Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ДЕЖУРНОГО ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА".
1. Общие требования охраны труда 1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г., N ПОТ Р О-13153-ЦЛ-923-02, и других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования по охране труда для дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала ОАО "РЖД" (далее - дежурный помощник), осуществляющего руководство работой подразделений железнодорожного вокзала (далее - вокзала), находящихся в его ведении. На основе настоящей Инструкции на вокзалах может разрабатываться Инструкция по охране труда для дежурного помощника начальника железнодорожного вокзала с учетом местных условий. 1.2. К работе дежурного помощника допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, обучение, стажировку, не менее 2-х смен, первичную проверку знаний требований охраны труда и противопожарный инструктаж. Дежурный помощник в зависимости от специфики возложенных на него обязанностей должен иметь соответствующую группу по электробезопасности. В процессе работы дежурный помощник должен проходить: повторные, не реже одного раза в три месяца, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда; очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда; периодические медицинские осмотры в установленном порядке. 1.3. Вновь принимаемый на работу дежурный помощник должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу, а также периодическое обучение не реже одного раза в год. 1.4. Дежурный помощник должен знать: действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы; правила организации работы камер хранения ручной клади, доставки багажа, комнат отдыха пассажиров и других подразделений вокзала; правила безопасной посадки и высадки пассажиров, своевременной погрузки и выгрузки багажа и грузобагажа; расписание прибытия и отправления поездов и время их стоянки; порядок расположения вагонов и места их остановки у платформы; знаки безопасности, расположенные на территории и в помещениях вокзала; требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности; план эвакуации людей при пожаре; места расположения первичных средств пожаротушения, органов управления противопожарным оборудованием (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, оповещения о пожаре); места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами. 1.5. Дежурный помощник должен: выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником (заместителем начальника) вокзала работу; осуществлять руководство работой и взаимодействие всех подразделений вокзала, находящихся в его ведении; обеспечивать надлежащее санитарное состояние всех помещений вокзала, перрона и платформ, привокзальной территории; организовывать своевременную очистку платформ и привокзальной территории от бытового мусора, снега и льда; следить за содержанием в чистоте рабочих мест работников, находящихся в его ведении, отсутствием посторонних предметов в помещениях вокзала и прилегающей к нему территории; следить за исправным содержанием оборудования, инвентаря, приспособлений и средств индивидуальной защиты, используемых работниками находящихся в его ведении; выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха; уметь оказывать первую помощь пострадавшим; знать и соблюдать требования настоящей Инструкции. 1.6. Во время работы на дежурного помощника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы: движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, транспортно-уборочные машины; повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная влажность и подвижность воздуха; недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток; эмоциональные перегрузки; 1.7. Дежурный помощник должен носить форменную одежду установленного образца. 1.8. Личную и форменную одежду следует хранить отдельно друг от друга в шкафчиках, которые необходимо содержать в чистоте и порядке. 1.9. Дежурному помощнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Принимать пищу следует в специальном помещении, имеющем соответствующее оборудование. Перед едой необходимо вымыть руки водой с мылом. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Применяемое бытовое оборудование необходимо эксплуатировать в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. 1.10. Дежурный помощник должен знать сигналы пожарной тревоги, типы первичных средств пожаротушения и уметь пользоваться ими. Находясь в здании вокзала, служебных и бытовых помещениях, необходимо соблюдать следующие меры пожарной безопасности: курить только в специально отведенных и приспособленных для этого местах; пользоваться электронагревательными приборами (электрочайниками, электроплитами и т.п.) только в специально оборудованных для этих целей местах; обо всех неисправностях электроприборов, электрооборудования и освещения помещений вокзала сообщать дежурному электромонтеру; перед закрытием служебного помещения убедиться, что условия к загоранию в нем исключены: закрыты двери, выключены электроприборы, внутреннее освещение, включена пожарно-охранная сигнализация; не допускать загромождения путей эвакуации людей, противопожарных проходов, проездов, подъездов к противопожарному оборудованию. Дежурному помощнику запрещается: прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям электрооборудования; открывать распределительные щиты, шкафы и пульты управления; ремонтировать и регулировать радиооборудование, системы вентиляции, отопления и другое оборудование; пользоваться временной или неисправной электропроводкой, электрооборудованием, производить переоборудование электросети. 1.11. При следовании к месту работы и обратно дежурный помощник должен проходить по территории вокзала по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", быть предельно внимательным в местах движения автотранспорта. Переходить железнодорожные пути только в установленных местах по проходам, переходам, тоннелям. Проходить вдоль путей, по обочине пути или посередине междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневровыми составами и локомотивами. Если дежурный помощник оказался между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами, то следует немедленно присесть или лечь на землю в междупутье. 1.12. В должностные обязанности дежурного помощника не входит работа на железнодорожных путях. При необходимости, по поручению начальника (заместителя начальника) вокзала, а также в аварийных ситуациях дежурный помощник может привлекаться для организации работ в зоне железнодорожных путей. 1.13. При нахождении на железнодорожных путях дежурный помощник должен соблюдать следующие требования: переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава; при проходе вдоль пути обходить предельные столбики, желоба, водоотводные лотки и колодцы, устройства СЦБ, связи и другие устройства, расположенные на междупутье; переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами пассажирских вагонов; при сходе с вагона на низкую платформу держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода, убедившись в исправности поручней, подножек и отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути; обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки; проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м; обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки; надеть сигнальный жилет со световозвращающими полосами. 1.14. При нахождении на железнодорожных путях дежурному помощнику запрещается: переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд; подлезать под вагонами; становиться или садиться на рельсы; находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям; садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения; переходить пути в пределах стрелочных переводов; при переходе путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал; находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава; наступать на электрические провода и кабели; прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет; приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам, касающимся земли, - ближе 8 м. Дежурный помощник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом начальнику (заместителю начальника) вокзала или в ближайший район контактной сети. До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам, касающимся земли, на расстояние менее 8 м. В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе и, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая ног от земли, выходить из опасной зоны. 1.15. Выходя из помещений вокзала на перрон, других помещений и зданий, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущихся транспортно-уборочных машин и другого подвижного состава, быть внимательным при гололеде, в холодное время года и при плохой видимости, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте. 1.16. В случае получения травмы или заболевания дежурный помощник должен прекратить работу, поставить в известность начальника (заместителя начальника) вокзала и обратиться за помощью в медпункт вокзала или ближайшее медицинское учреждение. При травмировании кого-либо из работников вокзала дежурный помощник должен оказать первую помощь пострадавшему и при необходимости организовать доставку его в медпункт. Сообщить об этом или о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, начальнику (заместителю начальника) вокзала. 1.17. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, инвентаря, средств пожаротушения дежурный помощник должен сообщить начальнику (заместителю начальника) вокзала. При обнаружении бесхозной сумки, портфеля, свертка и других подозрительных предметов немедленно сообщить об их обнаружении начальнику (заместителю начальника) вокзала или работникам транспортной милиции. 1.18. Дежурному помощнику запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения или с его остаточными явлениями. 1.19. Дежурный помощник, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ДЕЖУРНОГО ПОМОЩНИКА НАЧАЛЬНИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА".