Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2009-2011 ГГ.".
1.2. Анализ существующего положения в области строительства подземных сооружений на территории города Москвы и соответствующей документации по планировке территории Сложившаяся в Москве ситуация с использованием подземного пространства при строительстве сооружений различного назначения характеризуется следующим образом. 1. По местоположению: Реализованные проекты и экспериментальные предложения в центральной зоне Москвы характеризуются активным использованием подземного пространства с размещением в нем различных предприятий и учреждений, чаще всего не связанных между собой. Периферийная зона характеризуется недостаточным использованием подземного пространства и увеличением количества надземных уровней. При этом сооружения подземной инфраструктуры, как правило, монофункциональные. 2. По назначению подземные сооружения в черте города распределяются следующим образом. Максимальное распространение получили автомобильные парковки и технические помещения. Далее идут разгрузочные дворы и склады, торговые предприятия (мелкие магазины, реже супермаркеты), предприятия общественного питания. Особое место занимают пешеходные связи с общественным транспортом (в основном метро). Имеются случаи расположения в подземном пространстве зрелищных, социально-бытовых и административных учреждений. В общем случае назначение подземных сооружений определяется их размещением в структуре мегаполиса. В центральной зоне города преобладают многофункциональные подземные комплексы. По мере удаления от центра и в периферийной зоне строятся преимущественно монофункциональные подземные сооружения (парковки, технические помещения). Количество подземных уровней в различных зданиях и сооружениях колеблется в пределах от 3 до 10, при этом наибольшее распространение получили сооружения с 1-3 подземными уровнями. Анализ практики проектирования и строительства в Москве выявил основные планировочные приемы размещения подземных комплексов, а также зданий и сооружений с подземной частью: - под главными или крупными городскими площадями; - под крупными городскими площадями - транспортными развязками; - у пересечения транспортных магистралей (угловое, островное); - в застройке; - под транспортной магистралью; - у транспортной магистрали. Для размещения комплексов в историческом центре города используются все перечисленные приемы, за исключением последнего, с учетом ограничений, установленных для территорий общего пользования. Для серединной и периферийных зон не свойственно расположение подземных объектов многофункционального назначения под крупными и главными площадями. Большое распространение получили комплексы, находящиеся у пересечения транспортных магистралей. Создание подземных объектов позволяет: - высвобождать ценные земельные участки под пешеходные зоны и озеленение; - ограничить на территории комплекса транспортное движение; - сократить площади наземных автомобильных парковок; - развить и использовать традиции района строительства, его функциональные и архитектурные особенности; - соблюсти существующие градостроительные ограничения; - сохранить этажность и масштаб среды, архитектурно-стилевых особенностей окружающей застройки, имеющих архитектурно-художественную либо историческую ценность; - осуществлять реставрацию памятников; - улучшить экологическую ситуацию в городе. Возможности освоения подземного пространства города Москвы ограничиваются сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием уже построенных и эксплуатируемых подземных сооружений: фундаментов существующих зданий, метрополитена и других объектов транспортной и инженерной инфраструктуры города, что приводит к значительному удорожанию строительства. В результате воздействия этих факторов площадь подземных сооружений, ежегодно вводимых в эксплуатацию в последние годы, в среднем не превышает 700 тыс. кв. м, и в действующем Генеральном плане развития города Москвы комплексное градостроительное освоение подземного пространства как отдельное направление градостроительного развития города Москвы отсутствует. В период 2000-2004 гг. по разработанным актам разрешенного использования территории градостроительного объекта (АРИ) подземную часть имели треть вводимых объектов, доля подземных сооружений в общей площади этих объектов не превышала 8%. В период 2005 - 1-е полугодие 2008 гг. по актам разрешенного использования (АРИ), подземную часть имели 47% вводимых объектов, доля подземных сооружений в общей площади этих объектов составляла 22%. 2005 г.: - всего АРИ - 1284; из них имеют подземную часть - 460 (36%); общая площадь - 19577566,44 кв. м; из них подземная часть - 3228131 кв. м, т.е. 16,5%. 2006 г.: - всего АРИ - 1668; - из них имеют подземную часть - 837 (50,2%); общая площадь - 28130103,5 кв. м; из них подземная часть - 5493464,5 кв. м, т.е. 19,5%. 2007 г.: - всего АРИ - 1930; - из них имеют подземную часть - 1019 (52,8%); - общая площадь - 30635707,3 кв. м; из них подземная часть - 8008510,1 кв. м, т.е. 26,1%. 2008 г. (6 месяцев): - всего АРИ - 857; - из них имеют подземную часть - 381 (44,5%); общая площадь - 11876002 кв. м; из них подземная часть - 3141592,9 кв. м, т.е. 26,5%. На сегодняшний день построены жилые и нежилые здания с подземными этажами, сооружены уникальные подземные объекты общегородского назначения (ТРК "Охотный ряд", Лефортовский и Серебряно-Борский тоннели, освоено подземное пространство под площадью Тверской Заставы и проч.), ведутся работы по строительству подземных гаражей-стоянок на Тургеневской и Хохловской площадях, площади Тверской Заставы. С учетом решений Общественного совета при Мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно - художественного облика города разработаны акты разрешенного использования территории градостроительного объекта для строительства подземных паркингов под Тверской улицей, Триумфальной и Тверской площадями, ведется разработка документации по планировке территории для строительства подземных паркингов на Лубянской площади, площади Европы. В стадии предварительной проработки находятся 6 участков Бульварного кольца и 2 первоочередных участка Садового кольца. Перспективность освоения подземного пространства демонстрирует такой показатель, как выраженное в процентах отношение площади подземной части сооружения к его общей площади. В черте города он изменяется в пределах от 4,0% до 87,5%. Однако средний показатель составляет около 30%. Максимально активное использование подземного пространства наблюдается в центральной зоне при реконструкции или новом строительстве в сложившейся застройке в условиях дефицита земли, когда есть жесткие ограничения по высоте, габаритам участка, архитектурному стилю. Тем не менее и здесь прослеживается тенденция к соотношению подземной и наземной частей, равному примерно 1/3. В периферийных же районах этот показатель совсем незначителен. При этом необходимо отметить, что: - плотность линий метрополитена составляет 0,25 км/кв. км, что в 2 раза ниже, чем в Нью-Йорке, в 4 раза ниже, чем в Лондоне, и в 10 раз ниже, чем в Париже. В то же время интенсивность эксплуатации Московского метрополитена - самая высокая в мире; - построенные транспортные тоннели лишь отчасти обеспечивают потребности города Москвы. Более 50% транспортных пересечений работает в режиме перегрузки; - размещение подземных пешеходных переходов на территории между Садовым и Третьим транспортным кольцами обеспечивает потребность в них на 60-65%. В целом по городу обеспеченность подземными пешеходными переходами составляет 30-40%. Анализ существующего положения в области освоения подземного пространства Москвы показывает, что, с одной стороны, в подземном пространстве города располагается значительное количество объектов самого различного назначения и времени постройки. С другой стороны, многие объекты не удовлетворяют современным потребностям города, не взаимосвязаны друг с другом и функционируют самостоятельно, поскольку при их проектировании отсутствовала единая стратегия комплексного освоения подземного пространства. В сложившихся условиях необходимы опережающие темпы освоения подземного пространства с учетом существующих ограничений, накладываемых сложными инженерно-геологическими условиями, наличием метрополитена и других объектов инженерной инфраструктуры. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2009-2011 ГГ.".