ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА). Декларация. Европейский Союз. 15.12.01

Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Упрощение системы документов, издаваемых
                          Европейским Союзом

     Вопрос   "кто   что   делает?"  не  единственный,  который  имеет
принципиальное  значение. Не менее важно также определить, каким путем
действует  Союз, и какими инструментами он пользуется. Количество этих
инструментов   <*>   множилось   в   результате  каждого  последующего
изменения,  вносимого  в  учредительные  договоры, а эволюция директив
постепенно превратила их во все более детализированные законодательные
акты.
--------------------------------
     <*>   Понятие  "инструмент"  в  данном  случае  используется  для
обозначения  принимаемых Союзом нормативных актов и иных документов, и
может переводиться также последним термином.

     В  этой связи необходимо задать себе действительно принципиальный
вопрос:   не   следует   ли  точнее  определить  характер  документов,
издаваемых Союзом, а также уменьшить их количество.
     Другими  словами, нужно ли ввести различие между законодательными
и  исполнительными актами <1>? Надлежит ли сократить число документов,
которые  используются  в  целях  законодательной  деятельности:  нормы
прямого  действия  <2>;  рамочное  законодательство <3>; документы, не
имеющие   обязательной   силы   (заключения,   рекомендации,  открытая
координация <4>)?
--------------------------------
     <1>  В  настоящее  время  и  те,  и  другие издаются в одинаковых
формах.  Например,  регламент  может  быть законодательным актом (если
издан  на  основании нормы учредительного Договора ЕС или Евратома), а
может  относиться  к  "исполнительным  актам" (если издан Комиссией на
основании  полномочий, делегированных ей Советом или Советом совместно
с  Европарламентом).  Первый  регламент  считается  "базовым"  и имеет
большую юридическую силу, чем второй.
     <2> В настоящее время нормы прямого действия закрепляются, прежде
всего,  в  таких документах, как регламент и решение. Регламент всегда
используется  как  инструмент  правотворчества.  Решения  чаще  служат
источником  индивидуальных  предписаний,  которые  также  могут  иметь
прямое  действие  (например,  решения  Комиссии о наложении штрафов на
предприятия).
     <3>  Главные  формы  (источники)  сегодня:  директива  и рамочное
решение.  Обе  выступают как основы законодательства, в соответствии с
которыми   государства-члены   приводят  свое  национальное  право  на
протяжении     срока,     установленного     в    тексте    конкретной
директивы/рамочного решения.
     <4>  Заключения  и  рекомендации  - акты, не имеющие обязательной
силы (кроме рекомендаций, издаваемых в рамках ЕОУС, которые аналогичны
директивам  Европейского  сообщества). Открытая координация может быть
выражена  в  резолюциях,  декларациях,  коммюнике  и  т.п.,  а также в
неформальных договоренностях,    достигнутых   между   представителями
государств -  членов  по  конкретным  экономическим  или  политическим
вопросам.

     Желательно   или   не   желательно  чаще  прибегать  к  рамочному
законодательству, которое оставляет  больше  простора  государствам  -
членам  в  реализации  политических  целей?  В  отношении  каких  сфер
компетенции наиболее приспособлены  такие  инструменты,  как  открытая
координация   и   взаимное   признание?   Должен   ли  сохранить  свою
основополагающую роль принцип пропорциональности <*>?
--------------------------------
     <*>   Принцип   пропорциональности   требует   использовать   для
достижения  поставленных  целей  соразмерные  ("пропорциональные")  им
средства,   по   возможности  более  мягкие.  В  ходе  нормотворческой
деятельности  институты  Европейского  Союза согласно данному принципу
должны    отдавать    предпочтение    рекомендательным   актам   перед
обязательными     предписаниями,    а    рамочному    законодательству
(гармонизация)    -    перед    детализированными   правовыми   актами
(унификация).     В     учредительных    договорах    Союза    принцип
пропорциональности  в  настоящее  время  закреплен  вместе с принципом
субсидиарности  (ст.  5 и специальный протокол, приложенный к Договору
об учреждении Европейского сообщества).

Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа