О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (РЕДАКЦИЯ НА 22.04.2008). Постановление. Правительство Москвы. 08.11.05 866-ПП

Фрагмент документа "О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (РЕДАКЦИЯ НА 22.04.2008)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

9.1. Существующее положение. Основные цели и задачи

     По  данным  проводимых исследований, порядка 70% жилых территорий
города  Москвы  находится  в зоне шумового дискомфорта, обусловленного
влиянием   различных   источников.   Проблема   повышенного   шумового
воздействия  актуальна для всех крупных городов. Директивой ЕС 2002/49
от  25.06.2002  Европейского парламента и Совета шумовое загрязнение в
городах   определено   как   одна   из   главных  проблем  негативного
антропогенного воздействия на окружающую среду в Европе.
     В  связи с проблемой высокого уровня шума практически повсеместно
на   всей  территории  города  мониторинг  шума  выполняется  в  целях
разработки  мероприятий  по снижению шумового воздействия на городских
территориях,  при  этом  в  зависимости от источников шума применяется
индивидуальный подход к решению проблемы.
     Основными  источниками  шумового воздействия на территории города
являются:
     - автотранспорт;
     - железнодорожный транспорт и наземные линии метро;
     - авиатранспорт;
     - строительная техника;
     - промышленные  предприятия  и  площадки, инженерное оборудование
зданий (в т.ч. вентиляционные системы);
     - шумы   бытового   происхождения  на  жилых  территориях  внутри
кварталов жилых домов.
     Автотранспорт  является  наиболее  значимым  источником  шумового
воздействия. Практически на всех городских территориях, приближенных к
автомагистралям,  наблюдаются  сверхнормативные воздействия по шуму до
20-25  дБА.  Данный  факт подтверждает и то, что наибольшее количество
обращений жителей на шум (55% от всех обращений) связано с жалобами на
шум автотранспорта.
     Степень   влияния   транспортного   шума   на   жилую  территорию
определяется   характеристиками   транспортных  потоков  на  отдельных
участках  улично-дорожной  сети  города, характеристиками подстилающей
поверхности  (рельеф) и особенностями застройки (удаленность зданий от
трассы,  этажность,  наличие  посадок  деревьев,  пр.).  Учитывая, что
исходными  данными  по  характеристикам  транспортных потоков являются
результаты     обследования    транспортных    потоков,    проводимого
Департаментом  транспорта  и связи города Москвы с периодичностью один
раз  в два года, а характеристики подстилающей поверхности и застройки
изменяются  довольно  медленно,  для  оценки влияния автотранспортного
шума  на  прилегающие  жилые территории целесообразно картирование зон
шумового  дискомфорта  автотранспорта  (расчетными методами) выполнять
один раз в два года при обязательной верификации результатов модельных
расчетов  данными  измерений.  При  этом для обеспечения данной работы
необходима  программа  расчета  уровней  транспортного шума на фасадах
зданий, сопряженная с пространственной электронной картой города.
     Картирование территорий города позволит:
     1. Выделить участки улично-дорожной сети вблизи жилых территорий,
которые  требуют первоочередных решений по улучшению ситуации (в части
снижения шумовой нагрузки).
     2. Определить адресный перечень жилых домов (и даже части фасадов
жилых  домов  в  зависимости  от  их  ориентации  к  источнику шума) и
численность жителей, испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие
от  автотранспорта,  в  том числе определить перечень жилых домов, где
необходимо   предусмотреть   установку  шумозащитных  конструкций  при
проведении реконструкции жилого фонда.
     Данные  работы  уже  начаты.  Так,  в 2005 году ведутся работы по
разработке   карты   шума   от   автотранспорта,   которую  необходимо
верифицировать по данным натурных измерений.
     Создана  и  ведется  база данных по уровням шума на основе данных
проводимых измерений.
     Подходы   к  организации  мониторинга  шума  от  железнодорожного
транспорта   должны   быть   аналогичными   подходам,   применяемым  к
исследованию  уровней  шума от автотранспорта. В 2004 году совместно с
Москомархитектурой  выполнен  пилотный  проект по расчету зон шумового
дискомфорта   от   железнодорожного   транспорта   в  ЦАО  г.  Москвы.
Подготовлен  адресный  перечень  жилых домов, где необходимо выполнить
установку шумозащитных стеклопакетов.
     В 2006 году необходимо продолжение работ на другие округа.
     Превышения  нормативов  по шуму от авиатранспорта на территориях,
прилегающих  к  аэропортам  Московского авиаузла, связаны с нарушением
установленных   маршрутов   полетов   воздушных   судов.   Проведенная
Департаментом  природопользования  и  охраны  окружающей  среды города
Москвы в 2003 году работа позволила выделить зоны шумового дискомфорта
аэропортов   Московского   авиаузла,   позволила   выявить   городские
территории,   подверженные   сверхнормативному   шумовому  воздействию
авиатранспорта.   Для  организации  контроля  за  соблюдением  шумовых
режимов  на  жилой территории и выявления несанкционированных пролетов
воздушных  судов  над  жилой  территорией  предлагается  создание сети
стационарных автоматических станций контроля шума.
     В   рамках   выполнения  постановления  Правительства  Москвы  от
23.02.3003  N  102-ПП "О целевой среднесрочной экологической программе
города   Москвы   на   2003-2005   годы"  начаты  работы  по  созданию
автоматизированной   системы   контроля  уровней  шума  от  аэропортов
Московского   авиаузла.   Так,   начата  разработка  типового  проекта
автоматической   станции   контроля  авиашума  (АСКША).  В  2005  году
предусмотрено  создание  трех  АСКША на территории Зеленограда, Южного
Бутова и Солнцева.
     Непродолжительным  по  периоду  воздействия,  но  существенным по
уровню  негативного  воздействия является шум строительных площадок. В
период   проведения   строительных   работ   отмечается   существенное
увеличение   шумовой   нагрузки  на  прилегающие  жилые  территории  с
превышением  нормативов  на  15-25  дБА. Наиболее остро стоит проблема
шумового воздействия строительных работ, осуществляемых в ночные часы,
что  вызывает  справедливые  жалобы  жителей  близрасположенных  жилых
домов.
     Распоряжением  Правительства  Москвы  от  19.06.2002  N 865-РП "О
порядке проведения строительных и реконструктивных работ на объектах в
ночное   время"   предусмотрено   прекращение   действия   разрешения,
выдаваемого  организациям-застройщикам  на  производство  строительных
работ  в ночное время, в случае выявленных фактов нарушения соблюдения
правил  производства  работ (ограничение проведения шумных видов работ
без    шумозащитных    мероприятий).    В   целях   выявления   фактов
сверхнормативного  воздействия  на  жилые  территории,  обусловленного
нарушением  требований  при  проведении строительных работ, программой
мониторинга   предусмотрено   проведение  постоянных  рейдов  с  целью
наблюдения  за  уровнями  шума  на  жилых  территориях,  прилегающих к
строительным площадкам.
     Промышленные  предприятия  и  площадки также являются источниками
шумового  воздействия.  Однако  при  условии  соблюдения предприятиями
требований  законодательства  к организации санитарно-защитной зоны по
фактору   шумового   воздействия   сверхнормативного   воздействия  на
прилегающих   жилых   территориях  не  наблюдается.  В  связи  с  этим
программой  предусмотрено проведение измерений уровней шума на границе
санитарно-защитной зоны предприятий при наличии жалоб жителей.
     Таким образом, основными задачами мероприятий раздела являются:
     1.  Картирование  зон  шумового  дискомфорта  от автотранспорта и
проведение измерений шума с целью верификации модельных расчетов.
     2. Организация работы по жалобам жителей на шум.
     3.   Создание   трех   автоматических   станций   контроля   шума
авиатранспорта (на территории Зеленограда, Южного Бутова и Солнцева).
     4.    Организация    контроля    за   соблюдением   строительными
организациями   предписанных   режимов   работ   в  период  проведения
строительства  и  реконструкции  объектов на территории города с целью
обеспечения  соблюдения  нормативов  по  шуму  на  жилых  территориях,
прилегающих к строительным площадкам.

Фрагмент документа "О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (РЕДАКЦИЯ НА 22.04.2008)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа