Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 16.12.2008)".
13. Строительство специализированных имущественных комплексов для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства 13.1. Развитие технопарков в городе Москве. В настоящее время деятельность Правительства Москвы, Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, префектур административных округов города Москвы совместно с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, крупными производственными предприятиями направлена на развитие технопарков на территории города Москвы, призванных обеспечить возможность развития малого и среднего предпринимательства, в том числе занятого в высокотехнологичной сфере. На территории города уже существуют 29 технопарков. Успешно функционируют технопарк "Сапфир", научный парк МГУ им. М.В. Ломоносова, Технопарк "Курчатовский" Российского научного центра "Курчатовский институт", Технопарк "Зеленоград", Зеленоградский научно-технологический парк Московского государственного института электронной техники (технического университета), МИФИ и другие. При этом задача городских властей - оказывать резидентам технопарков все виды поддержки, предусмотренной комплексными целевыми программами поддержки и развития малого предпринимательства в городе Москве. Созданные технопарки обладают своей информационной, консалтинговой, производственной инфраструктурой. Активно применяются собственные разработки, внедряются в производственный процесс новые технологические решения. Значительная часть резидентов технопарка работает в сфере высоких технологий: электроники, нанотехнологий, генной инженерии. Ближайшие перспективы развития технопарков определены Городской целевой программой по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы, утвержденной Законом города Москвы от 7 июля 2004 г. N 47. В Москве до 2011 г. предусматривается строительство порядка 10 технопарков и специализированных территорий малого бизнеса для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства общей площадью 1,1 млн. кв. м. На территории Южного административного округа предполагается строительство технопарков на общественных территориях общей площадью 106 тыс. кв. м, создание технопарка "Нагатино-ЗИЛ" общей площадью до 1000 тыс. кв. м. Должна быть введена в строй вторая очередь технопарка на территории Северо-Западного административного округа (ул. Твардовского, 8). Общая площадь технопарка составит 17 тыс. кв. м. В Северном административном округе в промзоне "Дегунино-Лихоборы" предполагается разместить технопарк общей площадью 83 тыс. кв. м. Существует необходимость развития на базе крупных научных и образовательных учреждений сети технопарков, специализирующихся на создании условий для молодежного предпринимательства, для реализации предпринимательской активности студентов и учащихся. Исходя из оценки перспективной потребности субъектов малого предпринимательства в нежилых помещениях различного назначения на долгосрочную перспективу в таблице 3 представлены необходимые объемы строительства нежилых помещений технопарков на период до 2025 года. Необходимые объемы строительства технопарков до 2011 г. составляют 1,1 млн. кв. м, до 2025 г. - 5,1 млн. кв. м. Данные площади обеспечат к 2025 году (из расчета 10 кв. м на 1 занятого) более 500 тыс. занятых в малом предпринимательстве или более 70 тыс. малых предприятий (с учетом вновь создаваемых). Таблица 3 НЕОБХОДИМЫЕ ОБЪЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ТЕХНОПАРКОВ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ) --------------------------------------------------------------------------------------------------- | |2007-2008 гг.|2009-2011 гг.|2012-2015 гг.|2016-2020 гг.|2021-2025 гг.|2007-2025 гг.| |-------------|-------------|-------------|-------------|-------------|-------------|-------------| |Необходимые | 0,2 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 5,1 | |объемы | | | | | | | |строительства| | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------- Основным назначением технопарка является создание инфраструктуры, обеспечивающей все стадии инновационного процесса. Целями создания технопарков в городе Москве должны стать: - обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики города; - увеличение доли высокотехнологичной продукции; - переориентация существующих производств на выпуск перспективной для города наукоемкой продукции; - создание новых малых и средних инновационных предприятий; - создание новых рабочих мест. Задачами создания технопарков являются: формирование и развитие на территории города Москвы современной инновационной среды, включающей создание материально-технической, сервисной, финансовой базы для эффективного становления, развития и поддержки инновационных предприятий. Управление имущественным комплексом технопарка осуществляется юридическим лицом (управляющей компанией технопарка), создаваемым для этих целей. В соответствии со своими задачами управляющая компания технопарка: - предоставляет малым инновационным предприятиям на договорной основе лабораторные, экспериментально-производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисные, производственные, складские, учебные и другие помещения, конференц-залы и аудитории; - осуществляет экспертизу и конкурсный отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, имеющих коммерческий, экспортный, конверсионный потенциал и направленных на производство новой продукции и услуг на основе передовой техники и наукоемких технологий; - содействует начинающим предпринимателям в организации малых предприятий, занимающихся реализацией отобранных инновационных проектов и программ; - формирует систему информационного обеспечения инновационной деятельности, дающую возможность доступа к составляющим ее базам и банкам данных для всех малых предприятий, работающих в технопарке, предоставляя информацию по инновационным предложениям и продуктам возможным партнерам и участникам инновационного процесса, продавцам и покупателям интеллектуальной собственности, научно-технической продукции и услуг; - предоставляет предприятиям набор услуг (консалтинг по различным вопросам, издательские услуги, посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами); - организует проведение экспертизы инновационных программ, проектов, предложений и заявок, обеспечивающих высокопрофессиональное и качественное проведение различных видов их независимой оценки (научной, финансово-экономической, экологической и др.); - предоставляет производственно-технологическую поддержку создания новой конкурентоспособной продукции; - обеспечивает продвижение продукции на рынок, включая маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности; - привлекает на свою территорию действующие инновационные предприятия, направления деятельности которых соответствуют целям и задачам управляющей компании технопарка; - оказывает юридические, организационные, финансовые, инжиниринговые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги малым предприятиям; - организует взаимодействие малых инновационных предприятий с вузами, финансовыми учреждениями, научными организациями, промышленными предприятиями, их объединениями; - прорабатывает возможность привлечения инвестиций в инновации, научно-технические проекты и программы, реализуемые расположенными в технопарке малыми и средними инновационными предприятиями, специализирующимися в профильных для технопарка направлениях коммерциализации результатов научно-технических исследований, разработок, изобретений. Основная специализация технопарков - наукоемкая и высокотехнологичная продукция. В соответствии с отраслевой специализацией технопарки подразделяются на две группы: отраслевые и межотраслевые. Выбор отраслевой специализации технопарка должен осуществляться с учетом: - основных приоритетных направлений развития науки и производства, определенных стратегией социально-экономического развития города, среднесрочными программами Правительства Москвы, федеральными программами, в том числе программами развития промышленной деятельности в городе Москве, программами развития науки и технологий в городе Москве; - отраслевой направленности крупных существующих производственных предприятий в случае размещения технопарка на их территории и использования помещений и производственных мощностей данных предприятий; - отраслевой направленности крупных научных центров и вузов, с которыми технопарк имеет связи. Наиболее перспективными направлениями деятельности технопарков, обеспечивающими конкурентоспособность города и страны в целом на мировых рынках, в настоящее время являются: микроэлектроника, информатика, информационные технологии, биотехнология и нанотехнология, генная инженерия, энергосберегающие и экологические технологии, использование возобновляемых источников энергии, химия и т.п. 13.1.1. Формы привлечения и поддержки инновационных компаний (резидентов технопарка). Москва может использовать различные формы привлечения и поддержки инновационных компаний в технопарки, в том числе и через налоговые инструменты. Для организаций-резидентов технопарка законом города Москвы может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль, полученную от технико-внедренческой деятельности, осуществляемой на территории технопарка в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. В случае если территория технопарка входит в состав особой экономической зоны, льготные условия для резидентов технопарка определяются Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Помещения технопарка, предназначенные для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляются на праве аренды. Предоставление в аренду нежилых помещений технопарка субъектам малого и среднего предпринимательства производится на конкурсной основе независимо от порядка и формы управления технопарком. Условия предоставления помещений технопарка субъектам малого предпринимательства устанавливаются договором аренды. Размер арендной платы за помещения технопарка, находящиеся в собственности города Москвы, должен устанавливаться субъектам малого и среднего предпринимательства по единой методике, утвержденной Правительством Москвы для объектов имущественной инфраструктуры. 13.1.2. Технологические, архитектурные и градостроительные требования к помещениям в технопарке. Требования к местоположению технопарка должны включать в себя следующие позиции: - наличие трудовых и материальных ресурсов на выбранной территории или вблизи от нее; - обеспечение доступности ресурсов технопарка и его инфраструктуры любым заинтересованным лицам, наличие удобной сети пассажирского транспорта; - расположение вблизи структурообразующих промышленных предприятий, университетов и научных центров; - наличие возможности для дальнейшего расширения (резерв территорий). По особенностям размещения технопарки делятся на два основных типа: - автономные, формирующиеся на новых земельных участках большой площади и использующие только свой внутренний ресурс площадей, коммуникаций и производственных мощностей; - структурные, формируемые на базе промышленных предприятий, на территории вузов или научных центров. Для города Москвы применимы оба типа размещения технопарков. Первый тип размещения технопарков возможен на периферийных территориях города, на неосвоенных территориях за МКАД. В пределах центрального и срединного поясов города предпочтение следует отдавать размещению технопарков при крупных промышленных предприятиях, вузах, научных центрах. К приоритетным типам размещения технопарков в Москве относится их строительство на территориях реорганизуемых производственных зон на базе крупных или средних промышленных предприятий и научно-исследовательских институтов. Наличие инфраструктуры, зданий, наиболее подходящих под требования технопарка, - все это делает привлекательным пространство производственных зон. Кроме того, на территории производственных зон города размещается большое количество научно-исследовательских институтов, связи с которыми необходимы для успешного функционирования данных объектов. Территория для размещения технопарков должна выделяться в тех производственных зонах, сохранение, интенсификация и развитие которых предполагается Генеральным планом города Москвы, утвержденными градостроительными планами развития территорий административных округов и районов города Москвы. Требования к функционально-планировочной и технологической организации пространства технопарка: - многофункциональность; - гибкость (возможность оперативной модернизации); - удобная взаимосвязь и разграничение отдельных составляющих структуры технопарка с учетом наличия в структуре объектов коллективного использования (конференц-залы, производственные площади, службы снабжения и т.п.); - создание удобной и гибкой сферы сервисного обслуживания (объекты общественного питания, торговли, бытового обслуживания, парковки и других видов услуг, необходимых населению); - наличие сервисной инфраструктуры; - наличие следующих функциональных зон: деловой деятельности, научно-исследовательской деятельности, производственной деятельности; - подчинение составных частей технопарка идее постоянного развития предприятий на его территории. 13.2. Развитие бизнес-инкубаторов в городе Москве. Бизнес-инкубатор может предоставлять весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Бизнес-инкубаторы, находящиеся в помещениях технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. Бизнес-инкубаторы как один из видов объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются эффективным средством снижения рисков, увеличения доли успешных проектов нового предпринимательства. Отраслевая специализация бизнес-инкубатора во многом определяет цели и задачи его создания. В большинстве случаев отраслевые бизнес-инкубаторы специализируются на поддержке научно-технических инновационных компаний. В соответствии с отраслевой специализацией бизнес-инкубаторы можно подразделять на две большие группы: отраслевые и межотраслевые бизнес-инкубаторы. Достаточно часто бизнес-инкубаторы формируются по смешанной схеме, но по мере их развития становятся специализированными. 13.3. Развитие многофункциональных деловых центров (МДЦ) в городе Москве. 13.3.1. Назначение, финансирование строительства и управление МДЦ. Многофункциональные деловые центры предназначены для обеспечения потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в офисных и производственных помещениях свободного назначения. Как правило, в МДЦ размещаются структуры, обеспечивающие сопровождение предпринимательской деятельности: консультационные, юридические центры, централизованные бухгалтерии, офисы и так далее, а также поддерживающие структуры. На территориях многофункциональных деловых центров располагаются малые предприятия, имеющие различную отраслевую специализацию. Это во взаимосвязи с широким спектром оказываемых услуг определяет многофункциональный профиль МДЦ. Отраслевая специализация располагающихся на территориях малых и средних предприятий может регулироваться в зависимости от экономических особенностей и потребностей города. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют в долевом строительстве МДЦ с последующим оформлением прав собственности. При этом реализуется принцип софинансирования строительства объектов. Управление имущественным комплексом МДЦ осуществляется юридическим лицом (управляющей компанией МДЦ), создаваемым для этих целей. Управляющая компания МДЦ может быть: - создана в форме государственного унитарного предприятия с закреплением за ним имущественного комплекса МДЦ на праве хозяйственного ведения либо в форме акционерного общества, единственным учредителем которого является город, с передачей имущественного комплекса МДЦ в уставный капитал; - привлечена по договору доверительного управления по итогам конкурса с передачей имущественного комплекса МДЦ в доверительное управление. Условия передачи недвижимости МДЦ управляющей компании устанавливаются договором. Заключаемым с инвесторами инвестиционным контрактом на строительство МДЦ определяется размер передаваемых в собственность инвестору площадей и условия управления собственностью, в том числе находящейся в общем пользовании собственников, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1013-ПП. Помещения в составе МДЦ, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются малым и средним предприятиям на праве аренды. Привлечение и отбор субъектов малого предпринимательства, претендующих на получение в аренду нежилых помещений в составе площадей МДЦ, находящихся в собственности города Москвы, осуществляется на конкурсной основе с установлением ставки арендной платы в соответствии с нормативной базой для арендуемых нежилых помещений в составе имущественной инфраструктуры. 13.3.2. Технологические, архитектурные и градостроительные требования к помещениям в МДЦ. Объект недвижимости МДЦ и земельный участок, на котором он расположен, должны отвечать установленным требованиям градостроительных норм и правил проектирования планировки и застройки г. Москвы МГСН 1.01-99, другим требованиям разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также следующим требованиям: - общая площадь объекта не менее 5 тыс. кв. м; - площадь земельного участка в соответствии с параметрами объекта недвижимости и установленными требованиями к плотности застройки земельного участка, но не менее 0,2 га; - обеспеченность местами паркирования автомобилей в соответствии с параметрами объекта недвижимости и установленными требованиями к обеспеченности машиноместами; - наличие современных систем телекоммуникации; - наличие современных систем безопасности (охранные сигнализации, системы видеонаблюдения). Строительство здания МДЦ должно осуществляться с использованием современных технологий строительства нежилых объектов при одновременном обеспечении относительно невысокой стоимости строительства. Соотношение общей площади объекта и полезной площади не должно превышать 20 процентов. Планировка зданий должна предусматривать выделение функциональных зон (блоков), специализированных под различные виды деятельности, с целью обеспечения формирования обособленных имущественных лотов. 13.3.3. Перспективы развития МДЦ в городе Москве. В соответствии с основными направлениями Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2010 годы, одобренной постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП, одной из главных задач по реализации системы мероприятий по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями является создание многофункциональных деловых центров для субъектов малого предпринимательства на общественных территориях города. На сегодняшний день успешно функционируют несколько МДЦ, в которых осуществляется успешная практика размещения субъектов малого предпринимательства. Введенный в эксплуатацию в 2005 г. МДЦ "Марьино" представляет собой шестиэтажное здание общей площадью 11,7 тыс. кв. м, из которых 6,7 тыс. кв. м предназначаются под офисы и склады различных площадей от 20 до 150 кв. м, остальные - для проведения выставок, конференций, семинаров и отвечающие современным качественным, техническим и функциональным требованиям. До 2010 года планируется ввод около 40 МДЦ площадью 800 тыс. кв. м. Исходя из оценки перспективной потребности субъектов малого предпринимательства в нежилых помещениях различного назначения на долгосрочную перспективу в таблице 4 представлены необходимые объемы строительства нежилых помещений МДЦ на период до 2025 года. Необходимые объемы строительства МДЦ до 2025 г. составляют 4,4 млн. кв. м. Данные площади обеспечат (из расчета 10 кв. м на 1 занятого) порядка около 450 тыс. занятых на малых предприятиях или порядка около 65 тыс. малых предприятий. Таблица 4 НЕОБХОДИМЫЕ ОБЪЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МДЦ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА (ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ) --------------------------------------------------------------------------------------------------- | |2007-2008 гг.|2009-2011 гг.|2012-2015 гг.|2016-2020 гг.|2021-2025 гг.|2007-2025 гг.| |-------------|-------------|-------------|-------------|-------------|-------------|-------------| |Необходимые | 0,4 | 0,6 | 1,0 | 1,2 | 1,2 | 4,4 | |объемы | | | | | | | |строительства| | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 16.12.2008)".