Фрагмент документа "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЕ "МОСКВИЧАМ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ. И ЗАДАНИИ НА 2010 ГОД (РЕДАКЦИЯ НА 08.12.2009)".
Часть III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Москва является активным участником реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В городе последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение москвичей доступным и современным жильем. Данная политика закреплена системой нормативно-правовых актов, реализуется через комплекс взаимоувязанных строительных и жилищных программ, обеспеченных городскими ресурсами: - программа улучшения жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях; - программа переселения жителей из сносимых ветхих, аварийных, пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения; - программа "Молодой семье - доступное жилье"; - Московская ипотечная программа; - программа реконструкции, реновации, капитального ремонта объектов жилищного фонда; - среднесрочная программа жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и задания до 2010 года; - ежегодная программа реализации жилой площади; - целевая комплексная программа паспортизации жилищного фонда; - программа расселения квартир коммунального заселения; - программа расселения общежитий квартирной планировки. В настоящее время Москва занимает лидирующее положение в стране по объему, составу и адресной направленности мер государственной социальной помощи в жилищной сфере всем группам москвичей, в первую очередь - признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Нарастают объемы жилищного строительства. Ежегодный объем ввода жилья в Москве увеличился с 3,5 млн. кв. м в 2000 году до 4,6 млн. кв. м в 2005 году. В период 2000-2005 годов в рамках городских жилищных программ улучшили жилищные условия 350 тыс. семей москвичей. Продолжавшийся с 1998 года рост очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, связанный с введением с 1 февраля 1998 г. новых правил постановки на жилищный учет, в последние два года удалось прекратить благодаря развертыванию новых жилищных программ - "Молодой семье - доступное жилье" и социальной ипотеки, обеспеченных дополнительными ресурсами (табл. 1). Вместе с тем, несмотря на выделение значительных ресурсов на реализацию перечисленных жилищных программ, максимальный срок ожидания улучшения жилищных условий не сокращается и требуемый уровень доступности жилья для москвичей достигнут не был. Таблица 1 КОЛИЧЕСТВО ГРАЖДАН, СОСТОЯЩИХ НА ЖИЛИЩНОМ УЧЕТЕ НА НАЧАЛО ГОДА В ПЕРИОД 2000-2006 ГГ. ------------------------------------------------------------------ |Годы |2000 |2001 |2002 |2003 |2004 |2005 |2006 | |--------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Семей |182939 |187317 |190206 |194204 |194427 |197164 |195410 | |--------|-------|-------|-------|-------|-------|-------|-------| |Человек |617102 |629318 |638425 |649606 |650546 |656241 |616478 | ------------------------------------------------------------------ В связи со значительным ростом рыночных цен на жилье началось снижение доступности жилья для жителей города Москвы (табл. 2). В частности, сегодня индекс доступности приобретения в собственность стандартной квартиры в типовом крупнопанельном доме площадью 54 кв. м семьей из 3 человек (жилье эконом-класса) исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи равен среднему годовому доходу практически за 10 лет по сравнению с 8,8 года в середине 2005 года. Таблица 2 ИЗМЕНЕНИЕ ИНДЕКСА ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ В ПЕРИОД 2000-2006 ГГ. --------------------------------------------------------------------------------- |Показатель |2000 |2001 |2002 |2003 |2004 |2005 |2006 | |----------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Совокупный |130000 |150000 |198887 |258156 |294505 |366300 |440000 | |годовой доход | | | | | | | | |семьи из 3 чел. | | | | | | | | |(руб.) <1> | | | | | | | | |----------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Средняя | 19600 | 20300 | 28305 | 34860 | 48671 | 60123 | 80820 | |стоимость одного| | | | | | | | |кв. м жилья | | | | | | | | |(руб.) <2> | | | | | | | | |----------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Стоимость | 912,6| 1096,2| 1528,5| 1882,4| 2626,6| 3246,7| 4364,3| |54 кв. м жилья | | | | | | | | |(тыс. руб.) | | | | | | | | |----------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------| |Значение индекса| 7,1| 7,3| 7,6| 7,2| 8,9| 8,8| 9,9| |доступности | | | | | | | | |жилья (гг.) | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> По данным Мосгоркомстата. <2> Цены типового панельного жилья в районах массовой застройки. Кроме того, реализуемыми в рамках городских жилищных программ мерами содействия реально охвачены лишь те москвичи, которые состоят на жилищном учете (7% от населения города Москвы) или проживают в ветхих и аварийных домах, общежитиях. В результате наблюдается рост неудовлетворенности горожан своими жилищными условиями. Так, по данным социологических опросов, желают улучшить свои жилищные условия не менее 50% семей, проживающих в Москве. Среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ускорить решение жилищной проблемы, воспользовавшись возмездными формами предоставления жилых помещений, желают более 62% семей. Из них около 41% готовы воспользоваться более благоприятной ценовой ситуацией на рынке жилья в ближнем Подмосковье. В целях координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области жилищного строительства постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП утверждены Среднесрочная программа жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг. и задания до 2010 года. В соответствии с этой Программой будет обеспечено строительство объектов жилищного фонда в объеме 22,6 млн. кв. м, что позволит направить для решения общегородских социальных задач 9,49 млн. кв. м жилой площади и улучшить жилищные условия 166,5 тыс. семей москвичей, в том числе 79 тыс. семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и 41 тыс. молодых семей. Ожидается, что этим будет обеспечено сокращение количества семей, состоящих на жилищном учете, на 5% ежегодно и достигнуто к 2010 году время ожидания предоставления жилого помещения очереднику около 10 лет. С другой стороны, анализ реализации в Москве жилищных программ показывает, что исключительно за счет нового строительства жилья на территории города Москвы перечисленные проблемы улучшения жилищных условий москвичей решены быть не могут. Острота проблем в жилищной сфере для всех категорий населения Москвы, а также важность решения новых задач социально-экономического и демографического развития города, вытекающих из послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", требуют разработки и реализации новых и более масштабных планов по повышению доступности жилья для москвичей, предусматривающих, помимо намеченного, следующее: - создание особого режима протекционизма на столичном рынке жилья для москвичей, постоянно проживающих на законных основаниях в городе Москве не менее 10 лет, в целях уменьшения дисбаланса между спросом и предложением, являющимися основным источником роста цен на жилые помещения; - охват мероприятиями Среднесрочной жилищной программы не только граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, а также других групп москвичей с дифференциацией по уровню жилищной обеспеченности и доходов; - достижение максимально возможной эффективности использования городского жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию городских жилищных программ; - увеличение объема предоставления жилья москвичам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и сокращение максимального срока ожидания улучшения их жилищных условий до 10 лет; - конкретизацию в жилищных программах целевых показателей, установленных Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве. Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки настоящей городской Среднесрочной жилищной программы. |
Фрагмент документа "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЕ "МОСКВИЧАМ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА ПЕРИОД 2007-2009 ГГ. И ЗАДАНИИ НА 2010 ГОД (РЕДАКЦИЯ НА 08.12.2009)".