Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ) РОСПАТЕНТА".
3. Методические подходы проведения экспертизы на коррупциогенность Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов. При проведении антикоррупционной экспертизы, а также на стадии разработки проекта документа следует руководствоваться тем, что: 1. Коррупционными факторами следует признавать положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. 2. Коррупциогенными нормами следует признавать положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы. Коррупционными факторами являются: а) факторы, связанные с реализацией полномочий Роспатента; б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов; в) факторы системного характера. Факторы, связанные с реализацией полномочий Роспатента, выражаются в: а) широте полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий Роспатента (его должностных лиц); б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения Роспатентом (его должностными лицами) и/или ФГУ ФИПС (его должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций; г) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Роспатента (его должностных лиц) и/или ФГУ ФИПС (его должностных лиц); д) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий; ж) установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона; з) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в: а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее; б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения Роспатентом (его должностными лицами) и/или ФГУ ФИПС (его должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага); г) отсутствии мер ответственности Роспатента (его должностных лиц) и/или ФГУ ФИПС (его должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности должностных лиц, а также норм об обжаловании их действия (бездействия) и решений; д) отсутствии указания на формы, виды контроля, осуществляемого Роспатентом (его должностными лицами) и/или ФГУ ФИПС (его должностными лицами); е) отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями Роспатента (его должностных лиц) и/или ФГУ ФИПС (его должностных лиц); ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности Роспатента (его должностных лиц) и/или ФГУ ФИПС (его должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, нормативные коллизии. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для Роспатента (его должностных лиц) и/или ФГУ ФИПС (его должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения Роспатента (его должностных лиц) и/или ФГУ ФИПС (его должностных лиц). |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ) РОСПАТЕНТА".