О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 АВГУСТА 1998 Г. N 919. Постановление. Правительство РФ. 30.09.08 731

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 АВГУСТА 1998 Г. N 919".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы

     Сохранение  и закрепление политических и научных позиций России в
Антарктике   является  основной  задачей  обеспечения  государственных
интересов  нашей  страны  в  этом регионе. Проводимая Россией политика
эффективного  присутствия в наиболее важных в стратегическом отношении
районах  Антарктики  дает  возможность  активного участия в решении на
международной арене вопросов, связанных с перспективами развития этого
региона планеты.
     Научные исследования в Антарктике позволяют государству не только
доказать свой высокий экономический и научно-технический потенциал, но
и  получить  политический  выигрыш  -  основание  для вхождения в круг
консультативных    сторон    Договора   об   Антарктике   1959   года,
уполномоченных  принимать решения в отношении Антарктики. Причастность
того   или   иного   государства   к  развитию  событий  в  Антарктике
рассматривается  как  показатель его международной состоятельности. Не
случайно  в  последние годы такие небольшие и далекие от проблем южной
полярной  области  страны,  как  Чехия, Эстония, Украина, Белоруссия и
Казахстан,  настойчиво  заявляют  о  своей особой заинтересованности в
судьбе  Антарктики.  Для  стран,  стремящихся  играть  активную роль в
международной    политике,    Антарктика    -    необходимый   элемент
внешнеполитической стратегии.
     Научные  исследования  являются основным инструментом обоснования
стратегического присутствия государства в регионе.
     В  последние  годы,  несмотря  на серьезные финансовые сложности,
удалось  сохранить  основные  элементы антарктической инфраструктуры и
приоритетные   направления   исследований.  Системообразующей  основой
научных  антарктических  исследований явилась подпрограмма "Изучение и
исследование Антарктики" федеральной целевой программы "Мировой океан"
(далее   -   подпрограмма),   которая   позволила  объединить  главные
направления   деятельности   России   в  Антарктике  в  единое  целое.
Государственным  заказчиком  подпрограммы  стала Федеральная служба по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научные исследования
были  сконцентрированы  на  решении  приоритетных вопросов, увеличился
круг  учреждений  -  участников  подпрограммы,  что позволило получить
результаты, соответствующие мировому уровню, и поднять престиж России.
     Подпрограмма   явилась   системным   механизмом   для  реализации
действий,   связанных  с  международно-правовым  статусом  Антарктики.
Россия  как  участница международного Договора об Антарктике 1959 года
взяла на себя определенные обязательства, в том числе:
     соблюдение принципов Договора об Антарктике 1959 года;
     выполнение  Конвенции  о сохранении тюленей Антарктики 1972 года,
Конвенции  о  сохранении  морских живых ресурсов Антарктики 1980 года,
Протокола  по  охране  окружающей  среды к Договору об Антарктике 1959
года;
     выполнение   рекомендаций  и  мер  консультативных  совещаний  по
Договору об Антарктике 1959 года;
     обеспечение   открытости   всех   данных   о  проводимых  научных
исследованиях и работах;
     выполнение двусторонних и многосторонних международных соглашений
по сотрудничеству в Антарктике.
     В рамках подпрограммы:
     проведены  исследования,  связанные  с  получением новых данных о
состоянии  природы  региона,  определением  прошлых, текущих и будущих
изменений  его  природной  среды,  оценкой  их  влияния  на глобальные
изменения,  развитием  системы мониторинга окружающей среды, а также с
разработкой    и    совершенствованием    технологий,   обеспечивающих
деятельность человека в Антарктике;
     получены   оценки  параметров  современного  климата  Антарктики,
включая озоновый слой;
     исследован   видовой   состав,   таксономическая   и  трофическая
структура морских, пресноводных и наземных биоценозов Антарктики;
     оценены  параметры  биопродукционных  процессов  в  водах  Южного
океана;
     созданы отдельные цифровые геолого-геофизические карты;
     дана  оценка перспектив нефтегазоносности континентальной окраины
Антарктиды;
     создан  комплекс  математических  моделей  для  описания эволюции
природной среды Антарктики;
     получена  оценка  влияния  процессов  в  ионосфере  на процессы и
явления в приземных слоях и верхней атмосфере южного полушария;
     подготовлена  совокупность  электронных  баз  данных по природной
среде Антарктики.
     К наиболее важным результатам выполнения научно-исследовательских
и   опытно-конструкторских   работ  можно  отнести  итоги  комплексных
исследований   уникального   подледникового   озера   Восток,  которые
рассматриваются  научной  общественностью  как географическое открытие
конца ХХ века.
     Инвестиционные  проекты  подпрограммы  направлены  на обеспечение
деятельности  в регионе, в том числе на проектирование и строительство
объектов  в  высоких  широтах  и  для  морских  транспортных операций.
Продолжено   строительство   зимовочного   комплекса,  электростанции,
снежно-ледовой  взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс. В целях
укрепления   материально-технической  базы  Российской  антарктической
экспедиции  и  обеспечения  походов  на  внутриконтинентальную станцию
Восток  произведена  закупка  техники,  проведено  дооснащение станций
технологическим   природоохранным   оборудованием  (в  соответствии  с
требованиями  Протокола  по  охране  окружающей  среды  к  Договору об
Антарктике   1959   года),  закуплено  медицинское  и  противопожарное
оборудование,    начата   модернизация   и   приборное   переоснащение
антарктических  станций,  приобретено  научное оборудование (комплекты
радионавигационного,  геофизического, океанографического оборудования,
оборудование для обработки информации и т.д.).
     На  I этапе подпрограммы (1998 - 2002 годы), учитывая критическое
состояние  российских исследований в Антарктике в середине 90-х годов,
упор   был   сделан   на   сохранении  наиболее  приоритетных  научных
исследований, реорганизации работ Российской антарктической экспедиции
в   пределах   минимально  допустимых  параметров  и  на  стабилизации
деятельности  России в Антарктике. Задачи I этапа были достигнуты, что
нашло   свое   отражение   в  Постановлении  Правительства  Российской
Федерации  от  24  сентября  2001  г.  N  685  "О мерах по обеспечению
интересов  Российской Федерации в Антарктике и деятельности Российской
антарктической  экспедиции  в  2002  -  2005 годах", а также в решении
Межведомственной  научно-практической конференции по обсуждению итогов
выполнения I этапа подпрограммы (ноябрь 2002 г., г. Санкт-Петербург).
     На   II   этапе  подпрограммы  (2003  -  2007  годы)  началось  и
продолжалось  укрепление  российского присутствия в Антарктике за счет
развития  экспедиционно-логистической  базы  Российской антарктической
экспедиции  и  приоритетных  научных  исследований  в  соответствии  с
мероприятиями  по  обеспечению  деятельности Российской антарктической
экспедиции   в   2002   -   2005   годах,  предусмотренными  указанным
Постановлением.   Итоги  I  этапа  показали  необходимость  укрупнения
выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В
итоге  число  проектов  было  сокращено с 19 (на I этапе) до 14 (на II
этапе).  Уточненная  система  мероприятий  II  этапа подпрограммы была
утверждена  Межведомственной  комиссией  по  координации  деятельности
федеральных  органов  исполнительной  власти  и органов исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации в ходе реализации федеральной
целевой  программы  "Мировой  океан" (протокол заседания от 4 сентября
2002 г.).
     На  III этапе (2008 - 2012 годы) необходимо осуществить переход к
оптимальным  параметрам  деятельности  России  в Антарктике, на основе
которого возможно расширение комплекса исследовательских работ за счет
использования      современных     наблюдательных     технологий     и
автоматизированных средств наблюдения.
     Природно-ресурсное   значение  Антарктики  и  ее  геополитическое
положение    являются    главными    факторами,   которые   определяют
необходимость проведения систематических российских исследований этого
региона  в интересах обеспечения национальной безопасности и на основе
равноправного  участия  России  в  деятельности международных полярных
организаций.
     Реализация  комплекса  научных исследований в рамках подпрограммы
позволит  России сохранить свои позиции в Антарктике и претендовать на
сохранение  роли  влиятельного  участника  текущих и будущих событий в
регионе.  В  противном  случае  неизбежно произойдет утрата Россией ее
позиций в Антарктике и в конечном итоге полное вытеснение нашей страны
из этого региона.

Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10 АВГУСТА 1998 Г. N 919".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа