ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и торговли РФ. 23.10.09 965

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Анализ состояния фармацевтической промышленности

     Российский  фармацевтический  рынок  представляет  собой  один из
наиболее  динамичных  и  быстрорастущих  мировых рынков (рисунок 2.1).
Продажи  фармацевтической продукции в Российской Федерации в 2007 году
составили  в конечных ценах потребления около 298 млрд. рублей, в 2008
-  около  360  млрд.  рублей.  При  этом  весьма значительным является
потенциал роста рынка: ежегодный рост не менее 10 - 12% в год в рублях
с 2003 года. В результате объем рынка с учетом финансово-экономической
ситуации  достигнет  400  - 500 млрд. рублей к 2011 году и 1000 - 1500
млрд.  рублей  к  2020 году (конечная стоимость для потребителей). При
выполнении государственной задачи достижения среднеевропейского уровня
потребления  лекарственных  средств  на  душу  населения  и увеличения
численности     населения     согласно     Концепции     долгосрочного
социально-экономического  развития  Российской  Федерации на период до
2020 г. до 142 - 145 млн. размер фармацевтического рынка достигнет 1,5
трлн. рублей к 2020 г.

      Рисунок 2.1. Динамика роста российского фармацевтического
       рынка в 2004 - 2007 годах и прогнозы роста до 2020 года
       (млрд. рублей, цены конечного потребления, с учетом НДС)

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     Благодаря государственным программам в течение двух последних лет
показатель  ежегодного  прироста потребления лекарств составляет около
26%.   В  то  же  время,  потребление  готовых  лекарственных  средств
российского  производства на фоне роста рынка падают на 1 - 2% в год и
в 2008 году составили лишь 19% в денежном выражении.
     Структура  российского  рынка  значительно  отличается  от рынков
развитых стран в сторону преобладания "брендированных" дженериков <*>,
в  основном  иностранного производства. Результатом является переплата
конечным  потребителем  (в  том  числе  и  государством)  за  торговые
названия  препаратов,  подчас  морально  устаревших,  что  значительно
затормаживает рост доступности лекарственных препаратов для населения.
В  силу  недостаточной  развитости  системы  здравоохранения  основным
покупателем  лекарственных  препаратов зачастую выступает сам пациент,
осуществляющий непрофессиональный выбор, преимущественно под действием
рекламы.      Сложившаяся      система     продвижения     стимулирует
фармпроизводителей  вкладывать больше средств в маркетинг и продажи, а
не   в   разработку  новых  эффективных  препаратов,  что  существенно
замедляет развитие отрасли по инновационному сценарию.
--------------------------------
     <*>   Бренд-дженерик   -   лекарственное   средство,  у  которого
действующее  вещество  (субстанция)  вышло из-под патентной защиты, но
активно продвигается торговое наименование.

     Российская   фармацевтическая   отрасль,   проигрывая  в  валовой
доходности,  тем не менее, в среднем на 68% обеспечивает отечественное
здравоохранение лекарственными средствами в натуральных показателях; в
госпитальном  секторе этот показатель достигает 72%. При этом основную
часть  продуктовых  портфелей  отечественных производителей составляют
низкорентабельные    дженериковые    препараты,   что   не   позволяет
фармпроизводителям  выделять на исследования и разработки более 1 - 2%
от  своей  выручки.  Для сравнения, фармпроизводители в США и Западной
Европе  выделяют 10 - 15%, что позволяет им формировать более половины
своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов.

           Рисунок 2.2. Доля рынка продукции отечественного
                и зарубежного производства в 2007 году
                        по патентному статусу

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     На   начало   2008   года   в  отрасли  насчитывалось  около  600
предприятий,  имеющих  лицензии на производство лекарственных средств.
При  этом  на  долю  10 наиболее крупных заводов приходилось более 30%
всех  выпускаемых  в  России  лекарств  в денежном выражении. Реальный
потенциал потребления лекарственных средств, производимых национальной
отраслью, составляет не более 10 - 15% рынка в денежном выражении и не
более 50 - 60% - в товарном, что свидетельствует о наличии тенденции к
дальнейшему отставанию российской фармацевтической промышленности.
     В  настоящее  время  российская  фармацевтическая  промышленность
использует  около  8  тысяч условных тонн субстанций в год, из которых
около 1,7 - 1,9 тысяч условных тонн производят российские предприятия.
Доля   высокотехнологичных   субстанций   (более   6  стадий  синтеза)
составляет  35% (в том числе 15%, произведенных в РФ) в количественном
выражении  и  34%  (в  том числе 5%, произведенных в РФ) в денежном, а
доля  биотехнологических,  соответственно, - 39% в денежном выражении,
из   которых   в   РФ  производится  всего  2%.  Образующийся  дефицит
закрывается  импортом  субстанций,  при  этом  основными  странами, из
которых  происходят  поставки  на  российский  рынок, являются Китай и
Индия  (суммарно  около  70% от всего импорта субстанций в 2007 году).
Для  сравнения,  в  1992  году в России производилось 272 наименования
фармацевтических  субстанций  общим  объемом  около  17 тысяч условных
тонн,   при   этом  удовлетворение  потребности  производства  ГЛС  на
внутреннем  рынке  в  разных  группах составляло от 70% до 100%; кроме
того,  значительная  часть  производимых субстанций экспортировалась в
страны  СЭВ.  За  период  с  1992  по  2008  годы  объем  производства
субстанций  в Российской Федерации сократился более чем в 20 раз (рис.
2.3).

               Рисунок 2.3. Темпы падения производства
                         субстанций по годам

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     При  этом  необходимо  отметить,  что субстанции, произведенные в
развитых  странах  по стандартам GMP <*>, имеют цены, сопоставимые или
даже  более высокие по сравнению с ценами на субстанции, произведенные
в  РФ. Конкурировать российским производителям субстанций приходится в
основном  с  теми  производствами  из  развивающихся стран, которые не
имеют GMP-сертификации и которые проводят демпинговую политику.
--------------------------------
     <*>  Стандарт  GMP  ("Good  Manufacturing  Practice",  Надлежащая
производственная  практика)  -  система  норм,  правил  и  указаний  в
отношении  производства  лекарственных средств, медицинских устройств,
изделий   диагностического   назначения,  продуктов  питания,  пищевых
добавок  и  активных  ингредиентов.  В  отличие  от процедуры контроля
качества  путем  исследования  выборочных  образцов  таких  продуктов,
которая  обеспечивает  пригодность  к  использованию  лишь  самих этих
образцов  (и,  возможно,  партий,  изготовленных  в ближайшее к данной
партии  время),  стандарт  GMP  отражает  целостный  подход, поскольку
регулирует   и   оценивает   собственно   параметры   производства   и
лабораторной  проверки.  Стандарты  GMP  приняты  как обязательные для
исполнения в большинстве развитых стран, например, в США, странах ЕС и
Японии.

     Российская  фармацевтическая  отрасль практически не представлена
на  международных  рынках.  Экспорт  готовых  лекарственных  средств и
фармацевтических  субстанций  из  Российской  Федерации  в  2007  году
составил около 6 млрд. рублей, что составляет менее 0,04% общемирового
объема  продаж  фармацевтической  продукции.  Учитывая, что российский
фармацевтический  рынок  в  ближайшее десятилетие может стать одним из
крупнейших   в   Европе,   сложившаяся  ситуация  выглядит  тем  более
несправедливой.
     Во  многом  экспорту  отечественных  лекарственных средств мешает
отсутствие  стандартов,  гармонизированных  с международными правилами
GMP, которые регулируют производство и контроль качества лекарственных
средств и являются обязательными для фармацевтической промышленности.
     Вопрос  о принятии гармонизированной с ЕС национальной Фармакопеи
также   остается   открытым.  В  настоящее  время  каждое  предприятие
использует   свои  фармакопейные  статьи,  что  вызывает  регуляторные
проблемы.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа