Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 17.11.2009)".
Постановка проблемы Функционирование городского хозяйства является зоной стратегических интересов органов государственной власти всех уровней, что обусловлено, в первую очередь, высокой социальной значимостью, а также значительными объемами финансирования данной отрасли со стороны федеральных и местных бюджетов. Низкая эффективность ЖКХ, слабая реализация социальных гарантий при его функционировании определили необходимость реформы ЖКХ, проведение которой во многом осложняется еще и тем, что данная отрасль практически не интегрирована в рыночную экономику России. При этом необходимым условием успешной реализации реформы ЖКХ является создание эффективных механизмов информационного обеспечения данной сферы. Несмотря на то, что информатизация сферы городского хозяйства Москвы несомненно опережает подобные процессы в других субъектах Российской Федерации, здесь имеют место проблемы децентрализации при решении информационных задач. В процессе реформы ЖКХ вертикальная модель управления все чаще сочетается с горизонтальной, вследствие чего руководящие кадры на местах все более широко используют различные территориальные и отраслевые системы автоматизации для повышения эффективности собственных процессов производства и управления (особенно в направлениях учета потребления ресурсов и проведения взаиморасчетов между участниками сферы городского хозяйства). Как правило, внедрение данных систем носит разрозненный характер, что не позволяет объединить информационные потоки с целью их дальнейшего комплексного использования органами исполнительной власти г. Москвы. Практически вся первичная информация в общегородских и ведомственных ИС "привязана" к конкретным объектам, субъектам и процессам на конкретной территории конкретного района и собирается территориальными органами управления. Однако значительная часть этих информационных потоков имеет восходящий характер и, пройдя зачастую многоуровневую обработку, сосредотачивается в ведомственных информационных системах. Практически отсутствуют территориальные информационные системы для коммуникации власти и населения в области функционирования городского хозяйства. При этом существенным положительным фактором, влияющим на проблему информатизации в г. Москве, является наличие современных высокоскоростных каналов связи, позволяющих перейти к развертыванию высокоэффективных распределенных автоматизированных систем. Анализ состояния информационного обеспечения сферы городского хозяйства Москвы выявил ряд проблем: - отсутствие единого подхода к решению задач управления на основе учета взаимодействия всех управляемых процессов территории или отрасли с макро- и микропроцессами, происходящими в пределах и за пределами управляемого субъекта; - растущее неудобство для жителей, вынужденных общаться с каждым из участников городского хозяйства в отдельности, что влечет за собой неоправданные временные и социальные затраты; - преобладание подходов к решению задач управления на основе территориального или ведомственного принципа, что приводит к несогласованным решениям; - отсутствие связи между процессами учета потребления ресурсов и процессами проведения расчетов на всех административных уровнях участников сферы городского хозяйства, резко снижающее экономическую эффективность внедрения систем автоматизации; - многократное дублирование однотипных данных в различных территориальных и отраслевых системах; - отсутствие актуальной и объективной статистики о текущем состоянии сферы городского хозяйства, необходимой органам исполнительной власти, для принятия наиболее эффективных управленческих решений; - низкая масштабируемость реализованных систем не только в пределах города, но и в пределах административной единицы; - отсутствие возможностей интеграции как с локальными системами, так и с принятыми к использованию информационными системами отраслевых департаментов, комитетов и управлений города Москвы; - отсутствие информационной инфраструктуры для перехода к комплексному решению задач управления и координации территориальных образований; - отсутствие единого и доступного информационного пространства; - хранение, передача и использование персональных данных населения и служебной информации органов исполнительной власти города в системах, не прошедших аттестацию по информационной безопасности; - постоянное усложнение как самих процессов управления и координации (за счет увеличения перечня задач, требующих решения), так и условий, в рамках которых они проходят. Перечисленные проблемы (список далеко не полный) показывают необходимость разработки и принятия комплексного, централизованного подхода для обеспечения решения задач информатизации городского хозяйства г. Москвы как необходимого условия успешной реализации реформы ЖКХ. Понимание проблем централизованной автоматизации сферы городского хозяйства как основы для реализации реформы ЖКХ, а также необходимость контроля над информационными ресурсами сферы городского хозяйства как основы выполнения функциональными органами исполнительной власти г. Москвы возложенных на них задач нашли свое отражение практически во всех законодательных актах по реформированию ЖКХ в РФ и городе Москве, из которых особенно следует выделить: - Закон города Москвы N 52 от 24.10.2001 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы"; - постановление Правительства Москвы N 476-ПП от 25 июня 2002 года "О создании Единых информационно-расчетных центров"; - постановление Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 680-ПП "О порядке использования автоматизированных систем для начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги" и т.д. Следует отметить, что Комплексом городского хозяйства Правительства Москвы проведена серьезная работа по решению задач, возложенных на него указанными нормативно-правовыми актами, при этом особенно стоит упомянуть реализацию во всех районах города Единых информационно-расчетных центров. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 17.11.2009)".