Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 20.10.2009)".
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации В соответствии с Законами города Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", от 9 июля 2003 г. N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и рядом постановлений Правительства Москвы в 2003-2007 гг. проведена значительная работа по реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - ГЦП "ЭМ"). В рамках выполнения ГЦП "ЭМ" в 2003-2007 годах накоплен практический опыт и реализованы подходы, которые позволили поэтапно повышать эффективность внедрения в городе информационных технологий, а именно: Планирование и реализация проектов: внедрен проектно ориентированный подход, объединяющий в рамках одной четкой цели создание соответствующих ведомственных и отраслевых информационных систем, программа структурирована на три направления - основное, вспомогательное и обеспечивающее, внутри которых определены приоритетные проекты, а также их взаимосвязь и этапность выполнения. Следствием перехода на проектно ориентированный подход в планировании стало повышение целевой ориентации и ясности ежегодных планов Программы. Эксплуатация информационных систем: введена система паспортизации программно-технических комплексов ведомств, внедряется система их автоматизированного мониторинга, пересмотрен сборник цен и тарифов на эксплуатацию, на этой основе разработана автоматизированная система расчетов эксплуатационных затрат. При росте масштаба и области охвата информационных систем это позволяет контролировать и оптимизировать эксплуатационные расходы. Проведение единой технической политики: введены жесткие требования со стороны Управления информатизации к наличию и содержанию технической документации на проектирование систем, внедрена практика сводных конкурсов на поставки оборудования и программного обеспечения. Это позволяет поэтапно повышать уровень программно-технической унификации при создании городских информационных систем с целью максимального упрощения последующей эксплуатации и уменьшения эксплуатационных расходов. Формирование единого информационного пространства города: много усилий направлено на организацию межведомственного обмена информацией, создаются технологическая и организационная основы этого обмена: Метасистема "Электронная Москва" и регламенты информационного взаимодействия ведомств, подлежащие по мере формирования баз данных автоматической реализации в рамках Метасистемы. Это позволяет постепенно решать главную задачу информатизации - оказание информационных услуг населению, организациям и органам власти в электронном виде (далее - электронные услуги). Вместе с тем при реализации ГЦП "ЭМ" возникли определенные проблемы: - недостаточно проработан вопрос о наполнении создаваемых информационных систем корректной информацией и актуализации данных, переносимых из ранее эксплуатировавшихся информационных ресурсов; - не преодолены информационные межведомственные барьеры взаимодействия городских органов власти и организаций, не обеспечен требуемый уровень гармонизации общегородского комплекса нормативно-справочной информации; - недостаточный объем информатизации процессов, сопутствующих оказанию государственных услуг населению, организациям и органам власти; - недостаточный объем информационных услуг, оказываемых населению, городским органам власти и организациям в электронном виде; - ориентация при создании ведомственных информационных систем на автоматизацию деятельности структурных подразделений, а не деловых (административных) процессов городских органов власти и организаций; - низкий уровень управления и мониторинга работоспособности городскими ИТ-ресурсами; - недостаточный уровень оптимизации расходов на эксплуатацию городских информационных систем и их администрирование. Несмотря на отмеченные трудности и проблемы уже сейчас можно сказать, что благодаря реализации ГЦП "ЭМ" создана основа для достижения долгосрочных целей по широкомасштабному использованию информационно-коммуникационных технологий для развития города. Растет оснащение городских органов власти и организаций средствами ИКТ и профильными информационными системами, поддерживающими осуществление ими деловых процессов при выполнении своих основных функций. Информационно-коммуникационные технологии становятся важным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей. Сегодняшнюю ситуацию в области электронного развития города можно охарактеризовать как начало нового этапа информатизации. Этот переход можно обозначить как переход от экстенсивного к интенсивному этапу, на котором на первый план выходят вопросы эффективного, комплексного, предполагающего высокий уровень автоматизации деловых процессов использования ИКТ для предоставления государственных услуг и повышения эффективности городского управления, улучшения качества и доступности услуг, предоставляемых в социальной сфере, сфере городского хозяйства и в области обеспечения безопасности города. На осуществление этих преобразований и направлена Городская целевая программа "Электронная Москва (2009-2011 годы)". Сегодня все больше растет понимание того, что использование ИКТ в сфере государственного управления и в социальной сфере - это не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в органах власти и учреждениях здравоохранения, образования, культуры. Речь идет о существенной перестройке работы (деловых процессов) органов власти и организаций социальной инфраструктуры на базе ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг (включая услуги в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и др.). В России и Москве дополнительную актуальность вопросам электронного развития сферы государственного и муниципального управления и социальной инфраструктуры придает начавшаяся реализация национальных проектов и административная реформа - информационно-коммуникационные технологии могут внести существенный вклад в их реализацию и помочь достижению поставленных целей. Комплекс проблем, на решение которых направлена Программа, напрямую связан с повышением эффективности использования ИКТ для решения задач социально-экономического развития Москвы. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых для города сфер деятельности: городского управления, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, городского хозяйства, обеспечения безопасности города, индустрии отдыха и зрелищ, общественной жизни. Можно сказать, что без решения проблем эффективного широкомасштабного использования ИКТ, без развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных систем города сегодня невозможно успешное решение ни одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Москвы. Достижение основных целей Программы - обеспечение жизнедеятельности города, информатизация деятельности органов власти и городских организаций, создание и развитие необходимой для этого информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение качества государственного управления и государственных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, обеспечение открытости и доступности информации, обеспечение безопасности города и граждан, повышение уровня обслуживания в социальной сфере, здравоохранении, образовании, создание в городе комфортной среды обитания является существенным вкладом в решение задач социально-экономического развития города Москвы. При реализации ГЦП "Электронная Москва" создана основа широкомасштабного использования ИКТ для развития города. Растет оснащение органов власти и бюджетных организаций средствами информационно-коммуникационных технологий и профильными информационными системами. ИКТ становятся важным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей. Вместе с тем при реализации ГЦП "Электронная Москва" не решены в полном объеме следующие проблемные вопросы: 1. По номенклатуре, качеству и реальному использованию услуг, предоставляемых органами власти и организациями города в электронном виде, показатели Москвы пока не достигли уровня развитых стран, где предоставление таких услуг рассматривается как одно из важнейших направлений развития информационного общества. При этом в городе наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электронном виде (по данным мониторинга, около 40% всех московских предприятий и не менее 25% горожан - пользователей Интернета готовы воспользоваться электронными услугами органов государственной власти Москвы и городских организаций при наличии такого предложения). 2. В Москве наиболее остро в рамках проводимой административной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государственных услуг, в том числе за счет максимальной автоматизации всех процессов, сопутствующих их оказанию. По номенклатуре услуг, предоставляемых городскими органами власти и организациями в режиме "одного окна", достигнутые показатели Москвы пока не достигли требуемого уровня. В настоящее время автоматизирована выдача 16 типов документов из 165 - то есть примерно 10%, обеспечена автоматизированная обработка порядка 60% всех заявок. 3. Остается недостаточным уровень интеграции существующих и создаваемых систем городского управления, в городе до конца не решены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих обеспечить согласованное функционирование этих систем. В этой связи необходимо завершение создания Метасистемы "Электронная Москва", основой которой являются: система электронного взаимодействия и система общегородских классификаторов и справочников. 4. По показателям доступа предприятий бизнес-сектора к информационно-коммуникационным технологиям Москва практически не уступает средним показателям Европейского союза (ЕС), несколько отставая только по показателям доступа к Интернету. В сфере ответственности государства ситуация иная - уровень доступа к информационно-коммуникационным технологиям организаций социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) существенно ниже, чем показатели аналогичных организаций в ЕС. Так, например, в московских школах весной 2006 г. приходилось 22 ученика на один компьютер, в 2007 г. - 19 учеников, и только к 2010 году планируется обеспечить оснащенность на уровне стран ЕС - в среднем 9 учеников. Ситуация усугубляется тем, что компьютерной техникой и информационными системами обеспечивались в первую очередь управляющие структуры, информатизация осуществлялась путем создания АИС для органов власти и управления в ущерб информатизации деятельности по оказанию услуг населению и бизнесу. 5. С указанными причинами связано, но целиком не сводится к ним, существенное (иногда на порядок) отставание от стран ЕС по показателям реального использования ИКТ при оказании услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры города Москвы. Даже при наличии достаточно развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры уровень интеграции информационных технологий в производственные процессы в организациях социальной сферы города остается низким. Несмотря на то, что практически все московские школы подключены к Интернету и оснащены компьютерными классами, менее 20% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 25% учителей используют Интернет на занятиях со своими учениками по сравнению соответственно с 68% и 53% учителей в среднем по ЕС. Врачи московских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) на порядок реже, чем их коллеги в странах ЕС, используют ИКТ в своей профессиональной деятельности. 6. Несмотря на заметный рост уровня информационной грамотности взрослого населения Москвы этот уровень все еще остается низким и в два раза уступает уровню информационной грамотности населения США. При этом совершенно недостаточно развита в Москве система обучения взрослого населения использованию компьютера и Интернета, а также система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности - доля населения и профессиональных групп, получивших такую подготовку значительно ниже, чем в странах ЕС. Несмотря на создание более 200 центров общественного доступа к социально значимой информации задача повышения информационной грамотности решена не в полной мере. Первый возможный вариант решения указанных проблем, на решение которых направлена Программа, консервативный. Сохранить в несколько модифицированном виде характерный для предыдущей Программы "Электронная Москва" и для большинства действующих региональных и федеральных программ электронного развития подход, в рамках которого при реализации проектов электронного строительства приоритетным считается создание информационных систем для поддержки и автоматизации внутренних административных процессов и функций, а предоставление услуг в электронном виде либо не рассматривается совсем, либо относится к системам второй очереди и рассматривается как побочный продукт автоматизации внутренних процессов. Реализация такого подхода связана с риском углубления отставания Москвы в области реализации концепции электронного правительства от зарубежных стран и некоторых регионов России. В рамках второго, рекомендуемого подхода приоритеты Программы "Электронная Москва 2009-2011 годы", связи и последовательность мероприятий предлагается выстроить в рамках сервис-ориентированной модели, в которой повышение качества государственных услуг и услуг в социальной сфере выступает в качестве основной цели. Такой подход позволяет задавать цели, формировать приоритеты и определять последовательность действий при проектировании и создании систем электронного правительства города. Исходным является предоставление услуг в электронном виде, а автоматизация внутренних административных процессов рассматривается как вспомогательная и обеспечивающая. Риски такого подхода связаны с требованием высокого уровня координации в реализации мероприятий Программы и четкой концептуальной, архитектурной и технологической проработкой системы мероприятий Программы, а также с необходимостью соблюдения графика финансирования программных мероприятий. Преимуществом данного подхода является возможность в обозримое время преодолеть отставание Москвы в сфере реализации концепции электронного правительства и на этой основе повысить качество и доступность государственных услуг, открытость органов власти и уровень доверия горожан к органам городского управления. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 20.10.2009)".