Фрагмент документа "О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (РЕДАКЦИЯ НА 22.04.2008)".
9.1. Существующее положение. Основные цели и задачи По данным проводимых исследований, порядка 70% жилых территорий города Москвы находится в зоне шумового дискомфорта, обусловленного влиянием различных источников. Проблема повышенного шумового воздействия актуальна для всех крупных городов. Директивой ЕС 2002/49 от 25.06.2002 Европейского парламента и Совета шумовое загрязнение в городах определено как одна из главных проблем негативного антропогенного воздействия на окружающую среду в Европе. В связи с проблемой высокого уровня шума практически повсеместно на всей территории города мониторинг шума выполняется в целях разработки мероприятий по снижению шумового воздействия на городских территориях, при этом в зависимости от источников шума применяется индивидуальный подход к решению проблемы. Основными источниками шумового воздействия на территории города являются: - автотранспорт; - железнодорожный транспорт и наземные линии метро; - авиатранспорт; - строительная техника; - промышленные предприятия и площадки, инженерное оборудование зданий (в т.ч. вентиляционные системы); - шумы бытового происхождения на жилых территориях внутри кварталов жилых домов. Автотранспорт является наиболее значимым источником шумового воздействия. Практически на всех городских территориях, приближенных к автомагистралям, наблюдаются сверхнормативные воздействия по шуму до 20-25 дБА. Данный факт подтверждает и то, что наибольшее количество обращений жителей на шум (55% от всех обращений) связано с жалобами на шум автотранспорта. Степень влияния транспортного шума на жилую территорию определяется характеристиками транспортных потоков на отдельных участках улично-дорожной сети города, характеристиками подстилающей поверхности (рельеф) и особенностями застройки (удаленность зданий от трассы, этажность, наличие посадок деревьев, пр.). Учитывая, что исходными данными по характеристикам транспортных потоков являются результаты обследования транспортных потоков, проводимого Департаментом транспорта и связи города Москвы с периодичностью один раз в два года, а характеристики подстилающей поверхности и застройки изменяются довольно медленно, для оценки влияния автотранспортного шума на прилегающие жилые территории целесообразно картирование зон шумового дискомфорта автотранспорта (расчетными методами) выполнять один раз в два года при обязательной верификации результатов модельных расчетов данными измерений. При этом для обеспечения данной работы необходима программа расчета уровней транспортного шума на фасадах зданий, сопряженная с пространственной электронной картой города. Картирование территорий города позволит: 1. Выделить участки улично-дорожной сети вблизи жилых территорий, которые требуют первоочередных решений по улучшению ситуации (в части снижения шумовой нагрузки). 2. Определить адресный перечень жилых домов (и даже части фасадов жилых домов в зависимости от их ориентации к источнику шума) и численность жителей, испытывающих сверхнормативное шумовое воздействие от автотранспорта, в том числе определить перечень жилых домов, где необходимо предусмотреть установку шумозащитных конструкций при проведении реконструкции жилого фонда. Данные работы уже начаты. Так, в 2005 году ведутся работы по разработке карты шума от автотранспорта, которую необходимо верифицировать по данным натурных измерений. Создана и ведется база данных по уровням шума на основе данных проводимых измерений. Подходы к организации мониторинга шума от железнодорожного транспорта должны быть аналогичными подходам, применяемым к исследованию уровней шума от автотранспорта. В 2004 году совместно с Москомархитектурой выполнен пилотный проект по расчету зон шумового дискомфорта от железнодорожного транспорта в ЦАО г. Москвы. Подготовлен адресный перечень жилых домов, где необходимо выполнить установку шумозащитных стеклопакетов. В 2006 году необходимо продолжение работ на другие округа. Превышения нормативов по шуму от авиатранспорта на территориях, прилегающих к аэропортам Московского авиаузла, связаны с нарушением установленных маршрутов полетов воздушных судов. Проведенная Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в 2003 году работа позволила выделить зоны шумового дискомфорта аэропортов Московского авиаузла, позволила выявить городские территории, подверженные сверхнормативному шумовому воздействию авиатранспорта. Для организации контроля за соблюдением шумовых режимов на жилой территории и выявления несанкционированных пролетов воздушных судов над жилой территорией предлагается создание сети стационарных автоматических станций контроля шума. В рамках выполнения постановления Правительства Москвы от 23.02.3003 N 102-ПП "О целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы" начаты работы по созданию автоматизированной системы контроля уровней шума от аэропортов Московского авиаузла. Так, начата разработка типового проекта автоматической станции контроля авиашума (АСКША). В 2005 году предусмотрено создание трех АСКША на территории Зеленограда, Южного Бутова и Солнцева. Непродолжительным по периоду воздействия, но существенным по уровню негативного воздействия является шум строительных площадок. В период проведения строительных работ отмечается существенное увеличение шумовой нагрузки на прилегающие жилые территории с превышением нормативов на 15-25 дБА. Наиболее остро стоит проблема шумового воздействия строительных работ, осуществляемых в ночные часы, что вызывает справедливые жалобы жителей близрасположенных жилых домов. Распоряжением Правительства Москвы от 19.06.2002 N 865-РП "О порядке проведения строительных и реконструктивных работ на объектах в ночное время" предусмотрено прекращение действия разрешения, выдаваемого организациям-застройщикам на производство строительных работ в ночное время, в случае выявленных фактов нарушения соблюдения правил производства работ (ограничение проведения шумных видов работ без шумозащитных мероприятий). В целях выявления фактов сверхнормативного воздействия на жилые территории, обусловленного нарушением требований при проведении строительных работ, программой мониторинга предусмотрено проведение постоянных рейдов с целью наблюдения за уровнями шума на жилых территориях, прилегающих к строительным площадкам. Промышленные предприятия и площадки также являются источниками шумового воздействия. Однако при условии соблюдения предприятиями требований законодательства к организации санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия сверхнормативного воздействия на прилегающих жилых территориях не наблюдается. В связи с этим программой предусмотрено проведение измерений уровней шума на границе санитарно-защитной зоны предприятий при наличии жалоб жителей. Таким образом, основными задачами мероприятий раздела являются: 1. Картирование зон шумового дискомфорта от автотранспорта и проведение измерений шума с целью верификации модельных расчетов. 2. Организация работы по жалобам жителей на шум. 3. Создание трех автоматических станций контроля шума авиатранспорта (на территории Зеленограда, Южного Бутова и Солнцева). 4. Организация контроля за соблюдением строительными организациями предписанных режимов работ в период проведения строительства и реконструкции объектов на территории города с целью обеспечения соблюдения нормативов по шуму на жилых территориях, прилегающих к строительным площадкам. |
Фрагмент документа "О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (РЕДАКЦИЯ НА 22.04.2008)".