Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В РОССИИ ДО 2015 ГОДА".
4. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ 4.1. Прогноз потребностей в работах и услугах по обеспечению единства измерений Прогноз потребностей в работах и услугах по обеспечению единства измерений строится на постулировании того, что в условиях реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, направленной на создание инновационной экономики России как развитого государства XXI века, количество измерений в стране будет возрастать, а общество будет предъявлять все более высокие требования к достоверности и сопоставимости результатов измерений, и, прежде всего, в областях, связанных с повышением качества жизни, развитием новых технологий, а также обороны и безопасности государства. По мере возрастания количества измерений будет увеличиваться и количество средств измерений, подвергаемых таким видам контроля пригодности, как поверка и калибровка. При этом количество калибровок будет расти более ускоренными темпами, в том числе за счет интеграции России в мировую экономику. Потребности в оснащении новейшей измерительной техникой новых промышленных технологий (в т.ч. нанотехнологий), новых систем контроля окружающей среды, новых технологий диагностирования и лечения болезней, строительства, химической промышленности, новых технологий разработки препаратов для фармакологии, новых технологий для электроники и информационных технологий, обеспечения обороны и безопасности страны приведут к значительному росту объектов, попадающих под режим обеспечения единства измерений. В торговле и во взаимных расчетах будет расти уровень точности и достоверности результатов измерений, а также защиты измерительной информации от несанкционированного доступа, в том числе за счет новых механизмов испытаний и контроля. Кроме развития традиционных направлений метрологии, связанных с воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц физических величин, будут развиваться новые направления, связанные с воспроизведением, хранением и передачей шкал измерений, в частности, шкалы времени и эталонных частот, что напрямую предусмотрено п. 8 ст. 21 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений". В основополагающем российском стандарте ГОСТ Р 8.000-2000 "Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения" установление согласованных требований к совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений отнесено к важнейшим объектам деятельности по обеспечению единства измерений. Все это потребует значительного обновления эталонной базы Российской Федерации как в направлении повышения точности воспроизводимых, хранимых и передаваемых эталонами единиц величин, так и в направлении расширения номенклатуры и диапазонов изменений единиц величин, обслуживаемых эталонами. По мере увеличения количества разрабатываемых технических регламентов и обновления национальных стандартов в несколько раз возрастет потребность в их метрологической экспертизе. Достоверность результатов измерений в значительной степени зависит от качества методов и методик измерений. В этой связи неизбежно будут возрастать объемы работ по аттестации методик выполнения измерений. Для эффективной реализации Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" потребуется актуализация всей нормативной правовой и методической базы обеспечения единства измерений. Необходимо будет внести изменения в не менее 30 действующих правил по метрологии, в около 2000 методических рекомендательных документов, предстоит в значительной степени пересмотреть массив методик поверок средств измерений. Важную роль в повышении доверия к результатам измерений играет государственный метрологический надзор. Развивающаяся экономика влечет за собой развитие метрологического обеспечения различных сфер человеческой деятельности, что в свою очередь потребует непрерывного мониторинга его соответствия установленным требованиям. От органов государственного метрологического надзора потребуется новый уровень методического и технического обеспечения проверок состояния измерений. Количество проверок необходимо увеличить, по крайней мере, в 2 - 3 раза, чтобы они могли приносить ощутимый эффект в обеспечение единства измерений. Для обеспечения возрастающих потребностей в обеспечении единства измерений в интересах войск (сил) и вооружения, военной и специальной техники сферы обороны и безопасности на период до 2015 года необходимо решение следующих задач. 4.1.1. Повышение точности эталонов по отдельным физическим величинам для метрологического обеспечения высокоточного оружия и других видов перспективных вооружений от 1,5 до 10 раз с расширением диапазонов измерений по разным единицам величин от 1,2 до 2-х и более раз и частотного диапазона до 178 ГГц. Обеспечение стойкости к внешним факторам военной эталонной техники и повышение ее надежности до 20000 и более часов наработки на отказ. 4.1.2. Достижение коэффициента мобильности технических средств обеспечения единства измерений до 0,9 за счет создания и переоснащения метрологических воинских частей и подразделений Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и поверочных органов метрологических служб сферы обороны и безопасности мобильными метрологическими комплексами нового поколения, обеспечивающими поверку 90% и более средств измерений военного назначения непосредственно в местах эксплуатации вооружения, военной и специальной техники. Увеличение на основе автоматизации поверочных работ и применения современных мобильных метрологических комплексов оперативности обслуживания средств измерений военного назначения в процессе обеспечения единства измерений в 2 - 3 раза с повышением показателя их готовности к применению по назначению до значения 0,98 - 0,99. 4.1.3. Поддержание и совершенствование военных эталонов Минобороны России, являющихся исходными эталонами для сферы обороны и безопасности и резервом государственных эталонов Российской Федерации, мобильных метрологических комплексов и рабочих эталонов военного назначения в соответствии с потребностями обеспечения единства измерений войск (сил) и вооружения, военной и специальной техники. 4.1.4. Разработать военные эталоны по новой номенклатуре единиц величин в количестве не менее 19 наименований для обеспечения единства и требуемой точности измерений при создании и использовании перспективных вооружения, военной и специальной техники и новых военных технологий, в том числе: - высокоточного оружия (боевых разведывательных ударных комплексов воздушного, морского и наземного базирования) с системами наведения в оптическом (лазерном), инфракрасном и сверхвысокочастотном диапазонах длин волн, а также основанными на сигналах космической навигационной системы ГЛОНАСС; - цифровых систем связи и боевого управления и других информационно-коммуникационных технологий; - цифровых карт и геодезической спутниковой аппаратуры в области военной топографии и геодезии; - навигационной спутниковой аппаратуры и метрологического обеспечения ГЛОНАСС; - время-частотного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов сферы обороны и безопасности; - заметности и скрытности отечественных вооружений в широком диапазоне длин волн; - аппаратуры обнаружения военной техники противника. 4.1.5. Разработать более 200 типов и серийное производство до 10 - 15 тысяч единиц ежегодно нового поколения рабочих эталонов, поверочных установок и рабочих средств измерений по актуальной для современного вооружения номенклатуре единиц величин, использующих последние приборостроительные технологии, для переоснащения ими до 2020 года метрологических воинских частей и подразделений Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и поверочных органов метрологических служб сферы обороны и безопасности. 4.1.6. Обеспечить серийный выпуск автоматизированных мобильных метрологических поверочных комплексов (подвижных лабораторий измерительной техники) военного назначения нового поколения для всех уровней войсковой структуры. 4.1.7. Обеспечить создание мобильных комплексов метрологического обеспечения средств измерений характеристик радиоактивных, взрывчатых, химических и отравляющих веществ при решении измерительных задач по выявлению признаков подготовки террористических актов и устранения их последствий. 4.1.8. Разработать и внедрить в военную метрологическую практику мобильные комплексы эталонов-переносчиков, обеспечивающие оперативное комплексное эталонирование центральных баз и баз измерительной техники Минобороны России, видов Вооруженных Сил Российской Федерации и метрологических служб сферы обороны и безопасности непосредственно в местах их дислокации. 4.1.9. Продолжить совершенствование инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий поддержания характеристик модернизируемой эталонной базы Минобороны России. Ввод в эксплуатацию дополнительного корпуса ФГУ "32 ГНИИИ Минобороны России", имеющего специальные помещения для размещения военных эталонов и личного состава. 4.1.10. Обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы и нормативных документов, регулирующих единство измерений в сфере обороны и безопасности и при осуществлении государственного оборонного заказа, в соответствии с новым федеральным законодательством об обеспечении единства измерений и разработанными в его развитие нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4.2. Возможные сценарии развития системы обеспечения единства измерений 4.2.1. Инерционный сценарий развития Инерционный сценарий с большей вероятностью будет реализовываться при следующих условиях: - в прогнозируемый период не будет изменяться размер инвестиций в обеспечение единства измерений, сохранится уровень 2008 года; - не будут осуществляться структурные изменения в системе управления обеспечением единства измерений, направленные на повышение эффективности управления системой; - будет замедлено финансирование национальных проектов и Федеральных целевых программ (в области нанотехнологий, ГЛОНАСС, энергосбережения и др.); - будут замедлены темпы обновления средств измерений (отечественных и зарубежных), используемых в Российской Федерации. В этих условиях не получит достаточного развития эталонная база России (технические и метрологические характеристики), уровень калибровочных и измерительных возможностей метрологических институтов и центров не сможет обеспечивать потребности страны, продолжится стагнация нормативно-методической базы обеспечения единства измерений, в целом будет снижаться уровень доверия общества к результатам измерений. При таком состоянии системы обеспечения единства измерений не удастся осуществить реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, ряда федеральных и ведомственных целевых программ, критических технологий Российской Федерации. 4.2.2. Оптимистический сценарий развития. Оптимистический сценарий с большей вероятностью может быть реализован при выполнении следующих условий: - будет обеспечено достаточное финансирование мероприятий по развитию эталонной базы России на период до 2015 г., направленных на повышение научно-технического уровня эталонов и преодоление отставания наших измерительных возможностей (с учетом международных рекомендаций, ориентирующих финансирование на уровень ВВП); - произойдут структурные изменения в системе управления обеспечением единства измерений (в рамках требований и условий, заданных Административной реформой), направленные на повышение его эффективности; - будут усовершенствованы механизмы межведомственной координации работ в области обеспечения единства измерений; - будет обеспечено запланированное финансирование национальных проектов и федеральных целевых программ; - будут возрастать требования к точностным и эксплуатационным характеристикам применяемых средств измерений, будет увеличиваться парк средств измерений. При соблюдении указанных условий можно ожидать: - расширения диапазонов измерений и увеличения точности измерений в 3 - 5 раз, прежде всего для обеспечения решений задач развития приоритетных направлений в экономике, в социальном и оборонном комплексах; - роста на 30% измерительных возможностей Российской Федерации в таких важнейших отраслях, как здравоохранение, экология, новые технологии, оборона и безопасность государства; - повышения научно-технического и метрологического уровня эталонной базы России за счет усовершенствования не менее 40 и создания не менее 20 новых государственных первичных эталонов, разработки или модернизации не менее 1300 государственных рабочих эталонов; - повышения качества метрологического сопровождения перспективных технологических направлений (нанотехнологии, биотехнологии, авиационно-космические технологии и др.); - повышения в 1,5 - 2 раза уровня метрологического обслуживания важнейших направлений экономики (энергетика, транспорт, машиностроение, экология, медицина и др.), в том числе повышение степени удовлетворения потребностей в поверке и калибровке средств измерений не менее чем на 40%. 4.2.3. Стратегия развития технической базы обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности Степень выполнения основных требований по обеспечению единства измерений в интересах войск (сил) и вооружения, военной и специальной техники сферы обороны и безопасности непосредственно определяется состоянием технической базы. Анализ перспектив развития показал наличие двух вариантов: Инерционный вариант - отсутствие целевых мер государственной поддержки и сохранение в сложившихся финансово-экономических условиях нынешнего уровня финансирования эталонной базы Минобороны России и темпов переоснащения рабочими эталонами, эксплуатируемыми в метрологических воинских частях и подразделениях Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и в поверочных органах метрологических служб в области обороны и безопасности. Умеренно-оптимистический вариант - применение целевых мер государственной поддержки работ по разработке и модернизации военных эталонов, а также дополнительное финансирование комплексного переоснащения парка рабочих эталонов и мобильных метрологических комплексов (подвижных лабораторий измерительной техники) в соответствии с требованиями к обеспечению единства измерений современных и перспективных видов вооружения, военной и специальной техники. В настоящее время развитие эталонной базы Министерства обороны в области обеспечения единства измерений осуществляется в рамках Государственной программы вооружений. При этом уже выполняются или запланированы на ближайшие годы работы по созданию следующих основных групп средств метрологического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: подвижные и стационарные метрологические комплексы; военные эталоны и установки высшей точности; рабочие эталоны; средства измерений военного назначения. Оценка реализуемости запланированных работ показывает, что предусмотренные тактико-технические характеристики указанных средств метрологического обеспечения, запланированные Государственной программой вооружений до 2015 года, в целом могут быть реализованы в установленные сроки. Кроме того, к настоящему времени образовался разрыв между требуемым уровнем технологий, производственной базы и реальными, в значительной степени ограниченными, возможностями приборостроительных предприятий, который может сохраниться в рамках инерционного сценария развития технической базы обеспечения единства измерений. Другим негативным проявлением инерционного сценария развития являются низкие темпы переоснащения технической базы, особенно в части парка рабочих эталонов и мобильных метрологических комплексов. Так, более чем на порядок не соответствуют требованиям по переоснащению метрологических воинских частей и подразделений Метрологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации и поверочных органов метрологических служб сферы обороны и безопасности объемы серийного производства рабочих эталонов и поверочных установок по актуальной для современного вооружения номенклатуре единиц величин. Сохранение единичных объемов ежегодного производства автоматизированных мобильных метрологических поверочных комплексов (подвижных лабораторий измерительной техники) военного назначения 3-ого поколения в ближайшее десятилетие будет иметь следствием снижение доли средств измерений военного назначения, поверяемых непосредственно в местах эксплуатации, что приведет к снижению готовности и мобильности вооружения, военной и специальной техники. 4.3. Условия реализации оптимистического варианта развития Мероприятия, направленные на реализацию оптимистического варианта развития системы обеспечения единства измерения, должны предусматривать решение следующих основных задач: Задача 1. Повышение научно-технического уровня и точностных характеристик государственных эталонов единиц величин. Задача 2. Повышение уровня технических средств Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, позволяющие обеспечить перспективные требования системы ГЛОНАСС. Задача 3. Развитие Государственной службы стандартных образцов до уровня, позволяющего обеспечить развитие перспективных технологий (в том числе нанотехнологий). Задача 4. Развитие Государственной службы стандартных справочных данных. Задача 5. Совершенствование системы метрологического обеспечения в сфере обороны и безопасности государства и оборонно-промышленного комплекса. Задача 6. Развитие метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, техники и критических технологий Российской Федерации, в том числе в сферах нанотехнологий и наноматериалов. Задача 7. Повышение эффективности государственного метрологического надзора. Задача 8. Совершенствование нормативных правовых, организационных, методических и информационных основ обеспечения единства измерений. 4.4. Цель и задачи Стратегии Целью Стратегии является обеспечение наиболее полного развития потенциала современной метрологической инфраструктуры Российской Федерации для удовлетворения потребностей общества и государства в получении необходимого количества объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, соответствующих мировому уровню. 4.4.1. Целевые индикаторы развития системы обеспечения единства измерений Стратегия в целом и ее целевые индикаторы отражают требования выхода на новые уровни точности измерений, соответствия калибровочных и измерительных возможностей Российской Федерации международному уровню, позволяют с разбивкой по годам отразить динамику перехода обеспечения единства измерений на качественно новый уровень. Планируемые (прогнозируемые) целевые индикаторы развития системы обеспечения единства измерений и их значения (Приложение 2) устанавливались с учетом и на основе: - значений показателей за прошлые периоды (в том случае, если эти значения имелись); - сложившихся тенденций, факторов и условий, определяющих динамику показателей; - показателей других целевых научно-технических и иных программ; - показателей, характеризующих деятельность в области обеспечения единства измерений в других странах, и показателей, применяемых для сопоставлений между странами. До 2011 года планируется достичь следующих значений индикаторов развития: - повышение точности воспроизведения и передачи размеров единиц величин в среднем в 3 - 5 раз; - расширение диапазонов измерений в 10 и более раз; - увеличение производительности поверочных работ в 1,5 - 2 раза; - удовлетворение потребностей в поверке и калибровке средств измерений не менее 50%; - рост численности квалифицированных специалистов-метрологов на 25 - 35%, особенно на приоритетных направлениях науки, техники и технологий. 4.4.2. Повышение научно-технического уровня государственных эталонов единиц величин Возможности повышения научно-технического уровня государственных первичных эталонов зависят от уровня развития областей науки и отраслей промышленности, достижения которых используются при совершенствовании существующих и создании новых эталонов. В немалой степени повышение научно-технического уровня государственных первичных эталонов достигается в результате их постоянных метрологических исследований, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на эталонах с целью их совершенствования, участия эталонов в международных сличениях с эталонами других стран. Стратегию развития эталонной базы страны нельзя рассматривать в отрыве от стратегии развития всей системы обеспечения единства измерений (СОЕИ). Существенным при решении задач стратегии развития СОЕИ в области эталонной базы является правильный выбор критериев развития, которые нельзя свести только к одним количественным показателям, например к числу ГЭ и (или) затратам на их содержание. В данном случае ввиду сложности системы и ее значимости для экономики страны требуется всесторонний анализ, учитывающий максимально возможное число факторов, основными из которых являются следующие: - актуальность потребностей практики и способность существующих эталонов удовлетворять их, в т.ч. в перспективе; - необходимость централизованного воспроизведения единиц физических величин в государственном масштабе; - эффект от внедрения и применения эталонов; - характеристики парка рабочих средств измерений; - степень физического и морального износа эталонов; - их значимость для функционирования и совершенствования других эталонов; - ограничения, накладываемые на развитие эталонов; - их научно-технический уровень в сравнении с зарубежными аналогами; - уровень устойчивости эталонов и системы в целом; - обоснованность создания эталонов, присвоения им соответствующего ранга (статуса), а также выделения на их поддержание и развитие госбюджетных ассигнований; - степень рациональности размещения эталонов на территории страны, хранения и применения в конкретных ЦГЭ и ЦСМ. Особенно важными являются такие факторы, как значимость эталона в масштабах страны и мирового сообщества (государственный или отраслевой характер - в рамках страны, международный, в т.ч. в рамках СНГ) и эффективность его работы в интересах науки, ведущих отраслей экономики, социальной сферы и обороны страны, в первую очередь по выполнению государственных функций по обеспечению единства измерений в законодательно регулируемых областях. Очевидно, что наивысшей значимостью и эффективностью обладают эталоны основных и важнейших (базовых) производных единиц физических величин, которые активно используются как внутри страны, так и в рамках международных соглашений. Именно этим эталонам должен присваиваться наивысший уровень приоритета в развитии и ресурсном обеспечении. Основными направлениями (путями) развития эталонной базы с повышением научно-технического уровня эталонов являются: - создание системы эталонов, воспроизводящих основные и важнейшие производные (базовые) единицы физических величин с учетом предстоящей реформы по переопределению ряда основных физических величин, на основе использования фундаментальных физических констант и стабильных физических эффектов и явлений; - разработка систем эталонов, обеспечивающих разумное сочетание централизованного и децентрализованного способов воспроизведения единиц физических величин в различных областях измерений и отраслях экономики; - поиск, исследование и внедрение новых физических явлений и технологий, способных обеспечить научный "прорыв" при создании эталонов нового поколения и тем самым скачкообразно повысить эффективность их использования на ключевых направлениях научно-технического прогресса; - разработка предельных по точности методов и средств измерений эталонного назначения; - разработка новых и совершенствование существующих эталонов, повышение их научно-технического уровня, расширение функциональных возможностей, приближение эталонной точности к потребителю; - автоматизация эталонов и измерительных процедур на основе использования микропроцессоров и ЭВМ, повышение уровня интеллектуализации эталонных измерительно-вычислительных комплексов; - разработка мобильных малогабаритных высокопроизводительных и многофункциональных комплексов эталонов сравнения в различных областях (видах) измерений, в т.ч. на квантовых эффектах, обеспечивающих поверку средств измерений на местах их эксплуатации; - совершенствование государственных, ведомственных и локальных поверочных схем, упрощение их структуры, сокращение числа звеньев и ступеней; - обоснованное увеличение межповерочных интервалов средств измерений и уменьшение на этой основе загрузки эталонного поверочного оборудования; - объединение (комплексирование) эталонов единиц одной физической величины (в т.ч. первичных и специальных эталонов) или нескольких взаимосвязанных физических величин, позволяющее с большей точностью (или без потери точности) и с наименьшими затратами воспроизводить и передавать размеры единиц подчиненным средствам измерений; - исключение (при необходимости) из состава государственной эталонной базы или уточнение статуса существующих эталонов в соответствии с требованиями ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в тех случаях, когда: 1. ГЭ носят ярко выраженный узкоотраслевой характер (рабочие средства измерений (РСИ) в 1 - 2 отраслях) - в этом случае не исключается последующая передача эталонов в отрасли, крупные бизнес-сообщества и т.п.; 2. На них "замыкается" незначительный парк РСИ, или он имеет устойчивую тенденцию к сокращению; 3. ГЭ возглавляют системы обеспечения единства измерений, не требующие централизованного воспроизведения единиц физических величин; 4. ГЭ могут получать размеры единиц от других ГЭ без потери точности передачи размеров единиц физических величин РСИ (например, специальные эталоны от первичных - для одной величины или первичные от первичных и специальных при использовании в них заимствованных СИ из других ГПС - для разных величин) - в этом случае ГЭ могут быть включены в состав соответствующих поверочных схем в ранге ВЭ; - рационализация размещения по территории страны эталонов, ЦГЭ и ЦСМ; - разработка методических и технических решений по передаче размеров единиц от государственных эталонов, воспроизводящих переопределенные единицы физических величин, с повышением точности передачи по ГПС; - международное сотрудничество по созданию и применению эталонов, в т.ч. с государствами, входящими в СНГ, ЕврАзЭС. Совершенствование государственных эталонов в рамках указанных направлений с повышением их научно-технического уровня планируется осуществлять на основе ведомственной программы (или плана мероприятий) по развитию эталонной базы России, предполагаемой к утверждению в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 20.09.2007 по вопросу "О состоянии и развитии работ в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации" и поручением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 3319п-П7. Программа базируется на системе целей, задач и показателей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Одна из четырех стратегических целей Министерства - "создание системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики" - достигается в результате решения тактической задачи: "обеспечение единства измерений, развитие эталонной базы". В рамках действующих обязательств Министерства целью программы является обеспечение функционирования эталонной базы страны на уровне текущих потребностей экономики, социальной сферы и обороны страны без существенного улучшения метрологических и технических характеристик эталонов. Основной задачей в этом случае является содержание государственных первичных эталонов России, включающее постоянные метрологические исследования, научно-исследовательские, научно-технические и иные работы, проводимые с целью поддержания на заданном научно-техническом уровне эталонов и их технической инфраструктуры, в том числе содержание специальных зданий, помещений и сооружений, а также вспомогательного оборудования и приборов, создающих необходимые условия хранения и применения эталонов. Основная цель программы, предлагаемой к финансированию из бюджета как действующих, так и принимаемых обязательств, предусматривающих увеличение объемов бюджетного финансирования: обеспечение повышения научно-технического уровня эталонов Российской Федерации до международного и признания Государственных первичных эталонов страны мировым метрологическим сообществом, решение проблем метрологического обеспечения высокотехнологичных производств, нанотехнологий и наноиндустрии, медицины и здравоохранения, обороны страны и безопасности населения и т.п. Основными задачами программы в данном случае являются создание 22 эталонов нового поколения и совершенствование наиболее востребованных 45 действующих Государственных первичных эталонов Российской Федерации, а также разработка и введение в эксплуатацию более 1000 рабочих эталонов в важнейших областях науки и техники: механике, электромагнетизме, термодинамике, оптико-физике, физико-химии, ядерной физике и частичная поэтапная ликвидация на этой основе недостатков и кризисных явлений в состоянии эталонной базы, что позволит существенно повысить эффективность ее использования при решении крупных научно-технических и хозяйственных задач, имеющих большое практическое значение. Программа мероприятий по развитию эталонной базы России сформирована на основе анализа современных и перспективных потребностей науки, техники и промышленности в совершенствовании обеспечения единства измерений, эталонной базы, в развитии прецизионной измерительной техники. При ее разработке учитывались основные положения ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, приоритеты и цели социально-экономического развития, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, международные договоренности в области метрологии, стандартизации и сертификации. Ввиду ресурсных ограничений в программу включены только наиболее приоритетные задания, направленные на создание и совершенствование важнейших Государственных первичных и вторичных (рабочих) эталонов, активно используемых в интересах большинства ведущих отраслей науки, техники и экономики, социальной сферы и обороны страны. Особое место в программе занимают задания, реализация которых будет способствовать решению актуальных измерительных задач критических технологий Российской Федерации, в том числе в области нанотехнологий и наноиндустрии, обеспечивающих возможности 100% контроля производства высокотехнологичной продукции на предельных точностных возможностях, а также задания, предусматривающие специальные работы, направленные на подготовку Государственных первичных эталонов России к международным ключевым сличениям, учитывая их исключительную роль и значимость не только в деле обеспечения единства измерений, но и в научном, техническом и торговом сотрудничестве с зарубежными странами; создание систем взаимосвязанных эталонов в области воспроизведения основных и важнейших производных (базовых) единиц физических величин на основе использования фундаментальных физических констант и стабильных физических эффектов и явлений. В результате реализации мероприятий программы, предлагаемых к финансированию из бюджета как действующих, так и принимаемых обязательств, предусматривающих увеличение объемов бюджетного финансирования, ожидаются следующие важнейшие результаты: - повышения точности воспроизведения и передачи размеров единиц величин в среднем в 3 - 5 раз; - расширения диапазонов измерений на порядок и более; - увеличения производительности поверочных работ в 1,5 - 2 раза; - повышения уровня метрологического обеспечения на приоритетных направлениях науки, техники и технологий; - обеспечение адекватности мировому уровню калибровочных и измерительных возможностей. Все эти результаты, в конечном счете, не только способствуют решению тактической задачи Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в области обеспечения единства измерений и развития государственной эталонной базы, но и вносят существенный вклад в достижение стратегической цели Министерства, а также других субъектов бюджетного планирования, в основу деятельности которых положены измерения, требующие современного и адекватного потребностям отраслей метрологического обеспечения. 4.4.3. Повышение уровня технических средств Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли Обеспечение потребностей страны (включая решение задач спутниковой навигации) в высокоточной информации о времени, эталонных частотах и параметрах вращения Земли осуществляет Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), руководство которой возложено на Ростехрегулирование. В структуре единой системы навигационно-временного обеспечения (ЕС НВО) Российской Федерации ГСВЧ представляет фундаментальный сегмент, ответственный за формирование и поддержание национальной шкалы времени, размеров единиц времени и частоты, а также определения параметров вращения Земли. ГСВЧ также является эталонной базой высшей точности для метрологического контроля и мониторинга элементов ЕС НВО. Очевидно, что требования современных систем ЕС НВО, космической геодезии и геодинамики, радиоастрономии к стабильности и точности систем отсчета времени являются наиболее высокими и находятся на уровне технологических возможностей ГСВЧ. Точность эталонов времени и частоты до 90-х годов была на уровне лучших эталонов США и Германии. Однако в настоящее время ГСВЧ в результате значительного недофинансирования (менее 35% от необходимого) обеспечивает потребности страны в точном времени, эталонных частотах и параметров вращения земли на пределе своих возможностей. Самыми острыми проблемами ГСВЧ являются: - физическая изношенность более 70% оборудования и инфраструктуры обеспечения, выработавших свой ресурс, не позволяющих гарантировать непрерывность функционирования Службы; - резко возрастающие расходы на коммунальные услуги и услуги других ведомств - участников ГСВЧ. При практически неизменном бюджете Служба не в состоянии обеспечивать в полном объеме постоянную трансляцию эталонных сигналов; - кадровые проблемы; - нарастающее отставание точностных характеристик ГСВЧ - как результат свертывания НИОКР. Так, Государственный первичный эталон времени и частоты Российской Федерации остался по точности на уровне 1992 г. и более чем в 30 раз отстает от уровня передовых стран Запада по относительной погрешности воспроизведения действительного значения частоты. Как результат, возможности ГСВЧ в настоящее время не в полной мере соответствуют возрастающим требованиям современных навигационных систем GPS, GALILEO и модернизируемой ГЛОНАСС. Во исполнение решений Правительства и указов Президента Российской Федерации на протяжении последних трех лет в рамках Концепции и Системного проекта ЕС НВО рядом министерств и ведомств с участием Ростехрегулирования были разработаны предложения по обеспечению и повышению точностных и эксплуатационных характеристик модернизированной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которые вошли в Федеральную целевую программу "Глобальная навигационная система", утвержденную Постановлением Правительством Российской Федерации от 20 августа 2006 г. N 587. Для решения вышеуказанных задач в части Ростехрегулирования в ФЦП представлены 5 НИОКР, а также закупки оборудования для модернизации средств эталонной базы и средств определения параметров вращения Земли. Выполнение программных мероприятий ФЦП "ГЛОНАСС", закрепленных за Ростехрегулированием, позволит на протяжении ближайших 5 лет реализовать ожидаемые конечные результаты: создать модернизированные аппаратные и программные средства государственных первичного и вторичных эталонов времени и частоты и системы определения параметров вращения Земли с заданными метрологическими характеристиками, обеспечивающими выполнение важнейших целевых индикаторов и показателей ФЦП. Важно подчеркнуть, что в результате выполнения мероприятий по модернизации ГСВЧ в рамках скорректированной ФЦП "ГЛОНАСС" проблемы ГСВЧ будут решены лишь частично. Надежное и устойчивое функционирование систем и аппаратурных комплексов, решение кадровых проблем требуют достаточного и необходимого базового финансирования ГСВЧ, как это делается во всех развитых странах мира. Основные направления развития ГСВЧ В части эталонирования единиц времени и частоты, системы передач эталонных сигналов времени и частоты: - повышение точности ГЭТ1-98 Государственного первичного эталона времени, частоты и национальной шкалы времени. Завершение разработки, создание и ввод в эксплуатацию цезиевого репера частоты типа "Фонтан" -15 -16 с точностью ТЭТА = (1 - 3) х 10 в 2009 г., ТЭТА <= 5 х 10 0 0 в 2011 г.; - разработка средств для формирования и хранения высокостабильной групповой шкалы времени на основе измерительной информации хранителей времени модернизированных эталонов Ростехрегулирования, эталонов Минобороны России, -16 а также эталонов других ведомств (сигма (10 сут.) <= 3 х 10 ). у Модернизация эталонов Ростехрегулирования включает в себя обновление хранителей времени, аппаратурных средств внутренних и внешних сличений; аппаратуры формирования шкал времени и инфраструктуры обеспечения работы эталонов; - разработка и создание Государственного эталона больших длин в диапазоне 24 м - 4000 км с уровнем точности (ТЭТА <= 0,025 мм - 20 мм). В 0 этом направлении ведутся работы по макетированию отдельных узлов лазерного интерферометра и готовятся проектные задания на сооружение павильона с базисом большим 50 м; - модернизация существующей системы передач ЭСЧВ (специализированные радиостанции, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, средства передачи ЭСЧВ на вторичной основе через сеть звукового вещания и каналов телевидения), а также освоение новых каналов передачи ЭСЧВ; - проведение поисковых исследований по эталонированию времени, точному распространению времени и определению параметров вращения Земли на основе новых физических принципов и явлений. В части системы определения параметров вращения Земли планируются следующие мероприятия. В части поддержания и развития средств радиоинтерферометрии со сверхдлинной базой (РСДБ): - ввод Российской радиоинтерферометрической сети в составе трехэлементного комплекса Квазар-КВО и модернизированного радиотелескопа РТ-70 в режим измерений, необходимый для службы определения ПВЗ (запланировано в рамках ОКР "Полюс"). В части поддержания и развития средств спутниковых определений: - организация пунктов лазерной спутниковой дальнометрии на пунктах Ростехрегулирования (запланировано в рамках закупок по ФЦП "ГЛОНАСС"); - модернизация приемной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS метрологических пунктов ГСВЧ (запланировано в рамках закупок по ФЦП "ГЛОНАСС"). В части повышения оперативности сбора данных: - организация системы сбора данных измерений по сигналам ГЛОНАСС/GPS в реальном времени (запланировано в рамках ОКР "Полюс"); - соединение высокоскоростными оптоволоконными линиями связи телескопов Российской радиоинтерферометрической сети с центрами корреляционной обработки (запланировано в рамках ОКР "Полюс"). В части развития средств обработки измерений: - модернизация аппаратно-программных средств центров обработки ГСВЧ (запланировано в рамках ОКР "Полюс"); - ввод в строй центров корреляционной обработки в Минобороны и РАН (запланировано в рамках ОКР "Полюс"). 4.4.4. Создание стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов и развитие Государственной службы стандартных образцов В России функционирует система разработки и выпуска стандартных образцов веществ и материалов, включающая более 200 производителей (НИИ и промышленных предприятий). Их деятельность опирается на развитую нормативную базу (35 документов) и координируется Государственной службой стандартных образцов. В Государственном реестре зарегистрировано более 7 тысяч типов стандартных образцов. В значительной степени удовлетворяется спрос на стандартные образцы черных и цветных металлов, минерального сырья, газовых смесей, водных растворов. Наименее благополучна ситуация со стандартными образцами для пищевой и фармацевтической промышленности, медицины, сельского хозяйства. Основные направления развития ГССО. - Более четкое выделение сферы государственного регулирования в области стандартных образцов и усиление рыночных механизмов обеспечения потребностей в стандартных образцах. Перенесение акцента в государственном регулировании с контрольно-регистрационных форм на информационное обеспечение, целевые государственные заказы. Ускорение внедрения системы оценки компетентности изготовителей стандартных образцов в соответствии с критериями, установленными в документах ИСО. - Последовательная реализация в России принятой международными метрологическими организациями концепции обеспечения прослеживаемости стандартных образцов к национальным эталонам. В этой связи более активное участие государственных научных метрологических центров, хранящих государственные первичные эталоны единиц величин, в работах по созданию образцов высшего метрологического уровня (первичные стандартные образцы). Обеспечение международного признания таких образцов на основе участия государственных научных метрологических центров в ключевых сличениях, проводимых под эгидой Международного комитета по мерам и весам. Продвижение прослеживаемых стандартных образцов на мировые рынки. - Активное участие в международных программах, связанных с разработкой прослеживаемых стандартных образцов на основных направлениях научно-технического прогресса: новые материалы (в том числе наноматериалы), медицинская диагностика, биотехнологии. - Продолжение процесса гармонизации отечественных и международных документов, распространяющихся на стандартные образцы. 4.4.5. Развитие Государственной службы стандартных справочных данных Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД) действует на основании Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и "Положения о Государственной службе стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 596, с изменением согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 486. ГСССД осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных справочных данных (ССД) о физических константах (ФК) и свойствах веществ и материалов (СВиМ) в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения ССД. Согласно Положению о ГСССД виды "продукции" ГСССД включают: - фонды ССД; - реестр ССД; - нормативную документацию по разработке и применению ССД; - программные средства и информационные системы (аттестованные базы данных) организаций, специализирующихся на получении и распространении ССД. Фонд таблиц ССД является составной частью фонда аттестованных в ГСССД справочных данных (АСД). Фонд АСД помимо ССД включает также таблицы рекомендуемых справочных данных (РСД) и "Методики ГСССД". На 01.11.2007 фонд АСД насчитывает 845 документов, из них фонд ССД - 225 документов, фонд "Методик ГСССД" - 135 документов. Каждый документ содержит от нескольких десятков до нескольких сотен и тысяч значений свойств. На 01.11.2007 фонд АСД содержит около 300 тысяч аттестованных значений свойств, из них данные категории ССД - 105 тысяч стандартных значений свойств. Таблицы ССД разрабатываются в рамках Программы национальной стандартизации Российской Федерации на текущий год по разделу ГСССД (МТК 180 "Государственная служба стандартных справочных данных"). В формировании и реализации соответствующих разделов Программы принимают участие метрологические научно-исследовательские институты, НИИ и организации Российской Академии наук, ВУЗы, отраслевые НИИ и другие организации и предприятия. Перечни разрабатываемых таблиц АСД фиксируются в соответствующих реестрах АСД. Реестр ССД в настоящее время переведен в электронную форму и представлен в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Реестр подлежит актуализации в соответствии с разработкой таблиц ССД. Соответственно ведутся реестры таблиц РСД и методик ГСССД. Разработка АСД ведется по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. N Пр-843) и в соответствии с Перечнем критических технологий (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1243-р). В области критических технологий ведутся разработки АСД в ГСССД на текущий момент и в ближайшей (2009 - 2010 годы) перспективе. Прежде всего, это: - технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом; - технологии водородной энергетики; - нанотехнологии и наноматериалы; - технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых; - технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф; - технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии. В области нанотехнологий и наноматериалов разработки ГСССД будут проводиться в целях решения задач, поставленных Федеральной целевой программой "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" в соответствии с "Концепцией метрологического обеспечения, стандартизации и оценки соответствия нанотехнологий, продукции нанотехнологий и наноматериалов". 4.4.6. Развитие метрологического обеспечения в приоритетных областях, в том числе в сферах нанотехнологий и наноматериалов В первоочередном порядке Программой (Планом) развития эталонной базы России предусмотрено совершенствование Государственных первичных эталонов, играющих важную роль в повышении уровня метрологического обеспечения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. N Пр-843. Особое место занимают работы, имеющие своей целью опережающее развитие метрологического обеспечения нанотехнологий и наноиндустрии, а также других приоритетных направлений экономики. Совершенствование эталонной базы России и удовлетворение измерительных потребностей в приоритетных направлениях тесно связаны с развитием приборостроения, использующего новейшие достижения мировых технологий. Совершенствование Государственных эталонов основных единиц системы СИ - времени и длины, а также Государственного эталона единицы плоского угла позволит повысить их точность от 2 до 100 раз и увеличить производительность до 100 раз, что обеспечит возможность дальнейшего роста точности в большинстве других видов измерений и метрологически обеспечить приоритетные направления "Индустрия наносистем и материалов", "Транспортные, авиационные и космические системы", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника", "Информационно-телекоммуникационные сети" (в частности - создать систему метрологического обеспечения нанотехнологий, производства сверхбольших интегральных микросхем, аппаратуры спутниковых геофизических систем, навигационных систем ГЛОНАСС и создаваемой в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации N АЖ-П7-5684 от 19 октября 2004 г. Единой Системы Координатно-Временного и Навигационного Обеспечения Российской Федерации (ЕС КВНО) с повышением более чем в 3 раза (в части измерений времени) ее точностных характеристик, а также систем высокоточного оружия). Планируемое повышение точности и расширение диапазонов измерений Государственных эталонов единиц теплопроводности и температурного коэффициента линейного расширения твердых тел позволит повысить до международного уровень метрологического обеспечения измерений этих важнейших свойств материалов, уменьшить потери энергоресурсов и повысить энергетическую безопасность России. В частности, совершенствование Государственного эталона единицы теплопроводности направлено на повышение уровня метрологического обеспечения в приоритетных направлениях развития науки и техники: "Энергетика и энергосбережение", "Рациональное природопользование", "Транспортные, авиационные и космические системы" и критических технологиях: "Технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники", "Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии". Будет повышена точность измерительного контроля при сертификации по теплопроводности новых теплозащитных материалов и покрытий, предназначенных для применения в строительстве, авиации, космической технике, объектах ВПК и др. Совершенствование Государственного эталона единицы ТКЛР (температурного коэффициента линейного расширения) с расширением температурного диапазона измерений от 1800 до 3000 К направлено на дальнейший рост точности измерений ТКЛР в стране и совершенствование метрологического обеспечения приоритетных направлений "Индустрия наносистем и материалов", "Транспортные, авиационные и космические системы". В результате модернизации эталона будут решены проблемы поверки, калибровки, испытаний высокотемпературных СИ ТКЛР материалов, сертификации материалов по ТКЛР, функционирующих при высоких температурах, и обеспечен технологический контроль производства материалов по ТКЛР в диапазоне температур до 3000 К, в том числе керамических материалов, широко применяемых в машиностроении, космической и инструментальной промышленности (теплонапряженные элементы двигателей, износостойкие пары трения, фильтры, сопла, бандажи, нитеводители, тигли, контейнеры для плавления особо чистых веществ, термопарные чехлы, лезвийный, штамповый, измерительный и абразивный инструмент). На повышение уровня метрологического обеспечения приоритетного направления "Энергетика и энергосбережение" направлено совершенствование Государственных эталонов единиц энергии сгорания и электрической мощности, целью которой является расширение диапазонов измерений, повышение точности измерений в области газовой калориметрии и точности учета электрической энергии у потребителей, создающих переменную несимметрию в трехфазных сетях и искажения формы кривых напряжения и тока. Проблема точности учета энергетических ресурсов в настоящее время является стратегической задачей развития всей российской промышленности. Каждый процент экономии энергоресурсов равноценен приросту 0,35 - 0,4% национального дохода. В результате модернизации будет повышена точность оценки калорийности твердых и жидких топлив в теплоэнергетике, металлургии, нефтехимической промышленности и обеспечена возможность устранения потерь электрической энергии путем разработки соответствующих энергосберегающих технологий. Совершенствование Государственного эталона единицы объемного расхода нефтепродуктов позволит расширить диапазон воспроизведения единицы в 5 раз и повысить точность эталона в 2 раза, обеспечит возможность уменьшения потерь нефти и нефтепродуктов при коммерческих операциях. Будет расширена номенклатура поверяемых и подвергаемых испытаниям рабочих и эталонных СИ объемного расхода нефтепродуктов, повышено качество и конкурентоспособность отечественных СИ до мирового уровня, метрологически обеспечено внедрение в Российской Федерации международных норм и правил в этой области. Отсутствие качественной системы учета нефти, начиная с ее добычи и заканчивая переработкой, грозит предприятиям Российской Федерации астрономическими финансовыми убытками. Сегодня крупные компании в полной мере осознают необходимость оснащения своих объектов метрологически надежным оборудованием, способным обеспечить высшую точность измерения этих показателей в непрерывном автоматическом режиме с выводом результатов измерений на рабочее место оператора. Ряд мероприятий по развитию эталонной базы России нацелен на решение проблем приоритетного направления "Перспективные вооружения, военная и специальная техника". К ним, например, можно отнести совершенствование Государственного эталона единицы звукового давления в водной среде для повышения дальности акустических систем обнаружения и связи, обеспечения возможности контроля и мониторинга опасных природных явлений. По оценкам специалистов повышение точности гидроакустических измерений в натурных условиях на 3 дБ может привести к экономическому эффекту до 30 млрд. руб. На решение проблем приоритетных направлений развития науки и техники "Транспортные, авиационные и космические системы" направлено совершенствование Государственных эталонов единиц силы и давления, целью которой является повышение точности измерений от 2 до 10 раз, расширение диапазонов измерений и функциональных возможностей эталонов, что позволит повысить безопасность эксплуатации объектов авиакосмического комплекса, электронной, металлургической и медицинской промышленности, а также обеспечить поверку нового поколения динамометров, манометров, вакуумметров, высотомеров и барометров. На решение проблем приоритетных направлений "Безопасность и противодействие терроризму", "Индустрия наносистем и материалов" и "Рациональное природопользование" нацелено совершенствование ряда Государственных эталонов единиц величин ионизирующих излучений. Так, улучшение характеристик и расширение функциональных возможностей этой группы эталонов обеспечит необходимый фундамент для повышения точности измерений в радионуклидной диагностике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, увеличит точность измерений терапевтических доз в рентгенодиагностике и маммографии, повысит уровень контроля за радиационной безопасностью объектов атомной энергетики и радиационно опасных производств, позволит измерять малые уровни активности радионуклидов в пробах окружающей среды для целей объективной идентификации загрязненных объектов. На решение измерительных задач приоритетного направления развития науки и техники "Живые системы" направлено совершенствование Государственного эталона единицы скорости воздушного потока в части расширения диапазона измерений и повышения точности измерений до 1,5 раз, что позволит обеспечить повышение точности определения аэродинамических характеристик летательных аппаратов и перемещения вредных веществ в атмосфере при экологическом мониторинге. Совершенствование ряда Государственных эталонов единиц параметров радиочастотного электромагнитного поля (ВЧ и СВЧ мощности, напряженности электрического и магнитного поля, спектральной плотности мощности шумового радиоизлучения), волнового сопротивления в коаксиальных волноводах и комплексной диэлектрической проницаемости позволит повысить уровень метрологического обеспечения приоритетных направлений науки и техники "Индустрия наносистем и материалов", "Информационно-телекоммуникационные системы", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника", "Транспортные, авиационные и космические системы". В результате модернизации будет повышена точность эталонов, расширены в 1,5 - 2,5 и более раз диапазоны рабочих частот, увеличено количество поверяемых СИ нового поколения, что создаст основу для существенного повышения качества изготовления СВЧ элементов и узлов в радиоприборостроении. Программой запланировано создание новых и совершенствование существующих Государственных эталонов в составе эталонных комплексов, направленных на метрологическое обеспечение приоритетных направлений науки, техники и технологий, а также ключевых проблем реального сектора экономики, социальной сферы и обороны страны. Создание комплекса физико-химических эталонов в области мониторинга окружающей среды, безопасности пищевых продуктов, лабораторной медицины, нефтегазовых и химических технологий направлено на метрологическое обеспечение Президентского национального проекта в области здравоохранения и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники "Рациональное природопользование", "Информационно-телекоммуникационные системы", "Транспортные, авиационные и космические системы", "Индустрия наносистем и материалов", "Живые системы", "Энергетика и энергосбережение". Создание комплекса обеспечит повышение точности контроля содержания вредных веществ в промышленных выбросах и запыленности воздуха предприятий микроэлектронной, фармакологической, космической промышленности, качества нефти, нефтепродуктов и новых типов продукции нефтегазовой отрасли, качества пищевых продуктов, достоверности массовых лабораторных анализов, проводимых в медицинских учреждениях, а также повысит конкурентоспособность российских товаров и услуг. Создание эталонного комплекса взаимосвязанных единиц базовых электромагнитных величин на основе использования квантовых эффектов Холла и Джозефсона и применения квантовых атомных магниторезонансных преобразователей и эталонного комплекса в области электроэнергетики направлено на решение проблем приоритетных направлений "Индустрия наносистем и материалов", "Информационно-телекоммуникационные системы", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника", "Энергетика и энергосбережение". Это позволит на высшем уровне точности метрологически обеспечить выпуск и эксплуатацию современной магнитоизмерительной техники, а также средств измерений и диагностики, предназначенных для приборостроения, энергетики и оборонной промышленности. Использование эталонных комплексов позволит повысить уровень защиты общества от последствий аварий в энергосетях и системах, повысит конкурентоспособность отечественной электроэнергии на внешнем рынке, увеличит срок службы промышленных и бытовых электроприборов, повысит качество продукции электротехнической промышленности и конкурентоспособность наукоемких и высокотехнологичных производств реального сектора экономики и оборонного комплекса, позволит метрологически обеспечить Глобальную Сеть магнитных обсерваторий, включающую около 300 непрерывно действующих магнитоизмерительных комплексов. От единства и точности этих измерений зависит решение таких глобальных проблем, как: измерение параметров, характеризующих свойства, состав геологических объектов, исследование влияния на климат и жизнедеятельность человека физической природы земного магнетизма, его динамического развития и воздействия на глобальные и локальные физические процессы, включая глубинные, тектонические, климатические; предсказание землетрясений; изучение солнечно-земных связей, ионосферных и магнитосферных процессов и их обратного влияния на динамику магнитного поля Земли; изучение магнитных полей в ближнем и дальнем космосе; магнитная разведка для поиска полезных ископаемых и детального магнитного картирования. В частности, внедрение комплекса эталонов в области электроэнергетики - эталонного высоковольтного полигона, а также сети рабочих эталонов для региональных служб создаст условия для: - увеличения экспорта электроэнергии за счет доведения качества отечественной электроэнергии до мирового уровня; - более чем двукратного снижения вероятности аварий в высоковольтных сетях; - снижения более чем на 5% потерь энергии за счет повышения точности измерения параметров количества и качества электроэнергии в высоковольтных сетях. Создание Государственного эталона единицы ускорения для области гравиметрии позволит метрологически обеспечить решение измерительных задач приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ "Транспортные, авиационные и космические системы", "Рациональное природопользование", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника" и критических технологий "Технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники", "Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы", "Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления", "Базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии". Создание фоторадиометрического комплекса эталонных средств нового поколения для обеспечения единства оптико-физических измерений в области космической метрологии и технологий двойного применения позволит решить ряд важнейших задач, включая предполетную калибровку многозональной аппаратуры космического базирования для мониторинга окружающей среды из космоса, калибровку средств дистанционного зондирования и обработки данных для определения характеристик почв и использования земельных угодий, осуществить исследования в области климатологии, обеспечить внедрение новых видов энергосберегающей светотехники, передовых отечественных технологий производства светотехнических изделий, осуществить мониторинг озонного слоя Земли, создать системы метрологического обеспечения субмикронной фотолитографии для наноэлектроники, диагностики высокотемпературной плазмы, определения концентрации отравляющих газов в воздушной среде в целях обеспечения безопасности и противодействия терроризму. Создание фоторадиометрического комплекса направлено на решение проблем приоритетных направлений "Безопасность и противодействие терроризму", "Рациональное природопользование", "Индустрия наносистем и материалов", "Информационно-телекоммуникационные системы", "Транспортные, авиационные и космические системы", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника". Комплекс будет использован при создании космических информационных систем в рамках Глобальной системы наблюдения Земли, одобренной представителями 60 государств Европейского Союза и более 30 международных организаций. Применение эталонного комплекса позволит повысить достоверность предсказания погоды и возникновения опасных метеорологических явлений на 25%, обеспечить ежегодную экономию электроэнергии только для целей освещения в объеме 2,5 - 3 млн. кВт.ч, снизить травматизм на 60% за счет аттестации рабочих мест, снизить количество дорожно-транспортных происшествий на 15 - 20% за счет повышения точности воспроизведения цветовых характеристик светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки. Создание эталонного комплекса для метрологического обеспечения лазерной, волоконно-оптической и фемтосекундной техники позволит решить ряд важнейших измерительных задач приоритетных направлений "Перспективные вооружения, военная и специальная техника" и "Информационно-телекоммуникационные системы". Эталонный комплекс будет использован при создании новых видов вооружения и военной техники (лазерные дальномеры, прицелы, гироскопы и др.), а также в качестве составной части новой интегрированной телекоммуникационной системы России, относящейся к стратегической национальной инфраструктуре. Применение эталонного комплекса позволит: повысить в 1,5 раза пропускную способность волоконно-оптических линий связи, увеличить дальность определения расстояний до места повреждения волоконно-оптических кабелей до 500 км, повысить в 2 раза скрытность и помехозащищенность передаваемой информации. Создание эталонного комплекса для высокотехнологичных наукоемких производств направлено на решение проблем приоритетных направлений "Информационно-телекоммуникационные системы", "Транспортные, авиационные и космические системы", "Перспективные вооружения, военная и специальная техника". Использование эталонного комплекса позволит на высшем уровне точности метрологически обеспечить качество и повысить конкурентоспособность отечественной продукции прецизионного машиностроения и приборостроения, аэрокосмической, автомобильной промышленности, оборонного комплекса, других наукоемких и высокотехнологичных производств реального сектора экономики. В результате создания эталонного комплекса для высокотехнологичных наукоемких производств будут обеспечены возможности: - изготовления на качественно новом уровне авиационных двигателей пятого поколения и другой высокотехнологичной авиационной и космической техники, основанной на сверхточности изготовления ее элементов, в 1,5 - 3 раза улучшены их эксплуатационные показатели (геометрические допуски, шумовые характеристики, мощность двигателей и т.д.), что превысит уровень зарубежных аналогов; - повышения, пропорционально увеличению точности эталонов (в 1,5 - 3 раза), безопасности функционирования прецизионных узлов атомного энергетического машиностроения, трубопроводного транспорта (нефтепроводов, газопроводов и т.д.); - улучшения в 1,5 - 3 раза аэродинамических свойств летательных аппаратов с увеличением их ресурса, экономии топлива, скоростных характеристик и др.; - производства новых высокоточных элементов медицинской техники, высококачественных износостойких протезов - искусственных заменителей органов человека (искусственных клапанов сердца, протезов суставов и др.), средств контроля нанометровых размеров частиц суспензий лекарственных препаратов; - улучшения точностных и других эксплуатационных показателей вооружения; - увеличения в 1,5 - 3 раза разрешающей способности оптических систем, в т.ч. военного назначения (оптических прицелов, приборов слежения и др.). Создание комплекса эталонов в миллиметровом диапазоне длин волн, формы и спектра радиотехнических сигналов направлено на решение проблем приоритетных направлений "Информационно-телекоммуникационные системы", "Рациональное природопользование" и позволит обеспечить поверку всего парка СИ мощности электромагнитных колебаний СВЧ-миллиметрового диапазона, имеющегося на территории РФ, с учетом динамики его роста повысить качество связи в различных областях российской экономики (военная, космическая, промышленная, телефонная и др. связь), существенно повысить качество передачи информации по теле- и радиоканалам за счет снижения нелинейных искажений сигнала. С метрологией тесным образом связана стандартизация, первоочередной задачей которой является стандартизация параметров и свойств материалов, объектов, элементов и структур нанотехнологий. В целях повышения эффективности междисциплинарного обмена информацией среди различных групп исследований, решающих проблемы нанотехнологий и наноизмерений, необходима стандартизация терминов и определений в этой области. 4.4.7. Повышение эффективности государственного метрологического надзора Эффективность государственного метрологического надзора оценивается полнотой охвата надзором субъектов хозяйственной деятельности и уровнем соблюдения ими установленных метрологических правил и норм. В этой связи повышение эффективности государственного метрологического надзора требует выполнения ряда мероприятий: - увеличение численности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений до 1000 человек <*>; - применение при осуществлении надзора новых технологий, автоматизированных средств контроля (в частности, при надзоре за средствами измерений и за количеством фасованных товаров в упаковках); - внедрение на предприятиях внутреннего метрологического надзора, результаты которого документируются, что позволит органам госнадзора сокращать время проверки; - обучение и повышение квалификации государственных инспекторов по обеспечению единства измерений; - органичное включение госнадзора в канал обратной связи системы управления обеспечением единства измерений; - разработка программы повышения эффективности государственного метрологического надзора с применением новых средств и методов ведения надзорных мероприятий; - разработка программы целевых проверок состояния средств измерений и соблюдения метрологических правил и норм в приоритетных отраслях, в том числе в агропромышленном комплексе. -------------------------------- <*> Возможно в условиях оптимистического варианта реализации Стратегии. По расчетам Минфина России, реализация данного предложения потребует дополнительных ассигнований федерального бюджета в расчете на год в сумме 249,2 млн. рублей (в условиях 2009 г.), которые не предусмотрены Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов". 4.4.8. Совершенствование нормативных правовых, организационных, методических и информационных основ обеспечения единства измерений В целях реализации Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" по поручению Правительства Российской Федерации от 8 августа 2008 г. N ИС-П7-4876 Ростехрегулированием утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", в котором предусмотрены: - подготовка проектов постановлений Правительства Российской Федерации для реализации функций, закрепленных законом за Правительством и федеральными органами исполнительной власти; - пересмотр и внесение изменений в акты законодательства Российской Федерации и в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации; - разработка ряда новых правил по метрологии, регламентирующих новые положения закона. Кроме того, необходимо: - разработать программу по внесению изменений в действующие и разработке новых национальных стандартов по метрологии, гармонизированных с международными стандартами; - разработать технические регламенты, устанавливающие требования к средствам измерений и к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида; - разработать технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями; - создать более эффективную систему метрологической экспертизы нормативных правовых актов, в т.ч. технических регламентов, и нормативных документов, содержащих нормы, обеспечивающие единство измерений; - разработать перечень измерений, подлежащих государственному регулированию; - усовершенствовать механизм межведомственной координации в области обеспечения единства измерений. В соответствующих федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", в установленном порядке создать метрологические службы или определить должностных лиц в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции. Важнейшей задачей развития информационных технологий в метрологической деятельности является создание единой для субъектов информационной среды со свободным доступом к информационным базам данных. Для развития этого направления необходимо: - актуализировать классификаторы, каталоги объектов метрологической деятельности с целью их применения в автоматизированных базах данных и реестрах; - создать и вести автоматизированные реестры в области метрологии; - создать и вести автоматизированные информационные базы данных по объектам метрологии; - создать федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений; - разработать нормативно-методическое обеспечение информатизации в области метрологии. Стратегия развития организационных основ обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности состоит в перестройке и включении в состав существующей системы обеспечения единства измерений силового блока федеральных органов исполнительной власти с преобразованием ее в Единую метрологическую систему сферы обороны и безопасности (ЕМС СОБ), ассоциированную с метрологической системой предприятий оборонно-промышленного комплекса; ЕМС СОБ должна быть организована в соответствии с новым метрологическим законодательством и обеспечивать: - требуемый уровень единства измерений при создании и эксплуатации современных вооружения, военной и специальной техники; - гармонизацию метрологических документов; - выработку и реализацию единой военно-технической политики и системных процедур развития и совершенствования средств измерений военного назначения и эталонной техники, их унификацию и сокращение номенклатуры в интересах всех участников создания и эксплуатации оборонной продукции; - аккредитацию метрологических служб на выполнение отдельных метрологических работ исключительно по их технической компетентности, без территориальных и ведомственных ограничений на оказание метрологических услуг, повышение роли и возможностей метрологических служб предприятий оборонно-промышленного комплекса по решению задач обеспечения единства измерений при выполнении государственного оборонного заказа; - комплексное использование метрологических потенциалов заказчиков и изготовителей оборонной продукции; - создание эффективной системы государственного метрологического надзора за обеспечением единства измерений в сфере обороны и безопасности и оборонно-промышленном комплексе путем его проведения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный надзор в подведомственных областях деятельности; - организацию взаимодействия, ведомственной и межведомственной координации метрологических служб, расширение функций и повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности, и, в первую очередь, Минобороны России за выработку единой технической политики и нормативно-правовое регулирование работ в части особенностей обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности и создания вооружения, военной и специальной техники; - совершенствование координации и осуществление совместных программ в области метрологического обеспечения войск (сил) в рамках создания и развития объединенной системы метрологического обеспечения войск (сил) государств - участников СНГ; - рациональное сочетание в процессах создания оборонной продукции форм государственного регулирования единства измерений (для средств измерений военного назначения и средств измерений, обеспечивающих безопасность) и ведомственного регулирования (для нестандартизованных технологических средств измерений); - повышение мобилизационной готовности организаций оборонной промышленности решать задачи метрологического обеспечения обороны и безопасности; - повышение качества и эффективности создаваемых вооружения, военной и специальной техники, особенно высокоточного оружия, требующего применения специальных военных эталонов и мобильных эталонов-переносчиков в процессе его создания. Стратегия развития нормативной базы обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности состоит в плановом обновлении нормативной базы в соответствии с вступившим в действие федеральным законодательством об обеспечении единства измерений. До 2011 года предусматривается: 1) Установление организационных основ и порядка обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в сфере обороны и безопасности, включая оборонно-промышленный комплекс; подготовка и утверждение Правительством Российской Федерации Положения об обеспечении единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации, устанавливающего особенности организации обеспечения единства измерений в этой области, взамен Положения о метрологическом обеспечении обороны в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российская Федерация от 12 декабря 1994 г. N 100. 2) Участие специалистов Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности в подготовке постановлений Правительства Российской Федерации по организации системы аккредитации, государственного метрологического надзора и создании федерального информационного фонда в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации. 3) Разработка в развитие федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации по обеспечению единства измерений: - концепции метрологического обеспечения сферы обороны и безопасности и совместно с Минпромторгом России оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года; - новой редакции государственных военных стандартов (7 наименований) по решению отдельных задач обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности; - ряда методических документов (10 наименований) для методического обеспечения нормативных документов; - руководящих документов федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности (20 наименований) по вопросам метрологического обеспечения и деятельности метрологических служб (положений, руководств и инструкций); - новых государственных военных стандартов (8 наименований), устанавливающих требования к метрологическому обеспечению разработки и производства вооружения, военной и специальной техники, средствам измерений военного назначения, организации аттестации испытательного оборудования и оценки соответствия испытательных подразделений, контролирующих качество оборонной продукции, а также формы и методы оценки соответствия перечисленных объектов и работ установленным к ним требованиям. 4) Актуализация действующих стандартов по отдельным вопросам обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В РОССИИ ДО 2015 ГОДА".