Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ДО 2012 ГОДА".
4. Основные направления и задачи развития ГАС "Выборы" 4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы использования ГАС "Выборы". 4.1.1. В период после принятия Концепции развития ГАС "Выборы" в 2004 - 2008 годах произошли значительные изменения в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдуме, в законодательстве о связи и информационных технологиях. Неоднократно принимались поправки к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", приняты Федеральные законы от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. N 781 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" и др. Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендации о юридических, оперативных и технических стандартах электронного голосования R (2004) 11. Реализация требований изменившейся нормативно-правовой базы требует принятия комплекса мер правового, технологического и организационного характера, при этом выполнение ряда положений законодательства (например, оснащение комплексами средств автоматизации избирательных комиссий ряда муниципальных образований с учетом возможности ведения муниципального фрагмента регистра избирателей, участников референдума) влечет необходимость корректировки нормативных правовых актов разных уровней. 4.1.2. Исследование правовых аспектов дистанционного голосования в отдаленных или труднодоступных местностях Российской Федерации и за ее пределами с учетом применения в ГАС "Выборы" новых, прогрессивных информационных технологий в избирательном процессе (голосование через Интернет, по мобильному телефону, с использованием "мобильного терминала избирателя"). 4.1.3. Разработка нормативных актов, регулирующих юридически значимый электронный документооборот в системе избирательных комиссий Российской Федерации. 4.1.4. Исследование правовых аспектов сопряжения ГАС "Выборы" с другими информационными системами, в том числе в целях организации юридически значимого документооборота с государственными органами и организациями. 4.2. Совершенствование структуры ГАС "Выборы". 4.2.1. Выделение четырех функциональных контуров, работающих в единой вычислительной среде: "Избирательные кампании"; "Повседневная деятельность"; "Общественно-информационный"; "Регистр избирателей". 4.2.1.1. В составе КСА ЦИК и КСА ИКСРФ выделить следующие функциональные контуры. Контур "Избирательные кампании", обеспечивающий автоматизацию избирательных процессов на всех этапах избирательной кампании (кампании референдума) с момента ее объявления до ее завершения. Информация, непосредственно относящаяся к избирательным кампаниям, включая персональные данные участников избирательного процесса, депутатов, избранных должностных лиц, должна циркулировать в этом контуре. Объем информации и порядок (регламент) ее представления определяются решениями ЦИК России. Контур "Повседневная деятельность", обеспечивающий автоматизацию процессов повседневной деятельности ЦИК России, непосредственно не связанных с проведением избирательной кампании. В этом контуре должна циркулировать как открытая, так и служебная информация с установленным регламентом доступа. Контур должен представлять собой корпоративный информационный портал на основе применения технологии интранет. В этом контуре пользователям должен предоставляться доступ к: информационно-справочной подсистеме ГАС "Выборы"; подсистеме документооборота; электронной почте ГАС "Выборы"; базам с правовой информацией; программному изделию "Кадры" (офисная часть) подсистемы автоматизации избирательных процессов; подсистеме автоматизации контроля финансирования политических партий. В контуре "Повседневная деятельность" на АРМ пользователей устанавливается общее программное обеспечение, необходимое для выполнения ими служебных обязанностей (офисные пакеты, программы издательской деятельности, для просмотра видеороликов, просмотра и редактирования проектной документации, переводчики и т.п.). В системе электронного документооборота ЦИК России реализовать технологию поточного сканирования регистрируемых документов с использованием штрих-кодов. "Общественно-информационный" контур, обеспечивающий автоматизацию процессов подготовки и опубликования (обнародования) информации (в том числе через информационные центры, функционирующие в единый день голосования) о деятельности избирательных комиссий Российской Федерации, результатах выборов, референдума и иной информации, а также доступ к этой информации извне через Интернет, мобильную связь, другие системы и средства связи общего пользования. "Общественно-информационный" контур должен обеспечивать гласность, достоверность, оперативность и полноту информации о выборах и референдуме, повышение уровня информированности общества о деятельности избирательных комиссии, интерактивное взаимодействие с гражданами Российской Федерации, обратную связь с ними через сайт ЦИК России и обработку поступающих обращений, повышение эффективности обучения специалистов и пользователей ГАС "Выборы", а также организаторов выборов на основе применения инновационных методик и технологий с максимальным использованием в этих целях ресурсов информационно-технологической инфраструктуры ГАС "Выборы" и современных мультимедийных технологий. 4.2.1.2. В составе КСА ЦИК России, КСА ИКСРФ и КСА ТИК выделить функциональный контур "Регистр избирателей" и обеспечить развитие информационно-технологического обеспечения деятельности избирательных комиссий по составлению и уточнению списков избирателей, участников референдума. 4.2.1.2.1. Автоматизировать передачу сведений о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту пребывания в участковую избирательную комиссию (далее - УИК), комиссию референдума по месту жительства через КСА соответствующих ТИК. Исследовать возможность ежедневного (еженедельного) обновления баз данных Регистра избирателей, участников референдума и его региональных фрагментов с использованием ПСПД ГАС "Выборы". 4.2.1.2.2. Исследовать возможность реализации доступа граждан Российской Федерации через сеть Интернет к персональным данным о себе, обрабатываемым в ГАС "Выборы", а также сведениям об избирательных участках, в том числе тех, где они включены в списки избирателей, участников референдума. Исследовать пути обеспечения информационной совместимости подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" с информационными системами органов регистрационного учета населения, участвующих в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. 4.2.2. Исследование возможности автоматизации деятельности УИК в день голосования и ее практической реализации. 4.2.3. Исследование технических возможностей дистанционного голосования и осуществления контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе на основе использования российских спутниковых систем связи и глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС для отдаленных или труднодоступных местностей Российской Федерации и за ее пределами. 4.3. Повышение надежности ГАС "Выборы". 4.3.1. Реализация перехода на перспективные операционные системы и системы управления базами данными. 4.3.1.1. Осуществить выбор перспективных операционных систем и системы управления базами данными для использования в КСА ГАС "Выборы". 4.3.1.2. Адаптировать СПО ГАС "Выборы" к работе в среде перспективных ОС и СУБД. 4.3.1.3. Обеспечить реализацию в СПО ГАС "Выборы" рекомендаций пользователей, полученных по результатам проведения избирательных кампаний и использования ГАС "Выборы" в повседневной деятельности избирательных комиссий. 4.3.1.4. Обеспечить реализацию в СПО ГАС "Выборы" изменений федерального законодательства о выборах и референдумах, иных федеральных законов, нормативных правовых актов ЦИК России. 4.3.1.5. Разработать единые системные требования к интерфейсу СПО ГАС "Выборы". 4.3.1.6. Оборудовать основную площадку провайдера интернет-портала ГАС "Выборы" в здании ЦИК России и развернуть 1 - 2 резервные площадки провайдера вне здания ЦИК России. 4.3.2. Замена технических средств КСА и телекоммуникационного оборудования с истекшими сроками эксплуатации. В 2009 - 2010 годах предстоит провести замену около 60000 единиц технических средств, входящих в состав КСА ЦИК России, КСА ИКСРФ и КСА ТИК. 4.3.2.1. При замене технических средств КСА и телекоммуникационного оборудования необходимо обеспечить проведение технической проверки (экспертной оценки, испытаний) новых типов средств на совместимость с программной платформой ГАС "Выборы", с техническими и программными средствами обеспечения информационной безопасности перед их поставками на КСА. Обеспечить унификацию технических средств, поставляемых для замены. Работы по замене технических средств должны проводиться с учетом обеспечения гарантированной непрерывности функционирования КСА при подготовке и проведении выборов и референдумов всех уровней. 4.3.2.2. Провести модернизацию узлов связи ПСПД ГАС "Выборы", включая транзитные узлы коммутации и оборудование ПСПД на узлах доступа региональных операторов связи. 4.3.2.3. В системе мониторинга и управления ПСПД произвести замену аппаратной части и программного обеспечения сервера управления и мониторинга на современный аппаратнопрограммный комплекс. 4.3.2.4. Произвести обновление аппаратной платформы серверов электронной почты ГАС "Выборы" на КСА ЦИК России, ИКСРФ, ТИК. В составе электронной почты ГАС "Выборы" выделить отдельный сегмент для обеспечения электронного документооборота между ЦИК России и ИКСРФ с целью исключения влияния внутренней переписки на процесс информационного обмена, непосредственно связанного с подготовкой и проведением выборов, референдума. 4.3.3. Увеличение количества фрагментов ГАС "Выборы" с цифровыми каналами связи "ИКСРФ-ТИК". 4.3.3.1. Продолжить развертывание в региональных фрагментах ПСПД ГАС "Выборы" цифровых каналов связи, имея целью в перспективе полный отказ от использования коммутируемых каналов для передачи данных ГАС "Выборы". 4.3.4. Оснащение ТИК, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях, спутниковыми средствами связи. 4.3.4.1. Исследовать возможность использования спутниковых систем связи типа "Гонец" для передачи данных из участковых избирательных комиссий и ТИК, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях, с последующим вводом этих данных в ГАС "Выборы". 4.3.5. Разработка программно-технических методик, регламентов и средств оперативного контроля функционирования системы и поддержки принятия управленческих решений. 4.3.5.1. Создать на КСА ЦИК России программно-технический комплекс оперативного сбора, анализа и представления статистических данных о техническом состоянии, критичных проблемах функционирования, показателях надежности и готовности ГАС "Выборы" к использованию по назначению с целью сокращения времени выработки и принятия оперативных решений на всех уровнях управления, предупреждения возникновения возможных отказов. 4.3.5.2. Определить состав параметров и показателей функционирования ГАС "Выборы". Разработать комплекс моделей функционирования ГАС "Выборы". 4.4. Совершенствование информационной безопасности. 4.4.1. Внедрение средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) для использования в электронном документообороте подсистем ГАС "Выборы". 4.4.2. Уточнение моделей угроз и нарушителя и проведение соответствующих мероприятий. 4.4.3. Совершенствование криптозащиты. 4.4.4. Повышение защищенности интернет-комплекса. 4.4.5. Совершенствование антивирусной защиты. 4.4.6. Совершенствование безопасности сетевого взаимодействия и контроля безопасности информации. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" ДО 2012 ГОДА".