   государственного   управления   этой  транспортной
системой,  ледокольного  обслуживания и предоставления равного доступа
заинтересованным  перевозчикам,  в  том числе иностранным, обеспечения
безопасности плавания, производственной и иной деятельности российских
судов  в Мировом океане, создания условий для существенного увеличения
объема  данных  о  состоянии  Мирового  океана на основе использования
комплексных многокомпонентных наблюдательных систем.
     Устойчивое развитие российской части Арктики требует комплексного
подхода  и  концентрации  ресурсов на приоритетных направлениях в силу
важного   стратегического   значения   этого   региона   и   следующих
специфических   факторов,  отличающих  Арктику  от  других  территорий
Российской Федерации:
     экстремальные   для  проживания  человека  природно-климатические
условия,  которые  оказывают  отрицательное  воздействие  на  здоровье
людей;
     низкая  плотность  населения,  очаговый характер его расселения и
хозяйственное освоение территорий;
     удаленность от основных промышленных центров;
     полная   зависимость   условий   хозяйственной   деятельности   и
жизнеобеспечения  от поставок топлива, продовольствия и других товаров
по  сложным  транспортным схемам с использованием воздушного и водного
путей, в том числе Северного морского пути и малых рек;
     крайняя уязвимость окружающей природной среды, малая устойчивость
экосистем,   которые  легко  нарушаются  в  результате  антропогенного
воздействия и практически не восстанавливаются;
     необходимость  высоких  затрат  для  осуществления  хозяйственной
деятельности     и    жизнеобеспечения    населения,    что    снижает
привлекательность арктической зоны для бизнеса;
     сложность   предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
природного  и техногенного характера, что связано со спецификой работы
техники, в том числе спасательной, в зоне низких температур.
     Перечисленные  особенности  российской  части  Арктики определяют
необходимость  принятия  дополнительных  мер государственной поддержки
для решения ключевых задач, обеспечивающих устойчивое развитие Арктики
и формирование инновационной модели развития ее регионов.
     Альтернативные   инструменты  и  механизмы  решения  задач  менее
эффективны,  так  как  деятельность  хозяйствующих субъектов в регионе
будет   мотивирована   лишь   краткосрочными   целями   освоения   уже
подготовленных месторождений полезных ископаемых.
     Действия   органов   государственной   власти   будут  ограничены
ведомственными  целями,  в  то  время как задачи освоения арктического
региона  носят  преимущественно  межведомственный характер, особенно в
районах геостратегических интересов России.
     Региональные  программы,  как  правило,  направлены  на  развитие
территории    конкретного   субъекта   Российской   Федерации   и   не
предусматривают  экономического  развития  на  межсубъектном уровне, а
также  в  районах  территориального моря, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа, которые относятся к ведению Российской
Федерации.
     Государственно-частное  партнерство  на  этом этапе оправдано для
решения  лишь  некоторых  конкретных  задач  экономического  развития,
вместе  с  тем  этот  институт  в  краткосрочной  перспективе не может
рассматриваться в качестве основного инструмента освоения Арктики.
     Отсутствие  или  устаревший характер многих природоохранных норм,
не  соответствующих  новым экономическим условиям в России, сдерживает
привлечение инвестиций в реализацию экологических проектов.
     Без   использования   программно-целевого  метода  прогнозируется
возрастание  рисков и угроз устойчивому развитию Арктики, основными из
которых являются:
     потеря  научного  и  технологического  лидерства по направлениям,
обеспечивающим   Российской   Федерации  конкурентные  преимущества  и
национальную безопасность;
     существенное     сокращение    прироста    разведанных    запасов
углеводородного  и  минерального сырья, а также доходов, поступающих в
федеральный  бюджет  при  проведении  конкурсных  торгов  по  участкам
месторождений на континентальном шельфе, передаваемым компаниям для их
освоения;
     невозможность  эффективного решения комплексных вопросов развития
инфраструктуры единой национальной транспортной системы в Арктике;
     прогрессирующее  загрязнение  и  деградация  хрупких  арктических
экосистем  в условиях усиливающейся антропогенной нагрузки, накопления
отходов   и   поступления   загрязняющих   веществ   в  результате  их
трансграничного переноса;
     высокие    экологические    риски    и   затраты   при   освоении
труднодоступных   природных  ресурсов,  в  том  числе  при  выполнении
транспортных операций;
     увеличение  риска и размера ущерба в результате опасных природных
явлений,  в том числе климатических, гидрометеорологических и ледовых,
техногенных аварий и катастроф.

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 АВГУСТА 1998 Г. N 919".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа