Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ "ОТВЕТСТВЕННЫМ СОБСТВЕННИКАМ - ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ДОМ" НА 2008 - 2014 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 30.12.2008)".
1. Проблемный анализ и обоснование Многоквартирный дом - сложный инженерно-технический объект, состоящий из конструктивных элементов, инженерных систем и иного оборудования, которые требуют регулярного обслуживания и эксплуатации, а также проведения текущего и капитального ремонта. В предыдущие периоды хозяйствования работы по эксплуатации и ремонту многоквартирных домов финансировались за счет средств государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, а затем Российской Федерации, но из-за недостаточного финансирования указанные работы не выполнялись в полном объеме. В связи с невыполненным капитальным ремонтом (далее - недоремонт) значительное количество многоквартирных домов и отдельных конструктивных элементов пришло в неудовлетворительное состояние. В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) помещения в многоквартирных домах стали предметом собственности физических и юридических лиц. При этом на основании статьи 16 указанного Закона бывшие наймодатели должны выполнить свои обязательства по капитальному ремонту перед собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники). Фактически в ходе приватизации жилых и нежилых помещений новыми собственниками не фиксировалось состояние общего имущества многоквартирного дома, то есть обязательства бывших наймодателей по капитальному ремонту не определялись. На момент реализации проблема недоремонта не являлась социально значимой, так как большинство многоквартирных домов все еще находилось в управлении государственных жилищных организаций несмотря на то, что уже на данном этапе Закон о приватизации устанавливал ответственность собственников за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Однако указанная норма не выполнялась, так как отсутствовал механизм ее реализации, потому что практически во всех субъектах Российской Федерации собственники оплачивали лишь эксплуатационные расходы, а капитальный ремонт осуществлялся за счет средств бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также средств бюджетов муниципальных образований. Принятый 15 июня 1996 года Федеральный закон N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" предоставил возможность управления многоквартирными домами объединениям в форме ТСЖ, помимо уже существующих ЖСК. Следующее изменение системы управления в жилищной сфере произошло с введением в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, который допустил управляющие организации различных форм собственности к управлению многоквартирными домами. При этом анализ реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе проводимый в рамках подготовки заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации в январе 2007 года в городе Казани, выявил, что невыполненные обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов являются основным фактором, препятствующим созданию объединений собственников помещений или выбору частных управляющих организаций. Таким образом, вопрос фактического управления многоквартирным домом собственниками помещений может быть решен после выполнения бывшими наймодателями обязательств по капитальному ремонту. В противном случае большинство граждан, ставших собственниками после приватизации жилых и нежилых помещений, не смогут самостоятельно устранить накопившийся недоремонт, а следовательно, будут вынуждены нести большие затраты по эксплуатации или ремонту многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии. В сложившейся ситуации, чтобы повсеместно заработал механизм самоуправления многоквартирными домами, требуется в короткие сроки привести дома, по которым имеются обязательства бывших наймодателей по выполнению капитального ремонта, в надлежащее техническое состояние. В соответствии с Законом о приватизации к прямым обязательствам бывших наймодателей (зона ответственности города Москвы) по проведению капитального ремонта относятся многоквартирные дома, построенные и принятые в эксплуатацию до введения в действие указанного Закона, с наибольшей степенью износа конструктивных элементов на основании данных мониторинга Мосжилинспекции, которые не определены к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет. С учетом реализуемой Правительством Москвы политики по поддержке объединений собственников помещений в многоквартирном доме к зоне ответственности города Москвы по капитальному ремонту следует также отнести дома, построенные и принятые в эксплуатацию до введения в действие Закона о приватизации, не определенные к сносу или реконструкции в течение последующих 10 лет, в которых созданы ТСЖ и иные объединения собственников помещений. Многоквартирные дома с этажностью пять этажей и менее, а также дома с деревянными и смешанными перекрытиями с учетом технического состояния или конструктивных особенностей включаются в программы Правительства Москвы по капитальному ремонту с отселением, сносу или реконструкции. Общая площадь таких домов составляет 46,87 млн. кв. метров. Таким образом, к зоне ответственности города Москвы по проведению капитального ремонта относится 13787 многоквартирных домов общей площадью 117,51 млн. кв. метров из 213,2 млн. кв. метров общей площади всех многоквартирных домов. Мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляются Правительством Москвы исходя из имеющихся лимитов финансирования. За период с 2001 по 2006 годы в городе Москве выполнен: 1) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов с отселением граждан в объеме 194,7 тыс. кв. метров; 2) комплексный капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения граждан в объеме 770,1 тыс. кв. метров; 3) выборочный капитальный ремонт основных конструктивных элементов многоквартирных домов, инженерных систем и иного оборудования (далее - конструктивные элементы) в объеме: кровель - 9159,6 тыс. кв. метров, фасадов - 8400,7 тыс. кв. метров, внутридомовых инженерных коммуникаций - более чем в 1000 строений, электрохозяйства - более чем в 2800 строениях, заменено и модернизировано лифтов в количестве 20308 штук, реконструированы внутридомовые системы газоснабжения в 5338 строениях, вынесены газовые вводы из подвалов и подъездов в 3017 строениях. Для контроля за состоянием многоквартирных домов и планирования капитального и текущего ремонта Мосжилинспекцией проводится систематический мониторинг, при котором каждый дом обследуется не реже чем один раз в пять лет. По результатам указанного мониторинга можно оценить следующие объемы недоремонта: 1) комплексный капитальный ремонт - 2500 тыс. кв. метров; 2) ремонт металлической кровли - 2800 тыс. кв. метров; 3) ремонт мягкой кровли - 8400 тыс. кв. метров; 4) ремонт фасадов и балконов - 44700 тыс. кв. метров; 5) реконструкция систем панельного отопления - 625 строений; 6) ремонт инженерных коммуникаций (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, центральное отопление, водосток) - 8461 строение; 7) ремонт электрохозяйства - 4200 строений; 8) модернизация систем дымоудаления и противопожарной автоматики - 979 систем; 9) замена лифтов - 3496 штук; 10) модернизация лифтов - 12865 штук. Система мониторинга не дает возможности точно определить реальные объемы недоремонта в связи с тем, что не включает в себя инструментальный контроль конструктивных элементов, находящихся в удовлетворительном состоянии. Таким образом, на основании данных мониторинга можно лишь оценить объемы недоремонта, а при выполнении обязательств города Москвы по капитальному ремонту каждое адресное мероприятие следует проводить на основании ТЗК. В связи с высокой социальной важностью задачи надлежащего содержания многоквартирных домов и значительными объемами бюджетного финансирования, выделяемого на эти цели, от Правительства Москвы потребовалось обеспечение оптимизации процессов планирования капитального ремонта. Так, постановлением Правительства Москвы от 11 июля 2006 года N 485-ПП "О планировании капитального ремонта жилищного фонда города Москвы на 2007-2009 гг." определены основные принципы планирования капитального ремонта жилищного фонда, согласно которым согласованные с Мосжилинспекцией адресные перечни: 1) формируются для многоквартирных домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии и требующих в первоочередном порядке проведения капитального ремонта; 2) формируются по комплексному и выборочному капитальному ремонту многоквартирных домов с наибольшей степенью износа конструктивных элементов на основании данных мониторинга Мосжилинспекции. Реализация указанных принципов должна была обеспечить перспективное планирование капитального ремонта жилищного фонда с учетом фактического технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов, однако формирование заданий и титульных списков на 2007-2009 годы показало, что префектурами административных округов города Москвы в работы по капитальному ремонту многоквартирных домов включались не все конструктивные элементы, требующие ремонта, или работы планировались в недостаточном объеме, что не позволяло привести многоквартирный дом в целом в удовлетворительное состояние. Также в адресные перечни не включались многоквартирные дома с наибольшей степенью износа конструктивных элементов. Более того, формирование адресных перечней на 2008-2009 годы осуществлялось без учета приоритетов, определенных постановлениями Правительства Москвы от 30 января 2007 года N 60-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2006 год и Программе Правительства Москвы на 2007 год", от 24 апреля 2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" и от 22 мая 2007 года N 398-ПП "О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно - строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задании на 2010 год". Указанными нормативными документами определено, что при формировании заданий по капитальному ремонту приоритет должен отдаваться многоквартирным домам, в которых созданы и функционируют в установленном порядке объединения собственников помещений. Систематическое неисполнение ранее принятых Правительством Москвы решений по организации капитального ремонта жилищного фонда со стороны соответствующих государственных заказчиков обусловлено дефицитом финансирования. Причем объемы бюджетного финансирования по статье "Капитальный ремонт жилищного фонда" в 1994 году составляли 7,9 процента от расходной части бюджета города Москвы, в 2000 году - 2,9 процента, а в 2007 году - 2,3 процента. При этом положения Жилищного кодекса Российской Федерации определяют принципиально новый подход к организации капитального ремонта жилищного фонда. В соответствии со статьей 36 указанного Кодекса от органов власти не требуется передача ответственности по эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома собственникам, так как она уже возложена на них в соответствии с указанной статьей. Также на основании статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники должны накапливать средства на капитальный ремонт. Однако до настоящего времени не существует действенного механизма эффективных накоплений, хотя органами исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы разрабатываются соответствующие нормативные правовые акты для создания системы по аккумуляции средств собственников, предназначенных на проведение капитального ремонта. Участие в фондах по накоплению и инвестированию средств на капитальный ремонт должно защитить указанные средства от инфляции и нецелевого использования. Все же существует вероятность того, что собственники не осознают полную ответственность за содержание общего имущества многоквартирного дома и даже при наличии механизма эффективных накоплений на капитальный ремонт не воспользуются указанным механизмом. Таким образом, органам исполнительной власти города Москвы требуется документально зафиксировать выполнение обязательств по капитальному ремонту для каждого дома в отдельности. Это обусловлено тем, что если до следующего капитального ремонта собственники не накопят необходимые объемы финансовых средств, органы исполнительной власти города Москвы не смогут проводить капитальный ремонт из-за отсутствия бюджетных оснований (за исключением предоставления в установленном порядке соответствующих субсидий), так как обязательства города Москвы по капитальному ремонту будут выполнены в полном объеме. Принимая во внимание бюджетные возможности города Москвы, вопрос полного выполнения обязательств по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в зоне ответственности города Москвы, может быть решен в срок до семи лет, при этом расходы бюджета с 2008 по 2014 годы по соответствующей статье должны быть увеличены по сравнению с 2007 годом не менее чем в два раза с учетом инфляции. Постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 года N 555-ПП "Об итогах исполнения бюджета города Москвы за 2006 год и о среднесрочном финансовом плане города Москвы на 2008-2010 гг." принято решение о соответствующем увеличении расходов бюджета по статье "Капитальный ремонт жилищного фонда", однако такой рост бюджетных расходов должен быть обеспечен необходимыми организационными, нормативными техническими и информационными мероприятиями различных городских структур с учетом предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации взаимодействия с собственниками помещений в многоквартирных домах. Отдельно следует отметить, что Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации. Указанный Закон предусматривает наличие в соответствующем субъекте Российской Федерации региональной программы по капитальному ремонту жилищного фонда как одного из условий предоставления финансовой поддержки. Принимая во внимание необходимость упорядочения мероприятий по планированию и организации капитального ремонта в условиях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечения привлечения средств федерального бюджета на эти цели, дальнейшее выполнение капитального ремонта жилищного фонда в городе необходимо осуществлять программно-целевым методом в рамках Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "Ответственным собственникам - отремонтированный дом" на 2008-2014 гг., обеспеченной соответствующим финансированием, а также системой планирования и контроля. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ "ОТВЕТСТВЕННЫМ СОБСТВЕННИКАМ - ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ДОМ" НА 2008 - 2014 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 30.12.2008)".