О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 20.10.2009). Постановление. Правительство Москвы. 05.08.08 709-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 20.10.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена
               Программа, и оценка сложившейся ситуации

     В  соответствии  с Законами города Москвы от 24 октября 2001 г. N
52  "Об  информационных ресурсах и информатизации города Москвы", от 9
июля  2003 г. N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва"
и  рядом  постановлений Правительства Москвы в 2003-2007 гг. проведена
значительная   работа   по   реализации  Городской  целевой  программы
"Электронная Москва" (далее - ГЦП "ЭМ").
     В   рамках   выполнения  ГЦП  "ЭМ"  в  2003-2007  годах  накоплен
практический  опыт  и  реализованы подходы, которые позволили поэтапно
повышать эффективность внедрения в городе информационных технологий, а
именно:
     Планирование    и    реализация    проектов:   внедрен   проектно
ориентированный  подход,  объединяющий  в  рамках  одной  четкой  цели
создание  соответствующих  ведомственных  и  отраслевых информационных
систем,  программа  структурирована  на  три  направления  - основное,
вспомогательное    и   обеспечивающее,   внутри   которых   определены
приоритетные  проекты,  а также их взаимосвязь и этапность выполнения.
Следствием  перехода на проектно ориентированный подход в планировании
стало   повышение   целевой  ориентации  и  ясности  ежегодных  планов
Программы.
     Эксплуатация информационных систем: введена система паспортизации
программно-технических  комплексов  ведомств,  внедряется  система  их
автоматизированного  мониторинга, пересмотрен сборник цен и тарифов на
эксплуатацию,  на  этой  основе разработана автоматизированная система
расчетов  эксплуатационных затрат. При росте масштаба и области охвата
информационных  систем  это  позволяет контролировать и оптимизировать
эксплуатационные расходы.
     Проведение   единой   технической   политики:   введены   жесткие
требования со стороны Управления информатизации к наличию и содержанию
технической  документации  на проектирование систем, внедрена практика
сводных конкурсов на поставки оборудования и программного обеспечения.
Это   позволяет   поэтапно   повышать  уровень  программно-технической
унификации  при  создании  городских  информационных  систем  с  целью
максимального   упрощения   последующей   эксплуатации   и  уменьшения
эксплуатационных расходов.
     Формирование  единого  информационного пространства города: много
усилий направлено на организацию межведомственного обмена информацией,
создаются  технологическая  и  организационная  основы  этого  обмена:
Метасистема   "Электронная   Москва"   и   регламенты  информационного
взаимодействия  ведомств,  подлежащие  по мере формирования баз данных
автоматической   реализации   в   рамках  Метасистемы.  Это  позволяет
постепенно   решать   главную   задачу   информатизации   -   оказание
информационных  услуг  населению,  организациям  и  органам  власти  в
электронном виде (далее - электронные услуги).
     Вместе  с  тем  при  реализации  ГЦП  "ЭМ"  возникли определенные
проблемы:
     - недостаточно   проработан   вопрос   о  наполнении  создаваемых
информационных  систем  корректной  информацией и актуализации данных,
переносимых из ранее эксплуатировавшихся информационных ресурсов;
     - не    преодолены    информационные   межведомственные   барьеры
взаимодействия  городских  органов  власти и организаций, не обеспечен
требуемый     уровень     гармонизации     общегородского    комплекса
нормативно-справочной информации;
     - недостаточный  объем  информатизации  процессов,  сопутствующих
оказанию  государственных  услуг  населению,  организациям  и  органам
власти;
     - недостаточный    объем    информационных   услуг,   оказываемых
населению, городским органам власти и организациям в электронном виде;
     - ориентация  при создании ведомственных информационных систем на
автоматизацию  деятельности  структурных  подразделений,  а не деловых
(административных) процессов городских органов власти и организаций;
     - низкий   уровень  управления  и  мониторинга  работоспособности
городскими ИТ-ресурсами;
     - недостаточный  уровень  оптимизации  расходов  на  эксплуатацию
городских информационных систем и их администрирование.
     Несмотря  на  отмеченные  трудности  и  проблемы уже сейчас можно
сказать,   что  благодаря  реализации  ГЦП  "ЭМ"  создана  основа  для
достижения   долгосрочных  целей  по  широкомасштабному  использованию
информационно-коммуникационных  технологий для развития города. Растет
оснащение  городских  органов  власти  и  организаций средствами ИКТ и
профильными  информационными  системами, поддерживающими осуществление
ими   деловых   процессов   при  выполнении  своих  основных  функций.
Информационно-коммуникационные     технологии     становятся    важным
инструментом   профессиональной   деятельности  и  повседневной  жизни
москвичей.
     Сегодняшнюю ситуацию в области электронного развития города можно
охарактеризовать  как начало нового этапа информатизации. Этот переход
можно обозначить как переход от экстенсивного к интенсивному этапу, на
котором  на  первый  план  выходят вопросы эффективного, комплексного,
предполагающего   высокий   уровень  автоматизации  деловых  процессов
использования ИКТ для предоставления государственных услуг и повышения
эффективности  городского управления, улучшения качества и доступности
услуг,  предоставляемых в социальной сфере, сфере городского хозяйства
и  в  области  обеспечения  безопасности города. На осуществление этих
преобразований  и  направлена Городская целевая программа "Электронная
Москва (2009-2011 годы)".
     Сегодня все больше растет понимание того, что использование ИКТ в
сфере государственного управления и в социальной сфере - это не просто
автоматизация некоторых функций и деловых процессов в органах власти и
учреждениях   здравоохранения,  образования,  культуры.  Речь  идет  о
существенной  перестройке  работы (деловых процессов) органов власти и
организаций социальной инфраструктуры на базе ИКТ, приводящей к новому
качеству  оказания  государственных  услуг  (включая  услуги  в  сфере
здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и др.).
     В   России   и   Москве   дополнительную   актуальность  вопросам
электронного   развития   сферы   государственного   и  муниципального
управления  и  социальной инфраструктуры придает начавшаяся реализация
национальных     проектов     и     административная     реформа     -
информационно-коммуникационные  технологии  могут  внести существенный
вклад в их реализацию и помочь достижению поставленных целей.
     Комплекс   проблем,  на  решение  которых  направлена  Программа,
напрямую  связан  с  повышением  эффективности  использования  ИКТ для
решения  задач  социально-экономического  развития Москвы. ИКТ сегодня
занимают  центральное  место  в обновлении и реструктуризации ключевых
для  города  сфер  деятельности:  городского  управления, образования,
здравоохранения,  социальной  защиты  населения,  культуры, городского
хозяйства, обеспечения безопасности города, индустрии отдыха и зрелищ,
общественной   жизни.   Можно   сказать,   что   без  решения  проблем
эффективного   широкомасштабного   использования   ИКТ,  без  развития
информационно-коммуникационной  инфраструктуры и информационных систем
города  сегодня  невозможно  успешное решение ни одной из приоритетных
задач социально-экономического развития города Москвы.
     Достижение     основных    целей    Программы    -    обеспечение
жизнедеятельности города, информатизация деятельности органов власти и
городских  организаций,  создание  и  развитие  необходимой  для этого
информационной   и   телекоммуникационной   инфраструктуры,  повышение
качества   государственного   управления   и   государственных  услуг,
предоставляемых   населению   и   бизнесу,  обеспечение  открытости  и
доступности  информации,  обеспечение  безопасности  города и граждан,
повышение  уровня  обслуживания  в  социальной сфере, здравоохранении,
образовании,  создание  в  городе  комфортной  среды обитания является
существенным вкладом в решение задач социально-экономического развития
города Москвы.
     При   реализации   ГЦП   "Электронная   Москва"   создана  основа
широкомасштабного   использования  ИКТ  для  развития  города.  Растет
оснащение   органов   власти   и   бюджетных   организаций  средствами
информационно-коммуникационных      технологий      и      профильными
информационными   системами.   ИКТ   становятся   важным  инструментом
профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей.
     Вместе  с тем при реализации ГЦП "Электронная Москва" не решены в
полном объеме следующие проблемные вопросы:
     1.  По  номенклатуре,  качеству  и реальному использованию услуг,
предоставляемых  органами  власти и организациями города в электронном
виде,  показатели  Москвы  пока не достигли уровня развитых стран, где
предоставление  таких  услуг  рассматривается  как  одно  из важнейших
направлений  развития  информационного  общества.  При  этом  в городе
наблюдается  интенсивный  рост спроса на услуги в электронном виде (по
данным  мониторинга,  около 40% всех московских предприятий и не менее
25%   горожан   -   пользователей   Интернета  готовы  воспользоваться
электронными   услугами   органов   государственной  власти  Москвы  и
городских организаций при наличии такого предложения).
     2.  В  Москве наиболее остро в рамках проводимой административной
реформы  стоят  вопросы  обеспечения  нового  качества государственных
услуг,  в том числе за счет максимальной автоматизации всех процессов,
сопутствующих  их  оказанию.  По  номенклатуре  услуг, предоставляемых
городскими  органами  власти  и  организациями в режиме "одного окна",
достигнутые  показатели  Москвы  пока не достигли требуемого уровня. В
настоящее  время  автоматизирована выдача 16 типов документов из 165 -
то  есть примерно 10%, обеспечена автоматизированная обработка порядка
60% всех заявок.
     3.  Остается  недостаточным  уровень  интеграции  существующих  и
создаваемых  систем городского управления, в городе до конца не решены
вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов,
наборов   метаданных  и  т.п.,  позволяющих  обеспечить  согласованное
функционирование  этих  систем.  В  этой  связи  необходимо завершение
создания  Метасистемы  "Электронная Москва", основой которой являются:
система    электронного   взаимодействия   и   система   общегородских
классификаторов и справочников.
     4.   По   показателям   доступа   предприятий   бизнес-сектора  к
информационно-коммуникационным   технологиям   Москва  практически  не
уступает   средним  показателям  Европейского  союза  (ЕС),  несколько
отставая   только   по   показателям  доступа  к  Интернету.  В  сфере
ответственности   государства   ситуация  иная  -  уровень  доступа  к
информационно-коммуникационным   технологиям   организаций  социальной
сферы  (образование,  здравоохранение, культура) существенно ниже, чем
показатели  аналогичных  организаций в ЕС. Так, например, в московских
школах весной 2006 г. приходилось 22 ученика на один компьютер, в 2007
г.  -  19  учеников,  и  только  к  2010  году  планируется обеспечить
оснащенность  на  уровне  стран  ЕС  -  в среднем 9 учеников. Ситуация
усугубляется   тем,   что   компьютерной  техникой  и  информационными
системами  обеспечивались  в  первую  очередь  управляющие  структуры,
информатизация  осуществлялась путем создания АИС для органов власти и
управления  в  ущерб  информатизации  деятельности  по  оказанию услуг
населению и бизнесу.
     5.  С указанными причинами связано, но целиком не сводится к ним,
существенное (иногда на порядок) отставание от стран ЕС по показателям
реального    использования    ИКТ   при   оказании   услуг   в   сфере
здравоохранения, образования, культуры города Москвы. Даже при наличии
достаточно   развитой   информационно-коммуникационной  инфраструктуры
уровень   интеграции   информационных  технологий  в  производственные
процессы  в  организациях  социальной  сферы  города  остается низким.
Несмотря  на  то,  что  практически  все московские школы подключены к
Интернету    и    оснащены    компьютерными    классами,   менее   20%
учителей-предметников    используют    в   преподавании   компьютерные
технологии  и  менее  25%  учителей используют Интернет на занятиях со
своими  учениками  по  сравнению соответственно с 68% и 53% учителей в
среднем  по  ЕС.  Врачи московских лечебно-профилактических учреждений
(ЛПУ)  на  порядок реже, чем их коллеги в странах ЕС, используют ИКТ в
своей профессиональной деятельности.
     6.  Несмотря  на  заметный рост уровня информационной грамотности
взрослого  населения  Москвы  этот уровень все еще остается низким и в
два раза уступает уровню информационной грамотности населения США. При
этом   совершенно  недостаточно  развита  в  Москве  система  обучения
взрослого  населения  использованию  компьютера  и  Интернета, а также
система    специальной    подготовки    для    использования   ИКТ   в
профессиональной  деятельности  -  доля  населения  и профессиональных
групп, получивших такую подготовку значительно ниже, чем в странах ЕС.
Несмотря  на  создание  более  200  центров  общественного  доступа  к
социально   значимой   информации   задача   повышения  информационной
грамотности решена не в полной мере.
     Первый  возможный  вариант  решения указанных проблем, на решение
которых  направлена  Программа,  консервативный. Сохранить в несколько
модифицированном    виде    характерный   для   предыдущей   Программы
"Электронная  Москва"  и  для  большинства  действующих региональных и
федеральных  программ  электронного развития подход, в рамках которого
при   реализации   проектов  электронного  строительства  приоритетным
считается создание информационных систем для поддержки и автоматизации
внутренних  административных  процессов  и  функций,  а предоставление
услуг   в  электронном  виде  либо  не  рассматривается  совсем,  либо
относится  к  системам  второй  очереди и рассматривается как побочный
продукт  автоматизации внутренних процессов. Реализация такого подхода
связана  с  риском  углубления  отставания Москвы в области реализации
концепции  электронного  правительства от зарубежных стран и некоторых
регионов России.
     В  рамках  второго,  рекомендуемого  подхода приоритеты Программы
"Электронная   Москва  2009-2011  годы",  связи  и  последовательность
мероприятий  предлагается  выстроить  в  рамках сервис-ориентированной
модели,  в  которой повышение качества государственных услуг и услуг в
социальной  сфере  выступает  в  качестве  основной цели. Такой подход
позволяет   задавать   цели,   формировать   приоритеты  и  определять
последовательность  действий  при  проектировании  и  создании  систем
электронного  правительства  города.  Исходным является предоставление
услуг  в электронном виде, а автоматизация внутренних административных
процессов рассматривается как вспомогательная и обеспечивающая.
     Риски  такого  подхода  связаны  с  требованием  высокого  уровня
координации    в    реализации    мероприятий   Программы   и   четкой
концептуальной,  архитектурной  и  технологической проработкой системы
мероприятий  Программы,  а  также  с необходимостью соблюдения графика
финансирования программных мероприятий.
     Преимуществом  данного  подхода  является возможность в обозримое
время  преодолеть  отставание  Москвы  в  сфере  реализации  концепции
электронного  правительства  и  на  этой  основе  повысить  качество и
доступность государственных услуг, открытость органов власти и уровень
доверия горожан к органам городского управления.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 20.10.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа