Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
5.2. Морально-психологическая подготовка <*> -------------------------------- <*> При организации морально-психологической подготовки следует руководствоваться требованиями, изложенными в главе VII настоящего Наставления. 97. Морально-психологическая подготовка является самостоятельным видом обучения сотрудников органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности. 98. Морально-психологическая подготовка проводится в целях формирования у сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел моральной установки на верность Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач. 99. Основными задачами морально-психологической подготовки являются: формирование у сотрудников органов внутренних дел специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, включая смелость, решительность, эмоционально-волевую устойчивость, мотивационную готовность к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежность и управляемость в любых условиях обстановки, моральное превосходство над правонарушителями, уверенность в себе и своих товарищах; развитие у сотрудников представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в органах внутренних дел; совершенствование психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, повышение общей и правовой культуры руководителей и сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел; воспитание у личного состава ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма; подготовка сотрудников, способных успешно решать оперативно-служебные задачи при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина; обучение сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм, применения способов регуляции своего психического состояния в различных условиях обстановки; формирование у сотрудников исторических, педагогических, психологических, правовых и культурологических знаний, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач. 100. Цели и задачи морально-психологической подготовки достигаются: а) при проведении занятий по морально-психологической подготовке; б) в ходе проведения занятий по служебно-боевой подготовке; в) в процессе повседневной служебной деятельности и при выполнении оперативно-служебных задач. 101. Особые знания, навыки и умения вырабатываются у сотрудников в системе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам. 102. Занятия по морально-психологической подготовке проводятся в форме лекций, семинаров, практических занятий. 103. Для чтения лекций по морально-психологической подготовке могут приглашаться лица из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России, других учебных заведений, ведущие специалисты из органов государственной власти и управления, научных учреждений, предприятий, общественных объединений, входящие в состав внештатных лекторских групп МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ. 104. Слушатель учебной группы, успешно освоивший программу морально-психологической подготовки, должен: 104.1. Знать: содержание учебного материала в объеме программы морально-психологической подготовки на учебный год; современную социально-политическую и экономическую обстановку в стране и мире; задачи органов внутренних дел Российской Федерации, определенные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России; основные нормы и принципы международного и отечественного права, требования действующего законодательства в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина; нравственные основы службы в органах внутренних дел, профессионально-этические требования к поведению и служебному общению сотрудников; основы общей, социальной и юридической психологии; тексты Государственного гимна Российской Федерации, Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; описание и историю государственных символов Российской Федерации и МВД России (Государственного герба Российской Федерации, Государственного флага Российской Федерации, знамени МВД России); имена и фамилии зачисленных навечно в списки органа (подразделения, учреждения) внутренних дел погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников, удостоенных звания Героя Российской Федерации или награжденных орденами Российской Федерации; основные требования Президента Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выполнения оперативно-служебных задач; состав, структуру, задачи и функции Министерства внутренних дел Российской Федерации, его структурных подразделений и органов внутренних дел в целом; требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел; историю органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, в котором он проходит службу, памятные дни МВД России; наименования должностей, специальных званий и фамилий своих прямых начальников до Министра внутренних дел Российской Федерации включительно; административно-территориальное деление, общественно-политическую обстановку, нравы и обычаи народов и народностей, а также краткие исторические сведения о регионе, в котором дислоцируется орган (подразделение, учреждение) внутренних дел; основное содержание социальных гарантий, компенсаций и мер социальной поддержки, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. 104.2. Уметь: использовать полученные знания при выполнении оперативно-служебных задач и в повседневной служебной деятельности; применять нормы профессиональной этики в служебном поведении и профессиональном общении; выполнять требования профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения сотрудника; поддерживать в служебном коллективе благоприятный морально-психологический климат; применять методики психологической саморегуляции; повышать свой культурный и общеобразовательный уровень, пользоваться рекомендованной литературой и источниками. 104.3. Иметь навыки самообразования и саморазвития, коммуникативные навыки профессионально грамотного общения с гражданами при несении службы, выполнении иных оперативно-служебных задач. 105. Руководители органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, горрайлинорганов внутренних дел в системе морально-психологической подготовки дополнительно изучают: профессионально-этические требования к руководителю, формы и методы профилактики профессиональной нравственной деформации личности сотрудника; проблемы социально-политического и экономического развития Российской Федерации, вопросы внутренней и внешней политики, влияющие на оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел; психолого-педагогические проблемы организации воспитательной работы с личным составом; проблемы профилактики правонарушений среди личного состава, поддержания благоприятного морально-психологического климата в служебных коллективах и обеспечения безопасных условий службы; особенности функционирования психики сотрудников в различных условиях оперативно-служебной деятельности; приемы и способы защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, снижения отрицательного влияния факторов оперативно-служебной деятельности на психику сотрудников, повышения психологической устойчивости в стрессовых ситуациях. 106. Руководитель учебной группы должен: 106.1. Знать: требования руководящих документов по организации и методике проведения занятий по морально-психологической подготовке; содержание программы морально-психологической подготовки на учебный год; содержание материала по теме проводимых занятий; индивидуальные особенности и способности слушателей, результаты их успеваемости по профессиональной подготовке. 106.2. Уметь: самостоятельно подготовить конспект по проводимой теме с использованием цифровых технологий, наглядных и аудио-визуальных материалов; пользоваться компьютерной техникой, средствами светотехнической проекции; организовать занятия с использованием обучающих мультимедийных компьютерных программ; пользоваться книжными фондами библиотек, картотеками, каталогами, аудио-визуальными и цифровыми материалами при подготовке к занятиям; подготовить помещение (место) для проведения занятия, технические и наглядные средства, выставку рекомендованной литературы. 106.3. Иметь навык самостоятельного проведения занятий по морально-психологической подготовке и оценки знаний слушателей группы. 107. Помощник руководителя учебной группы назначается из числа слушателей группы. Он должен: 107.1. Знать: название темы проводимого занятия; время, место проведения занятия; перечень необходимых для проведения занятий технических и наглядных пособий, литературы; количество слушателей, присутствующих и отсутствующих на занятии, а также причины отсутствия. 107.2. Уметь: по поручению руководителя подготовить помещение (место) для проведения занятия, технические и наглядные средства, выставку рекомендованной литературы; доложить руководителю группы о готовности к занятию; в ходе проведения занятия оказывать помощь руководителю группы в использовании технических и наглядных средств. 107.3. Иметь навык использования компьютерной техники и средств светотехнической проекции при проведении занятий. 108. Уровень морально-психологической подготовки сотрудника, руководителя учебной группы органа (подразделения, учреждения) внутренних дел оценивается в ходе итоговых занятий (зачетов) по четырехбалльной шкале: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". 109. Индивидуальная оценка слушателю учебной группы по морально-психологической подготовке определяется с помощью тестовых заданий, содержащих не менее десяти вопросов. Тестовые задания разрабатываются подразделением по организации воспитательной работы, которое проводит итоговое занятие (зачет). 110. Индивидуальная оценка по морально-психологической подготовке слушателю учебной группы определяется: "отлично" - при правильном ответе на 90% вопросов тестового задания и дополнительные вопросы, усвоении учебной программы, определении слушателем практических выводов, добросовестном выполнении должностных обязанностей; "хорошо" - при правильном ответе на 80% вопросов тестового задания и дополнительные вопросы, усвоении основных положений учебной программы, добросовестном выполнении должностных обязанностей; "удовлетворительно" - при правильном ответе на 70% вопросов тестового задания и не менее половины дополнительных вопросов, слабом знании основных положений учебной программы, наличии отступлений в выполнении должностных обязанностей; "неудовлетворительно" - при невыполнении требований на оценку "удовлетворительно". 111. Индивидуальная оценка руководителю учебной группы выставляется с учетом его методической подготовленности, наличия планов проведения занятий, методических пособий и умения применять технические средства обучения для проведения занятий. 111.1. Оценка руководителю группы снижается: на один балл (но не ниже, чем до оценки "удовлетворительно") - если он в течение ученого года (проверяемого периода) не проводил без уважительных причин более половины запланированных занятий, отсутствуют конспекты (планы) по проведенным темам; до оценки "неудовлетворительно" - если он не проводил занятия в группе, в которой назначен приказом руководителем, без уважительных причин. 111.2. Руководитель группы, который не проводил занятия по уважительной причине (находился на лечении, в отпуске, представлялись дополнительные сутки отдыха, в служебной командировке), оценивается как слушатель по самостоятельно изученным темам. 112. При определении индивидуальных оценок по морально- психологической подготовке учитываются: для всех категорий сотрудников - соблюдение законности в служебной деятельности, выполнение должностных обязанностей, личная дисциплинированность, выполнение требований профессиональной этики; для руководителей (начальников), имеющих подчиненных по должности, - результаты оперативно-служебной деятельности, служебной дисциплины и законности в подразделениях. 113. Оценки учебным группам, органам (подразделениям, учреждениям) по морально-психологической подготовке выставляются на основе индивидуальных оценок сотрудников и определяются в следующем порядке: "отлично" - не менее 90% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки, из них 50% - "отлично"; "хорошо" - не менее 80% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки, из них 50% - "отлично" и "хорошо"; "удовлетворительно" - не менее 70% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки; "неудовлетворительно" - менее 70% проверявшихся сотрудников (слушателей и руководителей учебных групп) получили положительные оценки. 114. Организация, учет, контроль и оценка морально-психологической подготовки возлагаются на подразделения по организации воспитательной работы органов (подразделений, учреждений) внутренних дел. 115. Общее руководство и организацию методического обеспечения морально-психологической подготовки, разработку ежегодных тематических планов осуществляет Управление организации работы с личным составом ДКО МВД России. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".