Фрагмент документа "КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010 - 2014 ГОДАХ")".
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы В качестве возможного решения проблемы высокой аварийности в государственной авиации рассматриваются следующие варианты: вариант 1 - выполнение программных мероприятий, направленных на снижение аварийности, в рамках Государственной программы вооружения; вариант 2 - решение проблемы высокой аварийности в ходе реализации Программы. При рассмотрении варианта 2 следует учесть, что мероприятия Программы должны носить самостоятельный характер и не могут дублировать мероприятия, выполняемые в рамках Государственной программы вооружения. Государственная программа вооружения нацелена на модернизацию авиационной техники, перевооружение на новые авиационные комплексы, увеличение норм налета летного состава, восстановление аэродромной сети - все это, как отмечалось выше, важнейшие составляющие боеготовности и боеспособности авиационных частей. Однако сами по себе эти составляющие мало влияют на состояние аварийности авиации. Целью Программы является создание к 2014 году современной инфраструктуры, материально-технической базы и методологических основ функционирования системы управления безопасностью полетов, обеспечивающей до поступления на вооружение в рамках реализации Государственной программы вооружения новых дорогостоящих авиационных комплексов значительное снижение уровня аварийности и существенное снижение материального ущерба от авиационных происшествий. Таким образом, Государственная программа вооружения и мероприятия по обеспечению безопасности полетов, воздействуя на разные качества авиационной системы, имеют различную целевую направленность. Кроме того, Программа в отличие от Государственной программы вооружения предполагает широкое использование продукции общего (невоенного) назначения. Снижение аварийности требует направленного подхода, который эффективно может быть реализован в рамках варианта 2, предполагающего целенаправленное решение проблем безопасности в ходе самостоятельной программы. Данный вариант помимо устранения рассмотренных рисков позволяет осуществить перестройку системы обеспечения безопасности полетов с опережающими темпами, обеспечив тем самым снижение уровня аварийности к началу массовой эксплуатации новых авиационных комплексов. Невыполнение этого условия приведет к значительному росту непредотвращенного ущерба от авиационных происшествий, к снижению эффективности программ перевооружения и развития государственной авиации. Таким образом, вариант 2 является предпочтительным. Реализация мероприятий Программы по варианту 2 может предусматривать два сценария действий в зависимости от распределения по годам объема финансирования ее мероприятий. Мероприятия первого этапа не требуют значительного объема финансирования (100 млн. рублей) и, имея целью создание научно-методологических основ и проектно-технологических решений, обеспечивают реализацию мероприятий второго этапа, уточняя и фиксируя принципы функционирования создаваемой системы управления безопасностью полетов. Основной объем финансирования (10900 млн. рублей) приходится на мероприятия второго этапа, реализация которых предусмотрена в период с 2011 по 2014 год. В рамках этого этапа особое значение имеют мероприятия, определяющие сроки начала функционирования первой очереди единой информационно-аналитической системы, телекоммуникационной системы и "пилотного" проекта автоматизированной системы контроля, которые будут проведены в 2011 - 2012 годах. При этом нужно иметь в виду, что в 2013 - 2014 годах необходимо завершить создание системы управления безопасностью полетов и выполнить мероприятия, обеспечивающие в дальнейшем ее эффективную работу и развитие. В зависимости от объема финансирования в период с 2011 по 2012 год реализация мероприятий Программы будет развиваться по одному из двух возможных сценариев. В соответствии с первым сценарием при финансировании программных мероприятий в указанный период в объеме 4759 млн. рублей (в том числе в 2011 году - 2044 млн. рублей, в 2012 году - 2715 млн. рублей) выполняются мероприятия, предусмотренные в приложении N 3. В соответствии со вторым сценарием при финансировании в минимально необходимом объеме 3169 млн. рублей (в 2011 году - 1084 млн. рублей, в 2012 году - 2085 млн. рублей) соответственно уменьшится и объем выполнения программных мероприятий, реализация которых в указанные годы будет возможной. Этот сценарий позволит: выполнить строительство и реконструкцию зданий и помещений для размещения оборудования единой информационно-аналитической системы, автоматизированной системы контроля и автоматизированных рабочих мест пользователей на 7 процентов (вместо 21 процента); начать внедрение "пилотного" проекта автоматизированной системы контроля и основных элементов единой информационно-аналитической системы с установкой 1 - 2 процентов автоматизированных рабочих мест пользователей, планируемых для создания в ходе реализации Программы (вместо 11 процентов, то есть 460 автоматизированных рабочих мест при финансировании по первому сценарию); провести строительство и реконструкцию зданий и помещений, закупку и размещение оборудования коммуникационных узлов и транспортных сетей связи единой информационно-аналитической системы в объеме 3 процентов (вместо 29 процентов); создать основные необходимые элементы лабораторной и материально-технической базы расследований авиационных происшествий - 2 исследовательские лаборатории вместо 5 лабораторий, предусмотренных при финансировании по первому сценарию (в том числе одну мобильную лабораторию из двух, предусмотренных при финансировании по первому сценарию); обеспечить выполнение 30 процентов работ по созданию программных средств ситуационного моделирования и анализа особых ситуаций в полете, приводящих к авиационным происшествиям, вместо завершения работ по созданию программного комплекса ситуационного моделирования и анализа особых ситуаций в полете; внедрить не более 40 процентов запланированных по первому сценарию средств и систем, повышающих объем, оперативность и качество выполнения мониторинга основных элементов авиационной системы. В случае реализации второго сценария помимо очевидной необходимости увеличения объема финансирования Программы в период с 2013 по 2014 год до 7731 млн. рублей (вместо 6141 млн. рублей по первому сценарию) возникают следующие риски в достижении целей Программы: невозможность завершения программных мероприятий в рамках установленного предельного объема финансирования (11000 млн. рублей) из-за инфляционных процессов; увеличение в 2013 - 2014 годах необходимого объема средств и поставок оборудования до значений, которые могут превысить возможности существующих производственных мощностей предприятий промышленности. Таким образом, при сокращении объема финансирования программных мероприятий в 2011 - 2012 годах усиливаются риски смещения сроков окончания реализации программных мероприятий на 2015 год. Уменьшение объема финансирования в указанный период до уровня 3000 млн. рублей и ниже безусловно приведет к невозможности выполнения Программы в установленные сроки и переносу ее окончания на более поздний период (2015 - 2016 годы), вследствие чего она потеряет динамику, опережающую темпы перевооружения государственной авиации, что в конечном итоге нанесет существенный ущерб обороноспособности и национальным интересам Российской Федерации. Следует учитывать, что реализация Программы позволит в 1,5 - 2 раза снизить относительные показатели аварийности и уменьшить количество жертв авиационных происшествий. К 2015 году такое снижение аварийности будет ежегодно предотвращать ущерб в размере 12 - 15 млрд. рублей, что превышает общую стоимость Программы. Очевидно, что финансирование Программы в объеме, обеспечивающем первый сценарий действий, является предпочтительным. |
Фрагмент документа "КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010 - 2014 ГОДАХ")".