О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. Постановление. Правительство Москвы. 27.10.09 1166-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Общие положения

     В феврале  2009  года  исполнилось  сто   лет   со   дня   первой
антинаркотической конференции в Шанхае, созванной для выработки мер по
защите  мирового  сообщества   от   распространения   наркотиков.   На
протяжении прошедшего столетия был принят ряд международных конвенций,
направленных на ограничение и  контроль  рынка  наркотиков,  борьбу  с
нелегальным   оборотом   (производством,   перевозкой   и   торговлей)
наркотических средств и психотропных веществ.
     Существенным успехом    международной    деятельности    в   этом
направлении  явилось  создание  системы  контроля  за   производством,
перевозкой  и  использованием  наркотических  средств  и  психотропных
веществ для медицинских и научных  целей,  создание  и  систематизация
легального рынка наркотиков.
     Вместе с  тем,  нелегальный  оборот  наркотиков,  рост  числа  их
потребителей  не  только не были остановлены,  но и приобрели характер
общемировой эпидемии. Особенно четко это проявилось в последние 50 лет
параллельно    либерализации    общества.   Появились   новые   центры
наркоиндустрии,  в  частности,  Афганистан.  Широкомасштабный  экспорт
опиатов  из  этой страны является одной из основных угроз для России и
многих других государств.  Одновременно отмечается резкое увеличение в
незаконном   обороте  доли  синтетических  наркотиков,  большая  часть
которых поступает в Российскую  Федерацию  из  Западной  Европы  через
страны Балтии, Украину и Белоруссию.
     Нелегальный рынок наркотиков не только распространяет  наркотики,
но  и  стимулирует  спрос  на  них.  Это  происходит  путем пропаганды
толерантного  отношения  к  наркопотребителям,   вызова   интереса   к
наркотической  субкультуре  особенно  в  среде шоу-бизнеса.  Основными
негативными факторами являются: высокая доходность операций, связанных
с незаконным оборотом наркотиков,  расширение их спектра, формирование
новых каналов сбыта и пропаганды,  наличие  собственной  и  расширение
зарубежной   сырьевой   и   технологической   базы   для  производства
наркотиков,  снижение   обращаемости   населения   в   наркологические
учреждения,    извлечение   наркотиков   из   лекарственных   средств,
реализуемых в  аптечных  учреждениях,  а  также  их  применение  не  в
медицинских    целях,    рост    сомнительных    частных    учреждений
наркологического профиля, самолечение.
     К столетнему  юбилею  Шанхайской  конференции  был приурочен II-й
международный конгресс  против  наркотиков,  прошедший  в  Швеции  5-6
февраля   2009   г.   под   эгидой  ECAD  (Европейские  города  против
наркотиков).  В свою очередь в Вене 11-20 марта 2009 г. проведена 52-я
сессия   Комиссии   ООН  по  наркотическим  средствам.  Целью  Венской
конференции являлась выработка политической декларации,  призывающей к
сбалансированному     и    всестороннему    подходу    в    проведении
антинаркотической    политики,    всесторонней    поддержке     ранних
медико-социальных  вмешательств,  повышению значимости наркологической
помощи в деятельности национальных систем здравоохранения.
     В последние  15-20 лет получили развитие общественные движения по
международному сотрудничеству в области снижения спроса на  наркотики.
В   частности,   по   инициативе  Швеции  была  создана  международная
организация  "Европейские  города  против  наркотиков"  (ECAD),  а  на
североамериканском   континенте   по   инициативе  США  -  аналогичная
организация по контролю за  потреблением  наркотиков  (CICAD).  Данные
общественные  организации  выступают  против либерализации отношения к
наркотикам и программам снижения вреда.
     Эксперты "Human   Rights   Watch"   утверждают,  что  "российская
политика нацелена, прежде всего, на преследование наркозависимых, а не
на помощь",  основываясь на том, что в России запрещены замена героина
на метадон,  обмен шприцев,  и связывают этот факт с  нарушением  прав
человека.
     При осторожной критике антинаркотической  политики  США  основной
прессинг  оказывается  на  Россию,  а не на Китай или страны арабского
мира,  где максимально жестко проводятся антинаркотические полицейские
меры.  Декларируемая гуманитарная миссия ряда зарубежных организаций в
нашей стране на самом  деле  преследует  политические  и  коммерческие
задачи.  Несмотря  на  неприятие  подавляющим  большинством российских
врачей идеологии  "снижения  вреда",  вместо  конструктивного  диалога
происходит  "продавливание"  определенной стратегии,  идущей вразрез с
позицией отечественного здравоохранения.  Не добившись  "понимания"  в
здравоохранении,   ряд   зарубежных   неправительственных  организаций
пытаются использовать  средства  массовой  информации  как  инструмент
борьбы с российскими специалистами в области наркологии.
     Особенностью информационного  поля  программ   "снижения   вреда"
является  отсутствие публикаций со статистическим анализом результатов
исследований,  подтверждающих эффективность этих программ.  Приводятся
мифические  данные  с  впечатляющими  цифрами,  однако  нет  ни одного
исследования,  проведенного  на  принципах   доказательной   медицины,
подтверждающего   эти  заявления.  Таким  образом,  ряд  международных
гуманитарных организаций фактически вводят  в  заблуждение  российских
врачей,   журналистов,   депутатский  корпус,  общественных  деятелей,
приводя данные "успешного зарубежного опыта" по материалам, которые не
нашли  поддержки  у  ведущих мировых экспертов в области общественного
здоровья.
     10-11 мая   2007   г.   в   Стамбуле  состоялось  совещание  ECAD
(европейские города против наркотиков).  С одним из основных  докладов
выступил директор Управления по контролю за наркотиками при президенте
США   (ONDCP)   Д.Уолтерс,   который   подчеркнул,   что   безопасного
употребления    героина   не   существует   и   пациенты,   страдающие
наркозависимостью, должны получать не иглы и наркотики, а лечение.
     Одной из  ключевых  позиций в выработке основ политики Российской
Федерации в отношении незаконного оборота наркотиков и распространения
наркомании  является  решение Совета Безопасности Российской Федерации
от 28 сентября 2001 г.  "О мерах по совершенствованию  государственной
политики   в   сфере   борьбы   с  незаконным  оборотом  наркотиков  и
распространением наркомании в стране".
     В соответствии  с  Указом  Президента  Российской Федерации от 18
октября 2007 г.  N 1374 "О  дополнительных  мерах  по  противодействию
незаконному  обороту наркотических средств,  психотропных веществ и их
прекурсоров" образованы Государственный  антинаркотический  комитет  и
антинаркотические комиссии в субъектах федерации.
     В то  же  время,  на  наш  взгляд,  представляется   сомнительным
исключение  в  2003  году  из  Уголовного кодекса Российской Федерации
статьи  о  принудительном  лечении  больных   наркоманией,   а   также
увеличение доз наркотиков, хранение которых не подпадает под уголовную
ответственность.
     Президентом Российской  Федерации  поставлены задачи по улучшению
состояния здоровья нации, в том числе борьбы с наркоманиями, что нашло
отражение в приоритетном национальном проекте "Здоровье".
     Законом города Москвы от 28 февраля 2007 г.  N 6 "О  профилактике
наркомании    и   незаконного   потребления   наркотических   средств,
психотропных  веществ  в  городе  Москве"   предусмотрена   разработка
комплексной городской целевой программы по противодействию наркомании.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа