Фрагмент документа "ГИГИЕНА ТРУДА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ И ПОКАЗАНИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ТРУДА ПОДРОСТКОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ".
Критерии отнесения работ к категории запрещенных для применения труда подростков Труд подростков допускается в условиях, которые не оказывают отрицательного воздействия на рост, развитие и состояние здоровья в ближайшем и отдаленном периоде, т.е. условия труда должны быть оптимальными или допустимыми в соответствии с существующей классификацией труда по показателям вредности, тяжести и напряженности <*>. Классы условий труда, относящихся к оптимальным и допустимым, характеризуются тем, что факторы производственной среды на рабочих местах не превышают уровни, безопасные для населения (1 класс), или отвечают гигиеническим регламентам для взрослых (2 класс), или для подростков <**>, и вызывают в течение рабочего дня обратимые функциональные сдвиги. Превышение действующих нормативов или присутствие вредных факторов, с которыми работы подростков запрещены, являются основанием для исключения применения труда подростков. В соответствии с этим запрещенными для подростков являются работы и условия, определяемые по следующим критериям: -------------------------------- <*> Руководство Р 2.2.013-94 "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса", ГКСЭН РФ, Москва, 1994. <**> СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", Минздрав РФ, 1997. По показателям вредности (производственные факторы химической, биологической и физической природы): - присутствие веществ 1 - 2 класса опасности; - присутствие веществ, способных вызывать аллергические заболевания в производственных условиях, а также обладающих канцерогенным и тератогенным свойствами; присутствие аэрозолей с высокой фиброгенной активностью (ПДК в воздухе рабочей зоны до 5 мг/куб. м); - присутствие в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 - 4 класса опасности в концентрациях, превышающих предельно допустимые для рабочих помещений; - контакт с лекарственными средствами, применяемыми в противоопухолевой терапии, гормональными средствами и наркотическими анальгетиками; - контакт с патогенными микроорганизмами; - присутствие микроорганизмов-продуцентов, препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты в концентрациях, превышающих предельно допустимые для рабочих мест; - наличие шума на рабочих местах, превышающего установленные для подростков нормативы - ПДУ 70 дБА. При превышении шума время работы ограничивается в соответствии с Методическими указаниями (Приложение 3); - наличие на рабочем месте общей и локальной вибрации, превышающей допустимые уровни; - наличие инфразвука с общим уровнем звукового давления, превышающего допустимые нормы; - наличие воздушного ультразвука выше допустимых уровней звукового давления, наличие контактного ультразвука; - все виды электромагнитных излучений, превышающие допустимые по санитарным нормам. Все работы с лазерами 2, 3, 4 класса опасности; - параметры микроклимата, превышающие допустимые величины для воздуха рабочей зоны; - естественная и искусственная освещенность рабочих мест ниже нормативов, принятых для работ выполняемого класса точности. Работа в помещениях без естественного освещения, в помещениях подвального типа (допускаются исключения для бесфонарных зданий); - все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений; - работа при повышенном атмосферном давлении (в кессонах, барокамерах, водолазные работы и др.). По показателям напряженности трудового процесса: Работы и виды деятельности, характеризуемые повышенными показателями напряженности трудового процесса: - осуществляемые в условиях дефицита времени и информации; - связанные с повышенным напряжением внимания (длительность сосредоточенного наблюдения превышает 50% рабочего времени или число объектов одновременного наблюдения составляет более 10); - в процессе выполнения которых существует необходимость восприятия и переработки значительного количества световых, звуковых сигналов и сообщений (частота свыше 176 сигналов в час). Работы, связанные со значительными эмоциональными нагрузками: - связанные с повышенной ответственностью; - при наличии риска для жизни и безопасности (своей и других людей); - связанные с непосредственной ответственностью за сохранность оборудования и материальных ценностей, за качество работы коллектива (группы, бригады и т.д.) и за возможность нарушения технологического процесса. Работа, связанная с повышенной нагрузкой на слуховой анализатор (прием и переработка слуховых сигналов, сообщений, разборчивость которых менее 70%). Работы, связанные с высокой степенью монотонности (при продолжительности операций 10 секунд и менее, если они выполняются в навязанном темпе, создающем высокую интенсивность труда). Виды деятельности с повышенными нагрузками на зрительный анализатор, которые должны ограничиваться по времени: - зрительно-напряженная работа при величине объектов различения от 5 до 1 мм должна занимать не более 50% рабочей смены, при величине объектов менее 1 мм - до 25% рабочей смены; - работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.д.) не должна превышать 50% рабочего времени; - наблюдение за экранами видеотерминалов не должно продолжаться более 2 часов в день для подростков до 16 лет и 3 часов - для подростков от 16 до 18 лет. К категории опасных для подростков должны быть отнесены виды работ и условия, которые характеризуются потенциальной опасностью травматизма из-за возможных неадекватных действий подростка, обусловленных его психологическими особенностями и отсутствием достаточного профессионального опыта, а также работы, которые могут отрицательно влиять на моральное и психическое состояние подростков. Условия, где превышаются указанные выше критерии по вредности, тяжести и напряженности, отрицательно влияют на функциональное состояние и работоспособность подростков, приводят к развитию выраженного утомления и к ухудшению состояния здоровья. |
Фрагмент документа "ГИГИЕНА ТРУДА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ И ПОКАЗАНИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ТРУДА ПОДРОСТКОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ".