ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА). Декларация. Европейский Союз. 15.12.01

Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Более точное определение и разграничение компетенции
                      внутри Европейского Союза

     Часто  граждане  в  отношении Европейского Союза питают ожидания,
которые  он  не  во всех случаях способен выполнить. С другой стороны,
иногда  создается  впечатление,  что  действия  Союза носят чрезмерный
характер  в  тех  областях, где его вмешательство не всегда безусловно
необходимо.
     Отсюда возникает потребность более четко разграничить компетенцию
между  Союзом и государствами-членами. Необходимо также, чтобы порядок
разграничения   отличался   большей  простотой  по  сравнению  с  ныне
существующим,   и  чтобы  распределение  компетенции  учитывало  новые
проблемы, стоящие перед Союзом.
     Сделать это можно двумя путями: с одной стороны, передать обратно
в  ведение  государств-членов  выполнение  некоторых  задач,  с другой
стороны,  возложить  на  Союз  новые задачи или расширить компетенцию,
которая  признана  за  ним  в  настоящее время. В этом отношении важно
никогда не терять из вида равенство и солидарность, существующие между
государствами-членами.
     Первая  группа  предлагаемых  для  обсуждения  вопросов  касается
способа,  посредством  которого  удастся  достичь  большей ясности для
людей  в  порядке  разграничения компетенции. Можем ли мы с этой целью
ввести более четкое различие между тремя видами компетенции, а именно:
исключительной  компетенцией  Союза,  компетенцией государств-членов и
совместной  компетенцией  Союза  и  государств-членов? На каком уровне
компетенция реализуется самым эффективным образом?
     Как  применять  в  данном  случае  принцип субсидиарности <*>? Не
следует  ли  нам  внести  уточнение,  что  любая  компетенция, которую
учредительные  договоры  прямо  не  закрепили  за  Союзом, принадлежит
исключительно государствам-членам? К каким последствиям приведет такой
шаг?
--------------------------------
     <*>   Принцип  субсидиарности  закреплен  в  ст.  5  Договора  об
учреждении    Европейского   сообщества   и   специальном   Протоколе,
приложенном  к  нему  в  1999  г.  (Протокол  "О  применении принципов
субсидиарности  и  пропорциональности").  Согласно  данному принципу в
сферах,  которые  не  отнесены к исключительной компетенции Сообщества
(т.е.  входят  в  совместную  компетенцию),  оно  должно предпринимать
действия  лишь  в  тех случаях, когда государства-члены не в состоянии
сами  справиться  с  проблемой, а Сообщество может это сделать, причем
более  эффективно.  Принцип субсидиарности распространяет обязательную
силу  как  на  Сообщество,  так  и  на  остальные  компоненты  и сферы
деятельности Европейского Союза (ст. 2 Договора о Европейском Союзе).

     Другая  группа  вопросов  призвана  выяснить,  не  следует  ли  в
условиях  обновленной  системы, как указано выше <*>, и при соблюдении
достижений Сообщества <**> по-новому распределить компетенцию? В какой
мере  ожидания  граждан  способны  служить  направляющим  ориентиром в
достижении этой цели?
--------------------------------
     <*>  Имеется  в  виду  система  с  четкими перечнями разных видов
компетенции, существующих внутри Европейского Союза.
     <**>  Acquis  communautaire - система нормативных актов, судебных
решений  и  других  документов  правового  значения,  которые изданы с
начала  1950-х  годов в рамках Европейского сообщества (бывшее ЕЭС), а
также  Европейского  сообщества  по  атомной  энергии  и  Европейского
объединения  угля  и  стали.  В  соответствии  со  ст.  2  Договора  о
Европейском   Союзе   в  своей  деятельности  Союз  обязан  "полностью
сохранять достижения Сообщества и опираться на них".

     Какие  задачи,  соответственно, в результате могут быть возложены
на Союз?  Какие задачи,  напротив,  лучше оставить за государствами  -
членами?  Каковы  должны  быть изменения,  которые необходимо внести в
учредительный договор применительно к различным направлениям  политики
<*>?  Как,  например,  более последовательно закрепить общую внешнюю и
оборонную политику <**>? Следует ли обновить миссии Петерсберга <***>?
--------------------------------
     <*>   Имеется   в  виду,  прежде  всего,  Договор  об  учреждении
Европейского сообщества, а также три других учредительных договора, на
базе  которых  сегодня  функционирует  Союз.  В  будущем их, вероятно,
заменит  один  документ  -  новый,  единый  учредительный  договор или
Конституция Европейского Союза (см. ниже).
     <**>  И  та,  и  другая в настоящее время считаются частью "общей
внешней    политики   и   политики   безопасности"   (ОВПБ),   которая
предусмотрена   одноименным  разделом  Договора  о  Европейском  Союзе
(раздел   V   "Положения   об   общей   внешней  политике  и  политике
безопасности").  Кроме  того,  многие  внешнеполитические  мероприятия
(главным  образом,  в  социально-экономической  и  культурной  сферах)
осуществляют  ныне  Европейские  сообщества  на основании положений их
учредительных договоров.
     <***> Имеются в виду закрепленные в ст. 17 Договора о Европейском
Союзе  задачи  его  оборонной  политики:  гуманитарные миссии, включая
спасение  людей,  пострадавших  от вооруженных конфликтов; операции по
поддержанию  мира; миротворчество и урегулирование кризисов. Указанные
задачи  определяют  сферу  использования  создаваемого  в рамках Союза
воинского  контингента  -  Сил быстрого реагирования. Впервые они были
сформулированы  в  так называемой "Петерсбергской декларации", которая
была одобрена в Бонне 19 июня 1992 г. на встрече министров иностранных
дел и обороны западноевропейских стран.

     Хотим  ли  мы более комплексного подхода в отношении полицейского
сотрудничества  и  сотрудничества  в  уголовно-правовой сфере <*>? Как
усилить   координацию  экономической  политики?  Какими  путями  можно
обеспечить  более  интенсивное  сотрудничество  в  области социального
обустройства  людей,  окружающей  среды, здравоохранения, безопасности
продуктов питания?
--------------------------------
     <*>  Имеется  в  виду сотрудничество полиций и судебных органов в
уголовно-правовой  сфере  -  третья  "опора" Союза, функционирующая на
основании раздела VI Договора о Европейском Союзе.

     С  другой  стороны, не следует ли в более определенных выражениях
закрепить  вопросы  текущего управления и исполнения политики Союза за
государствами-членами,   а   также,   когда   это   предусмотрено   их
конституциями,  за  местными органами? Должны ли они иметь гарантии от
посягательства на их компетенцию?
     В  конечном  счете, возникает вопрос о том, как в условиях нового
распределения    компетенции    помешать   неоправданному   расширению
полномочий  Союза,  как сохранить от вмешательства со стороны Союза те
сферы,     которые     отнесены     к    исключительной    компетенции
государств-членов,   а   в  ряде  случаев  и  местных  территориальных
образований.  Какие  меры  в то же время следует предпринять для того,
чтобы не пострадал динамизм европейской интеграции?
     В  самом  деле  необходимо,  чтобы  и  в  дальнейшем  Союз  был в
состоянии реагировать на новые проблемы и события, мог осваивать новые
сферы деятельности. Отсюда, не следует ли осуществить пересмотр статей
95  и 308 Договора в свете положений, установленных судебной практикой
<*>?
--------------------------------
     <*>  Имеются  в  виду  статьи Договора об учреждении Европейского
сообщества,  позволяющие  Европарламенту  совместно с Советом (ст. 95)
или  Совету  (ст. 308) принимать законодательные акты и другие меры по
тем  вопросам,  которые  прямо  не отнесены к ведению Сообщества, т.е.
выходить  за  рамки  его  компетенции. Судебная практика (решения Суда
Европейских  сообществ  и,  в меньшей степени, Суда (Трибунала) первой
инстанции)  дала в целом расширительное толкование указанным нормам, в
ряде случаев отступая от буквального смысла ст. 95 и ст. 308.

Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа