Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 17.03.2009)".
6. Оценка внешних факторов, влияющих на достижение целей Программы Основными внешними факторами, влияющими на развитие малого предпринимательства, при разработке Комплексной программы приняты: 1. Общее состояние социально-экономического развития Российской Федерации и субъекта РФ - города Москвы, тенденции его изменения. 2. Макроэкономические факторы, определяющие состояние экономики РФ и города Москвы: уровень инфляции, состояние государственных финансов, курс национальной валюты, валовой региональный продукт и его структура, объемы производства, потребления и накопления, инвестиционный потенциал, научно-технический и инновационный потенциал, потенциал трудовых ресурсов, состояние отраслевой и функциональной инфраструктуры. 3. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования экономики: - потенциал государственного управления; - действующее законодательство и тенденции его изменения; - налоговая политика; - бюджетная политика; - промышленная политика; - миграционная политика; - направления, способы и объем реализации мер государственной поддержки и содействия развитию малого предпринимательства на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации - города Москвы; - государственный заказ и участие малого бизнеса в его выполнении; - наличие, степень и тенденции изменения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. 4. Внешнеполитические факторы: - присоединение России к ВТО; - международное разделение труда; - состояние и тенденции изменения мирового рынка ресурсов. 5. Уровень и динамика изменения цен на основные фонды, производственно-технологические ресурсы. 6. Состояние финансовых рынков и степень их соответствия потребностям и возможностям малого бизнеса. В зависимости от интегральной совокупности воздействия вышеперечисленных факторов на малый бизнес Москвы и систему поддержки и развития малого предпринимательства реализация Программы оценивается по трем вариантам: базовому (реалистическому), оптимистическому, пессимистическому. В таблице представлены три варианта прогнозируемых реакций на воздействие ряда внешних факторов (в агрегированной форме): --------------------------------------------------------------------------------------------- |N | Фактор | Прогноз действия | |п/п | |------------------------------------------------------------------| | | | пессимистический | реалистический | оптимистический | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |1. | Интенсивность | Снижение темпов и | Сохранение | Принятие Пятого | | | и направления | объемов поддержки | действующих | национального | | | государственной | малого бизнеса в | тенденций | проекта "Развитие | | | поддержки малого | Москве и на | государственной | малого | | | бизнеса на | федеральном уровне, | политики, | предпринимательства | | | федеральном | отказ от отдельных | направленной на | в России" | | | и городском | мер поддержки | развитие малого | | | | уровнях | | бизнеса | | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |2. | Состояние | Недостижение | Достижение | Превышение | | | и тенденции | утвержденных | утвержденных | утвержденных | | | социально- | стратегических | стратегических | стратегических | | | экономического | показателей состояния| показателей | показателей | | | развития России | экономики на | состояния экономики | состояния экономики | | | и Москвы | федеральном и | на федеральном и | на федеральном и | | | | городском уровне | городском уровне | городском уровне | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |3. | Экономические | Существенное снижение| На уровне официально| Стабилизация | | | факторы | либо превышение | прогнозируемых | инфляции в | | | | прогнозируемого | показателей | оптимальных | | | | уровня инфляции, | | пределах, | | | | неустойчивый курс | | стабилизация курса | | | | рубля, падение роста | | рубля, прирост | | | | производства, | | темпов производства,| | | | снижение темпов роста| | увеличение доходов | | | | доходов населения | | населения выше | | | | | | прогнозных | | | | | | показателей | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |4. | Внешнеполитические| Происходит | Не происходит | Не происходит | | | факторы (вопрос | присоединение России | присоединение России| присоединение России| | | присоединения | к ВТО | к ВТО | к ВТО | | | России к ВТО) | | | | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |5. | Действующее | Происходят изменения | Изменений | Принимается пакет | | | законодательство | законодательства, | законодательства по | федеральных законов | | | и его изменения | ухудшающие положение | вопросам | и нормативных | | | | СМП по сравнению с | предпринимательского| подзаконных актов, | | | | действующим | права не происходит | обеспечивающий | | | | законодательством, | | условия ускоренного | | | | затрудняющие | | развития малого | | | | регистрацию и | | бизнеса | | | | деятельность | | | | | | коммерческих | | | | | | организаций | | | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |6. | Уровень налогов | Возрастание | Не изменяется | Налоговая нагрузка | | | и налоговая | налогового давления | | снижается в | | | политика | на малое | | соответствии с | | | | предпринимательство | | прогнозными | | | | | | показателями | | | | | | среднесрочной | | | | | | программы | | | | | | Правительства РФ | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |7. | Уровень и динамика| Рост цен на | Стабилен на уровне | Обеспечение льготных| | | изменения цен на | производственно- | общей прогнозируемой| условий приобретения| | | производственно- | технологические | инфляции | ресурсов на | | | технологические | ресурсы выше | | развитие малого | | | ресурсы | темпов роста | | бизнеса | | | | доходности субъектов | | | | | | малого | | | | | | предпринимательства | | | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |8. | Уровень и динамика| Рост цен на | Стабильны на уровне | Рост цен на | | | изменения цен на | недвижимость выше | общей прогнозируемой| недвижимость ниже | | | недвижимость | темпов роста | инфляции | темпов роста | | | | доходности субъектов | | доходности субъектов| | | | малого | | малого | | | | предпринимательства | | предпринимательства | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |9. | Состояние | Отсутствие изменений | Сохранение | Развитие финансового| | | финансового рынка | на финансовом рынке в| обеспеченности | рынка происходит до | | | (кредитного и | интересах малого | финансовыми | уровня | | | инвестиционного) | предпринимательства. | ресурсами на | удовлетворения | | | и степень его | Форс-мажор - кризис | имеющемся уровне | основных | | | ориентации на | финансового рынка | | потребностей малого | | | потребности малого| | | бизнеса в данной | | | бизнеса | | | сфере | |----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------| |10. | Государственный | Невыполнение | Выделяемая доля | Выделяемая доля | | | заказ и степень | законодательной нормы| госзаказа | госзаказа превышает | | | участия малого | размещения 15% | соответствует уровню| установленную норму | | | бизнеса в его | госзаказа у субъектов| в 15% | | | | исполнении | малого | | | | | | предпринимательства | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- Расчет реалистического варианта Программы основан на следующих исходных данных: - утвержденные основные прогнозные показатели социально - экономического развития Москвы на 2006 год и на период до 2008 года, рассчитанные на основании анализа исходных условий социально-экономического развития и их динамики, сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие три года, а также основные макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Москвы на 2007-2009 годы, рассчитанные ДЭПиР г. Москвы; - анализ темпов роста показателей развития МБМ за 10 лет по данным государственной статистики; - анализ динамики развития малого бизнеса Москвы по данным бухгалтерской отчетности малых предприятий за период 1996-2004 годов (проанализировано около миллиона бухгалтерских отчетностей форм 1 и 2 малых предприятий Москвы); - учет положительной оценки результатов социально-экономического развития г. Москвы за 11 месяцев 2005 года; - результаты мониторинга состояния малого бизнеса Москвы на ноябрь 2005 года; - анализ результатов выполнения предыдущих комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве. Полученные результаты позволили получить прогнозные значения индикативных показателей развития малого бизнеса Москвы, в том числе и как результат воздействия комплекса программных мероприятий, имеющих свои расчетные показатели по каждому из разделов. Эти показатели соответствуют выполнению условий удвоения в 2009 году валовой добавленной стоимости, производимой малым бизнесом Москвы, относительно показателей 2002 года. Расчет показателей по пессимистическому варианту реализации Программы предполагает деструктивное воздействие внешних факторов, приводящее к срыву устойчивых тенденций развития и серьезным снижениям темпов роста целого ряда показателей (суммарной выручки, валовой добавленной стоимости, производимой субъектами малого предпринимательства, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и др.). При этом возможно создание напряженности на рынке труда - увеличение безработицы с соответствующими негативными последствиями, включая рост криминогенной обстановки. Такое изменение тенденций может вызвать целый ряд внешних воздействий, в том числе: - присоединение к ВТО с непредсказуемыми последствиями и, по мнению ряда экспертов, приводящими к свертыванию целого ряда производств и услуг, усилению давления импорта и т.д.; - налоговая политика, не снижающая тяжести налогового бремени; - рост стоимости аренды нежилых помещений; - удорожание ресурсов (людских, финансовых, энергетических, технологических, информационных и т.д.). Расчет показателей оптимистического варианта реализации Программы основан на прогнозе положительных тенденций изменения внешних факторов, обеспечивающих ускоренное развитие малого бизнеса Москвы: - четкие ориентиры государственной политики на развитие малого предпринимательства на долгосрочную перспективу, закрепленные законодательно (наиболее сильным решением могло бы стать принятие Пятого национального проекта "Развитие малого бизнеса России"); - снижение налоговой нагрузки; - реализация мер по сдерживанию роста стоимости ресурсов; - реализация программ обеспечения субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями. В таблице приведены значения основных индикативных показателей: --------------------------------------------------------------------------------------- | Показатель |Ед. изм. |Варианты реализации | | | |-----------------------------------------------| | | |Пессимистический|Реалистический|Оптимистический| |---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| | Рост количества субъектов |% в год | 1-2 | 4-5 | 6-8 | | малого предпринимательства| | | | | |---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| | Прирост числа рабочих мест|тыс. ед. | 10-20 | 50-60 | 120-150 | | |в год | | | | |---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| | Абсолютный прирост |% в год | 3-4 | 9-12 |Не менее 20 | | суммарной выручки в | | | | | | сопоставимых ценах | | | | | |---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| | Валовая добавленная |% | -1 | 8,5-11 | 15-20 | | стоимость | | | | | | (к предыдущему году) | | | | | |---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| | (на душу населения) |тыс. руб.| 53,6 | 57,9-59,0 | 62,9-65,6 | | | | <1> | | | |---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| | Динамика налоговых |% |Не ниже -3 | 4-5 |Не менее 15 | | поступлений в бюджет к | | | | | | предыдущему году | | | | | |---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------| | Инвестиции МБМ в расчете |тыс. руб.| 2,0 | 3,36 |Не менее 6,0 | | на одного занятого | | <2> | <3> |<4> | --------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Из расчета, что в 2006 году ВДС на душу населения сохранится на уровне 2004 года при тенденции падения 3% в год. Значение рассчитано по данным бухгалтерской отчетности (выборка за 2003 год - 160 тысяч бухгалтерских отчетностей МП по основной системе налогообложения, за 2004 год - 170 тысяч). За расчетное количество жителей принято значение 10,4 миллиона человек. <2> На уровне прогноза 2005 года в фактических ценах при сохранении темпов снижения по данным МГС. <3> Из расчета темпов роста инвестиций в основной капитал в 2005 году на общегородском уровне (103,5) в сопоставимых ценах. <4> При выходе на уровень темпов роста 2003 года в сопоставимых ценах. |
Фрагмент документа "О КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2007-2009 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 17.03.2009)".