Фрагмент документа "ОБ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 09.12.2009)".
Глава 3. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Статья 4. Утратила силу. Статья 5. Виды государственных образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы 1. В целях максимального удовлетворения потребностей детей и их родителей (законных представителей) в получении общедоступного, бесплатного и качественного общего образования Правительство Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы, может создавать предусмотренные настоящей статьей типовые и нетиповые государственные образовательные учреждения: 1) детский сад; 1.1) детский сад для детей раннего возраста; 1.2) детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; 2) детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому); 3) детский сад компенсирующего вида (с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции ограничений возможностей здоровья одной и более категорий детей); 4) детский сад присмотра и оздоровления (с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур); 5) детский сад комбинированного вида; 6) центр развития ребенка - детский сад (с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям - познавательно-речевому, социально-личностному, художественно - эстетическому, физическому); 7) детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования; 8) начальная школа - детский сад; 9) начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; 10) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других); 11) специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад; 12) начальная общеобразовательная школа; 13) основная общеобразовательная школа; 14) средняя общеобразовательная школа; 15) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; 16) гимназия; 17) лицей; 18) общеобразовательная школа-интернат начального общего образования; 19) общеобразовательная школа-интернат основного общего образования; 20) общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования; 21) общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; 22) гимназия-интернат; 23) лицей-интернат; 24) санаторная школа-интернат; 25) санаторно-лесная школа; 26) кадетская школа; 27) кадетская школа-интернат; 28) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; 29) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; 30) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; 31) детский дом - школа; 32) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 33) специальная общеобразовательная школа; 34) средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования; 35) средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения"; 36) начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья"; 37) основная общеобразовательная школа "Школа здоровья"; 38) средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья"; 39) центр образования "Школа здоровья"; 40) центр образования; 41) вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; 42) открытая (сменная) общеобразовательная школа. 2. Нетиповые государственные образовательные учреждения создаются в целях обеспечения возможностей на получение общего образования для детей, проявивших выдающиеся способности, детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению, детей с ограниченными возможностями здоровья и других категорий детей, для которых требуется создание особых условий для реализации ими права на образование. 3. Модели нетиповых государственных образовательных учреждений, а также особенности организации образовательного процесса в типовых государственных образовательных учреждениях отрабатываются в рамках экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой на экспериментальных образовательных площадках города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Статья 6. Реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ дошкольного образования в городе Москве 1. Дошкольное образование осуществляется в государственных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих основную общеобразовательную программу данного уровня различной направленности, в негосударственных образовательных организациях и в семейных (домашних) условиях. 2. Государственные дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Допускается функционирование государственных дошкольных образовательных учреждений в режиме полного дня, сокращенного дня, продленного дня, круглосуточно, в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольных образовательных учреждений. 3. В государственных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения, в установленном порядке могут открываться группы кратковременного пребывания. Количество групп кратковременного пребывания в учреждении устанавливается в зависимости от потребности населения и условий, созданных для обеспечения образовательного процесса, с учетом санитарных норм. Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 3 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования. 4. Родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи. 5. В целях оказания детям социально-психологической поддержки и (или) коррекционно-педагогической помощи органы государственной власти города Москвы, осуществляющие управление в сфере образования, создают в учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, условия для проведения диагностико-консультативной работы с детьми, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка. Статья 7. Реализация иных общеобразовательных программ в государственных образовательных учреждениях города Москвы 1. Основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Москве реализуются в государственных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, кадетских школах (кадетских школах-интернатах) в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, в том числе с особенностями, устанавливаемыми правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом. 2. Прогимназия - вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида. 3. Кадетская школа - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. 4. Кадетская школа-интернат - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. 5. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса. 6. Гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования. 7. Лицей - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования, VII-XI классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности. 8. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа - носителя языка. 9. Средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения" - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственных образовательных стандартов), а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому). 10. Начальная общеобразовательная школа "Школа здоровья", основная общеобразовательная школа "Школа здоровья", средняя общеобразовательная школа "Школа здоровья", центр образования "Школа здоровья" - виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний. 11. Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения. 12. Основные и дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях. Статья 8. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в городе Москве реализуются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Гражданам не может быть отказано в получении образования соответствующего уровня в избранных формах и (или) в их сочетании. 2. Органы государственной власти города Москвы создают условия для поддержки различных форм получения образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие общеобразовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечиваются средствами компьютерной техники и связи и программным обеспечением. 3. Образовательное учреждение обязано создавать условия и оказывать содействие обучающемуся в получении им образования в избранной форме. В случае выявления неосвоения обучающимся общеобразовательных программ в избранной им форме общеобразовательное учреждение рекомендует перевод обучающегося на другую форму получения образования, обеспечивающую качественное и своевременное освоение им общеобразовательных программ. 4. Для всех форм получения общего образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, - государственный образовательный стандарт) общего образования. Статья 9. Виды классов (групп) в государственных образовательных учреждениях и порядок их комплектования 1. В целях максимального удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах в государственных образовательных учреждениях города Москвы открываются классы различного уровня и направленности: лицейские, гимназические классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, классы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, спортивные классы (по видам спорта, лечебной физкультуры) и другие. 2. Виды государственных образовательных учреждений, в которых могут открываться классы различного уровня и направленности, порядок их открытия и функционирования определяются правовыми актами города Москвы. 3. Деятельность указанных классов по реализации соответствующих основных и дополнительных общеобразовательных программ, включая разработку требований к приему, содержанию образования и к организации образовательного процесса, предоставление прав, социальных гарантий и льгот обучающимся и работникам, осуществляется в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и правовыми актами города Москвы об аналогичных видах образовательных учреждений, а в части, не урегулированной ими, положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. 4. Финансирование указанных классов осуществляется по нормативам финансирования, установленным для государственных образовательных учреждений соответствующего уровня и направленности, а в случае их отсутствия - по нормативам, устанавливаемым правовыми актами города Москвы. Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Статья 10. Общие требования к приему в государственные образовательные учреждения города Москвы 1. Порядок комплектования государственных дошкольных образовательных учреждений и правила приема в государственные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования определяются учредителем и закрепляются в уставе образовательного учреждения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. Обучение детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6-6,5 года при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и при условии их готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования, с более раннего возраста - по желанию родителей (законных представителей) и с разрешения учредителя. 3. С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления в учреждение допускается проведение психолого-педагогической диагностики, собеседования с ребенком. 4. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении и классов в общеобразовательном учреждении определяется на основании данных учета детей, подлежащих обучению, осуществляемому в соответствии с настоящим Законом, в зависимости от числа поданных заявлений граждан, созданных для осуществления образовательного процесса условий, санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии, в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. 5. Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное государственное образовательное учреждение только при отсутствии в нем свободных мест. 6. Наполняемость классов и групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях, групп в дошкольных учреждениях устанавливается в соответствии с типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях и настоящим Законом. Комплектование классов (групп) с иной наполняемостью осуществляется образовательным учреждением по согласованию с учредителем. Статья 11. Дополнительные требования к приему в десятые классы государственных образовательных учреждений города Москвы 1. В десятые классы государственных образовательных учреждений принимаются обучающиеся, желающие получить среднее (полное) общее образование в данном образовательном учреждении, при наличии личного заявления, аттестата об основном общем образовании и медицинских документов установленного образца. 2. Количество десятых классов, открываемых в государственном образовательном учреждении, должно обеспечивать прием всех выпускников девятых классов данного образовательного учреждения, освоивших программы основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование в данном образовательном учреждении. 3. Государственное образовательное учреждение обязано обеспечить возможность продолжения на ступени среднего (полного) общего образования обучения по гимназическим, лицейским программам, программам углубленного изучения отдельных предметов, а также по основным общеобразовательным программам. 4. При комплектовании лицейских, гимназических классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов, приоритетным правом пользуются выпускники девятых классов этого же государственного образовательного учреждения и выпускники соответствующих классов иных общеобразовательных учреждений в связи с переменой места жительства. Статья 12. Дополнительные требования к приему в отдельные виды государственных образовательных учреждений города Москвы 1. Прием обучающихся в среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов, гимназию, лицей, кадетскую школу (кадетскую школу-интернат) производится в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. 2. В первые классы кадетских школ и пятые классы кадетских школ-интернатов принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья обучаться в данном виде образовательного учреждения. Преимущественным правом при зачислении в кадетскую школу (кадетскую школу-интернат) пользуются категории лиц, определенные федеральным законодательством, а также уставом кадетской школы (кадетской школы-интерната). 3. Преимущественным правом при приеме в гимназию, реализующую основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, пользуются выпускники прогимназий, успешно освоившие основную общеобразовательную программу начального общего образования. 4. Преимущественным правом при зачислении в лицей пользуются обучающиеся с высоким уровнем базовой подготовки по основным предметам, победители олимпиад по учебным предметам, интеллектуальных марафонов, конкурсов. 5. Комплектование государственных образовательных учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования производится независимо от места проживания детей в городе Москве и их национальной принадлежности. В среднюю общеобразовательную школу "Школа надомного обучения" принимаются дети на основании заключения городской психолого-медико-педагогической комиссии и по направлению органа государственной власти города Москвы, осуществляющего управление в сфере образования. Критерии отбора детей и подростков в иные нетиповые государственные образовательные учреждения определяются учредителем. Статья 13. Финансирование образовательного процесса в отдельных видах государственных образовательных учреждений города Москвы 1. Прогимназия, кадетская школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназия, лицей, центр образования работают по индивидуальным штатным расписаниям, утверждаемым по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования и предусматривающим дополнительное финансирование за счет средств бюджета города Москвы индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся, организации кружков, клубов, студий, научных обществ и других объединений и оплаты отдельных лекций, циклов, курсов. 2. Наполняемость классов и групп продленного дня в прогимназии, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, средней общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназии, лицее устанавливается в количестве 25 обучающихся. В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицее классы делятся на две группы при проведении уроков и лабораторных занятий по профильным предметам, которые закрепляются в образовательной программе и учебном плане государственного образовательного учреждения. В гимназии и лицее классы делятся на три группы при проведении занятий по иностранному языку и информатике. В прогимназии классы делятся на три группы при проведении занятий по иностранному языку и на две группы при проведении занятий по информатике. Деление на группы классов с иной наполняемостью осуществляется по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования может формировать отдельные группы по изучению предметов на национальном (родном) языке в пределах имеющихся бюджетных ассигнований. 3. При расчете учебной нагрузки учителей прогимназии, гимназии и лицея 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опытно-экспериментальную работу. 4. Оплата труда руководителей прогимназии, средней общеобразовательной школы с этнокультурным (национальным) компонентом образования, гимназии и лицея и их заместителей устанавливается по первой группе оплаты труда независимо от объемных показателей учреждения. 5. Сверхнормативное финансирование иных нетиповых государственных образовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. Статья 14. Организация и финансирование образовательного процесса в средней общеобразовательной школе "Школа надомного обучения" 1. Образовательный процесс в средней общеобразовательной школе "Школа надомного обучения" строится на основе сочетания различных форм обучения, которые определяются данным образовательным учреждением в соответствии с медицинскими показаниями обучающихся. С целью предоставления обучающимся возможностей обучения с использованием дистанционных образовательных технологий средней общеобразовательной школе "Школа надомного обучения" выделяется дополнительное финансирование за счет средств бюджета города Москвы на компьютерную технику и программное обеспечение. 2. Средняя общеобразовательная школа "Школа надомного обучения" работает по индивидуальному штатному расписанию, утверждаемому уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области образования. 3. Наполняемость классов при классно-урочной организации обучения составляет не более 8 обучающихся, при групповой - не более 4 обучающихся. При необходимости организуются индивидуальные занятия с обучающимися. При проведении занятий по профессиональной подготовке наполняемость группы не должна превышать 6 человек. 4. Объем учебной нагрузки обучающихся определяется индивидуальным учебным планом, разрабатываемым образовательным учреждением с учетом медицинских показаний обучающихся. |
Фрагмент документа "ОБ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 09.12.2009)".