О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ "РАБОЧИЕ КАДРЫ" НА 2008-2010 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 02.12.2008). Постановление. Правительство Москвы. 04.12.07 1036-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ "РАБОЧИЕ КАДРЫ" НА 2008-2010 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 02.12.2008)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
               Программа, и оценка сложившейся ситуации

     В  ситуации  качественно  нового  уровня социально-экономического
развития   города   Москвы,   новых   требований   к  уровню  развития
человеческих     и     трудовых    ресурсов    кадровое    обеспечение
социально-экономического   комплекса  города  становится  приоритетной
задачей деятельности всех органов исполнительной власти города Москвы.
     На      сегодняшний      день     и     ближайшую     перспективу
социально-экономическое  развитие  московского  мегаполиса  может быть
охарактеризовано следующими признаками:
     - многообразие     и     многоукладность     форм     и     видов
социально-экономической деятельности;
     - интенсивное  расширение  сферы  услуг,  связанное  с  развитием
Москвы  как  крупнейшего  делового,  административного  и  финансового
центра;
     - внедрение  высоких  технологий  на  предприятиях обрабатывающей
промышленности (прежде всего, оборонного комплекса);
     - возрастающая  степень  инновационности  в традиционных отраслях
городской   экономики   -  жилищно-коммунальном  хозяйстве,  торговле,
гостиничном и ресторанном бизнесе;
     - повсеместное     использование    современных    информационных
технологий  и  формирование современной информационно-коммуникационной
среды;
     - интенсификация миграционных потоков;
     - недостаточность собственных (коренных) демографических ресурсов
для воспроизводства кадрового потенциала социально-экономической сферы
города.
     Особенностям     социально-экономического     развития     Москвы
соответствует  сложившаяся  структура  занятости  населения в основных
отраслях  городского  хозяйства: торговля и общественное питание - 1,5
млн.  чел.;  строительство  -  749,4 тыс. чел.; промышленность - 831,8
тыс.  чел.;  сфера  образования, культуры и искусства - 565 тыс. чел.;
наука  и  научное  обслуживание  - 331 тыс. чел.; транспорт - 330 тыс.
чел.;  ЖКХ и бытовое обслуживание - 210 тыс. чел.; сфера кредитования,
страхования и финансов - 242,8 тыс. чел.
     Необходимо   отметить,   что   система   начального   и  среднего
профессионального  образования  испытывает  на  себе давление ключевых
факторов   социально-экономической   среды   столичного  мегаполиса  в
наибольшей   степени   по   отношению   к   другим   сегментам   сферы
профессиональных образовательных услуг.
     Прежде  всего,  речь  идет  о  демографической  ситуации.  Хотя в
настоящее   время   обозначилась  достаточно  устойчивая  тенденция  к
сокращению  масштабов  естественной  убыли  населения  (за  счет роста
рождаемости  и  снижения  смертности),  но,  с другой стороны, имевший
место  в  90-х  годах  резкий  спад  рождаемости  привел  к тому, что,
во-первых,  уже сейчас среди экономически активного населения доля лиц
от 15 до 20 лет в Москве в 5,5 раз меньше, чем в среднем по стране, и,
во-вторых,  через  5-10  лет  именно  "уроженцы"  90-х годов достигнут
наиболее   активного   репродуктивного   возраста.  Таким  образом,  в
2007-2017  гг.  Москву  ожидает  существенный  дефицит  новых трудовых
ресурсов  коренного  происхождения (равно как и потенциальных учащихся
учреждений профессионального образования).
     Важнейшей    социально-демографической   характеристикой   Москвы
является  фактор  трудовой  миграции.  В последние годы рост населения
города  (при  сохраняющейся  естественной  убыли  коренных  жителей) и
соответственно   экономически   активной   его   части   обеспечивался
исключительно  за  счет  непрерывного  притока  мигрантов в количестве
порядка  50  тысяч  человек  в  год.  Данная тенденция по существующим
прогнозам  в  ближайшие годы не только сохранится, но и в значительной
степени усилится.
     Еще  одна  характерная особенность Москвы заключается в наличии и
количественном  росте  московской  системы  высшего  профессионального
образования.   Более   400   вузов  различного  типа  и  ведомственной
принадлежности   являются  наиболее  привлекательной  для  выпускников
общеобразовательных  учреждений  перспективой продолжения образования.
Происходящее   в   настоящее   время   сокращение   числа  выпускников
общеобразовательных  школ,  связанное  с особенностями демографической
ситуации  в  Москве,  и  одновременное  увеличение  мест, предлагаемых
московскими  государственными  и негосударственными вузами, приводят к
серьезному  дисбалансу  в  структуре  профессиональной  подготовки.  В
настоящее   время  на  каждого  выпускника  общеобразовательной  школы
приходится  два вакантных места в высших учебных заведениях столицы. В
результате   еще   более  обостряется  проблема  обеспечения  реальных
потребностей  городской  инфраструктуры  и  рынка  труда  в  рабочих и
специалистах среднего звена.
     За   последние   годы   не   произошло  радикального  перелома  в
модернизации материально-технической базы учреждений профессионального
образования.
     На  протяжении  последних  15  лет  в  систему  профессионального
образования  было  передано  лишь  одно  вновь  построенное здание. 56
зданий  учреждений профессионального образования продолжают находиться
в  ветхом  и  аварийном  состоянии. Наполняемость аудиторного фонда по
системе   на  10%  превышает  санитарно-гигиенические  нормативы,  что
затрудняет увеличение набора даже по самым востребованным профессиям и
специальностям.  Износ  основных  фондов составляет 80%. Крайне низким
остается     уровень    обеспечения    современными    учебниками    и
учебно-методической  литературой.  До  сих  пор  не  получено согласие
собственников  36  зданий,  в которых расположены московские колледжи,
передать их в государственную собственность города Москвы.
     Очевидное        отставание       материально-технической       и
учебно-производственной  базы  профессиональных  учебных  заведений от
требований  современного  высокотехнологичного  производства  ведет не
только   к   заведомо  низкому  качеству  профессиональной  подготовки
выпускников   колледжей.  Профессиональные  колледжи  не  могут  стать
привлекательным   местом   для   обучения   в   глазах   потенциальных
абитуриентов,  учащихся  общеобразовательных школ, что напрямую влияет
на показатели набора в учреждения профессионального образования.
     С  2007  года государственные образовательные учреждения среднего
профессионального  образования  Москвы в соответствии с постановлением
Правительства  Москвы  от  16  мая  2006 года N 321-ПП "Об утверждении
финансовых   нормативов  затрат  на  содержание  одного  обучающегося,
воспитанника  в  государственных  образовательных учреждениях среднего
профессионального  образования системы Департамента образования города
Москвы на 2007 год" перешли на нормативное подушевое финансирование.
     Но     система     нормативного     финансирования     учреждений
профессионального  образования  с учетом реальных затрат на подготовку
по  отдельным  профессиям  и  специальностям  не  учитывает  пока  два
важнейших  обстоятельства:  текущее  состояние учебно-производственной
базы  образовательного  учреждения и тот уровень оснащенности, который
требуется для реализации заявленной образовательной программы.
     Текущие  и  перспективные задачи развития городского хозяйства, а
также  возрастающая при этом конкуренция на рынке труда ставят систему
профессионального   образования   перед   необходимостью  кардинальных
качественных   сдвигов  в  подготовке  кадров.  Работодатели  заявляют
потребность  в  подготовке рабочих 4-5 квалификационных разрядов (в то
время  как  около 70% выпускников учреждений НПО получают 3 разряд) со
средним  (полным) общим образованием, владеющих смежными профессиями и
обладающих    целым    рядом    профессионально    значимых    качеств
(ответственность,   дисциплина,  коммуникабельность  и  т.п.).  Однако
данные  требования  в  большинстве  случаев  выходят за пределы уровня
профессионального  образования,  реализуемого  сегодня  в колледжах, в
силу  возрастных  ограничений контингента обучающихся, его социального
статуса,   возможностей  использования  в  процессе  профессионального
обучения  современного  оборудования, а также возможностей организации
производственного обучения и производственной практики на предприятиях
и в организациях городского хозяйства.
     Постановлением  Правительства  Москвы от 26 июля 2005 г. N 552-ПП
создана        система        отраслевых       и       территориальных
государственно-общественных   координационных  советов  по  подготовке
квалифицированных   рабочих   кадров.   Они  осуществляют  координацию
деятельности   организаций  и  предприятий  всех  отраслей  городского
хозяйства   и   государственных  образовательных  учреждений  среднего
профессионального образования, участвующих в подготовке кадров рабочих
и  специалистов по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и
специальностям,   способствуют   развитию   социального   партнерства,
содействуют   трудоустройству   выпускников  и  их  социально-трудовой
адаптации в производственных коллективах.
     Проведенный     в    2006    году    государственно-общественными
координационными  советами  мониторинг потребностей рынка труда города
Москвы  в  квалифицированных  рабочих кадрах показал объем заявленного
спроса  на  2007 год. В совокупности он составил 132 тысячи человек по
158 рабочим профессиям.
     Общее  соотношение  заявленного  спроса  к  объему выпуска кадров
государственными      образовательными      учреждениями      среднего
профессионального  образования  (30  тыс.  выпускников) дало основание
сделать вывод о том, что заявленные работодателями текущие потребности
в  кадрах  квалифицированных  рабочих  и  специалистов удовлетворяются
примерно   на   треть.   Однако   сама  процедура  проведения  данного
мониторинга  не  может  рассматриваться  как достаточное основание для
разработки  среднесрочного  прогноза  потребности  экономики  города в
квалифицированных  кадрах  и соответственно определения стратегических
приоритетов развития системы профессионального образования.
     Управление  государственной  службы  занятости  населения  города
Москвы    в    соответствии   с   закрепленными   функциями   ежегодно
подготавливает   предложения   к   прогнозу   социально-экономического
развития   города  Москвы  о  состоянии  рынка  труда,  предложения  к
прогнозам  балансов  трудовых  ресурсов, рабочих мест и кадров. Однако
эти  предложения недостаточно полно используются в процессе разработки
прогноза  развития  системы  начального  и  среднего профессионального
образования.
     Система   государственно-общественного   управления   подготовкой
рабочих   кадров   позволяет   сформировать   заказ  работодателей  на
подготовку    необходимых    им   кадров,   предъявить   его   системе
профессионального  образования,  а  также  установить  ответственность
работодателей    за    реальное    трудоустройство    лиц,   прошедших
соответствующую профессиональную подготовку.
     В  условиях  современной  рыночной  экономики,  развития частного
сектора  государство  не  может  оставаться  монопольным  заказчиком и
инвестором  подготовки  кадров,  а образовательные учреждения - только
бюджетополучателями.
     Большинство  предприятий  утратило  характерную  для  прежних лет
заинтересованность    в    обеспечении    образовательных   учреждений
оборудованием,  инструментами.  Многие  из  ранее  существовавших форм
трудовых   отношений  претерпели  значительные  изменения,  происходит
постепенный   переход  от  их  полного  регулирования  государством  к
социальному     партнерству,    т.е.    преимущественно    договорному
регулированию   этих   отношений.   Однако   заинтересованность   всех
участников  системы социального партнерства в скорейшем ее становлении
еще не означает, что данный процесс имеет самоорганизующийся характер.
     Функционирование   государственных   образовательных   учреждений
среднего   профессионального   образования  осуществляется  на  основе
действующей нормативно-правовой базы федерального и городского уровня,
и  прежде всего Законов города Москвы "О развитии образования в городе
Москве" и "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе
Москве".
     Процесс модернизации профессионального образования Москвы в своем
развитии   ограничивается   недостаточной   численностью   и   уровнем
подготовки    инженерно-педагогических    кадров.    Средний   возраст
педагогических  работников  государственных образовательных учреждений
среднего  профессионального  образования составляет 50-55 лет. Из 4478
ставок мастеров производственного обучения занято всего 56%. Вакантные
ставки  закрываются  за  счет  внутреннего совмещения, что не может не
сказываться на качестве образовательного процесса.
     Острота  проблемы  заключается  не  только  в  дефиците  мастеров
производственного  обучения  и  преподавателей  специальных дисциплин.
Характер  современного  процесса  модернизации  системы  требует иного
уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров.
     Государственные      образовательные      учреждения     среднего
профессионального  образования  остаются одним из важнейших институтов
воспитания  молодого  поколения.  Во  многих  из них в настоящее время
предусмотрены   структуры   и   должности  педагогических  работников,
осуществляющих  воспитательные функции, например заместитель директора
по воспитательной работе, психолог, социальный педагог.
     Существующая  ситуация  не  может  в  полной  мере  противостоять
негативной     тенденции    значительного    снижения    эффективности
воспитательной функции.
     Российская  профессиональная  школа в отличие от западных моделей
помимо   профессионального   обучения   сохранила  функции  социальной
поддержки.  Эта  функция  крайне востребована обществом и сохранится в
перспективе,  равно  как  и  сложившаяся практика ее финансирования из
государственного бюджета.
     Социальная  поддержка  обучающихся  в  системе  профессионального
образования  - это не только национальная традиция, но и обусловленная
объективными  обстоятельствами  необходимость. Более 70% обучающихся в
колледжах  составляют дети из малообеспеченных и неполных семей. Среди
них постоянно увеличивается количество детей-сирот (свыше 2% от общего
количества обучающихся), детей, находящихся под опекой (1,5%), имеющих
девиантное  поведение  (8%).  В  современных условиях развития платных
форм образования социальная дифференциация в системе профессионального
образования объективно возрастает.
     Относительно    низкий    уровень   материальной   обеспеченности
обучающихся  в  системе  профессионального  образования  обуславливает
необходимость   их   выделения   в   особую   социальную  категорию  и
подтверждает   необходимость   обеспечения   гарантий  общедоступности
профессионального   образования,   закрепленных   в   Законе   РФ  "Об
образовании".  Это  требует  также  особых  мер материальной поддержки
данной  категории  обучающихся,  таких  как  обеспечение  их  льготным
питанием,   социальными  стипендиями,  специальной  одеждой  на  время
прохождения   производственного   обучения,   а   также   возможностью
бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул.
     Общеобразовательная   школа  в  настоящее  время  практически  не
выполняет  функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом их
собственных интересов и реальной потребности профессий на рынке труда.
Опросы  старшеклассников  показывают, что лишь 3,6% в ходе выявления у
них  профессиональных  интересов  и  возможностей заявили о готовности
обучаться  по  рабочим  профессиям  (что  в  5-10 раз ниже показателей
20-летней     давности).     Приоритетным     критерием     успешности
общеобразовательной школы стало считаться количество поступивших в вуз
выпускников.   Концепция  непрерывного  профессионального  образования
трактуется   преимущественно   как  вертикальная  траектория,  вершина
которой  -  диплом  о  высшем  образовании.  Это  снижает  ценность  и
социальную  значимость  рабочих  профессий,  статуса трудовых династий
рабочих,  всегда составлявших гордость заводских коллективов. Несмотря
на  относительно  высокое предложение заработной платы, имидж рабочего
труда в общественном сознании остается крайне низким.
     В   результате   недостаточно  системном  применении  современных
методов  профессиональной  ориентации  у учащейся молодежи сохраняются
традиционные  мотивы  выбора профессии, связанные с мнением ближайшего
окружения, а не с целенаправленной работой государственных институтов.
О будущей профессии обучающиеся узнают в основном от родителей (29,6%)
и друзей (29,3%).
     Перечисленные        особенности        сегодняшнего        этапа
социально-экономического   развития   Москвы   и   состояние   системы
профессионального    образования   заставляют   по-новому   определить
стратегию   и  тактику  процесса  модернизации  системы  начального  и
среднего профессионального образования.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ "РАБОЧИЕ КАДРЫ" НА 2008-2010 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 02.12.2008)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа