ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.11.08 1662-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

II. Этапы инновационного развития

     Модель  инновационного социально ориентированного развития наряду
с    использованием    традиционных    конкурентных    преимуществ   в
энергосырьевом  секторе  предполагает  создание  и  активизацию  новых
факторов   экономического   роста,  отвечающих  вызовам  долгосрочного
периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала
и  создании комфортных социальных условий, либерализация экономических
институтов   и   усиление   конкурентности   бизнес-среды,  ускоренное
распространение    новых    технологий    в   экономике   и   развитие
высокотехнологичных   производств,   активизация   внешнеэкономической
политики.   Действие   этих   факторов   суммарно  обеспечивает  выход
российской  экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со
средним темпом около 106,4 - 106,5 процента в год.
     Инновационное  развитие  российской экономики в 2008 - 2020 годах
будет  проходить  в  2  этапа,  различающиеся  по условиям, факторам и
рискам  социально-экономического  развития и приоритетам экономической
политики государства.
     Первый  этап  (2008  -  2012  годы)  базируется  на  реализации и
расширении  тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает
российская  экономика  в  традиционных  сферах (энергетика, транспорт,
аграрный  сектор,  переработка природных ресурсов). Одновременно будут
создаваться   институциональные   условия  и  технологические  заделы,
обеспечивающие   на   следующем  этапе  системный  перевод  российской
экономики в режим инновационного развития.
     Данный      этап     характеризуется     следующими     условиями
социально-экономического развития:
     адаптация  экономики  к негативным явлениям на мировых финансовых
рынках;
     сужение возможностей форсированного наращивания энергетического и
сырьевого     экспорта,     адаптация     экономики     к    ухудшению
внешнеэкономической  конъюнктуры  и  снижению  мировых  цен на нефть и
сырье,  а  также  развертыванию  мирового финансового и экономического
кризиса;
     сокращение  предложения  трудовых  ресурсов  в связи со снижением
численности  населения  в трудоспособном возрасте, обострение дефицита
профессиональных кадров;
     негативное   влияние   на   экономику   ограничений   со  стороны
энергетической и транспортной инфраструктуры;
     усиление  конкуренции  на  внутренних  рынках, связанной, с одной
стороны,  с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с
другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих
производств;
     изменение  макроэкономической  ситуации,  прекращение  укрепления
рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.
     Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном
этапе включают следующее:
     в области развития человеческого потенциала:
     принятие  неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения,
направленных  на  стабилизацию  демографической обстановки в обществе,
снижение смертности в трудоспособном возрасте;
     выход   минимальной  заработной  платы  на  уровень  прожиточного
минимума,  внедрение  новых  систем  оплаты труда работников бюджетных
учреждений,  ориентированных  на  повышение  эффективности  и качества
предоставляемых  услуг  и  учитывающих  сложность и объемы выполняемой
работы;
     решение основных социальных проблем военнослужащих;
     преодоление  проблемы  бедности  пенсионеров (минимальный уровень
пенсии  устанавливается  с  2010  года  на  уровне  не  ниже  величины
прожиточного  минимума  пенсионера,  а  средний размер трудовой пенсии
повышается  до  2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020
годам);
     структурная   и   технологическая  модернизация  здравоохранения,
образования   и   других  отраслей  социальной  сферы,  обеспечивающая
доступность качественных социальных услуг для населения;
     создание  механизмов  доступности  качественного  жилья,  решение
проблемы      ветхого     и     аварийного     жилья,     модернизация
жилищно-коммунального хозяйства;
     улучшение  состояния  окружающей  среды,  повышение экологических
стандартов,    создание   эффективной   системы   утилизации   отходов
производства   и   потребления,   повышение  обеспеченности  населения
качественной питьевой водой;
     возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в
систематические занятия физической культурой и спортом;
     создание   основ  современной  индустрии  туристско-рекреационных
услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;
     в области создания высококонкурентной институциональной среды:
     развитие  конкурентных  рынков товаров и услуг, капитала, рабочей
силы,  создание  инфраструктуры международного финансового центра в г.
Москве;
     либерализация  экономической  среды,  снижение  инвестиционных  и
предпринимательских рисков,   налаживание    институтов    частно    -
государственного партнерства;
     создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;
     поддержание     макроэкономического    равновесия,    обеспечение
стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5 - 6,5 процента в год;
     сокращение  избыточной  части  государственного  и муниципального
секторов экономики;
     в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного
развития:
     завершение   формирования   национальной  инновационной  системы,
модернизация  фундаментальной  и  прикладной науки и профессионального
образования;
     содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, в
том  числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на
мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;
     содействие      повышению      конкурентоспособности     массовых
обрабатывающих  производств  промышленности  (в  том числе переработка
сырья,   металлургия,  химия,  производство  строительных  материалов,
автомобилестроение,  пищевая  промышленность)  с  целью рационализации
импорта и увеличения экспорта продуктов переработки;
     содействие развитию малого и среднего бизнеса;
     в   области  расширения  глобальных  конкурентных  преимуществ  в
традиционных отраслях:
     преодоление  в  основном  дефицита  энергетических  мощностей  (в
генерации  электрической  энергии  и  сетевом  хозяйстве),  завершение
реформы  электроэнергетики,  развертывание  масштабных  инвестиционных
проектов в отрасли;
     завершение    крупномасштабных   проектов   в   области   добычи,
переработки   и   транспортировки   углеводородов,   направленных   на
обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;
     реализация  масштабных  проектов  по  развитию транспортной сети,
повышение   качества  и  снижение  стоимости  транспортных  услуг  для
населения и бизнеса;
     в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
     формирование  таможенного  союза  со  странами  ЕврАзЭС,  включая
гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;
     расширение сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций, в
том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости торговых и
кооперационных  связей и повышения трансграничной мобильности факторов
производства;
     развитие  устойчивых  производственных  кооперационных  связей со
странами   -   технологическими   лидерами,   в   том  числе  в  целях
осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;
     завершение    процесса   присоединения   к   Всемирной   торговой
организации  и  создание  инфраструктуры полноценного участия России в
этой    организации,    вступление    в   Организацию   экономического
сотрудничества и развития;
     в области сбалансированного пространственного развития:
     создание новых центров развития на Юге России, в Восточной Сибири
и  на  Дальнем  Востоке,  связанных  с комплексной переработкой сырья,
развитием рекреационной инфраструктуры;
     формирование  ряда  инновационных высокотехнологичных кластеров в
европейской и азиатской частях России.
     На    первом    этапе    будут   достигнуты   следующие   целевые
макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году):
     увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;
     рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 процентов;
     рост производительности труда - 140 - 141 процент;
     снижение  энергоемкости  валового  внутреннего продукта - 81 - 83
процента;
     рост  реальных  располагаемых  доходов  населения  -  153  -  154
процента;
     рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 процентов;
     расходы  на НИОКР (частные и государственные расходы) - 1,4 - 1,6
процента валового внутреннего продукта;
     расходы  на образование (частные и государственные расходы) - 5,5
- 5,7 процента валового внутреннего продукта;
     расходы  на здравоохранение (частные и государственные расходы) -
5,2 - 5,4 процента валового внутреннего продукта.
     Второй  этап  (2013  -  2020 годы) - рывок в повышении глобальной
конкурентоспособности   экономики  на  основе  ее  перехода  на  новую
технологическую   базу   (информационные,   био-   и  нанотехнологии),
улучшения   качества  человеческого  потенциала  и  социальной  среды,
структурной диверсификации экономики.
     Условия   социально-экономического   развития   на  данном  этапе
характеризуются:
     ожидаемой  новой  технологической  инновационной волной в ведущих
странах   мира,   связанной   с   распространением  новых  технологий,
качественно    меняющих   свойства   выпускаемых   товаров,   процессы
производства и потребления;
     повышением  демографической нагрузки на трудоспособное население,
способным усилить напряженность в пенсионной системе;
     наличием   созданных   в   предшествующий   период  экономических
институтов,   стимулирующих   предпринимательскую   и   инвестиционную
активность, и национальной инновационной системы;
     интенсивным  расширением  среднего  класса,  формирующим спрос на
комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения;
     преодолением  в  основном  ограничений  в  экономике  со  стороны
энергетической и транспортной сетей;
     возрастанием требований к экологическим параметрам производства.
     Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором
этапе включают следующее:
     в области развития человеческого потенциала:
     распространение стандартов здорового образа жизни;
     переход   к   индивидуализированному   непрерывному  образованию,
доступному всем гражданам;
     внедрение    инновационных   технологий   в   здравоохранении   и
образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;
     выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых
технологий строительства жилья;
     распространение  механизмов  социального партнерства, обеспечение
сбалансированности заработной платы и производительности труда;
     создание  эффективной пенсионной системы на принципах страхования
и накопления;
     установление   минимального   размера   оплаты  труда  на  уровне
восстановительного  потребительского бюджета (превышающего прожиточный
минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза);
     в области создания высококонкурентной институциональной среды:
     адаптация   экономических  институтов  к  требованиям  глобальной
мобильности  факторов  производства  и трансграничной производственной
кооперации;
     обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора,
финансовых рынков;
     снижение инфляции до 3 - 3,5 процента в год;
     в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного
развития:
     интеграция   национальной   инновационной  системы  в  глобальную
инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;
     расширение     позиций    российских    компаний    на    мировых
высокотехнологичных     рынках,     превращение    высокотехнологичных
производств   и   отраслей   экономики   знаний   в   значимый  фактор
экономического роста;
     обеспечение  интенсивного  технологического  обновления  массовых
производств  на  базе  новых энерго- и ресурсосберегающих экологически
безопасных  технологий,  формирование центров глобальной компетенции в
обрабатывающей  промышленности,  сфере интеллектуальных услуг и других
секторах    экономики,    решение   проблемы   обеспечения   экономики
высокопрофессиональными кадрами;
     в   области  расширения  глобальных  конкурентных  преимуществ  в
традиционных отраслях:
     масштабное   внедрение   новых  ресурсосберегающих  технологий  в
электроэнергетике  (включая  чистые  угольные  технологии), расширение
производства электроэнергии на атомных электростанциях;
     расширение    ресурсной   базы   экономики,   активное   освоение
месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;
     завершение     формирования     опорной     транспортной    сети,
интегрированной  в  мировую транспортную систему, наращивание экспорта
транспортных услуг;
     транспортное   обеспечение   комплексного   освоения  и  развития
территорий  Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений
полезных ископаемых;
     внедрение новых   транспортных  (перевозочных)  и  транспортно  -
логистических  технологий,   обеспечивающих   повышение   качества   и
доступности транспортных услуг;
     переход  сельского  хозяйства  к  устойчивому режиму развития при
значительном    укреплении    позиции   России   на   мировых   рынках
продовольствия;
     опережающее развитие энергетической инфраструктуры, преодоление в
основном  дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической
энергии  и  сетевом  хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики,
развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;
     в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
     обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и
формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;
     формирование   зон   свободной   торговли   с   заинтересованными
странами-соседями на евразийском пространстве;
     расширение    гибких    разносторонних   отношений   с   мировыми
экономическими    центрами,    расширение   участия   в   региональных
организациях Азиатско-Тихоокеанского региона;
     превращение   России   в  один  из  мировых  финансовых  центров,
обеспечение  лидирующих  позиций  на  финансовых  рынках  евразийского
пространства;
     превращение  российского  рубля  в ведущую региональную резервную
валюту;
     в области сбалансированного пространственного развития:
     комплексное   развитие  территорий  Сибири  и  Дальнего  Востока,
закрепление населения в восточных регионах страны;
     снижение  территориальной  социально-экономической дифференциации
до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;
     обеспечение   сбалансированности   доходной   базы   и  расходных
обязательств регионов;
     развитие  на инновационной основе центров экономического роста (в
перспективных  специализациях) на Урале, в Поволжье, на Северо-Западе,
формирование     новых     центров     расселения    и    концентрации
высокотехнологичного бизнеса в Центральной России.
     На    втором    этапе    будут   достигнуты   следующие   целевые
макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году):
     увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;
     рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 процентов;
     рост производительности труда - 171 - 178 процентов;
     снижение  энергоемкости  валового  внутреннего продукта - 70 - 75
процентов;
     рост  реальных  располагаемых  доходов  населения  -  164  -  172
процента;
     рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223 процента;
     расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3 процента
валового внутреннего продукта;
     расходы  на образование (частные и государственные расходы) - 6,5
- 7 процентов валового внутреннего продукта;
     расходы  на здравоохранение (частные и государственные расходы) -
6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта.
     Развитие   после   2020  года  будет  направлено  на  закрепление
лидирующих  позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций
в  ведущий  фактор экономического роста, формирование сбалансированной
социальной структуры общества.
     Условия   социально-экономического   развития   на  данном  этапе
характеризуются:
     переходом  России в группу стран с высоким уровнем дохода на душу
населения,  доминированием  массового  среднего  класса  в  социальной
структуре общества;
     развертыванием  новых  инфраструктурных проектов, направленных на
развитие  атомной  энергетики  и  использование  альтернативных  видов
топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем;
     эффективной  интеграцией  России  в  систему  мирового разделения
труда,  что  позволит  реализовать  ее конкурентный потенциал в сферах
высоких технологий, экономики знаний, энергетики и транспорта;
     расширением  передовых  позиций  российской науки по приоритетным
направлениям научных исследований;
     ужесточением экологических требований.
     Приоритеты  социальной  и  экономической  политики  в этот период
включают следующее:
     в области развития человеческого потенциала:
     улучшение  качества  социальной  среды и здоровья нации, выход на
стабильные  демографические  показатели  и повышение продолжительности
жизни;
     ускоренное  развитие человеческого потенциала, выход на стандарты
обеспечения  услугами  образования  и здравоохранения, характерные для
развитых стран;
     переход  к  комфортному  типу расселения, доступному для основной
массы населения;
     снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран;
     в области создания высококонкурентной институциональной среды:
     развитие  государственного управления экономикой, адаптированного
к  сетевым  международным  формам ведения бизнеса, системам глобальной
кооперации;
     развитие   новых   форм   социального  партнерства,  гражданского
контроля за деятельностью государства и корпораций;
     создание  полноценной финансовой системы, интеграция банковской и
финансовой систем в мировое хозяйство;
     снижение инфляции до уровня менее 3 процентов в год;
     в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного
развития:
     устойчивое  развитие  высокотехнологичного  сектора как составной
части мирового рынка высокотехнологичной продукции;
     формирование  новых  высококонкурентных  отраслей,  основанных на
экономике знаний;
     расширение интеграции обрабатывающих отраслей в мировую экономику
на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной
стоимости;
     развитие экологически чистых производств;
     в   области  расширения  глобальных  конкурентных  преимуществ  в
традиционных отраслях:
     развитие экологически чистых способов производства энергии;
     интеграция  транспортной  и  энергетической  систем  в  структуры
глобальной   экономики,   эффективное  функционирование  международных
транспортных коридоров;
     повышение   качества   транспортных   услуг   и  внедрение  новых
транспортных технологий;
     в области укрепления внешнеэкономических позиций России:
     обеспечение    функционирования   работоспособных   экономических
объединений  на  евроазиатском экономическом пространстве с участием и
при лидирующей роли России;
     достижение    ключевой   роли   России   в   выработке   мирового
экономического порядка и решении глобальных проблем в рамках участия в
международных институтах сотрудничества;
     в области сбалансированного пространственного развития:
     обеспечение   высокой  территориальной  мобильности  населения  и
сопоставимых условий жизни на всей территории страны;
     обеспечение  высокой экономической активности в восточных и южных
регионах страны.
     За  пределами  2020 года накопленный потенциал знаний и капитала,
соответствующий   передовым   экономикам  мира,  определит  сохранение
тенденций   устойчивого  социально-экономического  развития  страны  с
опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор
услуг  как  основные  движущие  силы экономического роста. К 2030 году
валовой  внутренний  продукт может вырасти по сравнению с 2007 годом в
3,8  раза,  а валовой внутренний продукт на душу населения по паритету
покупательной  способности  достичь 51 тыс. долларов США (в ценах 2005
года).

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа