ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 22.11.08 1734-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Место и роль транспорта в социально-экономическом
                     развитии Российской Федерации

     В Российской  Федерации,  как  и  в  других   развитых   странах,
транспорт  является  одной  из  крупнейших базовых отраслей хозяйства,
важнейшей   составной    частью    производственной    и    социальной
инфраструктуры.
     Транспортные коммуникации  объединяют  все  районы  страны,   что
является необходимым условием ее территориальной целостности, единства
ее  экономического  пространства.  Они  связывают  страну  с   мировым
сообществом,      являясь     материальной     основой     обеспечения
внешнеэкономических  связей  России  и  ее  интеграции  в   глобальную
экономическую систему.
     Выгодное географическое  положение  позволяет   России   получать
значительные  доходы  от  экспорта транспортных услуг,  в том числе от
осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.
     О месте   и   значении   транспорта   свидетельствует  также  его
значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в
2006  году  -  27  процентов),  существенная доля транспортных услуг в
валовом внутреннем продукте (в 2007 году - 8 процентов), в инвестициях
на  развитие  отраслей  экономики  (в  2006  году - 10,4 процента) и в
численности занятых работников (в 2007 году - 6,3 процента), а также в
потреблении   энергоресурсов,   металла   и   в   ряде  других  важных
показателей, характеризующих экономику страны.
     Все эти   обстоятельства  позволяют  отнести  транспорт  к  числу
приоритетных отраслей экономики.
     Транспорт играет  важную  роль в социально-экономическом развитии
страны.  Транспортная  система  обеспечивает  условия   экономического
роста,   повышения   конкурентоспособности  национальной  экономики  и
качества жизни населения. Географические особенности России определяют
приоритетную  роль  транспорта  в  развитии  конкурентных  преимуществ
страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
     Доступ к   безопасным   и   качественным   транспортным   услугам
определяет эффективность работы и  развития  производства,  бизнеса  и
социальной    сферы.    В    связи    с   этим   роль   транспорта   в
социально-экономическом развитии страны определяется  рядом  объемных,
стоимостных   и   качественных   характеристик   уровня  транспортного
обслуживания.
     Объемные характеристики   транспортного   обслуживания   напрямую
влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны  и  за
ее пределами,  а также на возможность перемещения всех слоев населения
для удовлетворения производственных и социальных потребностей.
     Географическая и  технологическая  доступность транспортных услуг
определяет   возможности   территориального   развития   экономики   и
социальной сферы.
     Стоимостные характеристики     перевозок     любой      продукции
(транспортный  тариф)  отражаются непосредственно на ее конечной цене,
прибавляются    к    затратам    на    производство,     влияют     на
конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в
пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения,
а  во  многих случаях для части населения с невысокими доходами делает
эти  поездки  недоступными.   Удешевление   пассажирского   сообщения,
смягчающего эти ограничения,  имеет не только большое социальное, но и
экономическое значение.
     Качественные характеристики   уровня  транспортного  обслуживания
связаны со скоростью,  своевременностью, ритмичностью, безопасностью и
экологичностью функционирования транспортной системы.
     Скорость транспортного   сообщения   влияет   на    эффективность
экономических  связей и подвижность населения.  Рост скорости доставки
грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и  социальный  эффект.
При  перевозке  грузов он выражается в высвобождении оборотных средств
предприятий,  а при перевозке пассажиров  -  в  высвобождении  времени
людей, которое может быть использовано на другие цели.
     Удешевление и  ускорение   перевозок   на   магистральных   видах
транспорта  позволят  сблизить удаленные друг от друга регионы страны,
повысить  качество  жизни  населения  и  уровень  деловой  активности,
укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные
условия  для  реализации  потенциальных  экономических  и   социальных
возможностей каждого российского региона.
     Своевременность (регулярность,     ритмичность)     транспортного
обслуживания  в  грузовом  и  пассажирском  сообщениях  имеет  большое
экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависят
величина  страховых  запасов  продукции  на  складах грузополучателей,
необходимых для поддержания  непрерывности  производства  и  снабжения
населения,  объем  необходимых оборотных средств и затраты на хранение
грузов.
     Важную роль  в  социально-экономическом  развитии  страны  играет
безопасность и экологичность транспортной системы.
     Роль транспорта  в  обеспечении обороноспособности и национальной
безопасности  России  обусловлена  ростом  требований  к   мобильности
Вооруженных   Сил   Российской  Федерации.  Безопасность  транспортной
системы определяет  эффективную  работу  аварийно-спасательных  служб,
подразделений  гражданской обороны и специальных служб и таким образом
определяет условия повышения общенациональной безопасности и  снижения
террористических рисков.
     В условиях усиления внимания общества  к  экологическим  факторам
снижение  вредного  воздействия  транспорта  на окружающую среду имеет
большое социальное значение и может оказать  значительное  влияние  на
развитие городских агломераций.
     Таким образом,   транспорт   является   одной    из    крупнейших
системообразующих  отраслей,  имеющих тесные связи со всеми элементами
экономики и социальной сферы.  По мере  дальнейшего  развития  страны,
расширения  ее  внутренних и внешних транспортно-экономических связей,
роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение
транспорта  и  его  роль  как  системообразующего фактора будут только
возрастать.
     В этих  условиях формирование стратегических направлений развития
транспорта  должно  осуществляться  на  базе   всестороннего   анализа
современного  состояния  и  проблем  развития  транспортной  системы в
тесной   взаимосвязи   с    общими    направлениями    и    масштабами
социальноэкономического   развития   страны,  а  также  с  глобальными
общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа