О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ. Постановление. Правительство Москвы. 17.02.09 104-ПП

Фрагмент документа "О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Характеристика сложившейся ситуации

     Малые и средние предприятия (СМСП) являются  одними  из  наименее
защищенных категорий субъектов предпринимательской деятельности.
     У гражданина, имеющего намерение открыть свое дело, необходимость
в  юридическом  сопровождении  возникает  уже на этапе государственной
регистрации предприятия.
     Согласно данным  Московского  центра развития предпринимательства
валовая прибыль малых предприятий города Москвы за 2007 год в  среднем
не превышает 2 981 тыс.  руб.  в год,  или в среднем 248 тыс.  руб. за
месяц.  Валовая прибыль  направляется  на  покрытие  заработной  платы
аппарата   управления,   арендной  платы,  коммунальных  платежей,  ее
показатель формирует чистую прибыль предприятия,  которая  может  быть
реинвестирована в дальнейшее его развитие.
     При этом  у  предпринимателей  нередко   возникают   проблемы   с
контрагентами-предпринимателями  и  юридическими  лицами,  а  также  с
государственными  органами,  правильное  разрешение  которых  возможно
только посредством получения квалифицированной правовой помощи.
     Учитывая сложившуюся конъюнктуру на  рынке  труда  юрисконсультов
(только  фонд  оплаты  труда  без  налогов составляет не менее 40 тыс.
руб.),  среднестатистическое малое  предприятие  города  Москвы  не  в
состоянии  содержать  в своем штате квалифицированного юриста имеющего
опыт работы по  различным  отраслям  права,  зарплата  которого  будет
составлять около 20% валовой прибыли СМСП.
     В результате СМСП в большинстве случаев не имеют возможности  для
квалифицированной  защиты  своих прав и законных интересов в случае их
нарушения  гражданами,  организациями  либо  органами  государственной
власти.
     Также одним  из  основных  препятствий  для  развития  малого   и
среднего предпринимательства являются административные ограничения при
осуществлении    предпринимательской    деятельности    со     стороны
государственных   органов.   Так,   согласно   данным   Общероссийской
общественной организации малого и среднего предпринимательства  "ОПОРА
России",   материальные   потери  СМСП  от  административных  барьеров
составляют до 10 % от их оборота.
     Указом Президента  РФ  от  15  мая  2008 года N 797 "О неотложных
мерах по ликвидации  административных  ограничений  при  осуществлении
предпринимательской   деятельности"  предусмотрено  усиление  гарантий
защиты прав юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при
осуществлении государственного контроля (надзора).
     При этом на данный момент  существует  более  50  государственных
органов   городского  и  федерального  подчинения,  наделенных  правом
проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении СМСП.
     Увеличение числа контролирующих органов также не дает возможности
многим предпринимателям в большинстве своем  не  имеющим  юридического
образования, избрать правильную позицию для защиты своих прав.
     По данным Минэкономразвития России ежегодно в  стране  проводится
более 20 млн. проверок бизнес-структур.
     Результатом мероприятий  по  контролю   (надзору)   может   стать
приостановление деятельности СМСП,  наложение на них штрафных санкций,
а  в  некоторых  случаях  и  ликвидация  организации  или  прекращение
деятельности индивидуального предпринимателя.
     По данным Всероссийского  центра  изучения  общественного  мнения
(ВЦИОМ),  более половины предпринимателей отметили, что каждые полгода
их организации проверяют от одного до трех раз  в  рамках  комплексных
(90%),  плановых  (82%)  и  внеплановых проверок (80%).  Представители
промышленных предприятий и  торговли  отмечают,  что  проверки  у  них
проводятся   до   шести   раз  в  полугодие  и  имеют  преимущественно
внеплановый характер.
     Согласно информации  автоматизированной  системы  ИАС "Контроль -
Москва" за 2008 год зарегистрировано 33 979 мероприятий  по  контролю,
проведенных контролирующими органами города Москвы.
     Для защиты прав и законных интересов СМСП как на месте проведения
мероприятий  по  контролю  (надзору),  так  и  на  стадии  обжалования
действий     контролирующих     органов     необходимо     присутствие
квалифицированного   специалиста,   способного  выработать  правильную
стратегию действий.
     При этом     административные     ограничения     при    развитии
предпринимательства имеют место не  только  в  сфере  государственного
контроля  (надзора).  Так,  в  2008 году префектурами административных
округов города Москвы проведено 29 заседаний межведомственных комиссий
по     устранению     административных     барьеров    при    развитии
предпринимательства, на которых рассмотрено 64 вопроса.
     Наиболее часто  рассматриваемыми  вопросами являются ограничения,
возникающие  в  сфере  аренды  СМСП   государственного   имущества   и
присоединения к электросетям.
     Также одним из основных административных ограничений, возникающим
уже  на  этапе государственной регистрации является достаточно сложная
ситуация с получением адреса места  нахождения  будущего  юридического
лица.
     Для того  чтобы  пройти  процедуру  государственной   регистрации
юридического лица, необходимо иметь соответствующее помещение на праве
собственности  либо  аренды.  Однако  в  свою  очередь  для  получения
помещения   на   праве   аренды  (участия  в  аукционе)  для  будущего
юридического лица необходимо представить его учредительные  документы.
В  результате,  получается  замкнутый  круг.  Одним  из решений данной
проблемы  могут  стать  услуги   по   предоставлению   рабочих   мест,
оказываемые     организациями    инфраструктуры    поддержки    малого
предпринимательства города Москвы.
     Не менее  актуальной  на  данный  момент  проблемой  для малого и
среднего  предпринимательства  являются  корпоративные  споры  и   так
называемые   недружественные   поглощения   (рейдерство),  результатом
которых становится лишение СМСП их имущества и/или имущественных прав.
     При этом  объектом  недружественных  поглощений в настоящее время
помимо  непосредственно  недвижимого  имущества,  акций  и   долей   в
обществах   являются  долгосрочные  договоры  аренды  с  Департаментом
имущества  города  Москвы,  эксклюзивные  (авторские)  права  и   иные
имущественные права.
     Для разрешения  подобных  ситуаций,   наряду   с   обращением   в
правоохранительные органы,  требуется разработка и реализация схемы по
недопущению  противоправного   поглощения,   по   возврату   законному
собственнику его имущества, восстановления его прав. При этом схема не
может быть универсальной  и  в  каждом  конкретном  случае  необходимо
привлечение  специалиста  именно в данной области (юриста,  адвоката).
Учитывая специфику данного явления (большое количество  инициированных
и  инициируемых  судебных  процессов  и  длительность сроков судебного
разбирательства) привлечение такого специалиста  требует  значительных
финансовых вложений.
     Важно, что при  угрозе  противоправных  поглощений,  с  целью  их
предотвращения  и  в  процессе  борьбы за возврат собственности важным
условием достижения успеха  является  оперативность  как  в  получении
информации, так и в осуществлении действий, препятствующих продолжению
противоправного  захвата.  Несвоевременность  осуществления  указанных
действий   может   привести   к  невозможности  возврата  имущества  и
восстановления прав,  что в свою  очередь  обосновывает  необходимость
оперативного подключения к работе юристов,  как правило, отсутствующих
в штате СМСП.
     В связи  с  отсутствием у СМСП финансовых и кадровых ресурсов для
оплаты полноценного юридического сопровождения своей  деятельности,  в
городе   Москве  существует  необходимость  создания  службы  правовой
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
     В рамках  реализации  п.  1.1.2.  Комплексной  целевой  программы
развития и поддержки малого предпринимательства  в  городе  Москве  на
2007-2009  гг.  в 2008 году за правовой поддержкой обратилось свыше 10
000 предпринимателей,  проведено более 20 000 консультаций,  заключено
более  2500  безвозмездных  договоров  на  оказание  правовой помощи и
произведено около 1200 выездов  на  места  проведения  мероприятий  по
контролю  (надзору).  Помощь предпринимателям оказывалась как по месту
вызова  и  непосредственно  в  помещениях  организаций  инфраструктуры
поддержки  малого  предпринимательства  г.  Москвы,  так и по телефону
специализированной "горячей линии".
     Как показывает   практика   работы   организаций   инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства  города  Москвы,  наиболее  часто
правовой    поддержкой    пользовались    Общества    с   ограниченной
ответственностью (70%) и  Индивидуальные  предприниматели  (20%).  Это
обусловлено   наибольшей   распространенностью   и   в   то  же  время
незащищенностью данных субъектов малого предпринимательства.
     Оперативная и    бесплатная   юридическая   и   информационно   -
консультационная  поддержка  пользуется  популярностью   среди   СМСП,
поскольку  позволяет минимизировать их последующие затраты на действия
по   защите   своих   прав   и   законных    интересов,    преодоление
административных  ограничений  при  осуществлении  предпринимательской
деятельности.
     Целью разработки  Концепции является создание благоприятной среды
для развития малого и среднего  предпринимательства  в  городе  Москве
посредством  осуществления  правовой  защиты прав и законных интересов
СМСП.
     Достижение поставленной  цели  возможно  посредством комплексного
решения ряда задач, а именно:
     - Снижение   административных   ограничений   при   осуществлении
предпринимательской деятельности;
     - Создание  условий  противодействия противоправным поглощениям и
завладению имуществом СМСП;
     - Обеспечение  оперативного  реагирования  органов исполнительной
власти  на  факты  нарушения  прав  и  законных  интересов  СМСП   при
осуществлении предпринимательской деятельности;
     - Минимизация затрат СМСП на  осуществление  действий  по  защите
своих прав и законных интересов;
     - Повышение информированности и правовой грамотности СМСП;
     - Инициирование   совершенствования  законодательства  в  области
малого и среднего предпринимательства и корпоративного права.
     Способами реализации указанных задач являются:
     - Представление  интересов  предпринимателей  при  проведении  со
стороны  органов  государственного  контроля  (надзора) мероприятий по
контролю  (надзору),  а  также  проверок   со   стороны   общественных
организаций;
     - Консультирование в режиме "горячей линии" по телефону  и  через
Интернет;
     - Проведение выездных консультаций с  использованием  "мобильного
офиса";
     - Представление интересов СМСП в суде;
     - Подготовка  материалов для рассмотрения дел на Межведомственных
комиссиях  по  снижению   административных   барьеров   при   развитии
предпринимательства  при  Префектурах  административных округов города
Москвы и Правительстве Москвы;
     - Подготовка проектов писем,  претензий, жалоб и иных обращений в
адрес органов исполнительной власти и контрагентов;
     - Освещение  в  СМИ  наиболее  актуальных  и  познавательных  для
предпринимателей примеров обращений в рамках  реализации  Концепции  и
результатов их разрешения;
     - Выпуск информационно-аналитического печатного издания для  СМСП
с целью их просвещения и предотвращения возможных ошибок;
     - Проведения семинаров,  круглых столов и конференций с  участием
СМСП;
     - Подготовка  методических  рекомендаций   по   расследованию   и
предупреждению противоправных поглощений;
     - Подготовка законопроектов о внесении изменений и  дополнений  в
законодательство с целью защиты интересов СМСП.
     Концепция направлена на  оказание  правовой  поддержки  следующим
категориям субъектов малого и среднего предпринимательства:
     - начинающим предпринимателям;
     - индивидуальным предпринимателям;
     - микропредприятиям;
     - малым предприятиям;
     - средним предприятиям.
     Мероприятия Концепции    будут    финансироваться   из   средств,
предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г.
N  420-ПП "О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого
предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.".

Фрагмент документа "О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРАХ ПО СНИЖЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа