ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА). Декларация. Европейский Союз. 15.12.01

Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Больше демократии, больше прозрачности и эффективности
                в функционировании Европейского Союза

     Источниками     легитимности     Европейского     Союза    служат
демократические  ценности,  исходя  из  которых  он  действует,  цели,
которые  он  стремится  достичь, полномочия и инструменты, которыми он
располагает.  Легитимность  европейскому  проекту  также  обеспечивают
демократические, прозрачные для общества и эффективные институты.
     Со  своей  стороны  определенный вклад в легитимацию европейского
проекта  вносят и национальные парламенты. Декларация о будущем Союза,
приложенная к Ниццкому договору, подчеркнула необходимость рассмотреть
вопрос  об  их  роли  в дальнейшем процессе европейского строительства
<*>.
--------------------------------
     <*>  Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и вступит в силу
после  ратификации  всеми государствами-членами. Документ представляет
собой   набор  поправок  в  ныне  действующие  учредительные  договоры
Европейского  Союза, цель которых - подготовить Союз и его институты к
расширению,   т.е.  приему  в  состав  организации  новых  государств.
Поскольку    реформы,    предпринятые    Ниццким    договором,   имеют
компромиссный,  не  во  всем  последовательный характер, в специальной
декларации,  приложенной  к  его тексту - Декларации о будущем Союза -
установлена  программа  и  график  дальнейших  внутренних реформ Союза
вплоть  до  2004  г. Декларация Лаакена "Будущее Европейского Союза" -
один из шагов в реализации этой программы, призванный установить более
точные ориентиры и практические меры по реформированию Союза.

     В   более   широком   контексте  следует  проанализировать  новые
инициативы,   которые   мы   способны  предпринять  в  целях  создания
европейского публичного пространства <*>.
--------------------------------
     <*>  Имеется  в виду система органов, учреждений, должностных лиц
публичной  власти,  функционирующих  внутри Европейского Союза на всех
уровнях:  на  уровне  местных  территориальных  коллективов и регионов
(местный),  на  уровне  государств-членов  (национальный)  и на уровне
Союза в целом (надгосударственный или "европейский").

     Первое,  что  необходимо  выяснить:  как  можно  повысить уровень
демократической   легитимности   и   прозрачности   ныне  существующих
институтов? Данный вопрос непосредственно касается трех из них <*>.
--------------------------------
     <*> Европейский Союз (включая Европейские сообщества) в настоящее
время располагает пятью институтами. Из них два - Суд и Счетная палата
-   считаются   "неполитическими",  т.е.  руководствующимися  в  своих
действиях   не   общественным   мнением,   а   исключительно   нормами
материального  и  процессуального  права,  на  основании  которых  они
проводят расследования и разрешают юридические конфликты. В этой связи
вопрос  о  демократической легитимности судебных и контрольных органов
Союза в Декларации Лаакена не ставится на обсуждение.

     Каковы  возможные  способы  укрепления авторитета и эффективности
Европейской  комиссии?  Кто  должен  назначать  председателя Комиссии:
Европейский  совет,  Европейский  парламент или граждане в ходе прямых
выборов?
     Нужно ли усиливать роль Европейского парламента? Подлежит или нет
расширению  право  Парламента на совместное участие в принятии решений
<*>?  Должен  ли  быть изменен порядок избрания членов Европарламента?
Может  быть,  стоит  ввести  европейский избирательный округ или лучше
сохранить  избирательные округа, установленные на национальном уровне?
Допустимо ли сочетание двух систем?
--------------------------------
     <*>  Речь  идет  о так называемой "процедуре совместного принятия
решений",  предусмотренной ст. 251 Договора об учреждении Европейского
сообщества.  В  рамках данной процедуры Европарламент имеет абсолютное
вето  на  законопроекты, а нормативные и иные акты считаются принятыми
совместно  Европейским  парламентом  и Советом (регламент Европейского
парламента  и Совета и т.п.). Цель вопроса, поставленного в декларации
-  выяснить,  следует ли распространить процедуру совместного принятия
решений  на  сферы  общественной  жизни,  где  в  настоящее время роль
Европарламента    остается    ограниченной    (например,    борьба   с
преступностью, иммиграционная политика).

     Требует  ли  усиления  роль Совета? Должен ли Совет действовать в
одинаковом  порядке,  когда  он  выступает  в качестве законодателя, с
одной  стороны, и в ходе реализации своих исполнительных полномочий, с
другой?  Следует  ли  усилить прозрачность в функционировании Совета с
тем,   чтобы   любые  его  сессии,  на  которых  Совет  действует  как
законодательный    орган,   носили   открытый   характер?   Нужно   ли
предоставлять гражданам более широкий доступ к документации Совета?
     Наконец,  как  обеспечить  равновесие  и  взаимный контроль между
институтами?
     Второй вопрос, который также затрагивает проблему демократической
легитимности,  относится  к  роли национальных парламентов. Следует ли
наряду  с  Советом и Европарламентом создать новый институт, состоящий
из представителей национальных парламентов? Должны ли последние играть
роль  в  тех  сферах  европейской  деятельности,  в которых не наделен
полномочиями Европейский парламент?
     Нужно   ли,  чтобы  национальные  парламенты  сосредоточили  свое
внимание   на   вопросах  разграничения  компетенции  между  Союзом  и
государствами-членами, например, посредством предварительного контроля
за соблюдением принципа субсидиарности?
     Третий  выдвигаемый  на обсуждение вопрос - вопрос о средствах, с
помощью  которых можно достичь большей эффективности процесса принятия
решений  и общего функционирования институтов в рамках Союза, когда он
будет включать почти тридцать государств-членов.
     Как  Союзу  в  подобных  условиях лучше устанавливать свои цели и
приоритеты,  а  также обеспечить более надежную их реализацию в жизнь?
Подлежит   ли   дальнейшему   увеличению  число  решений,  принимаемых
квалифицированным большинством <*>? Как упростить и ускорить процедуру
совместного принятия решений Советом и Европейским парламентом?
--------------------------------
     <*>  Речь  идет  о принятии решений Советом Европейского Союза. В
настоящее  время  основными  способами  принятия решений в этом органе
являются  квалифицированное  большинство  и единогласие (на практике -
консенсус).  Поскольку  в Совет входят представители государств-членов
на   министерском   уровне,   по  одному  от  каждой  страны,  принцип
единогласия означает, что государство-член через своего министра может
наложить  вето  на  законопроект. В условиях, когда в Европейский Союз
будет  входить  около  30  стран,  а  в  Совет,  стало быть - почти 30
министров,   сохранение  за  государствами-членами  права  вето  может
парализовать процесс принятия решений. По этой причине, начиная с 1986
г.,    принцип    единогласия    в    Совете   постепенно   заменяется
квалифицированным  большинством,  при  котором  члены  Совета не имеют
права  вето и располагают неодинаковым числом голосов в зависимости от
численности населения в представляемом ими государстве.

     Подлежит  ли  сохранению  система,  когда пост председателя Союза
меняется  в  порядке  ротации  каждые полгода <*>? Какова будущая роль
Европейского  парламента?  Как изменится в дальнейшем роль и структура
различных формаций Совета <**>?
--------------------------------
     <*>  Имеется  в виду пост председателя Совета Европейского Союза,
который  занимают  государства-члены  поочередно  в течение 6 месяцев.
Министры  государства-председателя,  соответственно, руководят работой
всех  заседаний  Совета  и  его  вспомогательных  органов  в указанный
период.   Председатель   Совета   также  является  высшим  официальным
представителем Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и
политики безопасности.
     <**>   Под  "формациями"  подразумеваются  различные  составы,  в
которых  может  собираться  Совет  Европейского Союза: Совет в составе
министров   иностранных  дел  ("общий  Совет"),  в  составе  министров
экономики  или  финансов  (Экофин),  Совет  по  вопросам  правосудия и
внутренних  дел  (в  составе министров внутренних дел и/или юстиции) и
т.д.

     Как одновременно повысить внутреннее единство европейской внешней
политики   <*>?   Как   добиться   более   слаженной  работы  Высокого
представителя  и  комиссара,  отвечающего  за  соответствующие вопросы
<**>?   Нужно   ли   и   далее  расширять  представительство  Союз  на
международных форумах?
--------------------------------
     <*>  Речь  идет  о  координации  внешнеполитических  мероприятий,
предпринимаемых   в   рамках   Европейских   сообществ   (по  вопросам
социально-экономического  сотрудничества  с  "третьими странами"), и в
рамках  общей  внешней  политики и политики безопасности (по остальным
внешнеполитическим  вопросам,  в  том  числе военным). В первом случае
основным  представителям  Союза  перед  иностранными  государствами  и
международными  организациями  выступает Европейская комиссия, один из
членов  которой  отвечает  за  внешние  сношения  (комиссар по внешним
сношениям  -  ныне  Крис  Пэттен).  По  вопросам  ОВПБ Союз официально
представляет  председатель  Совета  (т.е.  одно из государств-членов),
которому помогает Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель
по  вопросам  общей  внешней  политики  и  политики  безопасности (эту
должность с длинным названием с 1999 г. занимает Хавьер Солана).
     <**>  Имеются  в  виду  Генеральный  секретарь  Совета  - Высокий
представитель  по  вопросам ОВПБ и комиссар (член Комиссии) по внешним
сношениям.

Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа