ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 22.11.08 1734-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Совершенствование нормативно-правовой базы
           и методов государственного регулирования развития
         транспортной системы, обеспечивающих достижение целей
                         Транспортной стратегии

     Основными задачами  в сфере совершенствования нормативно-правовой
базы и методов государственного  регулирования  развития  транспортной
системы,   обеспечивающих  достижение  целей  Транспортной  стратегии,
являются:
     повышение инвестиционной  привлекательности транспортной отрасли,
включая совершенствование нормативно-правовой базы и введение  методов
государственного     регулирования,    направленных    на    повышение
инвестиционной привлекательности отрасли,  а  также  совершенствование
экономических и финансовых механизмов,  включая государственно-частное
партнерство,     направленных     на     повышение      инвестиционной
привлекательности отрасли;
     формирование нормативно-правовой   базы    конкурентного    рынка
транспортных   услуг,  включая  создание  нормативно-правовой  базы  и
методов государственного  регулирования  развития  рынка  транспортных
услуг,   разработку  нормативно-правового  механизма,  обеспечивающего
выполнение контрактных обязательств по объему и качеству  транспортных
услуг,   разработку   и   совершенствование   методов   и   механизмов
государственного   регулирования   и   мотивации   развития   структур
транспортной  деятельности  в  целях обеспечения качества транспортных
услуг,  в том числе мотивирование создания и развития  национальных  и
интернациональных    транспортных   компаний,   способных   обеспечить
инновационное развитие и повышение  качества  и  конкурентоспособности
транспортных    услуг,   создание   нормативной   базы,   регулирующей
коммерческий допуск к транспортной  деятельности  в  области  грузовых
перевозок,   а   также   содействие   развитию   малого   и   среднего
предпринимательства в транспортном комплексе;
     государственное регулирование    уровня   удельных   транспортных
издержек в цене  продукции,  включая  разработку  и  ввод  в  действие
методов   государственного   регулирования,   стимулирующих   снижение
совокупных  удельных  транспортных  издержек,  а  также  разработку  и
внедрение  механизмов государственного мониторинга совокупных удельных
транспортных издержек в цене конечной продукции;
     внутрироссийская и           международная           гармонизация
нормативно-правового обеспечения транспортной системы;
     формирование нормативно-правовой  базы и методов государственного
регулирования, направленных на обеспечение:
     гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг
для населения,  включая разработку и внедрение минимальных  социальных
транспортных  стандартов в отношении возможности перемещения населения
по территории страны (модель  коммуникаций  всех  видов  пассажирского
транспорта,    соответствующий    подвижной   состав,   покупательская
способность,   ценовая   доступность,   стандарт   по    периодичности
транспортного  обслуживания  для каждого населенного пункта),  а также
разработку  нормативной  базы,  регулирующей  коммерческий  допуск   к
транспортной деятельности в области пассажирских перевозок;
     интеграции России   в   мировое   транспортное   пространство   и
реализации  транзитного потенциала страны,  включая разработку методов
нормативно-правового    регулирования,    обеспечивающих    содействие
увеличению   доли   участия   российских  транспортных  организаций  в
экспортно-импортных перевозках российских грузов, а также в перевозках
грузов   между   третьими   странами,  интеграцию  в  мировую  систему
нормативного  обеспечения  транспортной  деятельности,  стандартов   и
технических регламентов, а также совершенствование нормативно-правовой
базы,  направленной   на   расширение   участия   России   в   системе
международных соглашений и конвенций в области транспорта;
     безопасности и   устойчивости   транспортной   системы,   включая
совершенствование    нормативно-правовой    базы,    направленной   на
обеспечение   безопасности   в   транспортной   отрасли   и   развитие
транспортной  системы  с  учетом  требований  по  обеспечению  военной
безопасности   Российской   Федерации,   а   также   совершенствование
нормативно-правовой базы,  регулирующей вредное воздействие транспорта
на  окружающую  среду  и  здоровье  человека,  в  том  числе  в  части
определения условий допуска компаний к транспортной деятельности.
     Государство является   одним   из   основных   участников   рынка
транспортных  услуг,  выступая  в  качестве акционера или собственника
действующих  в  отрасли  организаций.  Системная  роль  государства  в
вопросах  управления и распоряжения принадлежащей ему собственностью в
транспортном комплексе состоит в повышении эффективности всех аспектов
управления государственной собственностью в сфере транспорта,  а также
в  создании  условий,  обеспечивающих  деятельность  и  правоотношения
участников  гражданского оборота имущества транспорта с учетом целей и
задач Транспортной стратегии  и  государственной  политики  в  области
имущественных отношений.
     Основными направлениями       совершенствования        управления
государственной собственностью на транспорте являются:
     совершенствование норм  законодательства  Российской   Федерации,
регулирующих  вопросы оформления прав собственности на государственное
имущество транспортной отрасли, а также вопросы пользования земельными
участками   организациями   транспортного   комплекса   (в  том  числе
совершенствование    нормативно-правового    регулирования    процедур
резервирования и изъятия земельных участков для федеральных нужд);
     совершенствование законодательства     Российской      Федерации,
регулирующего  вопросы долевой собственности на имущество транспортной
отрасли;
     совершенствование законодательства      Российской     Федерации,
регулирующего вопросы инвестиционной деятельности на транспорте;
     совершенствование форм   и   способов  передачи  государственного
имущества в пользование юридическим и физическим лицам;
     совершенствование норм  законодательства  Российской  Федерации в
целях  недопущения  несостоятельности  системообразующих   организаций
транспортной отрасли;
     проведение приватизации имущества транспортной отрасли  с  учетом
целей и задач Транспортной стратегии;
     внедрение современных информационных технологий для решения задач
учета   федерального   имущества   и   показателей  эффективности  его
использования;
     совершенствование системы     профессиональной    подготовки    и
квалификации руководителей  государственных  унитарных  предприятий  и
государственных учреждений;
     совершенствование порядка взаимодействия органов власти в области
управления государственным имуществом.
     Государственное регулирование   развития    и    функционирования
транспортной  системы  России  должно  обеспечивать  достижение  целей
Транспортной стратегии.
     Государственному регулированию подлежат:
     развитие и   техническое    совершенствование    федеральной    и
региональной транспортной инфраструктуры;
     институциональные преобразования на транспорте;
     вопросы технологической,     транспортной     и     экологической
безопасности  объектов  транспортной  инфраструктуры  и   транспортных
средств;
     формирование и функционирование рынка транспортных услуг;
     обеспечение мобилизационной готовности транспорта;
     международная деятельность транспортных предприятий и структур;
     социальная сфера и трудовые отношения на транспорте.
     Государственное регулирование  транспортных  услуг  должно   быть
направлено  на  формирование  и  поддержание  конкурентных преимуществ
транспортных организаций России на внутреннем и международном  рынках,
на  обеспечение  потребителей высококачественными конкурентоспособными
транспортными услугами,  а  также  на  введение  законодательных  норм
прямого действия и механизмов,  гарантирующих выполнение предприятиями
транспорта качественных показателей.
     В сфере  железнодорожного  транспорта для реализации Транспортной
стратегии предусматривается:
     разработка долгосрочных  целевых программ с определением сроков и
источников финансирования  мероприятий  по  развитию  железнодорожного
транспорта;
     реализация механизма   государственного   участия   в    развитии
инфраструктуры  железнодорожного  транспорта в Российской Федерации до
2030 года;
     совершенствование системы      государственного     регулирования
железнодорожной отрасли и цен (тарифов) на регулируемые виды продукции
и  услуг,  дерегулирование  конкурентных  секторов  с  учетом  степени
развития   конкуренции   с   целью   защиты   интересов   потребителей
транспортных услуг, повышения эффективности отрасли и создания условий
для опережающего инвестиционного развития железнодорожного транспорта;
     реализация Программы   структурной   реформы  на  железнодорожном
транспорте и целевой модели рынка железнодорожных  транспортных  услуг
на  третьем  этапе  структурной реформы,  включая создание условий для
развития конкуренции в  сфере  железнодорожных  транспортных  услуг  и
роста частных инвестиций в железнодорожную отрасль;
     обеспечение правового,     информационного     и     технического
взаимодействия  железнодорожных  систем  Российской Федерации и других
государств  с  учетом  перспектив  присоединения  России  к  Всемирной
торговой   организации,   необходимости   интеграции  железнодорожного
транспорта Российской Федерации в систему  международных  перевозок  и
максимально  эффективного  использования  в этих целях его транзитного
потенциала;  определение органа (органов)  государственной  власти,  к
компетенции   которого  (которых)  относятся  функции  по  руководству
мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на  железнодорожном
транспорте,   возложению   обязанностей   по  осуществлению  отдельных
перевозок  железнодорожным  транспортом  и  использованию   подвижного
состава   на   конкретных  владельцев  инфраструктур,  перевозчиков  и
операторов   в    случаях    возникновения    угрозы    в    отношении
социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности
государства и  в  иных  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации случаях;
     снятие ограничений   гражданско-правового    оборота    имущества
железнодорожного   транспорта,   не   задействованного  в  обеспечении
обороноспособности и мобилизационной подготовке  и  предполагаемого  к
вовлечению в оборот в конкурентных сегментах рынка;
     разработка комплекса  мероприятий,  направленных  на  обеспечение
требуемого  уровня  безопасности  объектов железнодорожного транспорта
России;
     разработка механизма осуществления социально значимых, воинских и
специальных перевозок в мирное  время  и  особые  периоды,  выполнения
мобилизационных    планов,    содержания   мобилизационного   резерва,
проведения    мероприятий    по    мобилизационной    подготовке    на
железнодорожном  транспорте  и  повышению  ответственности  участников
рынка железнодорожных транспортных услуг  за  невыполнение  требований
мобилизационных и оборонных задач;
     разработка корпоративных    стратегий    развития     организаций
железнодорожного транспорта в соответствии с Транспортной стратегией.
     В рамках   реализации   Транспортной   стратегии   должно    быть
предусмотрено   возможное   изменение  макроэкономических  показателей
социально-экономического развития Российской Федерации.
     Для формирования четких приоритетов строительства железнодорожных
линий  и  исключения  неэффективных  решений   в   рамках   подготовки
конкретных  инвестиционных  программ  и проектов необходимо обеспечить
проведение финансово-экономического и социального анализа.
     Конкретный механизм  привлечения  средств  федерального бюджета и
бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  должен  реализовываться  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     По результатам   мониторинга   темпов    социально-экономического
развития   страны,   отдельных  регионов,  отраслей  промышленности  и
промышленных зон предусматривается внесение изменений в перечень новых
железных дорог Российской Федерации с обеспечением их финансирования в
соответствии с указанными принципами.
     В области   дорожного   хозяйства   предусматривается   поэтапное
внедрение  принципа  платности  пользования  автомобильными  дорогами,
включающее:
     введение платы за проезд по  автомобильным  дорогам  федерального
значения  грузовых  автомобилей  общей  массой  свыше  12 тонн в целях
возмещения вреда, наносимого автодорогам тяжеловесными автомобилями, с
учетом   гармонизации   требований   к   характеристикам  тяжеловесных
автомобилей с аналогичными требованиями  в  государствах  Европейского
союза;
     совершенствование механизмов  компенсации   вреда,   причиняемого
автомобильным   дорогам   транспортными   средствами   при  перевозках
тяжеловесных и опасных грузов;
     установление тарифов  и  сборов,  а  также платы за присоединение
объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
     Собранные средства  предполагается  направить  на  поддержание  и
развитие автодорожной инфраструктуры.
     Широкомасштабное привлечение  внебюджетных  инвестиций в дорожное
хозяйство предусматривается за счет:
     развития механизма    концессий    при    строительстве   платных
автомобильных дорог;
     выпуска облигационных    займов    на    цели   строительства   и
реконструкции автомобильных дорог,  а  также  использования  механизма
государственно-частного партнерства;
     разработки механизмов привлечения для строительства автомобильных
дорог ресурсов организаций,  заинтересованных в развитии прилегающих к
автомобильным дорогам территорий;
     доходов от    коммерческого   использования   специализированными
государственными  структурами  придорожных  полос  и   полосы   отвода
автомобильных дорог.
     Основными принципами   формирования  государственной  политики  в
области регулирования развития автомобильного транспорта являются:
     развитие системы надзора в отношении автомобильного транспорта;
     переход от  стихийного  функционирования  рынка  автотранспортных
услуг к регулированию в соответствии с  социальными  и  экономическими
интересами,  что  должно  сводиться  к  обеспечению  сбалансированного
допуска к  профессиональной  (включая  коммерческую)  деятельности  на
контрактной  заявительной основе,  созданию равных условий конкуренции
на рынке транспортных услуг,  контролю  за  соблюдением  установленных
требований  и  правил,  в том числе в рамках передачи части полномочий
саморегулируемым организациям,  принятию мер по уменьшению  негативных
последствий  функционирования  рынка  транспортных услуг,  в том числе
посредством  развития  системы  страхования,  а  также  к  обеспечению
антитеррористической безопасности.
     Основными механизмами реализации Транспортной стратегии в области
автомобильного транспорта являются:
     механизм допуска  на  рынок   автотранспортных   услуг   (включая
квотирование  к  использованию  автотранспортных средств на территории
Российской Федерации);
     механизм допуска  к  профессии  и  другим  видам автотранспортной
деятельности;
     механизм, стимулирующий    модернизацию    и   обновление   парка
автотранспортных средств, а также совершенствование его структуры;
     механизм создания условий для  развития  эффективных  современных
транспортнологистических  технологий и перевозочных систем,  поощрения
повышения   капитализации    автотранспортного    бизнеса,    развития
терминальных   комплексов   и  информационного  обеспечения  перевозок
грузов;
     механизм, стимулирующий  ускорение  выведения  из  эксплуатации и
утилизацию старых автомобилей со сверхнормативным сроком службы;
     механизм платности    пользования    дорожной    инфраструктурой,
позволяющей   компенсировать   ущерб,   связанный   с   осуществлением
автомобильных перевозок.
     Для осуществления     модернизации     и     обновления     парка
автотранспортных средств всех отраслей экономики России необходимы:
     разработка государственной  политики,  направленной  на  создание
рациональной структуры парка грузовых автомобилей;
     совершенствование амортизационной   политики,   направленной   на
обеспечение   формирования   собственных   источников   финансирования
обновления  транспортных  средств;  разработка  механизма формирования
величины  чистой  прибыли,  необходимой  для   обеспечения   заданного
коэффициента обновления транспортных средств;
     разработка предложений  по  использованию  альтернативных   видов
источников энергии для автотранспортных средств;
     расширение практики приобретения  транспортных  средств  за  счет
кредита и лизинга.
     Кроме того,   необходимо   формирование   механизмов   реализации
российскими   производителями   автомобилей  требований  Соглашения  о
введении  глобальных  технических  правил  для  колесных  транспортных
средств,   предметов   оборудования   и  частей,  которые  могут  быть
установлены и (или) использованы на  колесных  транспортных  средствах
(г.  Женева,  1998 год), и Соглашения о принятии единообразных условий
на период технических  осмотров  колесных  транспортных  средств  и  о
взаимном признании таких осмотров (г. Вена, 1997 год).
     В 2010 -  2015  годах  основными  направлениями  государственного
регулирования в сфере воздушного транспорта будут:
     завершение институциональных     преобразований,     формирования
нормативно-правовой   базы   функционирования  воздушного  транспорта,
гармонизированной  с  международными   правилами;   создание   опорной
транспортной инфраструктуры воздушного транспорта,  а также проведение
гибкой таможенной политики в части оправданного снятия  заградительных
пошлин  на  авиационную  технику  зарубежного  производства и запасные
части к ней;
     обеспечение государством   доступности   транспортных  услуг  для
населения  на  основе   организации   поддержки   социально   значимых
авиационных  перевозок в местном и магистральном сообщении из бюджетов
всех уровней;
     запуск механизма   саморазвития  отрасли  на  основе  обеспечения
предпосылок  для  достижения  инвестиционной  привлекательности  остро
необходимых капиталоемких структурных преобразований, касающихся парка
воздушных судов и аэродромной сети.
     Мероприятия, предусмотренные   для   реализации   в   эти   годы,
планируется  осуществлять  в  рамках  федеральной  целевой   программы
"Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".
     Государство активно  участвует  в   структурных   преобразованиях
гражданской  авиации  путем  субсидирования  из  федерального  бюджета
социально  значимых  магистральных  пассажирских  перевозок  и   части
социально   значимых   пассажирских  перевозок  в  местном  сообщении,
предотвращения  случаев  недобросовестной   конкуренции   и   усиления
контроля  за  деятельностью  естественных монополий в сфере воздушного
транспорта,  а  также  путем  реализации:  подпрограммы   "Гражданская
авиация"  федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы
России (2010 - 2015 годы)",  включая  стимулирование  реконструкции  и
строительства важных объектов инфраструктуры воздушного транспорта,  в
первую очередь объектов,  обеспечивающих безопасность функционирования
воздушного   транспорта,  а  также  модернизацию  и  обновление  парка
транспортных средств;
     Государственной программы    обеспечения   безопасности   полетов
воздушных судов гражданской авиации;
     федеральной целевой   программы   "Модернизация   Единой  системы
организации воздушного движения  Российской  Федерации  (2009  -  2015
годы)";
     федеральной целевой  программы   "Совершенствование   федеральной
системы   разведки   и  контроля  воздушного  пространства  Российской
Федерации (2007 - 2010 годы)";
     федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".
     В 2016 - 2030 годах  меры  государственного  регулирования  будут
направлены на обеспечение устойчивого развития гражданской авиации,  в
том числе на:
     завершение кардинального      обновления     парка     российских
авиакомпаний;
     осуществление реконструкции   объектов   и   дооснащения  опорной
аэродромной сети;
     внедрение новых технологий перевозочного процесса;
     создание благоприятных условий для привлечения негосударственного
капитала   с   целью  строительства  и  эксплуатации  авиатранспортных
объектов;
     либерализацию рынка    и    сокращение    сфер   тарифно-ценового
регулирования;
     сокращение количества     объектов    наземной    инфраструктуры,
находящихся в федеральной  собственности,  за  счет  вовлечения  их  в
гражданский оборот;
     обеспечение финансирования содержания и эксплуатации  находящихся
в  государственной  собственности объектов,  обеспечивающих безопасное
функционирование воздушного транспорта;
     максимальное снижение    негативного    воздействия    воздушного
транспорта на экологию.  Федеральные органы  исполнительной  власти  в
сфере  транспорта будут принимать участие:  в определении приоритетных
для  отрасли  типоразмеров  воздушных  судов,  а  также  в  реализации
федеральной   поддержки  программ  их  разработки  и  производства  на
конкурсной основе;
     в совершенствовании  на  базе  единых организационно-методических
принципов системы контроля соответствия производимой и эксплуатируемой
авиатехники  и  оборудования  установленным  требованиям и в повышении
эффективности такого контроля.
     Уже в  ближайшее  время  должна  быть реализована Государственная
программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской
авиации,   которая   в  соответствии  с  рекомендациями  Международной
организации гражданской авиации  по  внедрению  системного  подхода  к
управлению  безопасностью  полетов  определяет  первоочередные  цели и
мероприятия с целью повышения безопасности полетов.
     При государственном   стимулировании  технического  переоснащения
парка транспортных средств на основе  современной  российской  техники
перевозчики  не должны испытывать какихлибо ограничений в приобретении
зарубежных  транспортных  средств   тех   типоразмеров,   которые   не
выпускаются в России.
     Государственное регулирование деятельности морского и внутреннего
водного  транспорта  направлено  на  защиту  интересов  государства  и
общества  при  условии  сохранения   хозяйственной   самостоятельности
предприятий отрасли.  В процессе регулирования органы государственного
управления решают следующие задачи:
     ускорение экономического    развития   предприятий   морского   и
внутреннего водного транспорта и повышение их конкурентоспособности на
мировом рынке транспортных услуг;
     повышение технического  и  организационного  уровня  морского   и
внутреннего   водного   транспорта   на  основе  последних  достижений
научно-технического прогресса;
     улучшение условий  труда  плавсостава  морских  и  речных судов и
работников береговых предприятий отрасли;
     повышение уровня   безопасности  морской  и  речной  транспортной
деятельности, включая безопасность мореплавания и судоходства и охрану
окружающей среды;
     обеспечение правовой  защиты  российского  морского   и   речного
транспорта в сфере международного судоходства.
     Ускорение экономического развития предприятий отрасли и повышение
их  конкурентоспособности достигается с помощью как прямых инвестиций,
так и различных косвенных мер.
     Примером прямых  инвестиций  может  служить участие государства в
разработке и реализации федеральных целевых программ.
     Косвенные меры    включают    большой    комплекс    мероприятий,
направленных  на   создание   портовых   особых   экономических   зон,
организацию  эффективной  работы  Российского  международного  реестра
судов,  проведение   взвешенной   налоговой,   таможенной,   кредитной
политики,  а также закрепление части грузовой базы морского транспорта
за российскими перевозчиками.
     Нормативно-правовая база      как     основа     государственного
регулирования   транспортной    деятельности    должна    обеспечивать
эффективное  взаимодействие  предприятий  транспорта,  государственную
защиту   прав   потребителей    транспортных    услуг,    безопасность
транспортного процесса и охрану окружающей среды.
     Нормативные правовые акты,  регламентирующие  деятельность  видов
транспорта,  разрабатываются с учетом их гармонизации с международными
правовыми документами.
     Правовые аспекты  регулирования  деятельности транспорта являются
актуальными  на  уровне  регионального  и  муниципального  управления.
Субъекты  Российской  Федерации  должны  регулировать  развитие  путей
сообщения, находящихся в их ведении.
     Нормативно-правовая база    должна    отвечать   новым   условиям
хозяйствования,  обеспечивать  согласование   интересов   транспортных
предприятий с общественными интересами, юридическое закрепление прав и
обязанностей транспортных предприятий,  а  также  статуса  предприятий
транспорта общего пользования (общественных перевозчиков).
     Эта работа  должна  осуществляться  путем  внесения  изменений  в
нормативные  правовые  акты,  а  также  путем  разработки новых актов,
предусматривающих  единообразные  подходы  к   регулированию   сходных
отношений при функционировании различных видов транспорта.
     Специфика транспортной   отрасли   должна   получать   надлежащее
отражение и в документах, имеющих общеэкономический характер.
     Повышение инвестиционной привлекательности  транспортной  отрасли
требует развития нормативно-правовой базы,  регулирующей использование
на  государственном,   межгосударственном   и   региональном   уровнях
различных форм государственно-частного партнерства,  в рамках которого
определяются  вопросы,   касающиеся   распределения   рисков,   уровня
обязательств  государственного и частного секторов,  продолжительности
реализации проектов и права собственности на активы.
     Необходимо совершенствование       нормативно-правовой      базы,
регулирующей развитие транспортной  системы  с  учетом  требований  по
обеспечению военной безопасности Российской Федерации, включая вопросы
использования,  мониторинга и развития транспортной системы Российской
Федерации,  в том числе объектов двойного назначения,  мобилизационной
подготовки и военно-транспортной обязанности  предприятий  транспорта,
подготовки   и  использования  в  интересах  обороны  страны  объектов
транспортной инфраструктуры,  находящихся в иных,  кроме  федеральной,
формах  собственности,  создания  новой системы управления воинскими и
специальными  перевозками  на  железнодорожном  транспорте,   внесения
изменений в порядок разработки и согласования стандартов,  технических
условий  и  проектно-сметной   документации   по   объектам   двойного
назначения,  резервирования  земель  под  мероприятия,  обеспечивающие
работу транспорта в чрезвычайных и других ситуациях.
     В целях    обеспечения    безопасности    объектов   транспортной
инфраструктуры  и  транспортных  средств  необходимо  регламентировать
процесс      их     оснащения     или     дооснащения     современными
инженерно-техническими     средствами     обеспечения     транспортной
безопасности (охраны), в том числе в рамках технического регулирования
и требований по обеспечению транспортной безопасности.
     Приоритетные направления  совершенствования  нормативно-правового
регулирования на железнодорожном транспорте должны быть направлены  на
реализацию целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг.
     Ключевым направлением     совершенствования      государственного
тарифного  регулирования  в  сфере  железнодорожных перевозок является
создание   дифференцированной   системы   государственного   тарифного
регулирования,  адаптированной  к  различным условиям функционирования
рынков железнодорожных транспортных услуг.
     Кроме того,    государственная    тарифная   политика   в   сфере
железнодорожных перевозок должна базироваться на  принципе  соблюдения
баланса  интересов субъектов естественных монополий и пользователей их
услугами и обеспечивать, с одной стороны, снижение негативного влияния
роста  цен  (тарифов)  на продукцию (услуги) естественных монополий на
темпы экономического роста (с учетом целевых параметров инфляции), а с
другой стороны, установление тарифов (цен), обеспечивающих эффективную
работу (оказание услуг) субъектов естественных монополий.
     В целом   совершенствование   государственной  тарифной  политики
должно осуществляться на межведомственном уровне,  системно и с учетом
проводимой  макроэкономической политики,  что связано с необходимостью
выработки мер государственной поддержки отдельных отраслей экономики и
инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта.
     Одним из     приоритетных      направлений      совершенствования
нормативно-правового   регулирования  в  дорожном  хозяйстве  является
принятие  или  переутверждение  Правительством  Российской   Федерации
следующих нормативных правовых актов, необходимых для государственного
регулирования  дорожной  деятельности  в  соответствии  с  Федеральным
законом   "Об  автомобильных  дорогах  и  о  дорожной  деятельности  в
Российской   Федерации   и   о   внесении   изменений   в    отдельные
законодательные акты Российской Федерации":
     перечень автомобильных  дорог  общего  пользования   федерального
значения;
     порядок формирования реестра автомобильных дорог и предоставления
сведений из реестра;
     перечень автомобильных дорог оборонного значения;
     ряд нормативных  правовых  актов  в  отношении  дорог  оборонного
значения;
     нормы отвода  земель  для  размещения автомобильных дорог и (или)
объектов дорожного сервиса;
     нормативные правовые   акты   о  плате  за  подключение  объектов
дорожного  сервиса  к   автомобильным   дорогам   общего   пользования
федерального  значения,  о  порядке установления и использования полос
отвода  автомобильных   дорог   федерального   значения,   о   порядке
установления  и  использования  придорожных  полос автомобильных дорог
федерального значения;
     минимально необходимые   для  обслуживания  участников  дорожного
движения  требования  к  обеспеченности  автомобильных  дорог   общего
пользования объектами дорожного сервиса,  а также требования к перечню
минимально необходимых услуг,  оказываемых на таких объектах дорожного
сервиса;
     порядок осуществления весового  и  габаритного  контроля,  в  том
числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля;
     порядок установления постоянного маршрута транспортного средства,
осуществляющего    перевозки    опасных,    тяжеловесных    и    (или)
крупногабаритных грузов;
     порядок установления   временного   ограничения  или  прекращения
движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
     порядок возмещения вреда,  причиняемого транспортными средствами,
осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов,  и порядок  определения
размера такого вреда;
     правила оказания  услуг  по  организации   проезда   транспортных
средств   по   платным   автомобильным   дорогам   общего  пользования
федерального значения;
     методика расчета   и   максимальный   размер   платы   за  проезд
транспортного средства;
     порядок классификации   автомобильных  дорог  и  их  отнесения  к
категориям автомобильных дорог (первой,  второй,  третьей,  четвертой,
пятой   категориям)   в   зависимости  от  транспортноэксплуатационных
характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог;
     состав разделов  проектной  документации  автомобильных  дорог  и
требования к их содержанию;
     порядок оценки технического состояния автомобильных дорог.
     Кроме того,   приоритетными    направлениями    совершенствования
нормативно-правового регулирования в дорожном хозяйстве являются:
     подготовка новых   документов   технического   регулирования    -
технических    регламентов,    национальных   стандартов,   стандартов
организаций и актов рекомендательного характера  (отраслевых  дорожных
методических  документов).  Создаваемая  единая  система  технического
нормирования безопасности и качества материалов,  изделий, конструкций
и  услуг  в  дорожном хозяйстве должна соответствовать практике работы
стран  с   развитой   рыночной   экономикой   в   указанной   области.
Предусматривается   гармонизация   российских   стандартов  в  области
дорожного хозяйства с передовыми международными стандартами;
     разработка и  оперативное  введение  в  действие новых документов
методического характера,  закрепляющих на федеральном уровне  массовое
применение    российских   технологий   проведения   дорожных   работ,
эффективных дорожно-строительных  материалов  и  современной  дорожной
техники;
     совершенствование нормативно-технической базы дорожного хозяйства
в сфере проектноизыскательских работ, включающей разработку новых норм
и правил проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений
для  широкого  применения  прогрессивных  конструкций дорожных одежд и
сооружений, новых материалов и технологий.
     Приоритетные направления  совершенствования  нормативно-правового
регулирования на автомобильном транспорте включают в себя:
     внесение изменений   в   Федеральный   закон   "О  лицензировании
отдельных видов  деятельности"  в  части,  касающейся  правил  допуска
перевозчиков к профессии и рынку автотранспортных услуг;
     внесение изменений   в    Кодекс    Российской    Федерации    об
административных  правонарушениях  в части,  касающейся установления и
при  необходимости  ужесточения  административной  ответственности  за
нарушения в сфере осуществления автомобильных перевозок;
     разработку и принятие технических регламентов;
     утверждение на       соответствующем      уровне      документов,
регламентирующих перевозки грузов автомобильным транспортом, перевозки
пассажиров  и  багажа  автомобильным  транспортом и городским наземным
электрическим транспортом;
     разработку нормативно-правовой    базы   в   области   утилизации
транспортных средств.
     Приоритетные направления  совершенствования  нормативно-правового
регулирования на воздушном транспорте включают в себя:
     внесение изменений    в    Федеральный   закон   "О   техническом
регулировании",  учитывающих  международные   требования   в   области
гражданской авиации;
     внесение изменений в  Воздушный  кодекс  Российской  Федерации  в
части  использования воздушного пространства деловой и малой авиацией,
а также совершенствования аэропортовой деятельности;
     разработку административного         регламента        исполнения
государственных функций федеральным органом исполнительной  власти  по
проведению обязательной сертификации объектов гражданской авиации и по
процедурам выдачи свидетельств авиационному персоналу;
     гармонизацию федеральных   авиационных  правил  с  международными
стандартами в части производства  и  эксплуатации  воздушных  судов  и
тренажеров,  выполнения полетов и их обеспечения,  а также поддержания
летной годности воздушных судов;
     разработку новых  правил  или  внесение  изменений  в федеральные
авиационные   правила,   определяющие    регулирование    деятельности
воздушного транспорта в отношении безопасности полетов;
     разработку федеральных авиационных правил по  сертификации  типов
наземных   радиотехнических   (радиолокационных,   радионавигационных,
радиосвязных)  средств  и  комплексов,  а  также  отдельных  подсистем
(компонентов)   автоматизированных   и   неавтоматизированных   систем
управления  воздушным  движением,  предназначенных   для   обеспечения
полетов воздушных судов;
     совершенствование нормативно-правовой базы в области безопасности
полетов,  ужесточения  ответственности  за  подделку  и  фальсификацию
паспортов и формуляров авиационных изделий,  свидетельств авиационного
персонала,  деятельность  которого связана с обеспечением безопасности
полетов;
     разработку нормативного акта,  устанавливающего ответственность и
порядок взаимодействия уполномоченных органов и заинтересованных лиц в
области   обеспечения   и   поддержания  летной  годности  гражданской
авиационной техники;
     подготовку предложений  по совершенствованию норм летной годности
самолетов и вертолетов;
     подготовку предложений по продлению до 2020 года действия Целевой
комплексной программы по поддержанию летной годности  воздушных  судов
гражданской авиации до 2010 года;
     разработку межведомственного       нормативного        документа,
определяющего   порядок  взаимодействия  эксплуатанта  и  разработчика
авиационной  техники  в  части  организации   авторизованных   центров
технического обслуживания и ремонта;
     определение и закрепление в нормативных правовых актах  механизма
реализации  норм  Воздушного  кодекса  Российской  Федерации  в  части
установления классификации воздушного пространства  и  уведомительного
порядка его использования;
     гармонизацию гражданского,      налогового      и       валютного
законодательства Российской Федерации в части,  касающейся организации
воздушного движения;
     законодательное установление  критериев  для  авиалиний,  которые
можно отнести к социально значимым и перевозки по которым  выполняются
с   использованием   средств   государственной   поддержки,   а  также
закрепление  базовых  механизмов  системы  государственной   поддержки
социально значимых воздушных перевозок;
     совершенствование законодательных  норм,   регулирующих   вопросы
оформления  прав  собственности на государственное имущество,  а также
вопросы     пользования     земельными     участками     организациями
авиатранспортного    комплекса    (в   том   числе   совершенствование
нормативно-правового регулирования процедур резервирования  и  изъятия
земельных участков для федеральных нужд);
     развитие форм   государственного   регулирования   и    контроля,
адекватных  назначению  и  условиям  функционирования  авиации  общего
назначения (некоммерческой).
     Совершенствование нормативно-правовой    базы,    устанавливающей
правовые  и   организационные   основы   функционирования   аэропортов
Российской Федерации, включает в себя:
     порядок установления  экономически  приемлемого  уровня  арендной
платы   за  земельные  участки,  являющиеся  государственной  и  (или)
муниципальной собственностью и занятые аэродромами (аэропортами);
     классификацию аэродромов и аэропортов;
     порядок деятельности на аэродромах и в аэропортах  юридических  и
физических лиц, предусматривающий возможность передачи в собственность
субъектов Российской Федерации  имущества  аэропортов  (аэродромов)  и
наделение субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями
по его поддержанию и развитию;
     систему стандартов,  которым должен соответствовать аэродром, его
деятельность  и  объекты,  а   также   порядок   поэтапного   введения
соответствующих стандартов с учетом международного опыта;
     систему ведения деятельности по  обеспечению  топливозаправочными
услугами в аэропорту, ориентированную на формирование основных доходов
топливозаправочных комплексов в аэропортах  путем  оказания  сервисных
услуг авиакомпаниям, а не посредством перепродажи топлива;
     разработку механизмов создания альтернативных  топливозаправочных
комплексов в крупных аэропортах;
     порядок формирования,  утверждения,   издания   и   опубликования
расписания  движения  воздушных  судов,  а также механизм согласования
слотов.
     Предусматривается совершенствование  нормативно-правовой  базы  в
части:
     развития и    гармонизации    российской    системы   нормативных
экологических требований с международной системой;
     совершенствования методов   оценки  уровня  вредного  воздействия
воздушного  транспорта  на  население  и   окружающую   среду   вблизи
аэропортов и при полете по маршруту;
     установления взвешенных         экологических         требований,
регламентирующих  деятельность  воздушного  транспорта  на  территории
Российской Федерации, разработки концепции и программы их постепенного
ужесточения;
     разработки и   совершенствования   механизмов    государственного
регулирования    повышения   экологической   безопасности   воздушного
транспорта,  в  том  числе  предусматривающих   возможность   введения
ограничений    на   полеты   воздушных   судов,   не   удовлетворяющих
экологическим  требованиям,  и  взимания  с  эксплуатантов  платы   за
сверхнормативное  воздействие  воздушных  судов  на  окружающую среду,
установления  критериев   и   нормативов   введения   эксплуатационных
ограничений    на   полеты   воздушных   судов,   не   удовлетворяющих
экологическим требованиям,  а также определения тарифов дополнительных
аэропортовых  сборов за обслуживание таких воздушных судов,  правил их
взимания и дальнейшего расходования.
     В целях   улучшения   законодательного   обеспечения  ускоренного
развития морского  и  внутреннего  водного  транспорта  и  преодоления
негативных  тенденций целесообразно принять нормативные правовые акты,
обеспечивающие:
     закрепление части    грузовой   базы   морского   транспорта   за
национальными   перевозчиками;   снижение   налоговой   нагрузки    на
инфраструктуру  и  транспортный  флот  морского  и внутреннего водного
транспорта;
     доработку и  принятие  федерального  закона  "О  прямых смешанных
(комбинированных) перевозках грузов";
     внесение изменений  в  Закон Российской Федерации "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" в части возможного страхования
риска на территории Российской Федерации;
     повышение безопасности мореплавания и судоходства;
     защиту окружающей среды от загрязнения с судов, в том числе через
процедуры государственного портового контроля и административные меры,
включая  ужесточение  требований  по  безопасности и защите окружающей
среды от захода в порты Российской Федерации старых и  небезопасных  в
экологическом отношении иностранных морских судов.
     Совершенствование нормативно-правового регулирования  на  морском
транспорте включает в себя:
     разработку и  принятие  нормативных  правовых  актов  в   области
транспортного использования Северного морского пути;
     дальнейшую гармонизацию положений российского законодательства  с
положениями  международных  морских  договоров и конвенций,  в которых
участвует Российская Федерация.
     Стратегическим направлением  развития  международных перевозок на
внутреннем водном транспорте станет интеграция внутренних водных путей
Российской    Федерации    в    систему   международных   транспортных
коммуникаций.  Важнейшей задачей  в  этой  области  является  создание
нормативно-правовой  основы для организации перевозок по международным
транспортным коридорам в условиях  открытия  внутренних  водных  путей
страны для судов под иностранными флагами.
     Основными направлениями   совершенствования   нормативно-правовой
базы промышленного железнодорожного транспорта являются:
     создание равных условий землепользования  и  налогообложения  для
организаций железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
     совершенствование системы государственного регулирования  тарифов
на   работы   и   услуги,   оказываемые   организациями  промышленного
железнодорожного транспорта;
     формирование нормативной базы,  определяющей требования в области
технической  и  экологической   безопасности   и   охраны   труда   на
промышленном транспорте;
     определение правового статуса субъектов промышленного  транспорта
и порядка использования ими транспортных средств и оборудования;
     обеспечение равного доступа всех заинтересованных лиц  к  услугам
промышленного транспорта;
     применение экономических   мер,   стимулирующих   инвестиции    в
подвижной состав, модернизацию и развитие инфраструктуры промышленного
транспорта;
     учет особенностей  функционирования  промышленного транспорта при
разработке  тарифов  организаций  железнодорожного  транспорта  общего
пользования    и    технических    регламентов;    создание   условий,
предотвращающих    дискриминацию    и    нарушения    антимонопольного
законодательства   Российской   Федерации  в  отношении  контрагентов,
технологически  связанных  с  железнодорожными  путями   промышленного
транспорта;
     стимулирование создания  систем  добровольной   сертификации   на
промышленном транспорте;
     совершенствование правовых и экономических  основ  взаимодействия
организаций промышленного транспорта с обслуживаемыми производствами;
     координация программ   и   проектов   технической    модернизации
железнодорожного   транспорта   общего   пользования  и  промышленного
транспорта;
     координация усилий  федеральных  органов  исполнительной власти и
органов  исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации,
представителей  бизнеса  и  общественных  организаций  в решении задач
развития промышленного железнодорожного транспорта;
     восстановление системы   статистического  наблюдения  за  работой
промышленного транспорта.
     Основными направлениями   совершенствования   законодательной   и
нормативно-правовой базы,  регулирующей функционирование  транспортной
системы  Российской  Федерации  в  части  развития  объектов  двойного
назначения, являются:
     внесение изменений  в порядок разработки и реализации федеральных
целевых   программ   и   межгосударственных   целевых   программ,    в
осуществлении которых участвует Российская Федерация,  и в федеральные
целевые программы по  вопросам  обеспечения  безопасности,  обороны  и
другим возложенным на государство специальным функциям;
     внесение изменений  в  Федеральные  законы  "Об  обороне"  и   "О
мобилизационной  подготовке  и  мобилизации  в  Российской Федерации",
связанных  с  сокращением  доли  государственного  сектора   в   сфере
транспорта;
     разработка предложений по подготовке нормативных правовых  актов,
позволяющих  на  практике  реализовать  положения федеральных законов,
регламентирующих порядок оперативного оборудования территории в  целях
обороны, кроме объектов Единой системы организации воздушного движения
Российской Федерации,  порядок решения мобилизационных задач  и  задач
военно-транспортной   обязанности,   а   также  порядок  планирования,
проектирования,   конструирования,   строительства,   эксплуатации   и
использования объектов двойного назначения;
     разработка стандартов  и   регламентов   эксплуатации   и   (или)
использования  объектов  двойного назначения на всех этапах жизненного
цикла объектов,  в целях принятия решений о передаче объектов двойного
назначения,   которые  находятся  в  ведении  Министерства  транспорта
Российской Федерации или Министерства обороны Российской Федерации,  в
концессию,  долгосрочную  аренду  и  (или)  в  ведение  других органов
власти,  и  (или)  на   приватизацию;   разработка   предложений   для
Министерства экономического развития Российской Федерации по включению
мероприятий,  связанных с  техническим  прикрытием  транспортной  сети
Российской   Федерации,  в  состав  мобилизационного  плана  экономики
Российской Федерации.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа