Фрагмент документа "ОБ УСЛОВИЯХ И ФОРМАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА МОСКВЫ, ИМЕЮЩИХ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ (УСЛУГ)".
I. Общая характеристика ситуации В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 154-ПП "О задачах по повышению эффективности управления государственными и казенными предприятиями города Москвы на 2006-2008 гг. и об основных принципах реформирования государственных унитарных предприятий, не вошедших в среднесрочную программу приватизации" Межведомственной комиссией при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы и органами исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся государственные унитарные предприятия, в период с 2006 по 2009 гг. была проведена работа по реформированию государственных унитарных предприятий города Москвы, в результате которой количество предприятий значительно сократилось. Основное сокращение числа государственных унитарных предприятий города Москвы было проведено в период с 2006-2007 гг. При этом показатели планируемого количества предприятий (220) на 1 января 2009 г. не были достигнуты по следующим причинам: - длительность приватизационных процедур; - отсутствие должной заинтересованности у руководителей предприятий и органов исполнительной власти города Москвы, координирующих их деятельность; - необходимость надлежащего оформления имущественных и иных прав предприятий, включаемых состав приватизируемого предприятия; - необходимость реструктуризации имущественных комплексов реформируемых предприятий. Аналогичные тенденции прослеживаются и в количественном составе государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 7 марта 2006 г. N 154-ПП (приложение 2 "Перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, имеющих основополагающее положение на рынке товаров (услуг) города Москвы"). Так за вышеназванный период было сокращено всего одно предприятие (ГУП "Зеленоградский автокомбинат" присоединен к ГУП "Мосгортранс"). При этом складывающаяся на рынке финансово-экономическая негативная ситуация, вызванная ростом процентных ставок по кредитам, ведет к уменьшению инвестиций и промышленного производства. Недостаточный уровень инвестиций также обусловливается неготовностью, с одной стороны, получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления, и, с другой стороны, инвесторов - вкладывать капиталы в предприятия из-за высоких рисков (незащищенность права собственности, значительный риск потери средств из-за плохого управления, отсутствие действенного механизма реализации обязательственного права, непрозрачность финансового состояния предприятия). К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести: 1. Непродуктивность системы управления предприятием, обусловленную: - неэффективностью организационно-правовой формы предприятий (государственные унитарные предприятия) и, как следствие, невозможностью эффективно обеспечить управление предприятиями (отсутствие коллегиального органа управления - совета директоров, как у акционерного общества и т.п.); - отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным; - недостаточным знанием конъюнктуры рынка; - низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий; - неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства. 2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед собственником имущества за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-экономические результаты деятельности предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих органам исполнительной власти города Москвы контролировать деятельность руководства предприятий, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между отраслевыми департаментами и руководителями предприятий не отлажен. 3. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства. 4. Практику перекрестного субсидирования и деформированную структуру издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции московских предприятий. 5. Отсутствие актуальной и достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для органов исполнительной власти города Москвы, руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов. Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения искажает реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов предприятия, обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости, лишает предприятия права самостоятельной квалификации расходов на капитальные и текущие затраты, на текущие затраты и расходы будущих периодов. Существующая государственная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение органов государственной власти необходимой информацией и позволяет частично удовлетворить спрос предприятий на маркетинговую информацию. |
Фрагмент документа "ОБ УСЛОВИЯХ И ФОРМАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА МОСКВЫ, ИМЕЮЩИХ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ (УСЛУГ)".