СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ. ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации. Главный государственный санитарный врач РФ. 18.12.07 МР 2.2.9.2311-07

Фрагмент документа "СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ. ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

9. Мероприятия по коррекции неблагоприятного
        функционального состояния работников умственного труда
           при воздействии производственных стресс-факторов

     9.1.   Для  снижения  эмоционального  напряжения,  обусловленного
характером   трудовой   деятельности   работников  умственного  труда,
обосновывается    целесообразность    включения   в   распорядок   дня
индивидуальных    сеансов    "психологической    разгрузки".    Сеансы
"психологической  разгрузки"  можно  начинать  проводить  только после
овладения   основами   и   техникой  их  выполнения  под  руководством
инструктора   или   психоневролога.   Для  этого  необходимо  в  плане
оздоровительных   мероприятий   предусмотреть  достаточное  количество
занятий с привлечением специалистов соответствующего профиля.
     Сеансы  "психологической  разгрузки"  продолжительностью  10 - 20
мин.  рекомендуется проводить ежедневно в одно и то же время, например
в  часы  обеденного перерыва, после приема пищи или во второй половине
рабочего   дня,  когда  начинает  снижаться  работоспособность.  Место
проведения  должно  быть  постоянным  или  в  комнате "психологической
разгрузки", или в собственном рабочем кабинете.
     9.2.   Для   профилактики  функциональных  расстройств  у  лиц  с
выраженным   нервно-напряженным  трудом  в  качестве  "психологической
разгрузки"  рекомендуются: психическая саморегуляция (ПСР), аутогенная
тренировка, функциональная музыка, коррекция функционального состояния
с    помощью   слайдо-   и   видеофильмов,   дыхательные   упражнения,
оптимизирующие    функциональное    состояние,   электротранквилизация
(прилож. 4, 7, 9, 12 - 14).
     9.3.  Формирование  навыков управления своим состоянием с помощью
методов   психической  саморегуляции  (ПСР)  повышает  устойчивость  к
действию  стресс-факторов,  а  в  случае  возникновения  экстремальных
ситуаций активизирует необходимые резервы.
     Психическая  саморегуляция  включает выработку навыков управления
вниманием,  оперирование  чувственными  образами,  регуляцию мышечного
тонуса и ритма дыхания, словесные внушения (прилож. 2).
     9.4.  Сеансы  аутогенной  тренировки  в  течение  20  -  30  мин.
используются  при  оперативных  видах  деятельности для восстановления
функционального    состояния,    снятия   эмоционального   напряжения,
утомления,   увеличения  работоспособности  в  сложных  и  напряженных
условиях труда (прилож. 4).
     9.5. Сеансы функциональной музыки рекомендуется проводить 10 - 20
мин.,   они  направлены  на  достижение  отвлекающего,  расслабляющего
эффекта   или,  наоборот,  активирующего  при  явлениях  монотонии.  В
фонограммах используются как современные произведения, так и фрагменты
классической    музыки.    Восприятие   музыки   носит   исключительно
индивидуальный    характер,    что    требует    наличия   в   комнате
"психологической   разгрузки"   большого   количества  и  разнообразия
фонограмм (прилож. 13).
     9.6.  Психокоррекция с помощью слайдов и видеофильмов достигается
за  счет  целенаправленного  подбора сюжета, объекта съемки, цветового
решения.   Комбинация   зрительных  и  музыкальных  образов  позволяет
оказывать     существенное     влияние     на     уровень    активации
психофизиологических   функций   организма,   эмоции  и  мотивационные
установки   человека.  Кроме  того,  являясь  средством  эстетического
воздействия,  слайд-фильмы влияют на эмоциональную окраску переживаний
и   мотивационные   установки   субъекта.   По  принципам  действия  к
слайд-фильмам близки видеофильмы.
     По   достигаемому  психорегулирующему  эффекту  предлагается  три
варианта  слайд-фильмов:  релаксирующие,  активирующие (мобилизующие),
отвлекающие (прилож. 14).
     9.7.  Дыхательные упражнения для снятия психической напряженности
способствуют  нервно-мышечной релаксации и оптимизируют функциональное
состояние.  Проводятся  в  качестве психологической разгрузки в режиме
рабочего дня (прилож. 7).
     9.8.  Метод  электротранквилизации  центральной  нервной  системы
предназначен для воздействия на центральную нервную систему работников
импульсным   током   с   целью   снятия   утомления  и  восстановления
работоспособности  особенно  в  ночную  смену.  При  этом  уменьшается
возбудимость  эмоциогенных  зон гипоталамуса и создаются благоприятные
условия   для   оптимизации   регулирующей   функции   центральной   и
вегетативной нервной системы.
     Для  проведения электротранквилизации центральной нервной системы
используются серийные аппараты типа "Лэнар" и "микро-Лэнар". Процедура
проводится  средним  медицинским  персоналом  или самостоятельно после
ознакомления с методикой работы. Продолжительность сеанса 20 - 40 мин.
(прилож. 9).
     9.9.   В   качестве   активного   отдыха  работникам  умственного
нервно-напряженного труда рекомендуется проводить в регламентированные
перерывы  длительностью  7  -  10 мин. комплекс физических упражнений,
стимулирующих  деятельность  нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной
систем,    снимающих   общее   утомление   и   повышающих   умственную
работоспособность  (прилож.  2  и  5).  В течение 40 - 60 с проводится
комплекс упражнений, предназначенных для конкретного воздействия на ту
или  иную  группу мышц или систему организма в зависимости от ощущения
усталости (прилож. 6).
     9.10.  Для  снятия утомления зрительного анализатора использовать
комплекс упражнений для глаз (прилож. 3).
     9.11.   Профилактика   атерогенных   изменений  липидного  обмена
предполагает  коррекцию  избыточной  массы  тела и рассматривается как
средство,  повышающее  устойчивость к воздействию стресс-факторов. Для
этого рекомендуется комплекс физических упражнений, которые проводятся
дозированно, в максимальном темпе (прилож. 15).

Фрагмент документа "СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ. ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа