КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010 - 2014 ГОДАХ"). Распоряжение. Правительство РФ. 22.04.09 554-Р

Фрагмент документа "КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010 - 2014 ГОДАХ")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Основные положения и принципы управления
                        безопасностью полетов

     Безопасность   полетов   как   категория,   отражающая  состояние
авиационной  системы,  зависит  от ее способности к предотвращению или
парированию  особых  ситуаций.  При  этом под особой ситуацией следует
понимать  ситуацию,  возникающую  в  полете  в результате проявления и
воздействия  опасных  факторов. К ним относятся факторы, обусловленные
недостатками    функционирования    подсистем    авиационной   системы
(управление  боевой  подготовкой  авиации,  организация летной работы,
управление   воздушным   движением,   обеспечение   полетов,   система
технической  эксплуатации  и  т.д.),  и  внешние  факторы, влияющие на
авиационную систему.
     Авиационные  происшествия,  как  правило,  не  бывают  следствием
проявления какого-либо одного опасного фактора (одной причины). Обычно
они  происходят  в  результате  проявления  и  взаимосвязи  нескольких
опасных факторов.
     Как  показывает практика, в большинстве случаев непосредственными
причинами  авиационного происшествия становятся действия (бездействие)
авиационного  персонала  и/или  состояние (поведение) воздушного судна
либо средств обеспечения полетов.
     В   современных   условиях   целенаправленная   деятельность   по
выявлению, оценке и устранению опасных факторов или уклонению от них с
целью   предотвращения   авиационных  происшествий  в  государственной
авиации   может   быть  эффективна  только  в  рамках  единой  системы
управления безопасностью полетов.
     В  настоящее  время  системы  управления  безопасностью полетов в
военной  и  гражданской  авиации  (на основе стандартов и рекомендаций
Международной  организации  гражданской  авиации)  активно  внедряются
ведущими  авиационными  державами  как эффективный инструмент снижения
аварийности.
     Функционирование   системы   управления   безопасностью   полетов
воздушных  судов  государственной  авиации (далее - система управления
безопасностью полетов) объективно основывается на полной и достоверной
информации  о  функционировании  авиационной  системы  и  всестороннем
анализе  процессов,  происходящих  внутри нее. Такая постановка задачи
определяет   необходимость   организации  всеобъемлющего  контроля  за
состоянием   элементов  авиационной  системы  и  активного  управления
качеством   их   функционирования.   От   уровня  информированности  о
функционировании  элементов авиационной системы, степени наблюдаемости
параметров  и  показателей,  которые  позволяют  судить  о  текущем ее
состоянии,  во  многом  зависят  полнота проведения анализа и качество
прогноза  функционирования  системы  с целью принятия решений и выбора
способа управления.
     Техническую   основу  системы  управления  безопасностью  полетов
должна   составлять   система  информационного  обеспечения,  основным
предназначением которой является реализация функций сбора информации о
состоянии   безопасности  полетов  и  отклонениях  в  функционировании
элементов авиационной системы, обработки полученных данных, их анализа
и  своевременного  информирования соответствующих структур авиационной
системы       в       целях      принятия      ими      управленческих
(организационно-технических,    конструкторских    и   др.)   решений,
реализуемых  в  виде оперативных действий и организационно-технических
мероприятий в авиационных организациях и предприятиях промышленности.
     Одним    из    важнейших   источников   информации   о   качестве
функционирования авиационной системы является информация, полученная в
ходе    расследования    авиационных    происшествий   и   инцидентов.
Расследования    авиационных    происшествий   являются   вынужденными
действиями  по  выявлению  опасных  факторов, которые привели к утрате
воздушного  судна  и/или гибели людей. Данные факторы уже существуют в
авиационной  системе,  и потому достоверное и полное установление их в
ходе  расследования  и  последующее  устранение  являются  непременным
условием снижения аварийности.
     Создание единого для государственной авиации центра расследования
авиационных  происшествий  (далее  -  центр  расследования)  позволит,
находясь    вне    конфликта    интересов    заинтересованных   сторон
(эксплуатирующих    организаций,    разработчиков    и   изготовителей
авиационной  техники, регламентирующих и надзорных органов), выявлять,
глубоко  и  полно  анализировать причинно-следственные связи факторов,
обусловивших  авиационное  происшествие,  и  минимизировать затраты на
проведение его расследования.
     При  всей  важности  информации, получаемой в ходе расследований,
кардинальное   повышение  уровня  безопасности  полетов  возможно  при
выявлении  и  устранении  опасных  факторов еще до того, как возникнет
необходимость   рассматривать   их   в  качестве  причин  состоявшихся
авиационных  происшествий.  Такой подход требует изменения сложившейся
системы информационного обеспечения и повышения оперативности, глубины
и  расширения  базы  анализа  данных  о  функционировании  авиационной
системы   за   счет   внедрения  системы  постоянного  многоуровневого
мониторинга безопасности выполнения каждого полетного задания.
     Основой  такой  деятельности должны стать комплексная обработка и
глубокий  анализ  в  первую  очередь  полетной  информации.  На основе
результатов  анализа  полетной  информации должны приниматься наиболее
важные  решения,  направленные  на  повышение  уровня профессиональной
подготовки летных экипажей, всего авиационного персонала и обеспечение
надежной  работы авиационной техники. Недостаточная для принятия таких
решений  полнота  оцениваемой  полетной информации (из-за ограниченных
возможностей    существующих    средств   объективного   контроля)   и
несовершенство  методов  ее  обработки  должны  быть  устранены  путем
внедрения  современных  средств  регистрации полетных данных, широкого
применения   вычислительной   техники,  передовых  методов  обработки,
восстановления и представления информации.
     Повышение  качества сбора, обработки и анализа информации во всех
элементах  авиационной  системы, ее обобщение и представление в форме,
удобной  для  выработки  вариантов  управленческих  решений,  являются
основой  создания  и внедрения эффективно действующих системы контроля
полетных данных и системы информационно-аналитического обеспечения. Их
внедрение  позволит  осуществлять  детальный  и своевременный контроль
деятельности авиационного персонала и состояния авиационной техники.
     Вся  информация  о  существующих и потенциально возможных опасных
факторах  должна аккумулироваться в едином информационно-аналитическом
центре,  который  во  взаимодействии с разработчиками, изготовителями,
эксплуатантами   авиационной   техники   и   научно-исследовательскими
учреждениями  обязан  предложить  руководителям  авиационных  структур
различного уровня возможные варианты решения проблемных ситуаций. Имея
оперативную  информацию  о  каждом  отклонении  в  полете на основании
ресурсно   обеспеченных   вариантов  решений  по  локализации  опасных
факторов,    предоставленных    информационно-аналитическим   центром,
руководители   авиационных  структур  должны  вырабатывать  конкретные
организационно-технические   решения,   направленные   на   достижение
приемлемого уровня безопасности.
     Следует учитывать, что достижение такого уровня в рамках основной
деятельности  органов,  ответственных  за  развитие и функционирование
государственной   авиации,   в  настоящее  время  не  обеспечено.  Это
обусловливает    необходимость    материально-технического   оснащения
существующей  системы  безопасности  полетов  на  современном уровне и
соответствующего  приведения структуры органа, осуществляющего функции
в   области   безопасности   полетов,   к  состоянию,  обеспечивающему
эффективное  решение  задач  по  снижению  аварийности. Цель указанных
мероприятий   -   на   основе   единого  информационного  пространства
обеспечить    на    уровне   современных   требований   удовлетворение
информационных  потребностей  авиационных  формирований  и внедрение в
государственной  авиации  системы  поддержки  принятия  управленческих
решений в области безопасности полетов.
     Создание   единого   информационного   пространства   в   области
безопасности   полетов   воздушных   судов   государственной   авиации
целесообразно  осуществить  на  базе  интегрированной  мультисервисной
телекоммуникационной  системы  Министерства  внутренних дел Российской
Федерации (далее - телекоммуникационная система).
     При  минимальных затратах финансовых средств телекоммуникационная
система обеспечит решение следующих основных задач:
     создание   базиса   единого   информационно-телекоммуникационного
пространства в области безопасности полетов государственной авиации;
     обеспечение    взаимодействия   эксплуатирующих   организаций   с
разработчиками,      производителями     авиационной     техники     и
научно-исследовательскими организациями;
     организация    технической   возможности   доступа   авиационного
персонала  государственной авиации к информационным ресурсам в области
безопасности полетов.
     Таким   образом,   организационную   основу   системы  управления
безопасностью полетов должны составлять органы управления авиационными
структурами  государственной  авиации  всех  ведомств, имеющие в своем
составе органы надзора за деятельностью авиационного персонала, и ныне
существующий  единый  для  государственной  авиации  орган  в  области
безопасности  полетов, подразделения которого должны быть разделены на
структуры     для     выполнения     в     полном    объеме    функций
информационно-аналитического центра и центра расследований.
     Данные   органы   и   подразделения,   оснащенные  комплексами  и
средствами       единой      информационно-аналитической      системы,
автоматизированной   системы   контроля   полетных   данных  (далее  -
автоматизированная      система      контроля)      и     объединенные
телекоммуникационной  системой  в  единое информационное пространство,
должны  обеспечить  на  основе постоянного многоуровневого мониторинга
безопасности  выполнения  каждого  полета  полный  и  завершенный цикл
мероприятий,   направленных   на   снижение  аварийности,  начиная  от
выявления   опасных   факторов   до   обеспечения  поддержки  принятия
руководителями   авиационных   формирований   государственной  авиации
эффективных   управленческих  решений  для  достижения  и  поддержания
приемлемого уровня безопасности полетов и его постоянного повышения.

Фрагмент документа "КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010 - 2014 ГОДАХ")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа