КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Концепция. Не задано. 12.07.08 ПР-1440

Фрагмент документа "КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

IV. Региональные приоритеты

     Приоритетным   направлением   внешней  политики  России  является
развитие    двустороннего    и    многостороннего   сотрудничества   с
государствами - участниками СНГ.
     Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств
-  участников  СНГ  на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и
учета   интересов  друг  друга.  С  государствами,  которые  проявляют
готовность  к этому, развиваются отношения стратегического партнерства
и союзничества.
     Россия  подходит к торгово-экономическим связям с государствами -
участниками   СНГ   с   учетом   достигнутого  уровня  сотрудничества,
последовательно  придерживаясь  рыночных  принципов в качестве важного
условия  развития  подлинно  равноправных взаимоотношений и укрепления
объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.
     Россия  активно способствует развитию взаимодействия государств -
участников  СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения
общего   культурно-цивилизационного   наследия,   которое  в  условиях
глобализации   является   важным   ресурсом  СНГ  в  целом  и  каждого
государства-участника   в   отдельности.   Особое  внимание  уделяется
поддержке  соотечественников,  проживающих в государствах - участниках
СНГ,  согласованию  на  основе  взаимности договоренностей о защите их
образовательных,  языковых,  социальных, трудовых, гуманитарных и иных
прав и свобод.
     Россия   будет   наращивать   сотрудничество  с  государствами  -
участниками  СНГ  в  сфере  обеспечения взаимной безопасности, включая
совместное  противодействие  общим  вызовам  и  угрозам,  прежде всего
международному       терроризму,       экстремизму,      наркотрафику,
транснациональной  преступности,  незаконной миграции. Первостепенными
задачами являются нейтрализация террористической угрозы и наркоугрозы,
исходящих   с   территории   Афганистана,  недопущение  дестабилизации
обстановки в Центральной Азии и Закавказье.
     В этих целях Россия будет:
     работать   над   дальнейшей   реализацией   потенциала   СНГ  как
региональной  организации,  форума  для  многостороннего политического
диалога  и  механизма  многопланового  сотрудничества с приоритетами в
сферах экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными
и новыми вызовами и угрозами;
     продолжать   согласованную   линию   на   создание   условий  для
эффективного   строительства   Союзного  государства  через  поэтапный
перевод  отношений  между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в
процессе формирования единого экономического пространства;
     активно  работать в рамках Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС)  с Белоруссией и Казахстаном над созданием Таможенного союза
и  единого  экономического  пространства,  содействовать подключению к
этой работе других государств - членов ЕврАзЭС;
     принимать   меры  по  дальнейшему  укреплению  ЕврАзЭС  как  ядра
экономической  интеграции,  механизма  содействия  реализации  крупных
водноэнергетических,  инфраструктурных, промышленных и иных совместных
проектов;
     всемерно    развивать   Организацию   Договора   о   коллективной
безопасности  (ОДКБ)  в  качестве  ключевого  инструмента  поддержания
стабильности  и  обеспечения  безопасности  на пространстве СНГ, делая
акцент   на  адаптации  ОДКБ  как  многофункциональной  интеграционной
структуры к меняющейся обстановке, на надежном обеспечении способности
государств  -  членов  ОДКБ  к  своевременным и эффективным совместным
действиям,  на  превращении  ОДКБ  в  стержневой  институт обеспечения
безопасности в зоне ее ответственности.
     Россия   продолжит   активно   содействовать  мирному  разрешению
конфликтов   на  пространстве  СНГ  на  основе  международного  права,
уважения  достигнутых  ранее  договоренностей  и поиска согласия между
вовлеченными    в    них   сторонами,   ответственно   реализуя   свою
посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве.
     Отношение России к субрегиональным образованиям и иным структурам
без  российского  участия  на  пространстве СНГ определяется исходя из
оценки   их   реального   вклада   в   обеспечение   добрососедства  и
стабильности,  их  готовности  на  деле  учитывать законные российские
интересы  и  уважать  уже существующие механизмы сотрудничества, такие
как  СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, а также Шанхайская организация сотрудничества
(ШОС).
     В  этом  русле  будут  выстраиваться  подходы  России  к развитию
всестороннего практического взаимодействия в Черноморском и Каспийском
регионах    на    основе   сохранения   индивидуальности   Организации
Черноморского  экономического  сотрудничества  и  укрепления механизма
сотрудничества Прикаспийских государств.
     Главной   целью   российской   внешней  политики  на  европейском
направлении  является создание по-настоящему открытой, демократической
системы  общерегиональной  коллективной безопасности и сотрудничества,
обеспечивающей  единство Евро-Атлантического региона - от Ванкувера до
Владивостока,  не  допуская  его  новой фрагментации и воспроизводства
прежних  блоковых  подходов,  инерция  которых  сохраняется в нынешней
европейской  архитектуре, сложившейся в эпоху "холодной войны". Именно
на   это  направлена  инициатива  заключения  Договора  о  европейской
безопасности,   старт  разработке  которого  можно  было  бы  дать  на
общеевропейском саммите.
     Россия  выступает  за  достижение подлинного единства Европы, без
разделительных  линий,  путем обеспечения равноправного взаимодействия
России,  Европейского  союза  и  США. Это способствовало бы укреплению
позиций    государств   Евро-Атлантического   региона   в   глобальной
конкуренции.   Россия,   как   крупнейшее  европейское  государство  с
многонациональным  и  многоконфессиональным  обществом  и многовековой
историей,   готова   сыграть   конструктивную   роль   в   обеспечении
цивилизационной    совместимости    Европы,   гармоничной   интеграции
религиозных  меньшинств,  в  том  числе  с  учетом  тенденций  в сфере
миграции.
     Россия  выступает  за  укрепление  роли  Совета Европы в качестве
самостоятельной     универсальной     общеевропейской     организации,
определяющей уровень правовых стандартов во всех государствах - членах
Совета  Европы  без дискриминации и привилегий для кого бы то ни было,
важного инструмента устранения разделительных линий на континенте.
     Россия  заинтересована  в том, чтобы ОБСЕ добросовестно выполняла
возложенную   на  нее  функцию  -  форума  для  равноправного  диалога
государств  -  участников  ОБСЕ  и коллективной выработки консенсусных
решений   на   основе  всеобъемлющего  и  основывающегося  на  балансе
интересов   подхода   к   безопасности   в   ее   военно-политическом,
экономическом  и  гуманитарном  аспектах.  Полноценная реализация этой
функции возможна через перевод всей работы ОБСЕ на прочную нормативную
базу,     обеспечивающую    верховенство    прерогатив    коллективных
межправительственных органов.
     В  военно-политической  сфере Россия будет добиваться исправления
дисбалансов,  сложившихся  в  области ограничения обычных вооружений и
вооруженных сил в Европе, и принятия новых мер доверия.
     Российская  Федерация  будет  развивать  отношения  с Европейским
союзом    как    с   одним   из   основных   торгово-экономических   и
внешнеполитических   партнеров,   выступать  за  всемерное  укрепление
механизмов взаимодействия, включая последовательное формирование общих
пространств  в  сферах  экономики,  внешней и внутренней безопасности,
образования, науки, культуры. Долговременным интересам России отвечает
согласование   с   Европейским   союзом   Договора   о  стратегическом
партнерстве,  устанавливающего  особые,  максимально продвинутые формы
равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Европейским союзом во
всех областях с перспективой выхода на безвизовой режим.
     Российская  Федерация  заинтересована  в  укреплении Европейского
союза,  развитии  его  способности выступать с согласованных позиций в
торгово-экономических,  гуманитарных,  внешнеполитических областях и в
сфере безопасности.
     Развитие   взаимовыгодных   двусторонних   связей   с  Германией,
Францией,   Италией,   Испанией,  Финляндией,  Грецией,  Нидерландами,
Норвегией  и некоторыми другими государствами Западной Европы является
важным   ресурсом   продвижения   национальных   интересов   России  в
европейских  и мировых делах, содействия переводу российской экономики
на  инновационный  путь  развития.  Россия  хотела бы, чтобы в этом же
русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией.
     Россия  развивает  поступательное  практическое взаимодействие со
странами  Северной  Европы, включая реализацию в рамках многосторонних
структур      совместных      проектов     по     сотрудничеству     в
Баренцевом/Евроарктическом  регионе  и  Арктике  в целом, учитывая при
этом интересы коренных народов.
     Россия   открыта   для   дальнейшего   расширения  прагматичного,
взаимоуважительного   сотрудничества   с   государствами  Центральной,
Восточной  и Юго-Восточной Европы с учетом реальной готовности к этому
каждого из них.
     Российская  Федерация  настроена  на  взаимодействие  с  Латвией,
Литвой  и  Эстонией  в  духе добрососедства, на основе обоюдного учета
интересов.   Принципиальное  значение  для  России  сохраняют  вопросы
соблюдения прав русскоязычного населения в соответствии с принципами и
нормами  общеевропейского  и  международного  права,  а  также вопросы
жизнеобеспечения Калининградской области.
     Реально   оценивая   роль   НАТО,   Россия  исходит  из  важности
поступательного развития взаимодействия в формате Совета Россия - НАТО
в    интересах    обеспечения   предсказуемости   и   стабильности   в
Евро-Атлантическом  регионе,  максимального  использования  потенциала
политического  диалога  и  практического  сотрудничества  при  решении
вопросов,  касающихся  реагирования  на  общие  угрозы,  -  терроризм,
распространение  оружия  массового  уничтожения, региональные кризисы,
наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.
     Россия  будет  выстраивать  отношения  с  НАТО  с  учетом степени
готовности   альянса  к  равноправному  партнерству,  неукоснительному
соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его
членами взятого на себя в рамках Совета Россия - НАТО обязательства не
обеспечивать   свою   безопасность  за  счет  безопасности  Российской
Федерации,  а  также  обязательств  по  военной  сдержанности.  Россия
сохраняет  отрицательное  отношение  к  расширению НАТО, в частности к
планам  приема в члены альянса Украины и Грузии, а также к приближению
военной  инфраструктуры  НАТО  к  российским  границам  в  целом,  что
нарушает   принцип   равной  безопасности,  ведет  к  появлению  новых
разъединительных  линий  в  Европе  и  противоречит  задачам повышения
эффективности  совместной  работы по поиску ответов на реальные вызовы
современности.
     Россия  выстраивает  отношения  с  США  с  учетом  не  только  их
огромного     потенциала     для     взаимовыгодного     двустороннего
торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но
и   их   ключевого  влияния  на  состояние  глобальной  стратегической
стабильности и международной обстановки в целом. Россия заинтересована
в  эффективном использовании существующей разветвленной инфраструктуры
взаимодействия,   включая   постоянный  диалог  по  проблемам  внешней
политики,   безопасности   и   стратегической   стабильности,  который
позволяет  находить  взаимоприемлемые  решения  на  основе совпадающих
интересов.
     Для этого необходимо перевести российско-американские отношения в
состояние    стратегического    партнерства,    перешагнуть    барьеры
стратегических   принципов  прошлого  и  сосредоточиться  на  реальных
угрозах,  а  там,  где  между  Россией  и США сохраняются разногласия,
работать над их урегулированием в духе взаимоуважения.
     Россия    последовательно    выступает    за   достижение   новых
договоренностей  с Соединенными Штатами в сфере разоружения и контроля
над   вооружениями   в   интересах  сохранения  преемственности  этого
процесса,   укрепления   мер  доверия  и  транспарентности  в  области
космической   деятельности  и  противоракетной  обороны,  а  также  по
вопросам  нераспространения  оружия массового уничтожения, безопасного
развития мирной ядерной энергетики, наращивания сотрудничества в сфере
противодействия  терроризму и другим вызовам и угрозам, урегулирования
региональных конфликтов.
     Россия  заинтересована в том, чтобы действия США на мировой арене
строились  в соответствии с принципами и нормами международного права,
прежде всего Устава ООН.
     Долгосрочные   приоритеты  российской  политики  на  американском
направлении  - подведение под отношения с США солидного экономического
фундамента,   обеспечение  совместной  выработки  культуры  управления
разногласиями  на  основе  прагматизма и соблюдения баланса интересов,
что   позволит   обеспечить  большую  стабильность  и  предсказуемость
российско-американских отношений.
     Важным    элементом    сбалансированной    политики   России   на
североамериканском  направлении  являются отношения с Канадой, которые
традиционно  носят  стабильный  характер и мало подвержены воздействию
политической   конъюнктуры.   Россия   заинтересована   в   дальнейшем
наращивании   динамики  двусторонних  торгово-экономических  связей  и
инвестиционного сотрудничества, во взаимодействии в Арктике.
     В  контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации
важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион,
что    обусловлено    принадлежностью   России   к   этому   динамично
развивающемуся  району  мира,  заинтересованностью в использовании его
возможностей  при  реализации программ экономического подъема Сибири и
Дальнего     Востока,    необходимостью    укрепления    регионального
сотрудничества   в   сфере   противодействия  терроризму,  обеспечения
безопасности  и  налаживания  диалога между цивилизациями. Продолжится
активное   участие   России   в   основных  интеграционных  структурах
Азиатско-Тихоокеанского   региона   -  форуме  "Азиатско-тихоокеанское
экономическое  сотрудничество",  механизмах  партнерства с Ассоциацией
государств  Юго-Восточной  Азии  (АСЕАН),  включая  региональный форум
АСЕАН.
     Особое место отводится дальнейшему укреплению ШОС, продвижению ее
инициативы   по   созданию   сети   партнерских   связей  между  всеми
интеграционными объединениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
     Важнейшим   направлением   российской  внешней  политики  в  Азии
является  развитие  дружественных  отношений с Китаем и Индией. Россия
будет  наращивать  российско-китайское  стратегическое  партнерство во
всех  областях на основе совпадения принципиальных подходов к ключевым
вопросам  мировой  политики  в  качестве одной из базовых составляющих
региональной  и  глобальной  стабильности.  Главной  задачей в области
двусторонних    связей   является   приведение   объема   и   качества
экономического   взаимодействия   в  соответствие  с  высоким  уровнем
политических отношений.
     Углубляя  стратегическое  партнерство  с  Индией, Россия проводит
принципиальную   линию   на  упрочение  взаимодействия  по  актуальным
международным   проблемам   и   всемерное   укрепление  взаимовыгодных
двусторонних  связей  по  всем  направлениям,  особенно на обеспечение
существенного подъема в торгово-экономической сфере.
     Россия  разделяет  заинтересованность Китая и Индии в налаживании
эффективного  внешнеполитического  и  экономического  взаимодействия в
трехстороннем формате Россия - Индия - Китай.
     Российская  Федерация  выступает  за  отношения  добрососедства и
созидательного  партнерства с Японией в интересах народов обеих стран.
Унаследованные  от  прошлого  проблемы,  над  общеприемлемым  решением
которых работа будет продолжена, не должны становиться препятствием на
этом пути.
     Россия  настроена и далее развивать отношения с Турцией, Египтом,
Алжиром,  Ираном,  Саудовской  Аравией,  Сирией,  Ливией, Пакистаном и
другими   ведущими   региональными   государствами  в  двустороннем  и
многостороннем форматах.
     Российская  внешняя политика направлена на наращивание позитивной
динамики отношений с государствами Юго-Восточной Азии, прежде всего на
развитие    стратегического   партнерства   с   Вьетнамом,   а   также
многопланового  сотрудничества  с  Индонезией,  Малайзией,  Таиландом,
Филиппинами, Сингапуром и другими странами региона.
     Принципиальное  значение  для  России  имеет  общее  оздоровление
ситуации в Азии, где сохраняются источники напряженности и конфликтов,
увеличивается  опасность распространения оружия массового уничтожения.
Усилия  будут сосредоточиваться на деятельном участии России в поисках
политического  решения  ядерной  проблемы  Корейского  полуострова, на
поддержании  конструктивных  отношений  с КНДР и Республикой Корея, на
поощрении диалога между Пхеньяном и Сеулом, на укреплении безопасности
в Северо-Восточной Азии.
     Россия  будет  всемерно  способствовать политико-дипломатическому
урегулированию  ситуации  вокруг  ядерной  программы  Ирана  на основе
признания  права всех государств - членов Договора о нераспространении
ядерного  оружия  на  использование  ядерной  энергии в мирных целях и
обеспечения     неукоснительного    соблюдения    требований    режима
нераспространения ядерного оружия.
     Углубляющийся  кризис  в  Афганистане создает угрозу безопасности
южных    рубежей    СНГ.    Россия   во   взаимодействии   с   другими
заинтересованными  странами,  ООН,  ОДКБ,  ШОС и иными многосторонними
институтами   будет   прилагать   последовательные   усилия   в  целях
недопущения   экспорта   терроризма   и   наркотиков  из  Афганистана,
достижения   прочного  и  справедливого  политического  урегулирования
проблем  этой  страны при уважении прав и интересов всех населяющих ее
этнических   групп,   постконфликтного  восстановления  Афганистана  в
качестве суверенного миролюбивого государства.
     Россия  будет  вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки на
Ближнем  Востоке,  используя  свой  статус  постоянного  члена  Совета
Безопасности  ООН  и  участника  квартета  международных  посредников.
Главная  цель состоит в мобилизации коллективных усилий для достижения
на   международно-признанной  основе  всеобъемлющего  и  долгосрочного
урегулирования  арабо-израильского  конфликта  во  всех  его аспектах,
включая     создание     независимого    палестинского    государства,
сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Такое урегулирование
должно  быть достигнуто с участием и при учете законных интересов всех
государств  и  народов,  от  которых  зависит  стабильность в регионе.
Российская  Федерация  выступает за наращивание коллективных усилий на
основе  взаимного  уважения,  направленных  на  содействие прекращению
насилия  и  на  достижение  политического урегулирования в Ираке путем
национального      примирения     и     восстановления     полноценной
государственности и экономики этой страны.
     В  целях  дальнейшего  расширения  взаимодействия с государствами
мусульманского  мира  Россия  будет  использовать  возможности  своего
участия  в  качестве наблюдателя в Организации Исламская конференция и
Лиге арабских государств, проводить активную линию в рамках реализации
Инициативы  партнерства  "Группы восьми" с регионом Ближнего Востока и
Северной   Африки.   Приоритетное   внимание  будет  уделено  развитию
взаимовыгодного   экономического   сотрудничества,   в   том  числе  в
энергетике, с государствами этого стратегически важного для российских
национальных интересов района мира.
     Россия    будет    расширять   разноплановое   взаимодействие   с
африканскими  государствами  на  двусторонней и многосторонней основе,
включая   диалог   и   сотрудничество   в   рамках   "Группы  восьми",
содействовать  скорейшему  урегулированию  региональных  конфликтов  и
кризисных  ситуаций  в Африке. Будет развиваться политический диалог с
Африканским    союзом    и   субрегиональными   организациями,   будут
использоваться  их  возможности для подключения России к экономическим
проектам на континенте.
     Россия будет стремиться к налаживанию стратегического партнерства
с  Бразилией, наращивать политическое и экономическое сотрудничество с
Аргентиной,  Мексикой,  Кубой, Венесуэлой и другими странами Латинской
Америки   и  Карибского  бассейна  и  их  объединениями,  опираясь  на
серьезный  прогресс,  достигнутый  в  отношениях с государствами этого
региона   за   последние   годы,   расширять  взаимодействие  с  этими
государствами   в   международных  организациях,  поощрять  экспорт  в
латиноамериканские    страны    российской   наукоемкой   промышленной
продукции,   осуществлять   совместные  проекты  в  сфере  энергетики,
инфраструктуры,  высоких  технологий,  в  том  числе  в рамках планов,
разрабатываемых в региональных интеграционных объединениях.

Фрагмент документа "КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа