Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД ГОРОДА МОСКВЫ".
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД ГОРОДА МОСКВЫ 1. Общие методические рекомендации при размещении государственного заказа для нужд города Москвы (далее - Общие методические рекомендации) разработаны в целях совершенствования порядка размещения государственного заказа для нужд города Москвы. 2. Общие методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, установленными Федеральными законами от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в сфере размещения заказов. 3. В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации основывается на положениях указанного Закона, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Учитывая, что в Законе о размещении заказов норм, предоставляющих право органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять функции, кроме перечисленных в данном Законе, не установлено, вопросы нормативного регулирования размещения заказов относятся к ведению Российской Федерации. 4. В целях развития конкуренции, повышения прозрачности и эффективности размещения государственного заказа, а также надежности его результатов, учитывая административноуправленческие, экономические и технические условия деятельности органов исполнительной власти города Москвы при размещении заказов, Департамент города Москвы по конкурентной политике рекомендует государственным заказчикам города Москвы (далее - заказчики) распределять деятельность, связанную с размещением заказа, по трем этапам: - этап планирования и подготовки процедур размещения заказа; - этап размещения заказа; - этап исполнения государственного контракта, заключенного по результатам размещения заказа. 5. На этапе планирования и подготовки процедур размещения заказа государственным заказчикам особое внимание уделять задаче формирования технического задания и проекта государственного контракта в соответствии с предметом потребностей. 5.1. На этапе подготовки торгов государственному заказчику рекомендуется независимо, экспертно рассматривать сформированное техническое задание и проект государственного контракта. Результатом работы экспертов должно быть заключение о соответствии требований к товарам, работам, услугам предмету заказа, о соответствии начальной (максимальной) цены контракта текущему состоянию рыночных цен, об обоснованности выбора критериев оценки заявок участников конкурса, с возможной выдачей дополнительных предложений экспертов. Таким образом, на этапе подготовки торгов решения, принимаемые государственным заказчиком и изложенные в техническом задании и проекте государственного контракта, проходят независимую оценку, что обеспечивает повышение эффективности и целевой направленности результатов размещения заказа. 5.2. При этом наиболее важными элементами технического задания и проекта государственного контракта являются: - начальная (максимальная) цена контракта (лота); - размер обеспечения заявки на участие и размер обеспечения исполнения государственного контракта; - краткие характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг и поставляемых товаров; - количество поставляемого товара, выполняемых работ и услуг для каждой позиции и вида, номенклатуры или ассортимента; - сроки выполнения работ, оказания услуг и поставки товаров, календарные сроки начала и завершения поставок, периоды выполнения условий государственного контракта; - сопутствующие работы, услуги, перечень, сроки выполнения, требования к выполнению; - условия выполнения государственного контракта, требования соответствия результатов исполнения государственного контракта нормативным документам, требования о проведении экспертиз и подготовке заключений; - общие требования к выполнению работ, оказанию услуг, поставке товаров, требования по объему гарантий качества, требования по сроку гарантии качества на результаты размещения заказа; - порядок выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, этапы, последовательность, график, порядок поэтапной выплаты авансирования, а также поэтапной оплаты исполненных условий государственного контракта; - форма, сроки и порядок оплаты; - требования к качественным характеристикам работ и услуг, требования к функциональным характеристикам товаров. Требования к безопасности товаров, работ и услуг, требования к комплектности (объемам) поставки; - порядок поэтапной сдачи-приемки товаров, работ и услуг, этапы, описание этапов, фиксация поэтапных результатов, порядок подписания актов технического контроля и иных документов; - в случае размещения заказа путем проведения конкурса - критерии оценки заявок и их показатели с указанием весовых коэффициентов; - жесткая ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта и порядок ее применения. 5.3. В целях стимулирования конкурентных преимуществ участников размещения заказа и привлечения к исполнению государственных контрактов участников с необходимым и достаточным потенциалом и активами, с соблюдением норм Закона о защите конкуренции целесообразно рассматривать возможность укрупнения объемов государственного заказа в соответствии с территориальным признаком, при необходимости организуя проведение совместных торгов. 5.4. Особое внимание государственным заказчикам уделять предотвращению смешивания требований, предъявляемых в соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов, с требованиями, устанавливаемыми заказчиками в техническом задании и проекте государственного контракта к товарам, работам и услугам. 5.5. В целях защиты интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов, Законом о размещении заказов предусмотрен ряд защитных механизмов. 5.5.1. Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика, уполномоченного органа требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах пяти процентов от начальной цены контракта (часть 4 статьи 20 и часть 5 статьи 32 Закона о размещении заказов). В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и аукционе, не возвращаются. 5.5.2. Закон предусматривает возможность установления со стороны заказчика, уполномоченного органа требования обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах тридцати процентов от начальной цены контракта (пункт 15.2 части 4 статьи 22 и пункт 9 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов). В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики и уполномоченные органы обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае установления обеспечения исполнения контракта такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения государственного контракта способами, установленными Законом о размещении заказов, в размере обеспечения исполнения контракта (способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником самостоятельно). При этом установление авансовых платежей по государственным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). Учитывая, что получение авансового платежа может являться в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость их установления должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае. 5.5.3. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения открытого или закрытого конкурса конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 22 Закона о размещении заказов), а также требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, работ, услуг, являющихся предметом конкурса, и их характеристик (пункт 2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов). 5.5.4. При этом если заявка на участие в конкурсе, поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах, работах, услугах, которые не соответствуют каким-либо требованиям и показателям, установленным в конкурсной документации, такая заявка отклоняется конкурсной комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе как не соответствующая требованиям конкурсной документации. 5.6. Вышеизложенное свидетельствует о взаимосвязи требований и показателей, установленных в документации о торгах, с итогами торгов и последующим исполнением контрактов. 5.7. В отношении запросов котировок как самостоятельного способа размещения заказов Законом о размещении заказов предусмотрены аналогичные нормы, изложенные в статье 43 и статье 44 Закона о размещении заказов. 5.8. В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона о размещении заказов в государственные контракты включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. 5.9. Вышеуказанные положения Закона о размещении заказов позволяют заказчикам, уполномоченным органам путем качественной подготовки конкурсной документации (документации об аукционе, запроса котировок) гарантировать поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), качество которых соответствует (или превышает) требованиям заказчика, уполномоченного органа. 5.10. Закон о размещении заказов предусматривает включение в государственный контракт обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (часть 10 статьи 9 Закона о размещении заказов). 5.11. Закон о размещении заказов предусматривает право заказчика потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Закон о размещении заказов устанавливает обязанность государственных заказчиков устанавливать в проектах государственных контрактов обязательную ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих контрактных обязательств. 5.12. В ряде случаев эффективному и своевременному исполнению государственных контрактов способствует установление этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным контрактам. Поэтапная приемка товаров, результатов работ или услуг позволяет заказчикам эффективно отслеживать ход исполнения контрактов со стороны поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поддерживать необходимый уровень контроля за действиями поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в полном объеме использовать механизмы ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий контрактов. Таким образом, подрядчик несет прямую материальную ответственность и возлагает на себя финансовые риски невозврата перечисленного государственному заказчику обеспечения в порядке, установленном Законом о размещении заказов в случае уклонения от заключения государственного контракта либо ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту. 5.13. При этом государственным заказчикам необходимо устанавливать срок, на который устанавливаются требования обеспечения исполнения государственного контракта, который должен предусматривать исполнение подрядчиком (поставщиком) всех существенных условий государственного контракта, соответствующих требованиям заказчика, установленным документацией о торгах, и результатам проведенных торгов, и заканчиваться с прекращением обязательств по государственному контракту или его исполнения. 5.14. В особо важных случаях, связанных с задачей защиты жизни и здоровья людей, Закон о размещении заказов предусматривает условия, при которых, когда возникли потребности в размещении заказа на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, заказчик в соответствии с частью 6 статьи 42 Закона о размещении заказов вправе осуществлять размещение заказа путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта в случае, установленном частью 8.2 статьи 9 Закона о размещении заказов, а также в случае, если уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации выдано предписание об отмене результатов торгов и принято решение о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок. При этом государственный контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить государственный контракт на поставку таких товаров, и при заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока. Кроме этого, в целях минимизации рисков заказчик вправе обоснованно распределить сумму выделенных на финансовый год ассигнований поквартально и размещать государственный заказ в соответствии с условиями, установленными Законом о размещении заказов. 5.15. Проект государственного контракта на выполнение строительных работ для государственных нужд города Москвы должен предусматривать существенное условие государственного контракта - при повреждении городских инженерных сетей при выполнении работ, предусмотренных государственным контрактом, государственный контракт расторгается в установленном Законом о размещении заказов порядке. 5.16. Вступившие в силу с 1 марта 2009 г. изменения, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливают, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков. 5.17. Часть 1 статьи 4 Закона о размещении заказов устанавливает, что государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального, бюджетов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. При этом статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, а именно: составлять и исполнять бюджетную смету; принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносить соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; вести бюджетный учет либо передавать на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формировать и представлять бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполнять иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Таким образом, размещение государственного заказа осуществляется государственным заказчиком, обладающим статусом распорядителя или получателя бюджетных средств, в соответствии с потребностями в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций государственного заказчика, и бюджетное учреждение, которое осуществляет закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных источников финансирования, обязано размещать заказ по выбору поставщиков (исполнителей, подрядчиков) товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона. При этом в соответствии со статьями 6, 152 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации передача полномочий государственного заказчика юридическим лицам допускается только в случае, если юридическое лицо является получателем бюджетных средств. 5.18. В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о размещении заказов заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок цен размещение государственного заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500000 (пятьсот тысяч) рублей в течение квартала. Пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусматривается право заказчика в течение квартала размещать государственный заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Таким образом, заказчик вправе в течение одного квартала размещать государственный заказ на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок цен на сумму, не превышающую 500000 (пятьсот тысяч) рублей, и у единственного поставщика на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов. 5.19. В отношении текущего ремонта объектов капитального строительства для государственных нужд вопрос о способе размещения заказа в Законе о размещении заказов не урегулирован. Вместе с тем согласно части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов Правительством Российской Федерации устанавливаются перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона. В отношении товаров (работ, услуг), включенных в данные перечни, не допускается применение конкурса в качестве способа размещения заказов. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р код по ОКДП ОК 004-93 "4500000 Услуги строительные и объекты строительства" включен в перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень 1). Согласно ОКДП 004-93 код 4500000 включает код "4520080 Строительство зданий и сооружений "под ключ", включая ремонт (прим.: любой) и реконструкцию [4520500] - [4520529]". Таким образом, при размещении заказов на выполнение работ, как по капитальному, так и текущему ремонту объектов капитального строительства, не допускается применение конкурса в качестве способа размещения заказа. 5.20. В части 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов указание на применение аукциона при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, строительству, реконструкции, капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования для государственных нужд означает запрет на применение конкурса как способа проведения торгов при размещении заказов на поставку соответствующих товаров (выполнение работ, оказание услуг) и не накладывает запрета на использование иных способов размещения заказа, предусмотренных Законом о размещении заказов. В частности, в статье 10 Закона о размещении заказов в числе способов размещения заказа определены: - проведение торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; - без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом установлено, что во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов. Таким образом, помимо обязанности использовать исключительно аукцион в качестве одного из способов проведения торгов, заказчики вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, строительству, реконструкции, капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом о размещении заказов. 5.21. В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении аукциона, в документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. 5.22. При определении способа размещения рассматриваемого государственного заказа государственные заказчики должны руководствоваться требованиями Закона о размещении заказов с учетом ограничений, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р. При этом в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. При формировании лотов следует исходить из того, что государственному заказчику следует обоснованно принимать решение об укрупнении лотов в связи с тем, что любое объединение различных технологически и функционально взаимосвязанных товаров, работ или услуг в один лот потенциально ведет к снижению количества участников торгов, следовательно, к условиям, ограничивающим конкуренцию. 5.23. При формировании лотов государственным заказчикам следует руководствоваться требованиями части 6.1 статьи 10 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Минэкономразвития России). До утверждения указанной номенклатуры заказчик самостоятельно определяет, какие товары, работы, услуги являются одноименными, исходя из следующего определения: под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. При этом в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 25 сентября 2008 г. N Д05-4076, согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 г. N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию). Таким образом, правомерно объединение проектно-изыскательских и строительных работ в один лот при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона. 5.24. С учетом вышеизложенного, а также норм Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом строительстве), который регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р код 7000000 по ОКДП "Услуги, связанные с недвижимым имуществом" включен в Перечень 1. Таким образом, размещение заказа на участие в долевом строительстве жилых помещений (квартир), а также по приобретению жилых помещений (квартир) должно осуществляться путем проведения аукциона. 5.25. Статья 11 Закона о размещении заказов устанавливает обязательные требования ко всем участникам размещения заказа при проведении торгов, перечень которых является исчерпывающим, и согласно части 4 данной статьи Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа. При этом в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 22 и частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию о торгах (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов. 5.26. Пунктом 4.1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов определено, что в документации о торгах заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), а также начальную (максимальную) цену единицы товара, услуги в случае, если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных нужд в конкурсной документации на основании пункта 8.1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа. 5.27. Кроме того, частью 4 статьи 22 Закона о размещении заказов предусмотрена возможность выполнения работ, оказания услуг по цене единицы услуги и (или) работы исходя из объема фактически оказанных услуг, выполненных работ в случае, если осуществляется выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи или юридических услуг. 5.28. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также о заключении в приоритетном порядке договоров. 5.29. Пункт 2 статьи 20 и часть 2 статьи 32 Закона о размещении заказов предусматривает право государственного заказчика размещать заказ путем проведения закрытых торгов в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о торгах либо в проекте государственного контракта. В случае если публичное размещение государственного заказа может создать угрозу безопасности объектов или сведений государственного заказчика, соответствующие предметы государственного заказа должны иметь отношение к сведениям, составляющим государственную тайну, и размещаться путем проведения закрытых торгов, а в случае, если при выполнении работ или оказании услуг законодательно установлено требование о специальном лицензировании конкретного вида работ или услуг, такое требование должно быть установлено государственным заказчиком к участникам размещения заказа и отражено в документации о торгах. 5.30. При размещении заказов на оказание финансовых услуг следует учитывать, что часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции устанавливает обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, субъектов естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций, предоставляющих исчерпывающий перечень услуг, определенных указанной статьей, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона о размещении заказов. Таким образом, государственные заказчики при размещении заказов на оказание финансовых услуг, указанных в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, должны руководствоваться нормами Закона о размещении заказов с учетом требований, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р. При этом при оценке финансовой устойчивости страховщика целесообразно применять следующие показатели: - доля собственного капитала в пассивах должна превышать 10%; - уровень покрытия страховых резервов-нетто собственным капиталом и доля краткосрочных банковских кредитов не должны превышать 25%; - у страховщика должна быть положительная рентабельность страховой финансовохозяйственной деятельности и собственного капитала; - уровень выплат по видам страхования и показатель убыточности-нетто должны превышать 30%; - уровень расходов и комбинированный показатель убыточности-нетто, коэффициент критической ликвидности и текущая платежеспособность должны превышать 100%; - уровень покрытия инвестиционными активами страховых резервов должен быть более 50%; - доля наиболее ликвидных в общем объеме активов должна превышать 5%; - доля перестраховщиков в страховых резервах компании должна быть не менее 10% и не более 50-60%, а для компаний, занимающихся страхованием крупных рисков, - 85%. 5.31. Государственным заказчикам особое внимание уделять задаче создания благоприятных условий для малого бизнеса. 5.31.1. Согласно письму Минэкономразвития России N 5684-АП/Д05, ФАС России N АЦ/10329 от 29 апреля 2008 г. "О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94- ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства" в соответствии со статьей 15 Закона о размещении заказов государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов. 5.31.2. Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства (далее - Перечень 2), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства". 5.31.3. Государственный заказчик самостоятельно выбирает одну или несколько позиций из Перечня 2, способ размещения заказа (конкурс, аукцион или запрос котировок) и устанавливает начальные (максимальные) цены контрактов (цены лотов), которые не должны превышать 15 млн. рублей. 5.31.4. При размещении заказов путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, государственные заказчики и участники размещения заказа должны соблюдать следующие требования: 5.31.4.1. В извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что участниками таких торгов, запроса котировок могут являться только субъекты малого предпринимательства. 5.31.4.2. Участники размещения заказов должны соответствовать требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209- ФЗ), в соответствии с которым к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: - для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; - средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующего предельного значения средней численности работников для субъектов малого предпринимательства - сто человек включительно; - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства. 5.31.4.3. Для проверки соответствия участников размещения заказа, подавших заявку на участие в конкурсе, аукционе; котировочную заявку, требованиям статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ заказчик обязан: - с целью проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства (доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов) указать в конкурсной документации или документации об аукционе требования о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе (аукционе) копии учредительных документов (устав, учредительный договор); - при проведении запроса котировок указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ. При этом участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства). При этом требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается; - с целью проверки численности работников участника размещения заказа (средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно) заказчик указать в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ. При этом участник размещения заказа декларирует в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе, в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ (о численности работников за предшествующий календарный год). При этом дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется; - осуществлять проверку соответствия участника размещения заказа требованию, указанному в пункте 3 части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ (выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), в соответствии с которым за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Соответствие требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ, участник размещения заказа декларирует в заявке на участие в торгах или в котировочной заявке, подтверждая статус субъекта малого предпринимательства. 5.31.5. В случае соблюдения всех вышеперечисленных требований заказчиком заказ у субъектов малого предпринимательства считается размещенным, то есть объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, запрос котировок учитывается в общем годовом объеме, предусмотренном частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов. 5.32. В части порядка размещения заказа по предоставлению услуг охраны объектов государственным заказчикам руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", утвердившим перечень объектов, подлежащих государственной охране. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" к одной из основных задач МВД России относится организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций. Таким образом, в соответствии с Положением о МВД России функции государственной охраны закреплены за МВД России. 5.33. Государственным унитарным предприятиям, казенным предприятиям города Москвы и акционерным обществам с долевым участием города Москвы в уставном капитале размещать заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд в порядке, аналогичном процедурам торгов, предусмотренных Законом о размещении заказов, с размещением информации о размещении заказа на официальном сайте города Москвы в сети Интернет (www.tender.mos.ru). 6. На этапе размещения заказа (проведения процедур размещения заказов, предусмотренных Законом о размещении заказов): 6.1. В целях исключения возможности нарушения участниками размещения заказов антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов и для уточнения порядка оценки заявок по критериям, за исключением критериев "цена" и "качественные характеристики", государственным заказчикам предлагаем устанавливать следующие требования (условия) в конкурсной документации (документации об аукционе): - максимальную стоимость расходов на эксплуатацию товара - не более _____________ рублей/период (в т.ч. затраты на энергию, вспомогательные и горюче-смазочные материалы, на текущий ремонт, наладку и обслуживание оборудования, амортизацию и другие расходы аналогичного характера); - максимальную стоимость расходов на техническое обслуживание (профилактику) - не более _____________ рублей/период; - минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг; - минимальный объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг в валюте, используемой для формирования цены контракта на срок предоставления гарантии качества; - сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (недель, суток). 6.2. Участники, подавшие заявки на участие в конкурсе (аукционе), соответствующие установленным документацией требованиям, допускаются к участию к торгам, заявки же, не соответствующие значениям, установленным в документации, отклоняются в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона о размещении заказов. 6.3. В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом до опубликования извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе либо направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии. Кроме этого, часть 10 статьи 7 Закона о размещении заказов устанавливает, что комиссия правомочна осуществлять функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов, при этом делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается. При этом Закон о размещении заказов не ограничивает возможность заказчика производить замену членов комиссии. Таким образом, в случае если члены комиссии не могут присутствовать на заседании комиссии и число присутствующих на заседании членов комиссии менее 50% от общего числа членов комиссии, заказчик вправе осуществлять замену членов комиссии. 6.4. Согласно статье 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией, осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе. 6.5. Одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе на выполнение работ, оказание услуг (помимо цены) является качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса. Данный критерий может быть применен заказчиком как совместный критерий (т.е. "качество и квалификация"), а также раздельно: критерий "качество" либо критерий "квалификация" (или "качество", или "квалификация"). 6.6. При оценке заявок на участие в конкурсе на выполнение работ, оказание услуг критерий "квалификация" может применяться ко всем видам работ и услуг. 6.7. Значимость критерия "качество работ, услуг и (или) квалификация" определена частью 6 статьи 28 Закона о размещении заказов и при проведении конкурса на выполнение работ, оказание услуг не может составлять более 20% (т.е. любых работ, услуг, кроме перечисленных далее), а в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ, а также на разработку документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, на выполнение аварийноспасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских услуг, образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг, услуг по проведению экспертизы, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа - 45%. 6.8. Таким образом, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг заказчик может производить оценку заявки по критерию "квалификация" по таким показателям, как опыт участника конкурса по выполнению работ, оказанию услуг, которые являются предметом конкурса, опыт персонала, репутация и т.п. 6.9. Требование к квалификации участника конкурса не может быть предметом допуска к участию в торгах, при этом квалификация участника может оцениваться заказчиком. 6.10. В соответствии с письмами Минэкономразвития России от 17 декабря 2008 г. N Д05- 5790, от 7 ноября 2008 г. N Д05-4890 при проведении процедур рассмотрения и оценки и сопоставления заявок на участие в торгах заказчику (конкурсной или аукционной комиссии) не запрещено привлекать экспертов и учитывать экспертные оценки при принятии соответствующих решений по результатам данных процедур. При этом ответственность за соблюдение законодательства в сфере размещения заказов при принятии решения о допуске или недопуске участника размещения заказа к торгам возлагается исключительно на каждого присутствующего на заседании члена комиссии. 6.11. Таким образом, путем привлечения независимой экспертной оценки сведений и документов заявок участников торгов повышается объективность принятия решений в отношении соответствия заявок участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к участникам размещения заказа, соответствия предложений участника предмету торгов, соответствия требованиям, установленным в документации о торгах, а также при оценке и сопоставлении заявок участников конкурса по субъективным критериям оценки, документов и сведений, представленных в заявках участников торгов, сведений о качественных характеристиках товаров, услуг. 6.12. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей являются документами, содержащими сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственных реестрах установленной формы, и такие выписки не могут являться документами, подтверждающими полномочия руководителя организации - юридического лица на осуществление действий от имени участника размещения государственного или муниципального заказа. 6.13. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки требуется в соответствии с пунктом "б" части 3 статьи 25 и пунктом "б" части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов. При этом согласно положениям Закона о размещении заказов нотариальное заверение копий документов требуется исключительно в отношении выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Устанавливать в конкурсной документации или документации об аукционе требования о представлении в составе заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе иных нотариально заверенных копий документов (кроме выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП) не допускается. 6.14. Актуален и взаимосвязан с задачей обеспечения надлежащего качества поставляемых товаров, работ и услуг вопрос предоставления эквивалентов. Участник размещения заказа вправе предложить эквивалент товара при условии, что такая замена по установленным в документации о торгах критериям оценки эквивалентности равноценна или превосходит товар, требуемый государственным заказчиком. При этом участник размещения заказа предоставляет обосновывающие материалы - развернутую сравнительную таблицу качественных характеристик, подтверждающих эквивалентность, оформляемую в соответствии с критериями оценки эквивалентности, установленными документацией о торгах. 6.15. Согласно части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов к участникам размещения заказа устанавливаются требования, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. При этом заказчик обязан установить требование в документации о торгах о представлении участником размещения заказа копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов. Копия лицензии может быть затребована в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 25 и подпунктом "б" пункта 3 части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом торгов. 6.16. Участник размещения заказа должен представить в составе заявки на участие в торгах копию собственной лицензии, а ее отсутствие в составе заявки на участие в торгах или наличие лицензии субподрядчика является основанием для недопуска участника размещения заказа к торгам. 6.17. В случае если организация-производитель не является участником размещения заказа на поставку товара, заказчик не вправе предъявлять требования к участнику размещения заказа, ответственность за соблюдение которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена на организацию-производителя, и не вправе требовать в составе заявки на участие в торгах сведений и документов, не предусмотренных статьей 12 Закона о размещении заказов. 6.18. Часть 3 статьи 25 и часть 2 статьи 35 Закона о размещении заказов устанавливают исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в торгах, в соответствии с которыми заявка на участие в конкурсе (аукционе) должна содержать в случаях, предусмотренных конкурсной документацией (документацией об аукционе), также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам. При этом не допускается требовать представления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром. 6.19. Закон о размещении заказов устанавливает запрет требования от участника размещения заказа иных, за исключением предусмотренных подпунктами "а"-"в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 (часть 4 статьи 25), частью 2 статьи 35, документов и сведений (часть 3 статьи 35). При этом не допускается требовать от участника размещения заказа представления оригиналов документов. 6.20. На основании изложенного требование заказчика о представлении в составе заявки копии сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участника размещения заказа по причине отсутствия в составе заявки указанных сертификатов является неправомерным. При этом в соответствии со статьей 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Таким образом, сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара, при условии, что это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством Российской Федерации. 6.21. Согласно письму Минэкономразвития России N 6989-АП/Д05, ФАС России N АЦ/13195 от 5 мая 2009 г. "О разъяснении вопросов, связанных с применением приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд" (далее - Приказ) преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий: - заказ размещается путем проведения конкурса или аукциона; - предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров, указанных в пункте 1 Приказа (при этом в состав конкурса, аукциона (лота) включены только товары, указанные в Приказе); - в конкурсной документации (документации об аукционе) установлен приоритет товарам российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства; - к участию в торгах допущены более одного участника размещения заказа или более одного участника аукциона участвовали в аукционе. При этом не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и не менее чем одна заявка на участие в торгах участника, допущенного к участию в торгах, содержит предложение о поставке товаров российского происхождения. 6.22. Таким образом, преференции участникам размещения заказов, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, не предоставляются, в частности, в следующих случаях: - заказ размещается путем проведения открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии со статьей 55 Закона о размещении заказов; - если заявки участников конкурса, участников аукциона содержат предложения только о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или в аукционе участвовали только участники аукциона, заявки на участие в аукционе которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа и происходящих из иностранных государств; - в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, часть из которых включена в перечень товаров, на которые предоставляются преференции в соответствии с пунктом 1 Приказа, а часть не включена; - в составе одного конкурса (лота) или одного аукциона (лота) предполагается к поставке несколько видов товаров, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает поставить товары, указанные в пункте 1 Приказа, часть из которых является товарами российского происхождения, а часть - иностранного происхождения (смешанный лот). 6.23. Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" участников размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, а также порядок предоставления преференций при проведении аукционов изложен в письме Минэкономразвития России N 6989-АП/Д05, ФАС России N АЦ/13195 от 5 мая 2009 г. "О разъяснении вопросов, связанных с применением приказа Минэкономразвития России от 5 декабря 2008 г. N 427 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд". 6.24. В случае размещения заказа путем проведения конкурса государственный или муниципальный контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной в его заявке (таким образом, преференция применяется только для целей оценки и сопоставления заявок). 6.25. В случае если несколькими участниками конкурса, предложившими лучшие условия исполнения контракта, в заявках которых содержатся предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в пункте 1 Приказа, и участниками конкурса, в заявках которых содержатся предложения о поставке соответствующих товаров российского происхождения, представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, государственный или муниципальный контракт заключается с участником конкурса, в заявке которого содержится предложение о поставке товаров российского происхождения (сноска к пункту 3 Приказа). 6.26. В соответствии с пунктом 4 Приказа в случае, если победителем аукциона признан участник аукциона, заявка которого содержит предложение о поставке товара, указанного в пункте 1 Приказа, происходящего из иностранного государства, государственный (муниципальный) контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта. 6.27. В случае если государственный или муниципальный контракт заключается с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта или государственный или муниципальный контракт с поставщиком расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им государственного или муниципального контракта, и в заявке участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, содержится предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, цена государственного или муниципального контракта должна быть снижена на 15% от начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта. (При этом в случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по такому контракту, заказчик вправе заключить контракт с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, только с согласия такого участника размещения заказа.) 6.28. В соответствии с пунктом 6 Приказа в конкурсной документации, документации об аукционе рекомендуется устанавливать требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в конкурсе (заявке на участие в аукционе) страны происхождения товара. 6.29. Таким образом, если в конкурсной документации (документации об аукционе) установлено требование об указании (декларировании) участником торгов в своей заявке страны происхождения товара, участник торгов обязан в составе заявки на участие в торгах продекларировать страну происхождения предлагаемых к поставке товаров. Если в заявке на участие в торгах участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в торгах такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах. Требовать от участника торгов в составе заявки какие-либо документы, подтверждающие страну происхождения товара, заказчик не вправе. 6.30. В случае если в конкурсной документации (документации об аукционе) не содержится требование об указании (декларировании) участником торгов страны происхождения товара, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке. При этом преференции участникам размещения заказа, не указавшим страну происхождения в заявке на участие в торгах, не предоставляются. 6.31. Страна происхождения товара подтверждается при исполнении государственного или муниципального контракта путем декларирования поставщиком, с которым заключен государственный или муниципальный контракт, например, в акте сдачи-приемки товара. Также в целях подтверждения страны происхождения товара поставщик обязан представить иные документы, подтверждающие, что товар произведен на территории Российской Федерации, если наличие такого документа предусмотрено законодательством Российской Федерации и такие документы в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются вместе с товаром. 6.32. Товар считается произведенным на территории Российской Федерации, если в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, указано, что производство товара полностью или частично осуществлено на территории Российской Федерации. Таким образом, указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялась сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара. 6.33. Отдельные особенности размещения заказов на основании статьи 55 Закона о размещении заказов: 6.33.1. Статья 55 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень случаев возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). 6.33.2. Пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов применяется в том числе в случаях, когда потребность в определенных товарах, работах, услугах возникла вследствие непреодолимой силы. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, например, стихийное бедствие (наводнение, землетрясение), общественные явления (введение военного положения, забастовки и т.п.). Таким образом, срочность государственного заказа не может быть основанием для размещения заказа у единственного поставщика. 6.33.3. Закон о размещении заказов определяет, что исключительные полномочия органов исполнительной власти или подведомственных им государственных учреждений по выполнению определенных работ или предоставлению услуг устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов); размещение заказа определяется указами или распоряжениями Президента Российской Федерации (пункт 17 части 2 статьи 55). 6.33.4. В случае принятия заказчиком в установленных Законом о размещении заказов порядке решения о направлении документов в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти о согласовании размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) Закон о размещении заказов не ограничивает заказчика в выборе организаций (в том числе тех, которые не принимали участие в конкурсе), осуществляющих поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом торгов и соответствуют установленным к ним требованиям. 6.33.5. Одновременно в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о размещении заказов определены следующие особенности заключения государственного контракта с таким поставщиком (исполнителем, подрядчиком): - государственный контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных конкурсной документацией; - цена заключенного государственного контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса или в случае заключения государственного контракта на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которой присвоен первый номер, и конкурсной документации, и цена заключенного контракта не должна превышать цену контракта, указанную в такой заявке; - поставщик (исполнитель, подрядчик) должен быть согласен заключить государственный контракт на условиях, предусмотренных конкурсной документацией. 7. На этапе исполнения государственного контракта: 7.1. Часть 2 статьи 9 Закона о размещении заказов устанавливает, что государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов. 7.2. Государственный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации (часть 3 статьи 29 Закона о размещении заказов); указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения государственного или муниципального контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником (часть 3 статьи 38 Закона о размещении заказов); на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок цен (часть 8 статьи 47 Закона о размещении заказов). Цена государственного контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного контракта (часть 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов). Снижение цены государственного контракта оформляется дополнительным соглашением к такому контракту. Последующее увеличение цены государственного контракта Законом о размещении заказов не предусматривается. При этом частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6-6.6 и 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов. 7.3. Таким образом, требования, установленные документацией о торгах в соответствии с предметом размещения заказа, должны быть включены в проект государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, и изменение условий исполнения государственных контрактов, за исключением установленных вышеуказанной нормой (часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов), Законом о размещении заказов не допускается. 7.4. Государственному заказчику следует фиксировать факт передачи в установленном порядке участнику размещения заказа, с которым заключается государственный контракт, проекта контракта с включенными в него условиями, указанными в поданной участником торгов заявке. 7.5. В соответствии с частью 8.2 статьи 9 Закона о размещении заказов в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, заказчик вправе разместить заказ на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта. Контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для вынесения судебного решения и вступления его в силу, а также связанной с этим необходимостью проведения новых торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку таких товаров. При заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока. 7.6. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по государственному или муниципальному контракту заказчик вправе обратится в суд с иском о расторжении такого контракта. 7.7. Согласно части 1 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, заказчик вправе подать в арбитражный суд заявление об обеспечении иска. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении, его предметом может являться, например, приостановление действия государственного или муниципального контракта до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. 7.8. Порядок рассмотрения арбитражным судом заявления об обеспечении иска установлен в статье 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 указанной статьи заявление об обеспечении иска рассматривается арбитражным судом, рассматривающим дело, не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон. Заявление об обеспечении иска рассматривается судьей единолично. 7.9. Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. 7.10. Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по государственному или муниципальному контракту заказчик вправе совершить следующие действия: - обратиться в суд с иском о расторжении государственного или муниципального контракта; - одновременно с иском о расторжении государственного контракта обратиться в суд с заявлением об обеспечении иска (приостановление исполнения государственного контракта); - после вынесения судом определения об обеспечении иска заказчик вправе разместить заказ на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок (срок размещения информации - за 4 дня) независимо от цены контракта; - после вступления в силу решения суда о расторжении контракта заказчик должен направить сведения о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, а также произвести удержание предоставленной ему поставщиком гарантии обеспечения обязательств. 7.11. Часть 10 статьи 9 Закона о размещении заказов обязывает государственного заказчика включать в государственный контракт обязательные условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом. При этом в соответствии с частью 4 статьи 22 Закона о размещении заказов заказчик вправе установить такие требования по предмету заказа, как календарные сроки (периоды) выполнения государственного контракта, условия и требования к выполнению предмета государственного контракта, порядок (этапы) исполнения государственного контракта, требования к качеству, методам и безопасности исполнения государственного контракта, порядок сдачи (приемки) товаров, работ, услуг с фиксацией результатов по этапам, требования по проведению испытаний (контрольных пусков), передаче технических и иных документов, условия по передаче исключительных прав, требования по правовому регулированию исполнения государственного контракта и иные требования в соответствии с Законом о размещении заказов и обязан руководствоваться условиями подписанного по результатам размещения государственного заказа государственного контракта и Гражданским кодексом Российской Федерации при осуществлении контроля исполнения государственного контракта. 7.12. При этом заказчик не вправе требовать от поставщика (исполнителя, подрядчика) иных документов, не предусмотренных условиями исполнения государственного контракта. Так, Законом о размещении заказов не предусмотрено право заказчика требовать от поставщика (исполнителя, подрядчика) сведения, включающие в себя сметы затрат по исполнению государственного контракта, а также документы, подтверждающие целевое использование поставщиком (исполнителем, подрядчиком) финансовых средств, полученных по государственному контракту. 7.13. На этапе исполнения государственного контракта в соответствии с частью 12 статьи 9 Закона о размещении заказов для проверки соответствия качества поставляемых товаров, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным контрактом, государственный заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов. 7.14. Привлечение независимых экспертов при поэтапной приемке товаров или оказываемых услуг обеспечит не только повышенный контроль качества, но и простимулирует исполнителя по государственному контракту к ответственному и качественному исполнению условий, предусмотренных государственным контрактом. 7.15. В соответствии с частью 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для договора поставки, если не предусмотрены иные правила. При этом к отношениям по поставке товаров для государственных нужд в части, не урегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются нормы Закона о размещении заказов. 7.16. Таким образом, правовое регулирование заключения исполнения и расторжения государственных контрактов характеризуется приоритетом специальных норм Закона о размещении заказов, и возможность одностороннего отказа от исполнения условий договора, предусмотренная статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, не распространяется на отношения, возникающие по условиям государственных контрактов. 7.17. Прямая норма, установленная частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, запрещает расторжение государственного контракта в одностороннем порядке. При этом в соответствии с частью 8.1 статьи 9 Закона о размещении заказов в случае расторжения государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Законом о размещении заказов заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа. Государственный контракт заключается с указанным участником размещения заказа на условиях, предусмотренных соответственно частью 3 статьи 29, частью 3 статьи 38 и частью 8 статьи 47 Закона о размещении заказов, с учетом особенностей, предусмотренных частью 8.1 Закона о размещении заказов. Кроме этого, если до расторжения государственного или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по такому контракту, при заключении нового государственного контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг. 7.18. В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. 7.19. В соответствии с Правилами принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 978 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом", государственные заказчики вправе заключать долгосрочные государственные контракты на срок более трех лет, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет, и на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года, в случае утверждения закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. 7.20. В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о размещении заказов заказ признается размещенным со дня заключения государственного контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, - со дня заключения иных гражданско-правовых договоров. Таким образом, срок действия государственного контракта определяется с момента заключения государственного контракта. 7.21. Заключение трехстороннего государственного контракта по результатам проведения конкурса, аукциона или запроса котировок невозможно в связи с тем, что по результатам конкурса, аукциона, запроса котировок выбирается один победитель, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов). 7.22. В то же время поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе привлекать для исполнения государственного или муниципального контракта соисполнителей. При этом государственный контракт будет заключаться с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), подавшим заявку на конкурс (аукцион, запрос котировок). Ответственность за действия таких соисполнителей перед заказчиком будет нести исполнитель. Расчеты за поставленные соисполнителями товары, выполненные работы, оказанные услуги будет осуществлять исполнитель. 7.23. Часть 6.6 статьи 9 Закона о размещении заказов предусматривает, что в случае перемены государственного или муниципального заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях. Приложение 2 к распоряжению Департамента города Москвы по конкурентной политике от 31 августа 2009 г. N 70-10-25/9 |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ДЛЯ НУЖД ГОРОДА МОСКВЫ".