Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ НОСИЛЬЩИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА".
1. Общие требования охраны труда 1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 N ПОТ Р О-13153-ЦЛ-923-02, и других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования по охране труда для носильщиков ОАО "РЖД" (далее - носильщик), осуществляющих перемещение ручной клади или багажа в пределах вокзального комплекса и привокзальной площади, а также выполняющих другие хозяйственные работы. На основе настоящей Инструкции на вокзалах может разрабатываться Инструкция по охране труда для носильщика с учетом местных условий. 1.2. К работе носильщика допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу обязательный предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, стажировку, не менее 2-х смен, первичную проверку знаний по охране труда, противопожарный инструктаж. В процессе работы носильщик должен проходить: повторные, не реже одного раза в три месяца, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда; периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Носильщики, работающие на железнодорожных путях, должны проходить очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда. 1.3. Вновь принимаемый на работу носильщик должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу, а также периодическое обучение не реже одного раза в год. 1.4. Носильщик должен знать: действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы; требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности; требования безопасности при выполнении работ по переноске ручной клади, перевозке багажа пассажиров на ручных тележках (далее - тележках), уборке территории вокзала; видимые и звуковые сигналы, подаваемые поездной бригадой, знаки безопасности, расположенные на территории и в помещениях вокзала; места расположения первичных средств пожаротушения; места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами; места остановок городского транспорта в пределах привокзальной площади и маршруты передвижения по территории вокзала; расписание прибытия и отправления поездов и время их стоянки; порядок расположения вагонов и места их остановки у платформы. 1.5. Носильщик должен: выполнять только входящую в его обязанности или порученную бригадиром или дежурным помощником начальника вокзала работу; применять безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной защиты; содержать в исправном состоянии и чистоте тележку, инвентарь, а также специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты; следить за отсутствием посторонних предметов в помещениях вокзала и прилегающей к нему территории; выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта; проходить по территории вокзала по установленным маршрутам, тоннелям, проходам и переходам, быть предельно внимательным в местах движения транспорта; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха; уметь оказывать первую помощь пострадавшим; знать и соблюдать требования настоящей Инструкции. 1.6. Во время работы на носильщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы: движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства, транспортно-уборочные машины; повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенная влажность и подвижность воздуха; падающие предметы ручной клади и багажа при неправильной их укладке; пониженная температура поверхностей инвентаря, инструмента и другого оборудования; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли; недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток; физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную; повышенный уровень шума на рабочем месте; эмоциональные перегрузки; химические опасные и вредные производственные факторы, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки при уборке бытового мусора. 1.7. Носильщики должны обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью: комплект "Движенец-Л"; ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве; плащ для защиты от воды; сапоги резиновые; перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; жилет сигнальный 2 класса защиты. При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно должны выдаваться: комплект для защиты от пониженных температур "Движенец"; шапка-ушанка со звукопроводными вставками; рукавицы утепленные, или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие; сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах; сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах; галоши на валенки (сапоги валяные). 1.8. Носильщик должен следить за исправностью специальной одежды, сроками ее носки, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт. 1.9. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга в шкафчиках в гардеробной, которые необходимо содержать в чистоте и порядке. 1.10. Во время работы носильщик должен быть опрятно одетым, носить чистую специальную одежду. 1.11. Носильщик должен соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки территории вокзала и железнодорожных путей. 1.12. Носильщику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу следует в специальном помещении для отдыха, имеющем соответствующее оборудование. Установленное в комнате отдыха бытовое оборудование необходимо эксплуатировать в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Холодильник необходимо держать в чистоте, периодически протирая его внутренние и наружные поверхности. Производить очистку внутренних поверхностей холодильника следует при отключении его от электросети. В холодильнике следует хранить только пищевые продукты. 1.13. Носильщик должен знать сигналы пожарной тревоги, типы первичных средств пожаротушения и уметь пользоваться ими. Соблюдать следующие меры пожарной безопасности: курить только в специально отведенных и приспособленных для этого местах; пользоваться электронагревательным приборами (электрочайниками, электроплитами и т.п.) только в специально оборудованных для этих целей местах; обо всех неисправностях электроприборов и электрооборудования сообщать бригадиру или дежурному электромонтеру; перед закрытием кладовых и других помещений убедиться, что условия к загоранию в них исключены (закрыты двери, выключены электроприборы, выключено внутреннее освещение, включена в рабочее состояние пожарно-охранная сигнализация). Носильщику запрещается: перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости; загромождать противопожарные проходы, проезды, подъезды к противопожарному оборудованию; пользоваться временной или неисправной электропроводкой, электрооборудованием, производить переоборудование электросети; применять для приготовления пищи и освещения открытый огонь; сжигать тару и разводить костры. 1.14. При нахождении на железнодорожных путях носильщик должен соблюдать следующие требования: к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход"; при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия; переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава; переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами пассажирских вагонов или переходными площадками грузовых вагонов; при сходе с вагона на низкую платформу держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода, убедившись в исправности поручней, подножек и отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути; обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки; проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м; обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки; производить какие-либо работы на железнодорожных путях под руководством бригадира. При этом на носильщике должен быть надет сигнальный жилет со световозвращающими полосами. 1.15. При нахождении на железнодорожных путях носильщику запрещается: переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд; подлезать под вагонами; становиться или садиться на рельсы; находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям; садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения; подниматься на крышу вагона; переходить пути в пределах стрелочных переводов; при переходе путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал; находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава; наступать на электрические провода и кабели; прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет; приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам, касающимся земли, - ближе 8 м. Носильщик, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом бригадиру, дежурному помощнику начальника вокзала или в ближайший район контактной сети. До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам, касающимся земли, на расстояние менее 8 м. В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе и, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая ног от земли, выходить из опасной зоны. 1.16. Выходя из помещений вокзала на перрон, из других помещений и зданий, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущихся транспортно-уборочных машин и другого подвижного состава, быть внимательным при гололеде, снегопаде и при плохой видимости, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте. 1.17. В случае получения травмы или заболевания носильщик должен прекратить работу, самому или через другого члена бригады поставить в известность бригадира или дежурного помощника начальника вокзала и обратиться за помощью в медпункт вокзала или ближайшее медицинское учреждение. При получении травмы другим работником носильщик должен оказать при необходимости первую помощь пострадавшему и сообщить об этом или о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, бригадиру, дежурному помощнику начальника вокзала или другому руководителю вокзала. 1.18. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей тележки, инвентаря, средств индивидуальной защиты и пожаротушения носильщик обязан сообщить об этом бригадиру носильщиков или дежурному помощнику начальника вокзала. При обнаружении бесхозной сумки, портфеля, свертка и других подозрительных предметов немедленно сообщить об их обнаружении бригадиру носильщиков, дежурному помощнику начальника вокзала или работникам транспортной милиции. 1.19. Носильщику запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения или с его остаточными явлениями. 1.20. Носильщик, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ НОСИЛЬЩИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА".