Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".
1. Общие положения В феврале 2009 года исполнилось сто лет со дня первой антинаркотической конференции в Шанхае, созванной для выработки мер по защите мирового сообщества от распространения наркотиков. На протяжении прошедшего столетия был принят ряд международных конвенций, направленных на ограничение и контроль рынка наркотиков, борьбу с нелегальным оборотом (производством, перевозкой и торговлей) наркотических средств и психотропных веществ. Существенным успехом международной деятельности в этом направлении явилось создание системы контроля за производством, перевозкой и использованием наркотических средств и психотропных веществ для медицинских и научных целей, создание и систематизация легального рынка наркотиков. Вместе с тем, нелегальный оборот наркотиков, рост числа их потребителей не только не были остановлены, но и приобрели характер общемировой эпидемии. Особенно четко это проявилось в последние 50 лет параллельно либерализации общества. Появились новые центры наркоиндустрии, в частности, Афганистан. Широкомасштабный экспорт опиатов из этой страны является одной из основных угроз для России и многих других государств. Одновременно отмечается резкое увеличение в незаконном обороте доли синтетических наркотиков, большая часть которых поступает в Российскую Федерацию из Западной Европы через страны Балтии, Украину и Белоруссию. Нелегальный рынок наркотиков не только распространяет наркотики, но и стимулирует спрос на них. Это происходит путем пропаганды толерантного отношения к наркопотребителям, вызова интереса к наркотической субкультуре особенно в среде шоу-бизнеса. Основными негативными факторами являются: высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, расширение их спектра, формирование новых каналов сбыта и пропаганды, наличие собственной и расширение зарубежной сырьевой и технологической базы для производства наркотиков, снижение обращаемости населения в наркологические учреждения, извлечение наркотиков из лекарственных средств, реализуемых в аптечных учреждениях, а также их применение не в медицинских целях, рост сомнительных частных учреждений наркологического профиля, самолечение. К столетнему юбилею Шанхайской конференции был приурочен II-й международный конгресс против наркотиков, прошедший в Швеции 5-6 февраля 2009 г. под эгидой ECAD (Европейские города против наркотиков). В свою очередь в Вене 11-20 марта 2009 г. проведена 52-я сессия Комиссии ООН по наркотическим средствам. Целью Венской конференции являлась выработка политической декларации, призывающей к сбалансированному и всестороннему подходу в проведении антинаркотической политики, всесторонней поддержке ранних медико-социальных вмешательств, повышению значимости наркологической помощи в деятельности национальных систем здравоохранения. В последние 15-20 лет получили развитие общественные движения по международному сотрудничеству в области снижения спроса на наркотики. В частности, по инициативе Швеции была создана международная организация "Европейские города против наркотиков" (ECAD), а на североамериканском континенте по инициативе США - аналогичная организация по контролю за потреблением наркотиков (CICAD). Данные общественные организации выступают против либерализации отношения к наркотикам и программам снижения вреда. Эксперты "Human Rights Watch" утверждают, что "российская политика нацелена, прежде всего, на преследование наркозависимых, а не на помощь", основываясь на том, что в России запрещены замена героина на метадон, обмен шприцев, и связывают этот факт с нарушением прав человека. При осторожной критике антинаркотической политики США основной прессинг оказывается на Россию, а не на Китай или страны арабского мира, где максимально жестко проводятся антинаркотические полицейские меры. Декларируемая гуманитарная миссия ряда зарубежных организаций в нашей стране на самом деле преследует политические и коммерческие задачи. Несмотря на неприятие подавляющим большинством российских врачей идеологии "снижения вреда", вместо конструктивного диалога происходит "продавливание" определенной стратегии, идущей вразрез с позицией отечественного здравоохранения. Не добившись "понимания" в здравоохранении, ряд зарубежных неправительственных организаций пытаются использовать средства массовой информации как инструмент борьбы с российскими специалистами в области наркологии. Особенностью информационного поля программ "снижения вреда" является отсутствие публикаций со статистическим анализом результатов исследований, подтверждающих эффективность этих программ. Приводятся мифические данные с впечатляющими цифрами, однако нет ни одного исследования, проведенного на принципах доказательной медицины, подтверждающего эти заявления. Таким образом, ряд международных гуманитарных организаций фактически вводят в заблуждение российских врачей, журналистов, депутатский корпус, общественных деятелей, приводя данные "успешного зарубежного опыта" по материалам, которые не нашли поддержки у ведущих мировых экспертов в области общественного здоровья. 10-11 мая 2007 г. в Стамбуле состоялось совещание ECAD (европейские города против наркотиков). С одним из основных докладов выступил директор Управления по контролю за наркотиками при президенте США (ONDCP) Д.Уолтерс, который подчеркнул, что безопасного употребления героина не существует и пациенты, страдающие наркозависимостью, должны получать не иглы и наркотики, а лечение. Одной из ключевых позиций в выработке основ политики Российской Федерации в отношении незаконного оборота наркотиков и распространения наркомании является решение Совета Безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2001 г. "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" образованы Государственный антинаркотический комитет и антинаркотические комиссии в субъектах федерации. В то же время, на наш взгляд, представляется сомнительным исключение в 2003 году из Уголовного кодекса Российской Федерации статьи о принудительном лечении больных наркоманией, а также увеличение доз наркотиков, хранение которых не подпадает под уголовную ответственность. Президентом Российской Федерации поставлены задачи по улучшению состояния здоровья нации, в том числе борьбы с наркоманиями, что нашло отражение в приоритетном национальном проекте "Здоровье". Законом города Москвы от 28 февраля 2007 г. N 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве" предусмотрена разработка комплексной городской целевой программы по противодействию наркомании. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ".