Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".
Упрощение системы документов, издаваемых Европейским Союзом Вопрос "кто что делает?" не единственный, который имеет принципиальное значение. Не менее важно также определить, каким путем действует Союз, и какими инструментами он пользуется. Количество этих инструментов <*> множилось в результате каждого последующего изменения, вносимого в учредительные договоры, а эволюция директив постепенно превратила их во все более детализированные законодательные акты. -------------------------------- <*> Понятие "инструмент" в данном случае используется для обозначения принимаемых Союзом нормативных актов и иных документов, и может переводиться также последним термином. В этой связи необходимо задать себе действительно принципиальный вопрос: не следует ли точнее определить характер документов, издаваемых Союзом, а также уменьшить их количество. Другими словами, нужно ли ввести различие между законодательными и исполнительными актами <1>? Надлежит ли сократить число документов, которые используются в целях законодательной деятельности: нормы прямого действия <2>; рамочное законодательство <3>; документы, не имеющие обязательной силы (заключения, рекомендации, открытая координация <4>)? -------------------------------- <1> В настоящее время и те, и другие издаются в одинаковых формах. Например, регламент может быть законодательным актом (если издан на основании нормы учредительного Договора ЕС или Евратома), а может относиться к "исполнительным актам" (если издан Комиссией на основании полномочий, делегированных ей Советом или Советом совместно с Европарламентом). Первый регламент считается "базовым" и имеет большую юридическую силу, чем второй. <2> В настоящее время нормы прямого действия закрепляются, прежде всего, в таких документах, как регламент и решение. Регламент всегда используется как инструмент правотворчества. Решения чаще служат источником индивидуальных предписаний, которые также могут иметь прямое действие (например, решения Комиссии о наложении штрафов на предприятия). <3> Главные формы (источники) сегодня: директива и рамочное решение. Обе выступают как основы законодательства, в соответствии с которыми государства-члены приводят свое национальное право на протяжении срока, установленного в тексте конкретной директивы/рамочного решения. <4> Заключения и рекомендации - акты, не имеющие обязательной силы (кроме рекомендаций, издаваемых в рамках ЕОУС, которые аналогичны директивам Европейского сообщества). Открытая координация может быть выражена в резолюциях, декларациях, коммюнике и т.п., а также в неформальных договоренностях, достигнутых между представителями государств - членов по конкретным экономическим или политическим вопросам. Желательно или не желательно чаще прибегать к рамочному законодательству, которое оставляет больше простора государствам - членам в реализации политических целей? В отношении каких сфер компетенции наиболее приспособлены такие инструменты, как открытая координация и взаимное признание? Должен ли сохранить свою основополагающую роль принцип пропорциональности <*>? -------------------------------- <*> Принцип пропорциональности требует использовать для достижения поставленных целей соразмерные ("пропорциональные") им средства, по возможности более мягкие. В ходе нормотворческой деятельности институты Европейского Союза согласно данному принципу должны отдавать предпочтение рекомендательным актам перед обязательными предписаниями, а рамочному законодательству (гармонизация) - перед детализированными правовыми актами (унификация). В учредительных договорах Союза принцип пропорциональности в настоящее время закреплен вместе с принципом субсидиарности (ст. 5 и специальный протокол, приложенный к Договору об учреждении Европейского сообщества). |
Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".