ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ) РОСПАТЕНТА. Приказ. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. 27.10.09 151

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ) РОСПАТЕНТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

3. Методические подходы проведения экспертизы
                          на коррупциогенность
     
     Для   обеспечения   системности,  достоверности  и  проверяемости
результатов   экспертизы  на  коррупциогенность  необходимо  проводить
экспертизу  каждой  нормы  проекта  документа  на  коррупциогенность и
излагать    ее    результаты   единообразно   с   учетом   состава   и
последовательности коррупционных факторов.
     При  проведении  антикоррупционной  экспертизы, а также на стадии
разработки проекта документа следует руководствоваться тем, что:
     1. Коррупционными факторами следует признавать положения проектов
документов,  которые  могут  способствовать  проявлениям коррупции при
применении  документов,  в  том  числе  могут  стать  непосредственной
основой  коррупционной  практики  либо  создавать условия легитимности
коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
     2. Коррупциогенными нормами следует признавать положения проектов
документов, содержащие коррупционные факторы.
     Коррупционными факторами являются:
     а) факторы, связанные с реализацией полномочий Роспатента;
     б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
     в) факторы системного характера.
     Факторы,   связанные   с   реализацией   полномочий   Роспатента,
выражаются в:
     а)  широте  полномочий  - отсутствии или неопределенности сроков,
условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий
Роспатента (его должностных лиц);
     б)  определении  компетенции  по формуле "вправе" - диспозитивном
установлении  возможности  совершения  Роспатентом  (его  должностными
лицами)  и/или ФГУ ФИПС (его должностными лицами) действий в отношении
граждан и организаций;
     в) отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
     г) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного
установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по
усмотрению  Роспатента  (его  должностных  лиц)  и/или  ФГУ  ФИПС (его
должностных лиц);
     д)  принятии  нормативного  правового  акта  сверх  компетенции -
нарушении  компетенции  органов государственной власти (их должностных
лиц) при принятии нормативных правовых актов;
     е)  заполнении  законодательных  пробелов  при помощи подзаконных
актов   в   отсутствие   законодательной   делегации   соответствующих
полномочий;
     ж)  установлении  общеобязательных правил поведения в подзаконном
акте в условиях отсутствия закона;
     з)   юридико-лингвистической   неопределенности   -  употреблении
неустоявшихся,   двусмысленных   терминов   и   категорий   оценочного
характера.
     Факторы,  связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствуют
об  отсутствии  правового  регулирования  некоторых вопросов в проекте
документа и выражаются в:
     а)  существовании  собственно  пробела в правовом регулировании -
отсутствии   в  проекте  документа  нормы,  регулирующей  определенные
правоотношения, виды деятельности и так далее;
     б)  отсутствии  административных  процедур  -  отсутствии порядка
совершения  Роспатентом  (его должностными лицами) и/или ФГУ ФИПС (его
должностными  лицами)  определенных  действий либо одного из элементов
такого порядка;
     в)  отказе  от  конкурсных  (аукционных)  процедур  - закреплении
административного порядка предоставления права (блага);
     г)  отсутствии  мер  ответственности  Роспатента (его должностных
лиц)  и/или  ФГУ  ФИПС  (его  должностных  лиц)  -  отсутствии  норм о
юридической   ответственности   должностных   лиц,  а  также  норм  об
обжаловании их действия (бездействия) и решений;
     д)  отсутствии  указания на формы, виды контроля, осуществляемого
Роспатентом (его должностными лицами) и/или ФГУ ФИПС (его должностными
лицами);
     е)  отсутствии  норм,  обеспечивающих  возможность  осуществления
контроля,  в  том  числе  общественного, за действиями Роспатента (его
должностных лиц) и/или ФГУ ФИПС (его должностных лиц);
     ж)  нарушении  режима  прозрачности информации - отсутствии норм,
предусматривающих  раскрытие информации о деятельности Роспатента (его
должностных  лиц)  и/или  ФГУ  ФИПС  (его  должностных лиц), и порядка
получения информации по запросам граждан и организаций.
     Факторами   системного  характера  являются  факторы,  обнаружить
которые  можно  при комплексном анализе проекта документа, нормативные
коллизии.
     Нормативные  коллизии  -  противоречия,  в  том числе внутренние,
между  нормами,  создающие  для Роспатента (его должностных лиц) и/или
ФГУ  ФИПС (его должностных лиц) возможность произвольного выбора норм,
подлежащих применению в конкретном случае.
     На  наличие  такого  коррупционного  фактора  указывает любой вид
коллизии,   если  возможность  ее  разрешения  зависит  от  усмотрения
Роспатента (его должностных лиц) и/или ФГУ ФИПС (его должностных лиц).

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ) РОСПАТЕНТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа