Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".
Больше демократии, больше прозрачности и эффективности в функционировании Европейского Союза Источниками легитимности Европейского Союза служат демократические ценности, исходя из которых он действует, цели, которые он стремится достичь, полномочия и инструменты, которыми он располагает. Легитимность европейскому проекту также обеспечивают демократические, прозрачные для общества и эффективные институты. Со своей стороны определенный вклад в легитимацию европейского проекта вносят и национальные парламенты. Декларация о будущем Союза, приложенная к Ниццкому договору, подчеркнула необходимость рассмотреть вопрос об их роли в дальнейшем процессе европейского строительства <*>. -------------------------------- <*> Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и вступит в силу после ратификации всеми государствами-членами. Документ представляет собой набор поправок в ныне действующие учредительные договоры Европейского Союза, цель которых - подготовить Союз и его институты к расширению, т.е. приему в состав организации новых государств. Поскольку реформы, предпринятые Ниццким договором, имеют компромиссный, не во всем последовательный характер, в специальной декларации, приложенной к его тексту - Декларации о будущем Союза - установлена программа и график дальнейших внутренних реформ Союза вплоть до 2004 г. Декларация Лаакена "Будущее Европейского Союза" - один из шагов в реализации этой программы, призванный установить более точные ориентиры и практические меры по реформированию Союза. В более широком контексте следует проанализировать новые инициативы, которые мы способны предпринять в целях создания европейского публичного пространства <*>. -------------------------------- <*> Имеется в виду система органов, учреждений, должностных лиц публичной власти, функционирующих внутри Европейского Союза на всех уровнях: на уровне местных территориальных коллективов и регионов (местный), на уровне государств-членов (национальный) и на уровне Союза в целом (надгосударственный или "европейский"). Первое, что необходимо выяснить: как можно повысить уровень демократической легитимности и прозрачности ныне существующих институтов? Данный вопрос непосредственно касается трех из них <*>. -------------------------------- <*> Европейский Союз (включая Европейские сообщества) в настоящее время располагает пятью институтами. Из них два - Суд и Счетная палата - считаются "неполитическими", т.е. руководствующимися в своих действиях не общественным мнением, а исключительно нормами материального и процессуального права, на основании которых они проводят расследования и разрешают юридические конфликты. В этой связи вопрос о демократической легитимности судебных и контрольных органов Союза в Декларации Лаакена не ставится на обсуждение. Каковы возможные способы укрепления авторитета и эффективности Европейской комиссии? Кто должен назначать председателя Комиссии: Европейский совет, Европейский парламент или граждане в ходе прямых выборов? Нужно ли усиливать роль Европейского парламента? Подлежит или нет расширению право Парламента на совместное участие в принятии решений <*>? Должен ли быть изменен порядок избрания членов Европарламента? Может быть, стоит ввести европейский избирательный округ или лучше сохранить избирательные округа, установленные на национальном уровне? Допустимо ли сочетание двух систем? -------------------------------- <*> Речь идет о так называемой "процедуре совместного принятия решений", предусмотренной ст. 251 Договора об учреждении Европейского сообщества. В рамках данной процедуры Европарламент имеет абсолютное вето на законопроекты, а нормативные и иные акты считаются принятыми совместно Европейским парламентом и Советом (регламент Европейского парламента и Совета и т.п.). Цель вопроса, поставленного в декларации - выяснить, следует ли распространить процедуру совместного принятия решений на сферы общественной жизни, где в настоящее время роль Европарламента остается ограниченной (например, борьба с преступностью, иммиграционная политика). Требует ли усиления роль Совета? Должен ли Совет действовать в одинаковом порядке, когда он выступает в качестве законодателя, с одной стороны, и в ходе реализации своих исполнительных полномочий, с другой? Следует ли усилить прозрачность в функционировании Совета с тем, чтобы любые его сессии, на которых Совет действует как законодательный орган, носили открытый характер? Нужно ли предоставлять гражданам более широкий доступ к документации Совета? Наконец, как обеспечить равновесие и взаимный контроль между институтами? Второй вопрос, который также затрагивает проблему демократической легитимности, относится к роли национальных парламентов. Следует ли наряду с Советом и Европарламентом создать новый институт, состоящий из представителей национальных парламентов? Должны ли последние играть роль в тех сферах европейской деятельности, в которых не наделен полномочиями Европейский парламент? Нужно ли, чтобы национальные парламенты сосредоточили свое внимание на вопросах разграничения компетенции между Союзом и государствами-членами, например, посредством предварительного контроля за соблюдением принципа субсидиарности? Третий выдвигаемый на обсуждение вопрос - вопрос о средствах, с помощью которых можно достичь большей эффективности процесса принятия решений и общего функционирования институтов в рамках Союза, когда он будет включать почти тридцать государств-членов. Как Союзу в подобных условиях лучше устанавливать свои цели и приоритеты, а также обеспечить более надежную их реализацию в жизнь? Подлежит ли дальнейшему увеличению число решений, принимаемых квалифицированным большинством <*>? Как упростить и ускорить процедуру совместного принятия решений Советом и Европейским парламентом? -------------------------------- <*> Речь идет о принятии решений Советом Европейского Союза. В настоящее время основными способами принятия решений в этом органе являются квалифицированное большинство и единогласие (на практике - консенсус). Поскольку в Совет входят представители государств-членов на министерском уровне, по одному от каждой страны, принцип единогласия означает, что государство-член через своего министра может наложить вето на законопроект. В условиях, когда в Европейский Союз будет входить около 30 стран, а в Совет, стало быть - почти 30 министров, сохранение за государствами-членами права вето может парализовать процесс принятия решений. По этой причине, начиная с 1986 г., принцип единогласия в Совете постепенно заменяется квалифицированным большинством, при котором члены Совета не имеют права вето и располагают неодинаковым числом голосов в зависимости от численности населения в представляемом ими государстве. Подлежит ли сохранению система, когда пост председателя Союза меняется в порядке ротации каждые полгода <*>? Какова будущая роль Европейского парламента? Как изменится в дальнейшем роль и структура различных формаций Совета <**>? -------------------------------- <*> Имеется в виду пост председателя Совета Европейского Союза, который занимают государства-члены поочередно в течение 6 месяцев. Министры государства-председателя, соответственно, руководят работой всех заседаний Совета и его вспомогательных органов в указанный период. Председатель Совета также является высшим официальным представителем Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. <**> Под "формациями" подразумеваются различные составы, в которых может собираться Совет Европейского Союза: Совет в составе министров иностранных дел ("общий Совет"), в составе министров экономики или финансов (Экофин), Совет по вопросам правосудия и внутренних дел (в составе министров внутренних дел и/или юстиции) и т.д. Как одновременно повысить внутреннее единство европейской внешней политики <*>? Как добиться более слаженной работы Высокого представителя и комиссара, отвечающего за соответствующие вопросы <**>? Нужно ли и далее расширять представительство Союз на международных форумах? -------------------------------- <*> Речь идет о координации внешнеполитических мероприятий, предпринимаемых в рамках Европейских сообществ (по вопросам социально-экономического сотрудничества с "третьими странами"), и в рамках общей внешней политики и политики безопасности (по остальным внешнеполитическим вопросам, в том числе военным). В первом случае основным представителям Союза перед иностранными государствами и международными организациями выступает Европейская комиссия, один из членов которой отвечает за внешние сношения (комиссар по внешним сношениям - ныне Крис Пэттен). По вопросам ОВПБ Союз официально представляет председатель Совета (т.е. одно из государств-членов), которому помогает Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (эту должность с длинным названием с 1999 г. занимает Хавьер Солана). <**> Имеются в виду Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по вопросам ОВПБ и комиссар (член Комиссии) по внешним сношениям. |
Фрагмент документа "ЛААКЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ БУДУЩЕЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (ДЕКЛАРАЦИЯ ЛААКЕНА)".