О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА МОСКВЫ" НА ПЕРИОД 2010-2012 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА. Постановление. Правительство Москвы. 24.03.09 226-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА МОСКВЫ" НА ПЕРИОД 2010-2012 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
            ситуации в водном секторе города Москвы без
               использования программно-целевого метода

     Централизованное водоснабжение    жителей    столичного   региона
осуществляется, в основном,  из поверхностных источников Москворецко -
Вазузской  и Волжской систем,  расположенных на водосборной площади 55
тыс.кв.км на территории трех областей.
     Подготовка воды питьевого качества производится на пяти станциях:
Западной,  Юго-Западной и Рублевской,  использующих воду Москворецкого
источника,   Северной   и   Восточной,   использующих  воду  Волжского
источника.  Станции  водоподготовки  общей   производительностью   6,7
млн.куб.м/сутки  обеспечивают подачу воды потребителям города Москвы и
13-ти городов центральной части Московской области.
     Применяемая технология  водоподготовки  решает  задачу  получения
качества  питьевой  воды,  удовлетворяющего  нормативным  требованиям.
Однако ухудшение состояния источников водоснабжения, возрастающий риск
их  антропогенного  загрязнения  в  условиях  постоянного  ужесточения
нормативов   качества   питьевой   воды   обуславливают  необходимость
внедрения современных эффективных технологий.
     Транспортировка питьевой   воды  осуществляется  по  радиально  -
кольцевой  системе  трубопроводов  протяженностью  более  11   тыс.км.
Водопроводная  сеть  является  одним  из  самых  уязвимых  элементов в
системе водоснабжения города Москвы.  Установленный  нормативный  срок
службы   исчерпали   около   5,3   тыс.км   труб.   Ежегодный  прирост
самортизированных  сетей  водоснабжения  достигает   200   км.   Объем
реконструкции  на  сегодняшний  день составляет 170 км или 1,5%  от их
общей   протяженности.   Для   сокращения   объема   самортизированных
трубопроводов  потребность  в  замене  ветхих  водопроводных труб - не
менее 340 км или 3% от общей протяженности сетей.
     Наибольшее количество  повреждений  происходит  на трубопроводах,
проложенных в 1970-1980 гг.  из  стали,  железобетонных  коммуникациях
1980-х  годов прокладки и чугунных трубах со сроком эксплуатации более
50 лет.  Особую обеспокоенность вызывают трубопроводы из  железобетона
протяженностью  22,51  км и серого чугуна протяженностью 3 498 км,  из
которых 55,6 км превысили 100-летний срок эксплуатации. Повреждения на
данных инженерных коммуникациях связаны со значительным изливом воды и
нанесением ущерба городу.
     Производительность системы  технического водоснабжения составляет
830  тыс.куб.м/сутки.  Источниками  воды  являются   река   Москва   и
Клязьминское  водохранилище.  Кроме  того,  в  городе Москве создана и
функционирует система  промышленного  водоснабжения  с  использованием
доочищенных    сточных    вод    Курьяновских   очистных   сооружений.
Протяженность трубопроводов для подачи технической воды - 220,8 км.
     Система канализации  (водоотведения)  представляет собой комплекс
инженерных сооружений: более 7,7 тыс.км сетей, 139 насосных станций, 4
комплекса     очистных     сооружений    (Курьяновский,    Люберецкий,
Зеленоградский,  Южнобутовский)  суммарной  производительностью  6,345
млн.куб.м/сутки.
     В канализационную  сеть  города  Москвы  поступают  сточные  воды
столичного  мегаполиса,  а  также 15 подмосковных городов и нескольких
десятков  поселков,  расположенных  в  центральной  части   Московской
области.  Канализационная  сеть,  как  и водопроводная,  имеет высокий
износ.  Протяженность самортизированных сетей, включая каналы большого
диаметра (до 3,5 м),  составляет 46-69%  в зависимости от диаметра. На
сегодняшний день объемы  реконструкции  и  перекладки  канализационных
трубопроводов  недостаточны  и  составляют  74  км или 0,95%  от общей
протяженности.   Для   обеспечения   устойчивого    водоотведения    и
функционирования  канализационной  системы  города  Москвы  необходимо
проведение ежегодной реконструкции канализационных каналов и  напорных
трубопроводов в объеме 1,5% от общей протяженности 116 км.
     Очистные сооружения   обеспечивают   очистку   сточных   вод   от
органических   загрязнений  и  взвешенных  веществ  в  соответствии  с
проектными  показателями.  Однако  в   соответствии   с   современными
нормативными  требованиями  качество  очистки  должно  быть  повышено,
прежде всего по соединениям азота и фосфора, для достижения требований
к   водным   объектам   культурно-бытового   назначения  и  поэтапного
достижения   нормативов,    установленных    для    водных    объектов
рыбохозяйственного   назначения.   Обеспечение   безопасности   водных
объектов требует также создания сооружений  обеззараживания  очищенных
сточных вод.
     Существующий в городе Москве водный сектор в  целом  обеспечивает
потребности  города в получении соответствующих услуг по водоснабжению
и водоотведению,  а также по  поддержанию  приемлемого  экологического
состояния  водного  фонда  города  Москвы  и  не является сдерживающим
фактором в развитии города,  реализации городских программ.  В  то  же
время   имеется  ряд  важных  задач,  которые  необходимо  решать  для
гарантированного  обеспечения   надежной   работы   водохозяйственного
комплекса  при  ухудшении  качества  воды  в  источниках водоснабжения
города Москвы,  ужесточении нормативов качества питьевой воды с учетом
перспективного развития города Москвы и его инфраструктуры.
     К таким техническим задачам относятся:
     1. Обеспечение   качества   питьевой   воды   в   условиях  роста
антропогенной нагрузки на водоисточники.  Это одна из наиболее  острых
проблем   в   настоящее   время.   Водосборная  территория  источников
водоснабжения города Москвы  подвержена  значительному  хозяйственному
освоению,   что  негативно  отражается  на  качестве  воды  источников
водоснабжения  и  значительно  осложняет  технологию   водоподготовки,
требует  увеличения  затрат  на  подготовку питьевой воды необходимого
качества.
     2. Проработка  вопроса об использовании подземных вод Московского
бассейна для целей питьевого водоснабжения.  Это позволит иметь резерв
на случай экстремальных ситуаций.
     3. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению  надежности
трубопроводов  и  сокращению  всех  видов  неучтенных  расходов  воды,
которые сократились и в настоящее время составляют менее 10% от общего
объема  воды,  подаваемого  городу.  Однако  стабилизация достигнутого
уровня  неучтенных  расходов  воды  требует  разработки  и  реализации
крупномасштабных  мероприятий по обеспечению надежности трубопроводов.
Основным потребителем воды является  население  города  Москвы  (71%).
Именно  в жилищном фонде наблюдаются наибольшие потери,  обусловленные
некачественной   эксплуатацией   внутренних   водопроводов,    износом
оборудования, избыточными напорами во внутридомовых системах холодного
и  горячего  водоснабжения,   недостаточным   количеством   квартирных
приборов учета воды.
     4. Обеспечение санитарной надежности и высокого качества питьевой
воды  при  ее  транспортировке  по  разводящей  водопроводной  сети  в
условиях значительного износа трубопроводов,  снижения водопотребления
и, соответственно, уменьшения скорости движения воды в трубах.
     5. Совершенствование методов и оборудования для очистки природной
и сточной воды, внедрение новых технологий.
     6. Сокращение   утечек   из   канализационной   сети   путем   ее
модернизации.
     7. Повышение качества очистки  сточных  вод  путем  реконструкции
действующих очистных сооружений, обеспечение обеззараживания очищенных
вод.
     8. Повышение    надежности   энергоснабжения   водного   сектора,
обеспечение  оптимального  энергосберегающего  режима  работы  системы
водоснабжения и водоотведения города.
     Кроме технических задач, имеются и экономические проблемы:
     1. Несовершенство  методического обеспечения формирования тарифов
на водоснабжение и водоотведение.
     2. Участие   федеральных  органов  власти  в  процессе  тарифного
регулирования,  как следствие несовершенства законодательства в  части
разграничения полномочий между уровнями государственной власти.
     3. Отсутствие      механизма       компенсаций       организациям
водопроводно-канализационного    хозяйства    дополнительных   затрат,
возникающих в результате воздействия антропогенных факторов.
     4. Отсутствие  экономического  стимулирования  водопользователей,
внедряющих   инновационные   природоохранные   технологии,   а   также
проводящих  активную  работу,  направленную  на  ресурсосбережение,  в
условиях ужесточения требований  природоохранного  законодательства  и
нормативов качества воды.
     5. Установление  для  всех   водных   объектов,   в   том   числе
Москвы-реки,  нормативов сброса загрязняющих веществ на уровне ПДК для
рыбохозяйственных водоемов приводит к  тому,  что  водоканалы  обязаны
сбрасывать сточные воды, очищенные фактически до уровня питьевой воды.
Неоправданные производственные затраты на очистку сточных  вод  влекут
за  собой рост тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения,  платы
населения за коммунальные услуги.
     6. Отставание  по  внедрению  новейших  информационных технологий
управления, а также новейших мировых тенденций эффективной организации
бизнес-процессов на предприятиях водного сектора.
     7. Требование оптимизации налоговой системы с учетом взаимоувязки
интересов   органов   государственной   власти,   потребителей   услуг
водоснабжения и водоотведения, а также ресурсоснабжающих организаций.
     Прогноз развития ситуации в водном секторе Московского мегаполиса
без использования программно-целевого метода предполагает низкие темпы
модернизации  и  реконструкции  систем  водоснабжения и водоотведения,
отсутствие реформы управления,  недостаточность средств и ресурсов для
обеспечения устойчивого развития системы.
     Прогнозируется, что в этом случае к 2020 году:
     - сохранится недостаточная эффективность отрасли,  выражающаяся в
одновременном росте  эксплуатационных  расходов  и  увеличении  износа
основных фондов;
     - средний износ оборудования и сетей достигнет 70%;
     - не  будет обеспечена требуемая санитарная надежность разводящей
сети  и  гарантированная   подача   воды   населению   питьевой   воды
нормативного качества и в требуемых количествах;
     - усилится зависимость от зарубежного оборудования;
     - замедлится  развитие прикладной науки в области водоснабжения и
водоотведения;
     - увеличится  потребление  энергетических  ресурсов  в результате
увеличения потерь в процессе производства  и  доставки  питьевой  воды
потребителям;
     - ухудшится   экологическое   состояние   источников    питьевого
водоснабжения и территории города Москвы;
     - в отсутствии механизмов отбора и применения новейших технологий
в   водном   секторе,  отсутствии  современной  технической  базы  для
производства  современного  оборудования   и   материалов   не   будет
обеспечено   техническое   перевооружение   и  реконструкция  отрасли,
сокращение удельных расходов и потерь воды, уменьшение сбросов сточных
вод и выбросов загрязняющих веществ;
     - снизится инвестиционная привлекательность водного сектора;
     - не улучшится качество жизни населения.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА МОСКВЫ" НА ПЕРИОД 2010-2012 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа