О ВНЕДРЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 31.01.08 03-133

Фрагмент документа "О ВНЕДРЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Финансово-экономические механизмы внедрения
     моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения
          общего образования для детей из разных социальных
                       групп и слоев населения

     К   финансово-экономическим  механизмам,  позволяющим  эффективно
реализовать  все  три модели обеспечения равных стартовых возможностей
получения  общего  образования  для детей из разных социальных групп и
слоев  населения,  можно  отнести  нормативное  долевое финансирование
указанных  моделей  и  использование  муниципального  заказа на услуги
дошкольного образования.
     Нормативное    долевое    финансирование.   Нормативное   долевое
финансирование   моделей  обеспечения  равных  стартовых  возможностей
получения  общего  образования  для детей из разных социальных групп и
слоев  населения  предусматривает  финансирование указанных моделей из
разных  источников - федерального бюджета, бюджета субъекта Российской
Федерации,    местного    бюджета,   внебюджетных   источников   -   и
осуществляется следующим образом.
     Органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации
устанавливают  нормативы  финансирования  образовательных  учреждений,
реализующих   основную   общеобразовательную   программу   дошкольного
образования. При планировании бюджета на очередной период определяется
нормативная   потребность  в  средствах  на  финансирование  указанных
учреждений.  Необходимые  бюджетные  средства  могут  быть выделены из
местных   бюджетов,   но  также  могут  быть  предоставлены  субъектом
Российской  Федерации  муниципалитетам  для  финансирования  указанных
учреждений через субвенции местным бюджетам в размере, необходимом для
реализации    основной   общеобразовательной   программы   дошкольного
образования в части финансирования расходов на оплату труда работников
образовательных   учреждений,   расходов   на   учебно-методические  и
наглядные  пособия,  расходные  материалы  и  хозяйственные  нужды (за
исключением  расходов  на  содержание  зданий и коммунальных расходов,
осуществляемых  из  местных  бюджетов)  в  соответствии с нормативами,
установленными законами субъекта Российской Федерации, а также в части
установления  льгот при взимании родительской платы. До учреждений эти
средства доводятся муниципалитетами на нормативной основе.
     Финансирование  затрат  на  содержание материальной базы и оплату
коммунальных услуг осуществляется из местного бюджета.
     Финансирование  расходов  на  организацию  питания  (приобретение
продуктов  питания,  транспортные  расходы  по их доставке, затраты на
приготовление  пищи)  и  сна  детей  (в  части приобретения постельных
принадлежностей)  муниципалитет  осуществляет  совместно с родителями,
используя   систему   адресной  социальной  помощи,  а  также  целевое
финансирование  из  местного  бюджета на основании социальных программ
данной  местности.  При  этом  предельный размер родительской платы за
содержание ребенка в государственных или муниципальных образовательных
учреждениях,   реализующих   основную   общеобразовательную  программу
дошкольного  образования,  не должен превышать 20% от всех расходов на
содержание   ребенка  в  указанных  учреждениях  (статья  51.1  Закона
Российской Федерации "Об образовании").
     Конкретизируя  вышеизложенное,  для  внедрения модели N 1 на базе
общеобразовательных учреждений источниками финансирования являются:
     - федеральный  бюджет  -  в  виде  компенсации части родительской
платы;
     - бюджет  субъекта  Российской Федерации в виде субвенций местным
бюджетам    в    размере,    необходимом   для   реализации   основной
общеобразовательной   программы   дошкольного   образования   в  части
финансирования  расходов  на  оплату  труда работников образовательных
учреждений,  расходов  на  учебно-методические  и  наглядные  пособия,
расходные   материалы   и   хозяйственные   нужды,  а  также  в  части
установления льгот при взимании родительской платы;
     - местный  бюджет  в части финансирования коммунальных расходов и
обеспечения    содержания    зданий    и    сооружений   муниципальных
образовательных   учреждений,  обустройства  участков  образовательных
учреждений   и   прилегающих   к  ним  территорий,  а  также  в  части
установления  доли  родительской  платы  в  общей  сумме  расходов  на
содержание ребенка дошкольного возраста в образовательном учреждении и
местных льгот при взимании родительской платы;
     - родительская плата;
     - дополнительные   финансовые   средства,   полученные   за  счет
предоставления   образовательным  учреждением  платных  дополнительных
образовательных   и   иных  предусмотренных  уставом  образовательного
учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых
взносов физических и юридических лиц.
     Указанные  источники  финансирования  используются  для внедрения
модели N 1 на базе общеобразовательных учреждений.
     Для  внедрения  модели  N  1  на  базе дошкольных образовательных
учреждений,  учреждений  для  детей  дошкольного  и младшего школьного
возраста,  на  базе  образовательных  учреждений других типов основным
источником   финансирования   является   местный  бюджет.  Однако  при
недостаточности  средств  местного  бюджета  для  выполнения расходных
обязательств   по   организации  дошкольного  образования  может  быть
использован  механизм финансирования, применяемый для внедрения модели
N 1 на базе общеобразовательных учреждений.
     Предлагаемый   механизм   нормативного   долевого  финансирования
апробирован  в  ходе  реализации проекта Федеральной целевой программы
развития     образования,     направленного    на    совершенствование
организационно-экономического    механизма   финансового   обеспечения
дошкольных  образовательных учреждений, в четырех субъектах Российской
Федерации - Московской, Новгородской, Псковской, Самарской областях.
     При   реализации   модели  N  2  по  желанию  родителей  возможна
организация питания детей (и тогда устанавливается родительская плата)
или  же  воспитательно-образовательный  процесс  может  проходить  без
организации  питания.  В  зависимости  от  этого возможны два варианта
нормативного  долевого  финансирования. При взимании с родителей платы
за организацию питания детей источники финансирования те же, что и для
модели  N  1.  В  том  случае,  когда родительская плата не взимается,
источниками финансирования могут быть:
     - бюджет  субъекта  Российской Федерации в виде субвенций местным
бюджетам    в    размере,    необходимом   для   реализации   основной
общеобразовательной   программы   дошкольного   образования   в  части
финансирования  расходов  на  оплату  труда работников образовательных
учреждений,  расходов  на  учебно-методические  и  наглядные  пособия,
расходные материалы и хозяйственные нужды;
     - местный  бюджет  в части финансирования коммунальных расходов и
обеспечения    содержания    зданий    и    сооружений   муниципальных
образовательных   учреждений,  обустройства  участков  образовательных
учреждений   и   прилегающих   к  ним  территорий,  а  также  в  части
установления  доли  родительской  платы  в  общей  сумме  расходов  на
содержание ребенка дошкольного возраста в образовательном учреждении и
местных льгот при взимании родительской платы;
     - дополнительные   финансовые   средства,   полученные   за  счет
предоставления   образовательным  учреждением  платных  дополнительных
образовательных   и   иных  предусмотренных  уставом  образовательного
учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых
взносов физических и юридических лиц.
     Для  внедрения  модели  N  3  основным  источником финансирования
является  местный  бюджет  в  части  финансирования расходов на оплату
труда,   обучение   и   профессиональную   переподготовку   педагогов,
ответственных  за  организацию  совместных форм работы для родителей с
детьми,  за  оказание  консультативной помощи родителям, воспитывающим
детей    дошкольного    возраста,    повышение    их    педагогической
компетентности;  создание  гувернерской  службы.  При  недостаточности
средств   местного  бюджета  могут  выделяться  субвенции  из  бюджета
субъекта Российской Федерации, направленные на те же цели.
     Муниципальный       заказ.       Еще       одним      эффективным
финансово-экономическим  механизмом  внедрения  всех указанных моделей
является   размещение   муниципального   заказа  на  реализацию  услуг
дошкольного  образования  в образовательных учреждениях и организациях
любой  организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (в
том  числе и на базе родительских сообществ), которые способны создать
необходимые  условия  для  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного
возраста,  присмотра  и  ухода  за  ними.  Нормативно-правовой основой
размещения  муниципального  заказа  на  реализацию  услуг  дошкольного
образования на конкурсной основе является Федеральный закон от 21 июля
2005  г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
     Механизм  использования муниципального заказа на реализацию услуг
дошкольного  образования  разработан  и  апробируется  в городе Перми.
Целью   внедрения   указанного   механизма   является   более   полное
удовлетворение    потребности    населения   в   услугах   дошкольного
образования,   снижение   очередности   в  дошкольные  образовательные
учреждения.
     При этом родительская плата за содержание ребенка в муниципальных
дошкольных   образовательных   учреждениях   и   других   учреждениях,
предоставляющих  услуги  дошкольного образования на конкурсной основе,
одинаковы. Указанный подход позволяет снизить очередность в дошкольные
образовательные  учреждения  за  счет  привлечения  к  оказанию  услуг
дошкольного  образования негосударственных образовательных организаций
с   сохранением   возможности   осуществлять   контроль  за  качеством
предоставляемых ими услуг.
     Механизм муниципального заказа предполагает разработку:
     - стандарта услуги дошкольного образования в форме муниципального
паспорта образовательной услуги;
     - норматива ее стоимости;
     - системы контроля качества выполнения муниципального заказа.
     При   этом   под   муниципальным   паспортом  услуги  дошкольного
образования  понимается нормативный правовой документ органов местного
самоуправления,   фиксирующий  конституционно-гарантированный  минимум
услуги  и  закрепляющий на муниципальном уровне ее объем, совокупность
требований   к   условиям   предоставления   услуги   и   оснащенности
образовательного  процесса для всех исполнителей услуги, независимо от
организационно-правовой    формы   и   ведомственной   принадлежности.
Структура  паспорта  должна  быть  представлена разделами, содержащими
подробную   и   полную  информацию  о  различных  составляющих  услуги
дошкольного    образования    (содержании,   экономических   расчетах,
квалификационных   требованиях   к   поставщикам   услуги   и   т.д.).
Принципиально  важно,  чтобы  потребитель  услуги  -  родитель ребенка
дошкольного  возраста  - понимал, какие услуги дошкольного образования
он  как  налогоплательщик  получает  из  местного бюджета бесплатно, а
какие  услуги  он  может  получать  в  качестве платных дополнительных
образовательных услуг.
     Норматив  стоимости  услуги  дошкольного образования утверждается
нормативным   правовым   актом   муниципального   уровня   и  включает
составляющие,     которые    являются    расходными    обязательствами
муниципалитета  перед  населением:  фонд  оплаты труда и начисления на
оплату    труда,    фонд   материального   обеспечения   (оснащенность
воспитательно-образовательного процесса, содержание помещений, налоги,
питание,  хозтовары,  игрушки  и  т.д.), фонд развития (оборудование и
капитальные    расходы).   Норматив   стоимости   услуги   дошкольного
образования   создает   предпосылки   перехода   системы   дошкольного
образования на нормативно-подушевой принцип финансирования.
     Система  контроля  качества  выполнения  муниципального заказа на
реализацию  услуг  дошкольного  образования  предполагает  оценивание:
результата  (уровня  развития  личности ребенка-дошкольника); процесса
(реализации   образовательных   программ,   степень  удовлетворенности
потребителя качеством услуги); условий содержания ребенка.

Фрагмент документа "О ВНЕДРЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа