Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОТБОРУ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ".
II. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ Основными содержательными особенностями судебной деятельности являются: правовая регламентация профессиональной деятельности судьи; властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи; нестандартный, творческий характер деятельности; процессуальная самостоятельность и высокая степень персональной ответственности. 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения. Поведение судьи в служебной и внеслужебной обстановке строго регламентировано. Отступление от норм закона, Кодекса судейской этики, ведущее к умалению авторитета судебной власти, может рассматриваться, в том числе и как признак недостаточной профессиональной компетенции. Данное обстоятельство формирует у судьи стремление строго придерживаться правовых норм, воздействуя на его поведение и направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности судьи, его ответственности перед обществом, нормативности (конвенциональности) поведения. Данное интегративное свойство следует рассматривать в качестве ведущего фактора профессиональной успешности судьи. К базовым качествам, формирующим этот фактор, относятся: высокий уровень правосознания; честность, совестливость; принципиальность; требовательность; обязательность, добросовестность, дисциплинированность. 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи. Законодательством судье предоставлены широкие гарантии независимости и значительные властные полномочия. Судья по роду своей деятельности должен использовать данные ему властные полномочия, затрагивать интересы граждан и организаций, что предполагает всестороннюю правовую оценку чрезвычайно разнородных социальных явлений, конкретных ситуаций и обстоятельств дела, в которых действовали участники рассматриваемого судьей процесса. Поток информации в ходе рассмотрения дела крайне насыщен. Временная ограниченность для ее анализа предъявляет повышенные требования к интеллектуальной деятельности судьи. Необходимы большая сосредоточенность, устойчивость, распределенность внимания и активизация систематизирующей деятельности. Принятие решений в подобных, зачастую крайне конфликтных и эмоционально насыщенных ситуациях, требует от судей не только глубоких профессиональных знаний, но и особых личностных качеств, к которым можно отнести следующие: развитый интеллект, способность к глубокому, всестороннему анализу различных явлений; настойчивость, принципиальность при отстаивании своих решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; эмоциональная устойчивость, толерантность <5>; способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях; адекватная критичная самооценка. -------------------------------- <5> Терпеливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие эмоционального негативного фактора, вызывающего стресс. 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи. Основная часть доказательственной информации воспринимается судьей из устных сообщений (показаний подсудимого, свидетелей, экспертов и др.). Это предполагает развитость у судьи способности к анализу речевых текстов - способности выделять в перегруженных деталями речевых сообщениях существенное, отчленять факты от эмоционально оценочного отношения к ним. Профессиональная деятельность требует от судьи высокой познавательной активности, что предполагает наличие следующих качеств личности: широкого кругозора и эрудиции; гибкого, творческого мышления, высоких показателей умственной работоспособности, сообразительности, способности прогнозировать, умения выделять главное; активности, подвижности мыслительных процессов (восприятие, память, продуктивное мышление, внимание); развитого воображения, интуиции, способности к абстрагированию. 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи. Процессуальная самостоятельность предполагает высокий уровень ответственности. Требуется высокий уровень профессиональной адаптации, личностной интеграции, наличие следующих качеств: социальной зрелости; нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости; смелости, решительности, уверенности в себе, способности брать ответственность за выносимые судебные решения, настойчивость при высоком уровне самокритичности; адекватной самооценки; устойчивой мотивации на достижение успеха. Приведенные психологические особенности профессиональной деятельности судьи являются самыми общими, базовыми, определяя усредненный портрет успешного судьи. К основным подструктурам судебной деятельности относятся: когнитивная (познавательно-прогностическая); коммуникативная (общительность); организационно-управленческая; воспитательная. 1. Познавательно-прогностическая подструктура. Судебное разбирательство, в ходе которого изучаются материалы уголовного, гражданского дела, административного правонарушения, представляет собой разновидность общего процесса познания. Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности судьи и требующих от них определенных личностных качеств, являются: строгая правовая регламентация процесса познания; ретроспективный характер процесса познания, объектом которого становятся события не только настоящего, но и прошлого; эмоционально-негативный характер объектов восприятия (обстоятельства преступных деяний); мысленное моделирование событий прошлого, последовательности осуществления процесса познания; доказательно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательства; дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации); противодействие заинтересованных лиц процессу установления истины; эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу, воздействие стресс-факторов, нередко имеющих избыточную эмоционально-психическую напряженность; давление общественного мнения, способного исказить процесс познания. 2. Коммуникативная подструктура. Деятельность судьи осуществляется в форме процессуального либо непроцессуального общения. Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, судья осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психологическое состояние и поведение участников процесса. Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения - коммуникативная компетентность, предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения; проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности; доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать, эмпатийность <6>; свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения <7>; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения <8>, менять в зависимости от ситуации стиль общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стеничный тип реагирования в экстремальных условиях; чувство юмора. -------------------------------- <6> Постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека. <7> Процесс взаимодействия людей, с использованием речи, а также общение без использования речи, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением (жестами, мимикой и т.д.) оказывают более или менее сильное влияние на мысли, состояния и чувства друг друга. <8> Поведение в сфере общения, способствующее успешности человека в разнообразных областях деятельности. 3. Организационно-управленческая подструктура. Умение работать с людьми - одно из важнейших качеств, которыми должен обладать судья. Необходимыми организаторскими качествами становятся: активность, инициативность, находчивость, распорядительность; смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность; самостоятельность; чувство ответственности за свои действия и поступки; организованность, аккуратность и собранность в работе. Важную роль имеют и качества, отмеченные выше: коммуникативная компетентность <9>; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация к достижению успеха. -------------------------------- <9> Способность к выработке эффективной стратегии общения. 4. Воспитательная подструктура. Воспитательная функция в деятельности судьи определяется прежде всего целями и задачами правосудия, что предполагает наличие у судьи высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Судья должен обладать навыками выступления перед аудиторией, свободно владеть приемами вербального и невербального общения. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОТБОРУ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ".