Фрагмент документа "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ".
1. Современное состояние обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы Москва является крупным мегаполисом, "портом пяти морей", имеющим большое количество водных объектов с инфраструктурой отдыха. Водную систему города Москвы образуют: Москва-река, канал им. Москвы, Химкинское водохранилище, 140 малых рек и ручьев, 438 озер и прудов. Длина реки Москвы в черте города составляет 75 км, а длина ее береговой линии, включая островные и полуостровные участки - 185 км. Протяженность малых рек и ручьев - 266 км. Водные объекты традиционно являются наиболее привлекательным местом отдыха москвичей и гостей города Москвы. "Шаговая доступность" водоемов и слабый контроль органов исполнительной власти города Москвы и водопользователей за прибрежной полосой, используемой для отдыха и занятий спортом, создают предпосылки для несчастных случаев, травм, экологических нарушений. В настоящее время Правилами охраны жизни людей на водных объектах города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 702-ПП, установлен порядок организации охраны жизни людей на водных объектах города Москвы и перечень задействованных для этого органов исполнительной власти города Москвы и организаций: префектуры административных округов города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, территориальный орган Государственной инспекции по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России МЧС России по г.Москве, Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС), Управление Роспотребнадзора по городу Москве, ГУВД по г.Москве, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Региональное управление Росприроднадзора, Региональная общественная организация профилактики и спасения на водах (РООПСВОД), Московская городская народная дружина, Всероссийский студенческий корпус спасателей. Каждой из вышеперечисленных организаций определены задачи, благодаря чему удалось организовать их эффективную работу, скоординировать усилия и действия для создания комфортных и безопасных условий для отдыха москвичей и гостей города Москвы. Ежегодно Правительство Москвы принимает постановления о мерах по обеспечению безопасности населения города Москвы в местах массового отдыха в период зимнего сезона и об организации летнего отдыха и обеспечении безопасности населения на водных объектах города Москвы, которые определяют систему конкретных мер по организации отдыха москвичей, распределяют функции и задачи между органами исполнительной власти города Москвы, организациями, водопользователями, балансодержателями зон отдыха. Такой подход позволяет быстро реагировать на выявленные недостатки, оперативно принимать необходимые меры по их устранению. Благодаря комплексу мероприятий, проводимых Правительством Москвы и Главным управлением МЧС России по г.Москве, с 2001 по 2008 гг. в Москве снизилось количество случаев гибели людей на воде с 482 до 122 случаев, т.е. почти в 4 раза. Важный вклад в снижение рисков на водных объектах внесли мероприятия по реализации Городской целевой программы "Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 августа 1999 г. N 780 (далее - Программа). Первое основное направление Программы - это увеличение возможностей спасательной службы на воде на основе оснащения МГПСС современными техническими средствами спасения, капитального ремонта существующих и строительства новых поисково-спасательных станций (ПСС) и повышения уровня профессиональной подготовки спасателей. В период с 2000 по 2008 гг. приобретено: 91 единица современных катеров, 17 единиц катеров на воздушной подушке, 199 единиц воздушно-дыхательных аппаратов, 35 устройств спасения с ледяной полыньи, 501 комплект различных видов гидрокостюмов, 425 единиц различных средств связи. В результате этого степень обеспеченности подразделений службы основным спасательным оборудованием увеличилась с 20%-30% до 80%-90%, что позволяет ей в настоящее время решать задачи по предупреждению несчастных случаев, поиску и спасению людей. Второе основное направление Программы - создание комфортных и безопасных условий для полноценного отдыха москвичей на водоемах. Реализацию этого направления Программы планировалось проводить на основе спасательно-оздоровительных комплексов (СОК), включающих: спасательную станцию, пляж, лодочную станцию, учебный центр, оздоровительный центр, культурный центр, центр проката и торговли, технический центр, центр общественной безопасности. Объединение в состав общей структуры этих компонентов за счет компактного размещения объектов должно обеспечить требуемый уровень безопасности населения, проведение его обучения (в первую очередь детей) правилам поведения на воде и оказанию неотложной медицинской помощи, организовывать массовые культурно-спортивные мероприятия, предоставлять населению разнообразные услуги, включая прокат лодок, гидроциклов, другого спортивного инвентаря, оборудования для рыбной ловли. По заказу Главного управления МЧС России по г.Москве ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" была разработана Схема размещения спасательно-оздоровительных комплексов на территории г.Москвы, одобренная постановлением Правительства Москвы от 15 января 2002г. N 24-ПП. Схемой предусматривалось развитие инфраструктуры отдыха на воде на основе создания 36 спасательно-оздоровительных комплексов на наиболее посещаемых населением водоемах. В процессе реализации этого направления возникли трудности, обусловленные жесткими ограничениями на строительство капитальных объектов на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В результате ни один СОК не создан. В связи с произошедшими изменениями природоохранного и градостроительного законодательства на сегодняшний день основным направлением деятельности в области обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы является строительство новых и реконструкция существующих поисково-спасательных станций, обеспечивающих предупреждение происшествий на воде, а также поиск и спасение пострадавших (таблица). В период с 1999 по 2009 гг. были построены новые современные спасательные станции: "Строгино" (июль 2003 г.), "Левобережная" (декабрь 2006 г.), проведен капитальный ремонт станций: "Центральная" (2003 г.), "Кожухово" (2004 г.), "Фили" (2005 г.), "Ленинские горы" (2006 г., частично, 30%), "Рублево" (2006 г.). Произведен текущий ремонт станций: "Серебряный Бор" (2001 г.), "Татарово" (2002 г.), "Кузьминки" (2002 г.), "Озеро Бездонное" (2004 г.). В 2009 году должны быть введены в строй новые спасательные станции "Косино", "Текстильщики", "Мещерская", продолжается проектирование 6 ПСС: "Терлецкая", "Кузьминки", "Кировская", "Татарово", "Карамышево" и "Кунцево". Таблица Схема размещения поисково-спасательных станций на территории города Москвы ---------------------------------------------------------------------- | N | Административный округ | Поисково-спасательная станция | | п/п | | | |--------------------------------------------------------------------| | 1. | Центральный | Крымский мост | |-----| |-----------------------------------| | 2. | | Пансионат (Московская область) | |--------------------------------------------------------------------| | 3. | Северный | Академическая | |-----| |-----------------------------------| | 4. | | Левобережная | |-----| |-----------------------------------| | 5. | | Центральная | |-----| |-----------------------------------| | 6. | | Шереметьево (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 7. | Северо-Западный | Карамышево | |-----| |-----------------------------------| | 8. | | Кировская | |-----| |-----------------------------------| | 9. | | Озеро Бездонное | |-----| |-----------------------------------| | 10.| | Серебряный Бор | |-----| |-----------------------------------| | 11.| | Строгино | |-----| |-----------------------------------| | 12.| | Татарово | |-----| |-----------------------------------| | 13.| | Митино (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 14.| | Щукино (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 15.| Северо-Восточный | Долгопрудный (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 16.| | Джамгаровский (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 17.| | Путяевский (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 18.| Восточный | Косино | |-----| |-----------------------------------| | 19.| | Терлецкая | |--------------------------------------------------------------------| | 20.| Юго-Восточный | Кузьминки | |-----| |-----------------------------------| | 21.| | Кожухово | |-----| |-----------------------------------| | 22.| | Текстильщики | |-----| |-----------------------------------| | 23.| | Курьяново (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 24.| | Марьино (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 25.| Южный | Царицыно | |-----| |-----------------------------------| | 26.| | Борисовская | |--------------------------------------------------------------------| | 27.| Юго-Западный | Битца (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 28.| | Бутово (сноска) | |-----| |-----------------------------------| | 29.| | Тропарево (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 30.| Западный | Кунцево | |-----| |-----------------------------------| | 31.| | Ленинские горы | |-----| |-----------------------------------| | 32.| | Мещерская | |-----| |-----------------------------------| | 33.| | Рублево (Московская область) | |-----| |-----------------------------------| | 34.| | Фили | |-----| |-----------------------------------| | 35.| | Сити (сноска) | |--------------------------------------------------------------------| | 36.| Зеленоградский | Зеленоград (сноска) | ---------------------------------------------------------------------- Сноска - вновь создаваемые поисково-спасательные станции Примечание: схема размещения поисково-спасательных станций на территории города Москвы подлежит уточнению согласно постановлению Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 57-ПП "Об упорядочении работ по строительству и развитию объектов инфраструктуры рек и водоемов". Анализ обстановки на водных объектах города Москвы показывает, что наметилась опасная тенденция по снижению уровня обеспечения безопасности населения на водоемах. Это обусловлено тем, что водопользователи не уделяют должного внимания профилактическим мероприятиям по предупреждению случаев гибели и травматизма людей, а балансодержатели зон отдыха - созданию спасательных постов или спасательных станций, осуществляющих работу по предупреждению несчастных случаев на водоемах. В последние годы круглогодичное использование водных объектов и прибрежных зон для массового отдыха становится все интенсивнее. С ростом населения города Москвы и числа приезжих количество посетителей водоемов продолжает возрастать, и соответственно увеличивается количество несчастных случаев. В такой обстановке система традиционных спасательных и профилактических мер уже не может эффективно противостоять объективно существующим и прогнозируемым рискам жизни людей (приложение). Наряду с традиционным пляжным, получили развитие новые виды отдыха на воде (дайвинг, виндсерфинг, вейкборд, аквабайк и другие), увеличивается число гидроциклов, моторных лодок, катеров, буеров в частном пользовании москвичей, которые могут создавать предпосылки для несчастных случаев. Популярными видами массового отдыха у воды становятся: праздник реки Москвы, фестивали яхт, Московская международная регата на кубок столицы, теплоходные прогулки выпускников школ, соревнования: по рыбной ловле, яхтсменов, гидроциклистов; заплывы "моржей", крещенские купания. Кроме того, река Москва, Химкинское водохранилище открыты для судоходства и хождения кораблей, развивается водное такси, что является дополнительным фактором риска. За последние десять лет количество зон отдыха с купанием не увеличилось. В 2008 году пляжи на территории города могли вместить, согласно нормативам, только 39,5 тыс. человек (постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02"). Обстановка дополнительно усложнилась тем, что в 2008 году 21% пляжей не был принят в эксплуатацию. Дефицит зон отдыха, в первую очередь с купанием, провоцирует людей использовать для плавания места, не предназначенные для этих целей,где не обеспечивается требуемый уровень безопасности досуга. Многолетний опыт использования водных объектов показывает, что существующее количество оборудованных пляжей для города с населением в 10,5 млн. человек (это число не учитывает приезжих, не охваченных официальной статистикой, в том числе нелегальных иммигрантов; с учетом транзитного потока и туристов ежедневно в Москве находится около 20 млн. человек) недостаточно. При жаркой погоде с температурой воздуха 24-25° и выше в течение 2-3 дней происходит лавинообразный приток населения города Москвы к водоемам, особенно расположенным в "шаговой доступности", т.е. ближайшим к месту проживания. Согласно ежегодно разрабатываемым планам мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах административных округов города Москвы реагирование на такую обстановку осуществляется оперативно и организованно, но применяемых для этого сил и средств недостаточно, так как обстановка практически перерастает в чрезвычайную и требует скоординированных действий организаций, отвечающих за безопасность населения на всех водных объектах. Для дальнейшего повышения уровня безопасности населения требуется поиск новых путей проведения профилактики несчастных случаев, спасения людей на всех водоемах города Москвы на основе передовых методов управления, обучения, воспитания. Необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы в процессе обеспечения безопасности людей на водных объектах не только формировалась совокупность определенных знаний и умений, но и, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достигнуть путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения на водных объектах, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности. |
Фрагмент документа "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ ГОРОДА МОСКВЫ".