Фрагмент документа "ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОСПАРИВАНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФССП РОССИИ В 2008 ГОДУ".
ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОСПАРИВАНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФССП РОССИИ В 2008 ГОДУ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 27 марта 2009 г. N 12/07-3906-СВС (Д) Приложение к письму ФССП России от 27 марта 2009 года N 12/07-3906-СВС Федеральной службой судебных приставов проведен анализ судебной практики по оспариванию постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России в 2008 г. При подготовке обзора были использованы аналитические справки территориальных органов ФССП России, ведомственная статистическая отчетность по результатам деятельности Федеральной службы судебных приставов за 2008 г. и судебные акты. Как уже не раз отмечалось, работа территориальных органов ФССП России, в том числе по защите интересов Службы, в 2008 г. строилась в условиях вступившего с 01.02.2008 в силу Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон). Существенно расширив полномочия судебных приставов по принудительному исполнению требований исполнительных документов, Закон предусмотрел ряд положений, способствующих гармонизации прав взыскателя и должника, в частности, путем введения института обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России (старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, главного судебного пристава Российской Федерации и их заместителей) в порядке подчиненности, а также в судебном порядке. ФССП России были проведены мероприятия по повышению эффективности работы по организации судебной защиты интересов Службы при оспаривании постановлений, действий (бездействия) ее должностных лиц, в частности, издан Приказ ФССП России от 30.10.2008 N 453 "О мерах по совершенствованию организации работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов" (далее - Приказ от 30.10.2008 N 453). Издание данного Приказа позволило систематизировать указания ФССП России, которыми должны руководствоваться ее территориальные органы в своей деятельности по защите интересов Службы при оспаривании действий (бездействия) должностных лиц. Кроме того, изменения в законодательстве об исполнительном производстве потребовали пересмотра состава обобщаемой Правовым управлением статистической информации, в связи с чем к указанному Приказу разработаны соответствующие приложения. Согласно данным ведомственной статистической отчетности по форме N 1-1 в 2008 г. судами Российской Федерации рассмотрено 36482 заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, при этом 99% (36104) из них составляли заявления на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей. По сравнению с 2007 г. в отчетном периоде количество рассмотренных судами заявлений увеличилось на 4,5%. Количество удовлетворенных судами заявлений уменьшилось незначительно и составило 2711 заявлений (в сравнении с 2007 г. - снижение на 137 заявлений). Выделяя в отдельную категорию заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, за исключением заявлений на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, следует отметить, что таких заявлений в 2008 г. судами Российской Федерации рассмотрено 378, из них удовлетворено 44 (11,6%). Анализ складывающейся судебной практики, а также статистической информации по оспариванию постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Службы, представленной территориальными органами ФССП России, позволил установить следующее. Из 36104 заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) только судебных приставов-исполнителей, рассмотренных судами Российской Федерации в 2008 г.: 21% - заявления об оспаривании бездействия судебных приставов-исполнителей; 14% - заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по возбуждению исполнительного производства; 12% - заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по аресту, оценке и реализации имущества должников; 10% - заявления об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора; 9% - заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по окончанию исполнительного производства; 5% - заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по наложению штрафных санкций. Однако количество удовлетворенных заявлений по категориям в процентном отношении к общему количеству распределилось несколько иначе. Так, из 2711 удовлетворенных судами заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) только судебных приставов-исполнителей: 19% - заявления об оспаривании бездействия судебных приставов-исполнителей; 11% - заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по наложению штрафных санкций; 11% - заявления об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора; 11% - заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по окончанию исполнительного производства; 10% - заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по аресту, оценке и реализации имущества должников; 8% - заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по возбуждению исполнительного производства. |
Фрагмент документа "ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОСПАРИВАНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ФССП РОССИИ В 2008 ГОДУ".