Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".
8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов Основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются: обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства; устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса; эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции; улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов. Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в долгосрочной перспективе является обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг. Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе будет основываться на формировании адекватной государственной политики, обеспечивающей российскому агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам равные конкурентные условия с развитыми странами. В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза. Валовой сбор зерновых культур к 2020 году может достичь не менее 120 - 125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 году до не менее 26 - 28 ц/га в 2020 году и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна. К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока - на 27 процентов. Доля импорта мясных ресурсов снизится с 34 процентов в 2007 году до 13 процентов в 2020 году, доля импорта молока - с 17 процентов до 12 процентов соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства. В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 до 82 процентов, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 до 85 процентов. Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных направлений. Первое направление - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, на основе: совершенствования форм, механизмов и увеличения объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов; повышения доступности кредитных ресурсов, развития земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинговых услуг; поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства и улучшения условий их жизни; перехода кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного развития аграрной экономики; повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе; развития инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка и поддержания экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке продукции, посредством совершенствования мер государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов российских производителей, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации, посредством развития товаропроводящей сети, включая увеличение объемов биржевой торговли, государственной поддержки строительства и реконструкции крупных инфраструктурных объектов, в том числе по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, развития кооперации, расширения участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики, а также посредством распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды сельскохозяйственной продукции. Второе направление - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая: осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест, в том числе путем развития альтернативной деятельности, а также по снижению бедности сельского населения; развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села; улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений; повышение престижности сельскохозяйственного труда; развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества; сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов. Третье направление - повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе: улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель. Применение удобрений будет соответствовать оптимальным потребностям - внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ) на 1 га посевов сельскохозяйственных культур возрастет с 33 кг в 2007 году до 50 кг в 2011 году и до 130 - 150 кг в 2020 году; развития эффективного оборота земель и создания условий для расширения посевных площадей. Четвертое направление - развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, включая: повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления (производительность труда в 2020 году по отношению к уровню 2007 года возрастет в 1,7 раза); обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей в европейских государствах; развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержку элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных культур. Существенно расширятся посевные площади сельскохозяйственных культур, занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет до 35 - 40 процентов, при этом увеличится общая посевная площадь. Пятое направление - развитие рыбохозяйственного комплекса, включая: создание современной производственно-технологической базы, в том числе строительство и модернизация судов рыбопромыслового флота, а также развитие морских терминалов; модернизацию рыбоперерабатывающего сектора и развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства; формирование и реализацию механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, аква- и марикультуры; приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие со стандартами, применяемыми в международной практике; обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства; наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью; развитие биржевой торговли рыбной продукцией; активизацию международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".